программа Волшебная кисточка на 1 год

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дом художественного творчества детей»
Александро-Невского муниципального района Рязанской области
Согласовано на
педагогическом совете 31.08.2021
Протокол №1

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Волшебная кисточка»
Срок реализации- 1 год
Возраст детей – 5-8 лет
Модифицированная

р.п. Александро-Невский
2020 г.

Содержание
1.Пояснительная записка……...……………………………………2
1.1. Направленность дополнительной образовательной программы….…………..…3
1.2.Актуальность……………………………………………………………………………….3
1.3.Цель,задачи и принципы программы…………………………………………………..5
1.4.Особенность программы, ее педагогическая целесообразность………………...4
1.5.Возраст детей, сроки реализации……………………………………………………….9
1.6.Формы и режим занятий…………………………………………………………………..9
1.7.Ожидаемые результаты и способы диагностики…………………………………….10
1.8.Формы итогового контроля……………………………………………………………...11

2.Учебный план………………………………………………………11.
2.1.УТП первого года обучения…..………………………………………………………...12

3.Содержание образовательной программы……………………13
3.1.Содержание программы первого года обучения……..……………………………. 13
3.4.Планиуемые результаты……………………………………………………………….. 35

4.Условия реализации программы…..……………………………23
5.Методические материалы……..………………………………... 39
5.1.Инструкция по технике безопасности………………………………………………....39
5.2.Дидактический материал………………………………………………………………...41
5.3.Методические рекомендации к основной программе……………………………….42

6.Литература………..……………………………………………….. 33
6.1.Литература для педагога…………………………………………………………………33
6.2.Литература для учащихся………………………………………………………………..34
6.3.Электронные образовательные ресурсы…………………………………………......34.

7.Приложения………………………………………………………....35

Пояснительная записка
1.1.Направленность дополнительной образовательной программы.
Образовательная программа «Изостудия «Волшебная кисточка» является
дополнительной образовательной общеразвивающей программой. Программа имеет
художественную направленность, которая является важным направлением в развитии и
воспитании личности. Являясь наиболее доступным для учащихся, изобразительное
искусство, обладает необходимой эмоциональностью и привлекательностью. Программа
предполагает начальный уровень освоения знаний и практических навыков по
функциональному предназначению, развитие у учащихся художественного вкуса и
творческих способностей.

1.2.Актуальность:
В рамках концепции развития дополнительного образования детей ключевая и
социокультурная роль отводится мотивации внутренней активности саморазвития.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания
программы с требованиями жизни.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию
эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и
развития личности в целом.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит
изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира,
способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса,
трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство
взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей
к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим
сверстникам, выставляя свои работы.
Обучение по образовательной программе « Волшебная кисточка» предоставляет
возможность учащимся в условиях детского объединения дополнительного образования в
полной мере реализовать свои творчески способности и в дальнейшем использовать их в
жизни.
Общеразвивающая общеобразовательная программа художественной направленности
«Волшебная кисточка» включает в себя переходные ступени в освоении знаний и
практических навыков изобразительной и декоративно - прикладной деятельности,а так же
программа делится на три основных блока:
1.

Изобразительная деятельность

2.

Лепка

3.

Декоративно-прикладное творчество
Программа дает учащимся базовые знания по изобразительному и декоративно –

прикладному искусству. Изобразительная и декоративно - прикладная деятельность
занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и
фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует

раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования
эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости.
Актуальность данной программы - практическая значимость, применение полученных
знаний и умений в реальной жизни: умение выполнить творческие задания на воображения,
память, создать, панно, лепить, рисовать с натуры, передавать пропорции предметов.
Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе
творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и
назначение в этом прекрасном, беспредельном мире.

1.4.Особенность программы, ее педагогическая целесообразность.
Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной программы
заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития творческих
способностей учащихся. Целесообразность объясняется формированием высокого
интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение,
сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа
направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Программа направлена на внедрение современных подходов к формированию личностных,
и предметных компетенций, а также обусловлено тем, что в процессе обучения
обучающиеся получают знания о применении актуальных техник и материалов , по принципу
нарастающей сложности, простейших закономерностях строения формы , о линейной и
воздушной перспективах, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм,
правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах
изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств. Программа
ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала
по изобразительному искусству. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было
направлено на овладение техниками изобразительного искусства, на приобщение детей к
активной познавательной и творческой работе.
Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и
увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний
, законов и правил изобразительного искусства у обучающихся развиваются творческие
начала. Занятия способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности
ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и
эстетического воспитания. На занятиях создана структура деятельности, создающая
условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и
предусматривающая их индивидуализацию по степени одаренности.
К особенностям программы относится опережающее знакомство с первоначальными
знаниями по изобразительным техникам, работе с различными изобразительными
материалами, черчению, геометрии, мировой художественной культуре.

Обучение по данной программе дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы
в разных (более семи) видах декоративно-прикладного и изобразительного творчества,
выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.

1.3.Цель, задачи и принципы программы.
Цель программы : формирование базовых компетенций в области изобразительного
искусства, создание возможностей для творческого развития воспитанников и условий для
их социализации в будущей жизни.
Задачи программы.
Обучающие:
-формировать базовые компетенции в области изобразительной деятельности;
-расширить знания воспитанников об изобразительной грамоте и изобразительном
искусстве;
-помочь овладеть практическими умениями и навыками в художественной деятельности;
-формировать первичные знания о мире пластических искусств (изобразительном,
декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне, о формах их бытования в повседневной
жизни человека;
-формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству, способность
воспринимать его исторические и национальные особенности;
-формировать умения по изодеятельности в части исполнения творческого продукта
разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по
представлению, по воображению);
-формировать элементарные умения, навыки, способы художественной деятельности;
Развивающие:
-Развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения
изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к
окружающему миру;
-способствовать развитию потребности активного участия воспитанников в культурной
жизни.
Воспитательные:
-воспитать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений
изобразительного искусства;
-развивать нравственные и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу,
Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
-формировать коммуникативность и навыки межличностного сотрудничества в каждом
воспитаннике.
Образовательные:
-обучение правилам техники безопасности при работе с материалами и инструментами;
-ознакомление с терминами и понятиями, используемых в опыте мастеров искусства;
-формирование знаний о рисунке, живописи и композиции;
-развитие самостоятельности в создании образов и конечных результатов работы.

Принципы реализации программы:
Занятия строятся в соответствии с системой следующих принципов:
Принцип научности. В процессе обучения дети должны усвоить систему достоверных
научно-обоснованных знаний, т.е. знаний правильно отражающих предметы и явления
реального мира.
Принцип гуманизма: Принцип гуманизации образования, состоящий в том, что развитие
ребенка, формирование его личности – это главный смысл педагогического процесса. Это
принцип, диктующий необходимость бережного отношения к каждому ребенку: каждая
личность неповторима, каждый ребенок это чудо. Согласно этому принципу взаимодействие
«педагог-воспитанник» на занятиях базируются на уважении и любви к ребенку, понимании и
знании ребенка, на вере в его возможности;
Принцип систематичности и последовательности: От простого – к сложному,
обеспечивающий взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы, а
также определяющий соблюдение установок «от частного – к общему» в процессе обучения
детей;
Принцип единства индивидуального и коллективного, предполагает развитие
индивидуальных черт и способностей личности в процессе коллективной деятельности,
обеспечивает слияние в одно целое различных индивидуальностей с полным сохранением
свободы личности в процессе коллективных занятий. Соотношение коллективного и
индивидуального начал,позволяет каждому ребенку как члену своеобразного творческого
коллектива максимально проявлять свои творческие возможности.
Принцип творческого самовыражения, предусматривающий организацию такого
взаимодействия педагога и воспитанника на занятиях изобразительным искусством, которое
позволяет активно вовлекать каждого воспитанника в посильную и интересную
деятельность. Соблюдение этого принципа позволяет реализовать потребность ребенка в
самовыражении, стимулирует стремление личности активно реализовать свои лучшие
качества в любой сфере деятельности, т.е. формирует активную сознательную позицию.
Принцип психологической комфортности- предполагающий снятие всех
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятии доброжелательной
атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие
диалоговых форм общения;
Принцип активности предполагает сообщение воспитанникам целей обучения, творческое
выполнение ими самостоятельных работ, активное усвоение учебного материала,
активизацию мыслительной деятельности. Активность предполагает способность к
самостоятельной работе и к творческой инициативе, а главное – умение систематически
работать. Принцип активности может быть осуществлен при наличии следующих условий:
-развитие активной мыслительной деятельности
-мотивации и интереса;
-развитие навыков и умений самостоятельной работы , использование разных техник и
материалов.

Индивидуализация обучения – выбор способов, приемов, темпа обучения с учетом различия
воспитанников, уровнем их творческих способностей.
Принцип наглядности. Наглядность помогает создавать представления об отдельных
предметах и явлениях. Но чтобы сформировать понятия, нужна активная мыслительная
деятельность. Средства наглядности помогают возникновению представлений, а мышление
превращает эти представления в понятия. Такова роль наглядности. Принцип наглядности
осуществляется при помощи иллюстраций, электронных презентаций, педагогических
рисунков, натуры.
Принцип дифференцированного подхода требует четко разграничивать обучение,
предполагает использование различных методов и приемов обучения, разных упражнений,
этапа обучения, художественного материала, возраста учащихся, их способностей и
качеств.
Принцип доступности и посильности реализуется в делении учебного материала на
этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно развитию творческих
способностей и возрастным особенностям воспитанников.
Так как программа рассчитана на детей младшего школьного возраста, для более
качественного обучения в программе учитываются психологические особенности
воспитанников этих возрастных групп.
Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов.
Основная из них – слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования
внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены.
Произвольные внимания младшего школьника требует так называемой близкой мотивации.
Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте – это
совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее
воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком
и т. д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё более правильного и
полного отражения действительности. Творческое воображение как создание новых
образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта,
соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается

1.5.Возраст детей, срок реализации.
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности
«Волшебная кисточка» рассчитана на 1 год обучения - 144 часа и разработана для детей от
5 до 8 и детей с овз, с разработкой индивидуального маршрута.
Дети этого возраста способны на высоком уровне осваивать различные техники и приемы
рисования, усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.
Срок реализации образовательной программы на 1 год обучения. Обучение направлено на
первичное знакомство с изобразительным искусством и приобретение основных навыков
рисования, применение различных техник и приемов. Закрепляет и углубляет знания и
умения , полученные из окружающего мира, даёт базовую подготовку для использования
навыков и знаний в творчестве.

1.6.Форма обучения и режим занятий.
Форма обучения — очная, занятия
проходят
искусства и декоративно-прикладного искусства.

в

кабинетах изобразительного

Особенности организации образовательного процесса.
В соответствии с индивидуальным учебным планом в объединении сформирована группа
учащихся возрастной категории 5 - 8 лет.
В соответствии с программой обучение осуществляется в следующих формах:
-индивидуальная,
-групповая,
-коллективная.
Допускается сочетание форм обучения
Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это
индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в
коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм
организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью
формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного
художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов,
коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как
подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение
результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в
воспитательном процессе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в
их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения,
лекции, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, практические
занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки
натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К
самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого
блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической
беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
На протяжении трех лет обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко
применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с обучающимися
выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения ,
задавая наводящие и контрольные вопросы, по ходу выполнения.

Дополнительная образовательная программа предусматривает
вариативность использования некоторых педагогических технологий:
Технология, метод,

Применение
Результат

приём

деятельности

Технология личностно-

Участие в муниципальных,
городских

Способность выразить

ориентированного

конкурсах и выставках,

свои мысли и идеи в

обучения.

культурно-массовых

изделии, способность

мероприятиях.

доводить начатое дело до
конца, способность
реализовать себя в
творчестве.

Здоровьесберегающие

Проведение

Способность управлять

технологии.

физкультминуток и

своим самочувствием и

релаксирующих пауз.

заботиться о своём
здоровье.

Мозговой штурм.

Разработка образа

Способность творить,

будущего изделия.

создавать нечто
принципиально новое, не
копируя кого-либо.

Технология

Обучение и общение в

Способность работать в

коллективного

группе.

группе, научиться видеть

творчества.

и уважать свой труд и
труд своих сверстников,
давать адекватную
оценку и самооценку
своей деятельности и

деятельности других.
Проектная технология.

Разработка эскизов

Способность

изделий.

разрабатывать эскизы.

Технология

Развитие фантазии,

Способность воплощать

развивающего обучения.

воображения при

свои фантазии и идеи в

выполнении заданий по

изделии.

выбору.

Год обучения

I год

Количество
теоретических

37

часов

Количество
практических
часов

107

Режим

Формы проведения итоговой аттестации

Выставочный
просмотр

занятий.
Первый год обучения 2 раза в неделю по 2 учебных часа-144 часа за год
Наполняемость групп: 10-12 человек.

Прием в творческое объединение осуществляется, в соответствии с
законодательством РФ, без предъявления требований к уровню образования и
навыкам. Дети, имеющие базовые знания и навыки могут приступить к
обучению.

Учебный план.

Календарный учебный график .

Год
обучения

Начало и

Кол-во

Кол-во

Продолжительно
сть и

окончание

учебных

часов в год

периодичность

учебного

недель

занятий

аттестации

10 сентября
31 мая

проведения
промежуточн
ой

года
1 год

Сроки

36

144

2 раза в неделю по

декабрь,

2 академических

май

часа (в
соответствии с
возрастом-30 мин)

Объем и срок освоения программы (общее количество учебных часов , запланированных
на весь период обучения)

- 144 часа.

Учебный план 1 год обучения
№

Темы

Количество часов

Формы

п/п

аттестации/
Всего

Практ. Теория
контроля

1

Вводное занятие

2

1

1

Изобразительная деятельность
2

Рисование с натуры

2

(Рисунок)

15

10

5

3

Рисование с натуры

30

24

6

3

(Живопись)

4

Рисование по памяти и
представлению

5

-

Самостоятельная
21

Декоративное рисование.

Тестирование

30

15

21

6

творческая работа

9

Выставочный
просмотр работ

6

Самостоятельная

Цветоведение

лепка
66

Скульптура малых форм.

25

19

творческая работа

Декоративно-прикладное творчество
7 Бумагопластика

ИТОГО

21

17

4

144

107

37

Выставка

КТП первого года обучения

№
Раздел плана

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

Всего

п/п
1
1.1

Введение. Техника безопасности.
Введение в образовательную программу. Изобразительные техники.

2

Материалы и оборудование. Техника безопасности.
2

Изобразительная деятельность.
Рисование с натуры

2.1

(Рисунок)

15

Рисование с натуры

2.2

15

(Живопись)

15

Рисование по памяти и

2.3.

15

представлению

6

Декоративное рисование.

10

2.4. Цветоведение
2.5.

Скульптура малых форм.

4.2

Бумагопластика.

Итого

15

5
15

17

15

15

15

16

15

20

10
6

15

16

15

144

Содержание 1 года обучения:
Раздел 1. Вводное занятие.
Теория. Знакомство с Домом творчества. Правила поведения в кабинетах ИЗО и декоративноприкладного творчества. Техника безопасности на занятиях. Правила противопожарной
безопасности.
Практика. Экскурсия «Знакомство с домом творчества».

Раздел 2. Рисование с натуры (Рисунок)
Теория.Что такое натюрморт. Зачем художники рисуют натюрморты. Этапы создания
натюрморта. Правильное расположение предметов на листе бумаги (композиция). Компоновка
предметов на листе бумаги зависит от его размера: А1, А2, А3, А4, А5. Изучение натуры, ее
формы, размера, тона. Беседа «Как и чем, работает художник». Вырабатывать навыки рисования
контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем
закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.
Практика. Упражнения в карандаше.

Проведение
горизонтальных
одинаковом расстоянии друг от друга;
1.

2.

и вертикальных

линий

на

Проведение косых штриховых на равном расстоянии друг от друга (слева

направо и справа налево);
Выполнение по памяти быстрого рисунка с натуры.
При работе над натюрмортом с натуры решаются следующие учебные и творческие задачи:
3.

1) анализ формы, пропорций, строения, пространственного положения;
2) изображение симметричной формы предметов с помощью средней
линии анализ цвета и тона;
3) обучение приемам работы с разными материалами (графическими ,
живописными , пластическими).

5) приобретение навыков работы в монохроме;
6) изучение правил композиции;
7)

приобретение навыков работы по памяти и по представлению

(наблюдение, знание).
2. 3. Рисование с натуры (Живопись).

Теория. Этапы создания натюрморта. Изучение натуры, ее формы, размера, тона, цвета.
Беседа. «Акварель» (франц. aquerelle, от итал. acquerello, от лат. aqua – вода) – живопись
прозрачными красками. Водо – клеевая прозрачная краска из тонко растертых пигментов,
смешанных с камедью, декстрином, глицерином (иногда с медом или сахарным сиропом).
Акварель вошла в употребление позже других материалов живописи.
Практика с акварелью.

1). Лессировка цвета.
Нарисовать три прямоугольника размером 10 х 3 см. Развести жидко жёлтого цвета краску на
палитре с углублениями. Подождать, когда краска отстоится, затем кистью взять краску сверху
(не касаясь концом кисти самой палитры, в которой разведена краска) и покрыть все три
прямоугольника слева направо и сверху вниз. После того как краска высохнет, снова покрыть
вторым цветовым слоем второй и третий прямоугольники (первый остаётся не тронутым). И
после высыхания и этого слоя, последний из прямоугольников покрыть третьим слоем – до
полной насыщенности цвета. Аналогичные упражнения выполняются с красной, и синей
краской.
2). Смешение цветов.
Для этого смешивается красная и жёлтая краски – получается оранжевый цвет светлого тона.
Этим тоном покрываются все три прямоугольника. После высыхания повторно наносится
цветовой тон на второй и третий прямоугольники. А после высыхания ещё раз – на третий
прямоугольник, в нем

цветовой тон достигает полной густоты, полного звучания. Аналогичные упражнения – жёлтый
и голубой (получается зелёный цвет), красный, смешанный с синим (получается фиолетовый
цвет).
3). Растяжка тёмного и светлого цвета.
Поверхность первого прямоугольника покрывается едва заметным тоном изумрудной зелени,
затем, сгущая её первоначальный светлый тон постепенным прибавлением краски, раскраска
прямоугольника внизу доводится до полной насыщенности цвета.
После перечисленных упражнений можно перейти к выполнению первых работ «рисование с
натуры».
2.3. Рисование по памяти и по представлению

Теория. Рисование по памяти и по представлению находит свое применение в учебной
работе с учащимися. Основой успешного рисования по памяти и по представлению является
систематическая работа учащихся над рисунками и набросками с натуры. Рисуя с натуры,
учащиеся изучают и запоминают характерные особенности строения различных объектов,
знакомятся с принципами их изображения. Кроме того, в процессе рисования по представлению
определенную роль играет воображение, умение изобразить знакомые объекты в различных
положениях, комбинациях. Рисование по представлению является более сложным видом
изобразительной деятельности, чем рисование по памяти. На этой основе и базируется
рисование по памяти.
Композиционное размещение рисунка. Линия горизонта. Воздушная перспектива в рисунке.
Изобразительные материалы. Как выбрать изобразительные материалы, как ими пользоваться.
Что такое портрет? «Беседа о портрете. Пропорции лица человека». Беседа «Анималистический
жанр». Практика.Быстрые наброски и зарисовки домашней утвари, деревьев, домашних
животных, комнатных растений на 30 минут. Игра - клякса (игра на воображение). Игра – линия.
Раздел 5. Декор Теория. Беседа «Знакомство с видами изобразительного искусства
(живопись, ДПИ, графика, скульптура, архитектура)». Беседа «Знакомство с основами
цветоведения, теплые, холодные цвета». (Цветоведение - наука о цвете - изучает многие
вопросы, с которыми должен быть знаком художник, имеющий дело с красками). Беседа
«Знакомство с понятием орнамент, ритм, симметрия».

Практика. Геометрический и растительный орнамент в теплых и холодных цветах,
декоративный натюрморт.
2.4. Декоративное рисование. Цветоведение.
Теория. Беседа «Знакомство с видами изобразительного искусства (живопись, ДПИ,
графика, скульптура, архитектура)». Беседа «Знакомство с основами цветоведения, теплые,
холодные цвета». (Цветоведение - наука о цвете - изучает многие вопросы, с которыми должен
быть знаком художник, имеющий дело с красками). Беседа «Знакомство с понятием орнамент,
ритм, симметрия».
Практика. Геометрический и растительный орнамент в теплых и холодных цветах,
декоративный натюрморт.
2.5. Скульптура малых форм.

Теория. Беседа «Скульптура» - (лат. sculptura, от sculpo - высекаю, вырезаю), ваяние,
пластика, вид изобразительного искусства, основанный на принципе объёмного, физически
трёхмерного изображения предмета. Постановка фигуры в пространстве, передача её движения,
позы, жеста, светотеневая моделировка, усиливающая рельефность формы, архитектоническая
организация объёма, зрительный эффект его массы, весовых отношений, выбор пропорций,
специфических в каждом случае характер силуэта являются главными выразительными
средствами. Различают две основные разновидности скульптуры: круглую скульптуру, которая
свободно размещается в пространстве, и рельеф, где изображение располагается на плоскости,
образующей его фон.
К круглой скульптуре относят:
-статуя

(фигура в рост),

-группа

(две или несколько фигур, составляющих единое целое), статуэтка (фигура,

значительный меньше натуральной величины), торс (изображение человеческого туловища).

Формы рельефа варьируются в зависимости от его назначения и положения на
архитектурной плоскости (фриз, фронтонная композиция, плафон). По высоте и глубине
изображения рельефы подразделяются на низкие

- барельеф, высокие - горельеф, углублённые и контррельефы. Знакомство с
народными

промыслами:

изготовление

посуды

из глины.

Знакомство

с

техникой лепки «холодный фарфор», самозатвердевающая глина. Правила безопасности при
работе пластичным материалом.
Беседа «Знакомство с акриловыми красками» – полимерное вещество в качестве
связующего материала акриловой краски, защищает работу своей плотной и прочной пленкой.
Современная, простая, надежная и одновременно красивая акриловая краска наносится на
любые поверхности даже без предварительной подготовки. Цвета и оттенки у акрила довольно
разнообразны. Акрил бывает жидким и густым. Сохнет быстро, не смывается и не выгорает на
солнце.
Практика. Создание работ в технике барельеф и горельеф, круглая скульптура «Символ
Нового года».
2.6 .Бумагопластика.( Пластичность бумаги).

Теория. Знакомство с видами техник декоративно - прикладного искусства.
Беседа «Аппликация» — вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из
кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон).
Как правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага, дерево.Аппликация
отличается от других видов изобразительной техники — силуэтностью, плоскостной
обобщенной трактовкой образа, однородностью цветового пятна (локальностью) больших
цветовых пятен, выразительностью изображения, более обобщенной формой.
Беседа «Техника квиллинг». Ее основными элементами и основными формами: «капля»,
«треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник».
Составление композиции из предложенных форм. Закрепить понятие «композиция».Способы и
правила её составления. Техника безопасности. Правила работы с ножницами.
Практика. Создание простых работ в технике квиллинг, аппликация.

Создание коллективной работы «Подводный мир».

5 Методические материалы
Планируемые результаты
К концу первого года обучения учащиеся
должны знать:
основные виды и жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт,
анималистический);
- основы изобразительной грамматики: (цвет, тон, пропорции, линию),
- тональность рисунка (свет, тень, полутон, падающая тень, блик,
рефлекс),
об основах цветоведения, как манипулировать различными мазками, (холодные и
теплые цвета);
- усвоит азы рисунка, живописи и композиции;
- основы линейной и воздушной перспективы;
- основы построения головы человека, портрет;
должны уметь:
-

конструировать и лепить;

- рисовать с натуры и по представлению, по памяти;
- выполнять декоративные работы на заданные темы;
- передавать черты лица человека;
У выпускника изостудии будут сформированы следующие ключевые
компетенции:

Ценностно-смысловая компетенция.
Обучающиеся адекватно оценивают свои способности и возможности.
Сформирована внутренняя мотивация приобретения знаний для дальнейшего
образования. Понимают необходимость личностного роста для успешного
самоопределения в будущем. Используют приобретенные художественные знания,
умения и навыки для самостоятельной ориентации в современной художественной
культуре.
Общекультурная компетенция.
Обучающиеся
проявляют личностные
качества –
гражданские,
нравственные, интеллектуальные, общей культуры. Сформированы представления о
необходимости соблюдать в мире людей общечеловеческие, гуманные, нравственные
законы и нормы. Стремятся жить в гармонии с окружающим миром.
Учебно-познавательная компетенция.
Учащиеся умеют самостоятельно планировать свою деятельность, способны к
самореализации, способны к самообразованию. Благодаря участию в работе
студии овладели навыками продуктивной деятельности.
Коммуникативная компетенция.
Учащиеся умеют жить и работать в коллективе, имеют понятие о
социальных ролях (лидер, организатор, лидер – генератор идей, исполнитель,
зритель); имеют представление о способах выхода из конфликтных ситуаций.
Сформированы навыки взаимодействия (умение корректно и правильно
задать вопрос, представить себя и т.д.)
В процессе изучения планируются следующие личностные результаты:

1) в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к
окружающему миру (семье, Родине, природе, людям);
толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный
вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений
окружающей жизни;
2)

в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному
пониманию мира, умение применять полученные знания в собственной
художественно-творческой деятельности;

3)

в трудовой сфере – навыки использования различных художественных
материалов для работы в разных техниках; стремление использовать
художественные умения для создания красивых вещей

или их

украшения.
Метапредметные результаты освоения программы проявляются в следующем:
1) умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в
окружающей жизни
(техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
2) желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания
и выразительных средств произведений искусства;
3) активном

использовании

языка

изобразительного

искусства

и

различных художественных материалов для освоения содержания разных
учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);
4)

обогащении

ключевых

компетенций

(коммуникативных,

деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
5) умение организовывать самостоятельную художественнотворческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного
замысла;
Предметные результаты освоения программы проявляются в следующем:
1)

в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и
общества;

восприятие

и

характеристика

художественных

образов,

представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды
и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;
в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в
художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое
отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих
ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной
художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского
и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к
художественным традициям своего народа;
2)

3)

в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения
художественных особенностях произведений, изображающих природу и
человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать
коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

4)

в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и
средства художественной выразительности для передачи замысла в
собственной

художественной

деятельности;

моделирование

новых

образов путем трансформации известных (с использованием средств
изобразительного искусства и компьютерной графики).

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы.
 Кабинет

для занятий
изобразительной деятельностью (оборудованный
мольбертами, необходимыми инструментами и приспособлениями учебной
доской, шкафами для хранения материалов и наглядных пособий, стеллажами для
хранения журналов и книг по искусству). Кабинет для занятий декоративноприкладным творчеством (оборудованный специальным столом, стульями для
детей и педагога, доской, шкафами для хранения материалов и инструментов,
книг).
 Материалы, инструменты, приспособления для изобразительной деятельности:

различные виды бумаги (ватман, акварельная бумага, пастельная бумага,
картон , мелованная бумага, калька, наборы цветной бумаги, креповая бумага,


оберточная бумага, салфетки, газеты). 

 Материалы для рисования: краски акриловые, гуашь, акварель, пастель,

восковые мелки, карандаши, гелевые ручки, цветные карандаши, фломастеры и
маркеры, скотч, клей, кисти различной величины и жесткости, восковые свечи,
соль, масляные краски, валики и стекла для монотипии, поролон, ватные


палочки.

 Стенд сменной выставки лучших работ обучающихся, рамы и паспарту для


детских работ.

 Материалы,

инструменты, приспособления для декоративно-прикладного

творчества: различные виды бумаги и картона, фигурные дыроколы, утюг,


валики и кисти, поролон, рамки разных размеров со стеклом и без стекла; 

 Ножницы, клей ПВА, «Момент», горячий клей, пинцеты, иголки бисерные,

вышивальные, для шитья, булавки, нитки - мулине, ирис, лак, проволока
медная, морилка, бисер и пайетки, ткань белого цвета хлопчатобумажная и
синтетическая, синтепон, цветной фетр, шерсть разных цветов, циркули; 

Натюрмортный фонд
1) Предметы быта: Стеклянные (бутылки разной формы, вазы, чашки, вазы,
другая посуда). Деревянные (шкатулки, разделочные доски, коробочки,
тарелки). Металлические (самовары, чайники, кофейники, ложки, кастрюли).
Керамические (горшки, чайники, чашки, вазы, бутылки).
2) Природные элементы: Букеты из сухоцветов, искусственные цветы,
гербарий.
3) Драпировки (ткань).
3) Гипсовые предметы: конус, квадрат, треугольник.
Информационное обеспечение.
Компьютер или ноутбук, видеозаписи с различными мастер - классами по
изобразительному и декоративно-прикладному творчеству, презентации по
различным темам: «Цветоведение», «История квиллинга», «Коллаж и его виды» и
т.п. Фотоаппарат.В процессе освоения программы используются следующие
формы , методы и приемы.

Технология, метод,

Применение
Результат

приём

деятельности

Технология личностно-

Участие в городских

Способность выразить

ориентированного

конкурсах и выставках,

свои мысли и идеи в

обучения.

культурно-массовых

изделии, способность

мероприятиях МБУДО

доводить начатое дело до

Центр «Юность», в т.ч.

конца, способность

МПК «РИТМ».

реализовать себя в
творчестве.

Здоровьесберегающие

Проведение

Способность управлять

технологии.

физкультминуток и

своим самочувствием и

релаксирующих пауз.

заботиться о своём
здоровье.

Мозговой штурм.

Разработка образа

Способность творить,

будущего изделия.

создавать нечто
принципиально новое, не
копируя кого-либо.

Технология

Обучение и общение в

Способность работать в

коллективного

группе.

группе, научиться видеть

творчества.

и уважать свой труд и
труд своих сверстников,
давать адекватную
оценку и самооценку
своей деятельности и

деятельности других.
Проектная технология.

Разработка эскизов

Способность

изделий.

разрабатывать эскизы.

Технология

Развитие фантазии,

Способность воплощать

развивающего обучения.

воображения при

свои фантазии и идеи в

выполнении заданий по

изделии.

выбору.

Инструкция по технике безопасности
Обязательным элементом образовательной программы является инструктаж
учащихся по технике безопасности на занятиях, так декоративно-прикладное
творчество отличается большим количеством материалов и инструментов, при
работе с которыми необходимо соблюдать следующее:

Правила подготовки рабочего места перед началом занятия
1. Положи на парту клеенку, рабочую доску.
2. Приготовь необходимые материалы и инструменты к работе, коробку или
пакет для изделий.
3. Надень рабочую одежду.
4. Тряпочку или салфетку для рук держи всегда в кармане рабочей одежды.

Правила уборки своего рабочего места

1. Положи изделие, выполненное на занятии, в коробку для изделий.
2. Собери со стола и с пола обрезки материала, мусор.
3. После работы с пластилином почисти стекой рабочую доску, крышку
парты, если там остались следы от пластилина.
4. Все принадлежности убери.

Правила безопасной работы с ножницами
1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.
2. Перед работой проверь исправность инструментов.
3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.
4. Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и
заточенными ножницами.
5. Работай ножницами только на своем рабочем месте.
6. Следи за движением лезвий во время работы.
7. Ножницы клади кольцами к себе.
8. Подавай ножницы кольцами вперед.
9. Не оставляй ножницы открытыми.
10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
12. Используй ножницы по назначению.
Правила безопасной работы с канцелярским ножом
1. Выдвигай небольшую часть лезвия.
2. Работай канцелярским ножом на рабочей доске.
3. Выполняя разрезы, крепко держи нож одной рукой, а второй материал с
которым работаешь.

4. В случае, когда нож находится в нерабочем состоянии, лезвие должно быть
спрятано внутрь.
Правила безопасной работы с клеем
1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на
данном этапе.
3. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно
прижимая ее.
4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.

Правила безопасной работы с пластилином
1. Выбери для работы нужный цвет пластилина.
2. Отрежь стекой нужное количество пластилина.
3. Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.
По окончанию работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только
потом вымой их с мылом.
4.

5.

Правила безопасной работы со швейной иглой

1. Храни иглу всегда в игольнице.
2. Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.
3. Передавай иглу только в игольнице и с ниткой.
4. Не бери иглу в рот и не играй с иглой.
5. Не втыкай иглу в одежду.
6. До и после работы проверь количество игл.
7. Храни игольницу с иголками только в одном и том же месте.

8. Не отвлекайся во время работы с иглой.
Дидактическое обеспечение дополнительной образовательной программы
включает:
- фотоматериалы по разделам занятий;
- литературу для учащихся по декоративно-прикладному творчеству
(журналы, учебные пособия, книги и др.);
- методическую копилку игр (для физминуток и на сплочение детского
коллектива);
- иллюстративный материал по разделам программы (ксерокопии, рисунки,
таблицы, тематические альбомы)
- мультимедийные презентации.
Оценочные материалы при оценивании выставочного просмотра.
Форма оценки- зачет.
Творческие задания для выявления уровня практических умений учащихся:
Критериями оценок работ являются:
 грамотное расположение предметов натюрморта в листе;
 видение пропорций предметов при работе с натуры;
 владение техническими приемами рисунка (штрих, пятно, линия);
 умение передать объем предметов натюрморта при помощи светотени (свет,
полутон, собственная тень, рефлекс, падающая тень);
 видение тональных отношений в натюрморте.
Рисунок. Живопись.


начальное умение компоновать предметы в формате листа; 




постановка их на плоскости стола; 







начальное построение предметов с учетом законов перспективы и



начальная передача основных цветовых отношений; 

 начальная передача основных тональных отношений предметов;
 ервоначальные навыки моделировки цветоми тоном формы предметов; 


первоначальные навыки работы акварелью или гуашью,карандашом,; 



использование в работе сложных оттенков; 

Методические материалы

Вводное занятие – педагог знакомится с обучающимися с техникой безопасности,
особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на
текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся
(особенно 1-го года обучения).
Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами
работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся
получают преимущественно теоретические знания).
Занятие с натуры– специальное занятие, предоставляющее возможность
изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.
Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных
знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою
зрительную память.
Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией

к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию
творческого воображения ребёнка.
Занятие-импровизация – на таком занятии учащиеся получают полную
свободу в выборе художественных материалов и использовании различных
техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его;
пользуются популярностью у детей и родителей.
Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения
сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым
нужна помощь педагога.
Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим
обсуждением в изостудии.
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких
учебных задач.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за
учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих
работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам
педагогические приемы:
 формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
 организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание,
требование);

 стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование,
оценка, взаимооценка и т. д.);
Дидактическое оснащение программы.
Большая часть дидактического материала изготовлена самим педагогом
объединения:
- индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого
учащегося: лекала, трафареты, шаблоны и пр.;
- таблицы-памятки, классификационные схемы, технологические карты,
информационные бюллетени;
- альбомы с образцами, фотографиями, трафаретами и схемами;
- видеозаписи с мастер-классами по различным видам творческой
деятельности,
Собрана обширная библиотека по изобразительному и декоративноприкладному творчеству, а также методике преподавания различных видов
творчества.
Воспитательная работа.
Беседа с учащимися на тему: «Техника безопасности на занятиях», «Правила
поведения в центре творчества», «Правила дорожного движения», « Техника
противопожарной безопасности», «Правила при работе с режущими предметами
(ножницы, резак).
-Выставка

детских работ (декабрь, май)

-Подготовка

к конкурсам в течение всего учебного года;

Работа с родителями.
-Индивидуальная
-Открытые

работа с родителями и детьми;

занятия;

-Родительские собрания

6 Литература
Список литературы:
1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе.- М.: academia
2003.

2. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству
- М.: Творческий центр сфера, 1999.
3. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 классы – М.: Просвещение,
1991.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.3-е изд. М.: Просвещение, 1991.
5. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты-М.: Учебная литература, 1998.
6. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах.-М.:
Просвещение, 1984.
7. Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1-2 кл. Учебник.- М.: Дрофа, 1995.
8. Кузин В.С. Изобразительное искусство. 3-4 кл. Учебник.- М.: Дрофа, 1997.
9. Кузин В.С. Изобразительное искусство. 7-8 кл. Учебник.- М.: Дрофа, 1997.
10. Соколова О.Ю. Секреты композиции: для начинающих художников – М.: Астрель. АСТ. 2005.
11. Алан Гир и Барри Фристоун Роспись по стеклу. М.: АРТ-РОДНИК, 2004.
12. Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла.-М.:АСТ-ПРЕСС,1999.
13. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Лепим из пластилина. – Ростов-н\Д :изд-во Феникс,2003.
14. Ломоносова М.Т. Графика и живопись.: Учеб. пособие.- М: ООО Издательство АСТ,2003
15. . Претте М.К, Капальдо А. Творчество и выражение 1 – М.: Советский художник,1985.
16. Претте М.К. Капальдо А. Творчество и выражение 2 – М.: Советский художник,1985.

Список литературы для обучающихся:
1. Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла.-М.:АСТ-ПРЕСС,1999.
2. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Лепим из пластилина. – Ростов-н\Д :изд-во Феникс,2003.
3. Претте М.К. Капальдо А. Творчество и выражение 1 – М.: Советский художник,1985.
4. Претте М.К. Капальдо А. Творчество и выражение 2 – М.: Советский художник,1985.
5. Лыкова И.А. Вот моя деревня! Рисуем красками. Издательство: Карапуз
6. Лыкова И.А. Чудесные писанки. Издательство: Карапуз, 2007.
7. Лыкова И.А. Золотая хохлома. Издательство: Карапуз,2007.
8. Карл Вёрман. История искусства всех времен и народов. Издательство: Полигон, 2000.
9. Пьер Порте. "Учимся рисовать": …человека; …диких животных; …природу; …окружающий мир;
…зверей, рыб, птиц; …от А до Я. Мир книги, 2005.
10. Дрезнина М.Г. Каждый ребенок - художник. Обучение дошкольников рисованию.+ рабочая тетрадь
(Учимся рисовать. Обучение композиции.) Издательство: Ювента, 2002, 2003.
11. Шалаева Г.П. Издательство: АСТ- Слово. Серия: Хочу стать художником, 2009.
12. Дуг Дюбоск. Как рисовать перспективу.-: Минск, ООО "Попурри", 2001.
13. Кудейко М.В. Необычные способы рисования для больших и маленьких фантазеров.
14. Содействие, 2007. Жанр: Учебное пособие. Серия: Рисование для всех.

Интернетресурсы:
1. http://video.yandex.ru/users/mirror-3/view/3/#
2. http://www.orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/metod_izo.html
3. http://kidsmoy.su/index/netradicionnye_tekhniki_risovanija/0-44
4. stranamasterov.ru
5. http://pro-risunok.ru/
6. http://www.koob.ru/draw/

7Приложение
Лекционный материал к разделу: «Основы цветоведения»

Основы цветоведения- важным моментом в живописи и декоративноприкладном искусстве является изучение цвета.
Тайны цвета давно волновали людей. Еще в древние времена он получил
свой символический смысл. Цвет стал основой многим научным открытиям. Он не
только повлиял на физику или химию, но и стал важным для философии и
искусства. Со временем знания о цвете становились все шире. Начали появляться
науки, которые занимаются изучением этого явления.
Историческая основа.
Немудрено, что эти науки издавна волновали людей. Конечно, тогда еще не
было таких понятий, как "цветоведение" и "колористика". Тем не менее цвету
придавалось огромное значение в культуре и развитии народов.
Начиная путешествие по истории колористики, нужно вернуться к Древнему
Востоку. На тот момент существовало 5 основных цветов. Они символизировали
четыре стороны света и центр земли. Китай выделялся особой яркостью,
натуральностью и многоцветием. Позже все преобразилось, и в культуре этой
страны начала наблюдаться монохромная и ахроматическая живопись.
Еще более развитыми в этом плане были Индия и Египет. Здесь наблюдалось
две системы: троичная, которая содержала основные на тот момент цвета
(красный, черный и белый); а также ведичная, основывалась на ведах. Последняя
система была углублена в философию, поэтому в ней встречается красный,
символизирующий восточные лучи Солнца, белый – лучи Юга, черный
– лучи Запада, очень черный – лучи Севера и невидимый – центр.
Западная Европа в Средние века смотрела на основы цветоведения со
стороны религии. На тот момент стали появляться другие оттенки, которые ранее
не принимали за основные. Белый стал символизировать Христа, Бога, ангелов,
черный – подземный мир и Антихриста. Желтый означал просветление и деяния
Духа Святого, а красный – Кровь Христа, огонь и солнце. Синий символизировал
небо и обитателей Бога, а зеленый – пищу, растительность и земной путь Христа.

Цветоведение и колористика снова трансформируются. Перед вторым
этапом приходит эпоха Ренессанса. В это время Леонардо да Винчи провозглашает
свою систему цветов. Она состоит из 6 вариантов: белый и черный, красный и
синий, желтый и зеленый. Таким образом, наука постепенно приближается к
современному понятию цвета.
17 век – это начало нового этапа в классификации. Ньютон использует
спектр белого цвета, где обнаруживает все хроматические цвета. В науке
появляется совсем другое видение на этот счет. Тут неизменно остается красный,
- которому добавляется оранжевый, есть тут и зеленый с синим, но вместе с ними
обнаруживаются голубой и фиолетовый.
19 век в Европе приводит нас к натурализму и импрессионизму. Первый
стиль провозглашает полное соответствие цветов, оттенков и тонов, а второй
основывается лишь на передаче образов. В это время появляется живопись с
основами цветоведения.
- эпоху модерна ученые смогли приблизиться к истине и создать
современную цветовую модель. Этому способствовали и особенности самого
стиля времени. Творцы создают свои шедевры, уделяя большое значение цвету.
Именно благодаря ему можно выразить свое видение искусства. Он получает
огромное количество оттенков, даже в случае с ограниченной палитрой. Люди
научились различать не только основные цвета, но и тон, затемнения,
приглушения и т. д.
Основы цветоведения привели человека к тому, что он упростил
предыдущие попытки ученых.
Ученый Иттен смог разработать идеальную систему. Основных цветов тут
по-прежнему три: красный, желтый и синий. Есть составные цвета второго
порядка, которые можно получить смешиванием трех основных: оранжевый,
зеленый и фиолетовый. Также сюда входят и составные цвета третьего порядка,
которые можно получиться смешиванием основного цвета с составными второго
порядка.
Таким образом мы видим, сто цвет – одно из самых выразительных средств в
искусстве.

Их делят на две группы: одну группу составляют ахроматические цвета:
черный белый и все серые (от самого темного до самого светлого). Это так
называемые нейтральные цвета, к другой группе относятся хроматические цвета
— все цвета кроме черного, белого и серых, то есть красный, желтый, синий,
зеленый, розовый, голубой, малиновый, бирюзовый и т.п.
Важно отметить, что белый, черный и серые цвета, имеющие хотя бы
незначительный, еле уловимый и трудноразличимый цветной оттенок (розоватый,
желтоватый, зеленоватый и т. п.), уже будут являться хроматическими цветами.
Только чистые белый, черный и серые цвета, без всяких примесей, относятся к
ахроматическим цветам.
Приложение 2

Лекционный материал к разделу: «Основы рисунка»

Рисунок – изображение на плоскости, выполненное от руки с помощью
графических средств – контурной линии, штриха, пятна.
История рисунка насчитывает столько же лет, сколько и сам род
человеческий. Было установлено, что наскальная живопись появилась за 10 тысяч
лет до нашей эры; вероятно, что человек всегда был увлечен созданием
изобразительных образов. Однако только в эпоху итальянского Возрождения
художники смогли выработать изысканную технику изображения на бумаге.
Первые рисунки, нанесённые углём и охрой на стены пещер, где проживали
древние, изображали, в основном, стада диких животных - быков и лошадей, такие
рисунки называют наскальными.
2. роли графической основы присутствует в любом изображении на
плоскости, в этом значении оценивается с точки зрения качества. Рисунок может
выполняться как самостоятельное по значению произведение графики либо
служить вспомогательным этапом для создания живописных, графических,
декоративно-прикладных элементов или целого смыслового замысла. Рисунки как

предварительные наброски и эскизы для создания более масштабных живописных
произведений часто имеют самодостаточную и выдающуюся художественную
ценность.
Рисунок является технической базой изобразительных искусств они
создаются при поиске композиционных решений графических, живописных, дпи
- скульптурных произведений.
2. качестве материала для рисунка чаще всего применяют графитный
карандаш.
Выразительные графические средства, такие как линия, пятно, штриховка
являются неотъемлемой частью освоения художественной грамоты по рисунку.
Богатейшие, неисчерпаемые возможности рисунка в первую очередь
связаны с использованием линии, которая является квинтесенцией рисунка.
Линией можно назвать абстрактное, условное средство для осознания границ,
форм и изломов формы предметов. Линия, свободно проведенная графитным
карандашом или другим инструментом с красящим материалом, и есть основное
графическое средство, применяемое в наброске и передающее плоскостность и
двухмерность изображения. При этом линия может быть длинной, короткой и
даже превратиться в точку.
Штрих - изобразительное средство графического искусства, один из
основных элементов рисунка. Он представляет собой короткую линию,
выполненную одним движением руки. В зависимости от направления линий,
штрихи могут быть прямыми, наклонными, перекрестными и другими. Различия в
толщине, длине, динамике штрихов играют большую роль в формировании
выразительных особенностей рисунка. Прием работы штрихом называется
штриховкой или штрихованием. С помощью штрихов передают объем фигур и
предметов, контур, форму, фактуру и пространство. При помощи штрихов мы
можем создавать эффекты света и тени. Близко расположенные параллельные
штрихи воспринимаются глазом как тоновое пятно.
Тональное пятно - плоское цветовое пятно на более тёмном или более
светлом фоне. Рисунок пятном может быть силуэтным и не силуэтным. В нём
могут использоваться градации тона, от светлого к более тёмному и наоборот.
Тональное пятно применяется при решении следующих задач: при выявлении или
подчеркивании объемности натуры; для передачи ее освещенности; при желании

показать силу тона, окраску формы и ее фактуру; для передачи глубины
пространства, окружающего форму.
Таким образом, все выразительные средства являются неотъемлемой частью
любого рисунка. С помощью штрихов передают объем фигур и предметов, контур,
форму, фактуру и пространство. При помощи них мы можем создавать эффекты
света и тени. Линию можно назвать самым главным выразительным средством
рисунка. Она может иметь пространственный характер: она то усиливается, то
ослабевает или совсем исчезает, а потом снова появляется и звучит во всю силу
карандаша.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».