Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом художественного творчества детей» Александро-Невского муниципального района Рязанской области Согласовано на педагогическом совете 24 .06.2022 Протокол № 7 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Компьютерная графика» срок реализации -2 года возраст детей: 10-14 лет Модифицированная р. п. Александро-Невский 2022 г. СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 2. Учебно-тематический план 3. Содержание программы 4. Методическое обеспечение программы 5. Список литературы 1. Пояснительная записка В мире современных технологий компьютерная графика занимает по популярности одно из первых мест. Занятия компьютерной графикой с одной стороны помогут овладеть навыками работы с компьютером ребятам, желающим научиться рисовать, а с другой стороны привлечь к творческому использованию компьютерных технологий учащихся, которые считают себя достаточно «знающими» пользователями. Компьютер не просто добавил к традиционным жанрам художественного творчества новое направление – художественное компьютерное искусство, он сделал рисование массовым занятием, элементом информационной культуры. Компьютерная графика используется для создания мультипликационных фильмов, анимации, компьютерных игр, сайтов в Интернете, в рекламе, кино. Эти сферы понятны и очень привлекательны для ребят, поэтому все большее число учащихся хочет научиться создавать свою виртуальную реальность, применяя имеющиеся графические пакеты. Однако, овладев принципами работы в той или иной графической программе, ученик часто не может в полной мере использовать этот мощный инструмент. А в результате, работы получаются скучными, мало интересными и поверхностными. Причина этому – слишком большой разрыв между носителями традиционной культуры и носителями современных информационных технологий. Как правило, учат пользоваться инструментами программы, используя примитивные примеры, что приводит к сухости изложения материала и нежеланию поэкспериментировать и пофантазировать в дальнейшем. Импульсом к творческому освоению компьютерной графики может послужить применение в качестве примеров образцов народно-прикладного искусства, национальной и мировой художественной культуры. Целью обучения, таким образом, является не только освоение современной компьютерной технологии, но и развитие художественного вкуса, расширение знаний в области изобразительного искусства. Дополнительная общеразвивающая программа «Компьютерная графика» разработана в соответствии с: 1. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима дополнительного образования детей», работы образовательных (утверждены организаций Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41); 2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 09.11. 2018г. № 196); 3. Требования к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006 г. №06-1844); 4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242). Актуальность. Актуальность создания программы обусловлена тем, что в условиях начавшегося массового внедрения вычислительной техники, знания, умения и навыки, составляющие «компьютерную грамотность», приобретают характер сверхнеобходимых. Данная программа является благоприятным средством освоения способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Программа «Компьютерная графика» рассчитана на детей 10-14 лет. Срок реализации дополнительной образовательной программы 2 года. Принцип изложения учебного материала – от простого к сложному. В ходе занятий учащиеся шаг за шагом осваивают возможности графических редакторов и одновременно обретают навыки работы за компьютером. Особое внимание уделяется практической работе. Направленность общеразвивающей программы «Основы виртуального проектирования и моделирования» - техническая. Уровень освоения содержания программы - стартовый. Цель программы Создание условий для сознательного овладения учащимися основами компьютерной графики; освоение основных инструментов и приемов, используемых в растровой и векторной компьютерной графике. Задачи: Обучающие: - Обучить работе с графическими редакторами Tux Paint, Paint, GIMP; - Формировать знания учащихся о возможностях современных программных средств, используемых для обработки графических изображений; - Научить учащихся создавать и редактировать изображения разной степени сложности, используя инструменты графических программ; - Способствовать развитию творческих способностей учащихся и интереса у них к изучению компьютерной графики; - Развивать эстетический вкус, творческий потенциал, инициативу, самостоятельность детей через знакомство с современными информационными технологиями; - Формировать навыки обработки информации посредством современных компьютерных технологий. Воспитательные: - Формировать навыки трудолюбия, аккуратности при работе с оборудованием, инициативности и настойчивости в преодолении трудностей; Формировать - целеустремленность, позитивные ответственность, личностные терпение, качества учащихся: коммуникативную культуру, внимание, находчивость, изобретательность; - Формировать эмоционально-ценностное отношение к миру, к себе; Развивающие: - Формировать умение определять и формулировать цель деятельности; проговаривать последовательность действий при выполнении заданий, высказывать свои предположения (версии); - Формировать умение слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - Формировать умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях; - Учить перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в группе; - Мотивировать учащихся к нестандартному мышлению, изобретательству и инициативности при выполнении рисунков и проектов; - Формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения; выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); - Формировать навыки сознательного и рационального компьютера в своей учебной, а затем и профессиональной деятельности. Планируемые результаты реализации программы Образовательные (программные) результаты 1 года обучения: Знают: использования - правила безопасности труда в кабинете и при работе с оборудованием; - назначение и возможности графических редакторов ТuxРaint и Paint; - назначение объектов интерфейса графических редакторов ТuxРaint и Paint; - точные способы построения геометрических фигур в графическом редакторе Paint; - технологию конструирования из меню готовых форм в графическом редакторе Paint. - специальные термины и понятия; Умеют: - работать в среде графических редакторов ТuxРaint и Paint; - создавать рисунки с помощью инструментов графических редакторов ТuxРaint и Paint; - выделять и перемещать фрагмент рисунка; - создавать графический объект из типовых фрагментов; - сохранять рисунок в файле и открывать файл; - использовать для построения точных геометрических фигур клавишу Shift в графическом редакторе Paint; - создавать меню типовых элементов мозаики (готовых форм); - конструировать разнообразные графические объекты; - анализировать, контролировать, организовывать свою работу; - правильно и безопасно пользоваться оборудованием; - определять наиболее эффективные способы достижения результата. Владеют: - умением работать индивидуально и в мини - группах; - умением добросовестно относиться к выполнению работы; - умением анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать; - умением находить информацию в соответствующей литературе и сетях Интернета; - умением понимать и применять специальные термины. Образовательные (программные) результаты 2 года обучения: Знают: - особенности, достоинства и недостатки растровой и векторной графики; - методы описания цветов в компьютерной графике - цветовые модели; - назначение и возможности растровых и векторных графических редакторов; - назначение объектов интерфейса графического редактора GIMP; - технологию создания и редактирования графических объектов; - способы хранения изображений в файлах растрового и векторного формата; - методы сжатия графических данных. умеют: - работать в среде графического редактора GIMP; - работать со слоями, с цветом, инструментами для рисования, со шрифтами; - применять контуры, маски, фильтры для получения эффектов изображения. - создавать рисунки из простых объектов (линий, дуг, окружностей и т.д.); - выполнять основные операции над объектами (удаление, перемещение, масштабирование, вращение, зеркальное отражение и др.); - формировать собственные цветовые оттенки в различных цветовых моделях; - закрашивать рисунки, используя различные виды заливок; - работать с контурами объектов; - создавать рисунки из кривых; - создавать иллюстрации с использованием методов упорядочения и объединения объектов; - получать объёмные изображения; - применять различные графические эффекты (объём, перетекание, фигурная подрезка и др.); - создавать надписи, заголовки, размещать текст по траектории. владеют: - навыками креативного мышления, творческого подхода к выполнению поставленной задачи; - умением работать индивидуально и в мини - группах; - умением добросовестно относиться к выполнению работы; - умением анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать; - умением создавать схематические модели, делать выводы, находить информацию в соответствующей литературе и сетях Интернета; - умением понимать и применять специальные термины. Личностные результаты: - сформированность ответственного отношения к самообразованию, саморазвитию на основе мотивации к обучению; - сформированность коммуникативной культуры у учащихся; - сформированность установки на здоровый образ жизни; - сформированность бережного отношения к материальным и духовным ценностям; Метапредметные результаты: - сформированность начальных навыков пространственного воображения, внимательности к деталям, ассоциативного и аналитического мышление; - сформированность начальных навыков нестандартного мышления, изобретательства и инициативности при выполнении проектов в областях виртуальной и дополненной реальности. - сформированность умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - сформированность мотивации к технической деятельности. Отличительные особенности программы Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в том, что она дает учащимся комплексное понимание компьютерной графики как вида искусства, учит совмещать возможности растровой и векторной информации. Открывает возможности при минимальном количестве учебного времени не только изучить основные инструменты работы, но и увидеть, как их можно использовать для решения разнообразных задач, максимально реализовав именно творческие способности. Педагогическая целесообразность программы заключается в получении учащимися знаний о работе в различных графических редакторах как средствами обработки информации; воспитании в них пользовательской культуры (работа со свободным программным обеспечением и свободной документацией, дополняющей свободное программное обеспечение). Программа построена в соответствии с требованиями современного общества к образованию: обеспечение самоопределения личности, создание условий для развития мотивации ребёнка к познанию и творчеству, самореализации, оказание помощи в нахождении своего места в современном информационном мире. Адресат программы: программа предназначена для работы с детьми среднего и старшего школьного возраста (10-14 лет). Группы формируются без конкурсного отбора на основании заявлений родителей (законных представителей). Наполняемость 15 человек. групп составляет 12- Состав групп постоянный, разновозрастный. Объем и срок освоения программы: срок реализации программы - 2 года; количество учебных часов по программе 144 часа в год; за два года обучения – 288 часов (90 часов теории и 198 часов практики). Форма обучения: очная. Режим занятий: единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие. Форма занятий - групповая. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся с учетом СанПиН 2.4.4.317214 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41. Формы аттестации Для контроля учебных достижений в программе используются контрольноизмерительные материалы как для количественной, так и для качественной оценки выходных компетенций. Для количественной оценки используются задания для текущего контроля и самоконтроля, задания для оценочного контроля результатов курса, взаимная оценка учащимися друг друга. В течение курса периодически будут проводиться практические занятия, что позволит фиксировать промежуточные итоги обучения и определить, как сильные, так и слабые стороны образовательной учащихся. программы Система строится мониторинга как на результатов непосредственном освоения диалоге с преподавателем, так и тематических дискуссиях внутри группы учащихся, в процессе выполнения ими практических заданий и обсуждения рабочих моментов при ведении проекта. При выполнении практических заданий и ведении собственного проекта неизбежно возникают новые вопросы и необходимость восстановить пробелы в знаниях и повысить недостаточный уровень навыка, что является неотъемлемой частью процесса обучения. Промежуточная аттестация учащихся проводится в середине учебного года в форме защиты практической работы. Используемые методы: тестирование, практическое задание, опрос, самостоятельная работа, творческая работа, проект. Итоговая аттестация проводится по окончании полного курса обучения по образовательной программе в следующих формах: презентация творческих работ, проектов учащихся. Используемые методы: опрос, наблюдение, обсуждение, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, оценивание, собеседование, тестирование, проект. Программа итоговой аттестации содержит методику проверки теоретических знаний учащихся и их практических умений и навыков. Содержание программы итоговой аттестации определяется на основании содержания дополнительной образовательной программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами. 2. Учебно-тематический план ( 1 год обучения) № п/п Тема занятия Кол в том числе во час теория практик а ов всег о Форма аттестации/ контроля Беседа, опрос 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности в кабинете. 2 2 2. Графический редактор TuxPaint 56 12 44 2.1 Графика. Виды графики. Первоначальное знакомство с графическим редактором TuxPaint. Знакомство с инструментами графического редактора 10 4 6 Опрос, наблюдение , практическ ая работа 2 1 1 Практическ ое задание, опрос 4 Минипроект, практическ ая работа Опрос, практическ ая работа 2.1.1 Начальный контроль 2.2 Создание рисунка «Аквариум». 4 2.3 Инструменты для рисования: «Штамп», «Формы», «Магия», «Текст». 18 2.4 Создание рисунка «Зоопарк». 4 4 Минипроект, практическ ая работа 2.5 Создание рисунка «Космос». 6 6 Минипроект, практическ ая работа 6 12 2.6 Создание рисунка «Поздравительная открытка». 4 4 Минипроект, практическ ая работа 2.7 Итоговая работа. Создание рисунка на свободную тему 4 4 Минипроект, практическ ая работа 2.8 Промежуточная аттестация 2 2 Практическ ое задание, опрос 3. Графический редактор Paint 84 3.1 Первоначальное знакомство с графическим редактором Paint. Знакомство с инструментами для рисования. 3.2 Геометрические фигуры на рисунках. Создание рисунка «Грузовик». Создание рисунка «Кубик». Создание рисунка «Пирамида». Эллипс и окружность. Создание рисунка «Узор из кругов». Фрагмент рисунка. Выделение и перемещение фрагмента рисунка. Сборка рисунка из деталей. Действия с фрагментами рисунка: Вырезать, Копировать, Вставить. Создание рисунка «Зимний сюжет». Учимся сохранять и открывать созданный рисунок. Построения с помощью клавиши Shift. Инструмент «Масштаб». Создание рисунка из пикселей «Акула». Новогодняя открытка, ее атрибуты и символы. Приемы и возможности редактора для создания открытки. Создание рисунка «Новогодняя открытка». Инструмент «Текст». Создание рисунка «Подарок на день рождения от Винни Пуха». Соприкасающиеся окружности. Повторяющиеся элементы вокруг нас. Создание рисунка «Ветка рябины». Создание рисунка «Экзотическая 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 24 60 4 4 Опрос, практическ ая работа 4 6 Опрос, практическ ая работа 6 6 Практическ ая работа, беседа 4 4 Минипроект, практическ ая работа Опрос, практическ ая работа 8 10 10 4 6 8 4 4 6 6 Опрос, практическ ая работа Минипроект, практическ ая работа 3.8 3.9 бабочка». Создание рисунка «Виноградная гроздь». Меню готовых форм. Создание рисунка «Конструирование из мозаики». Создание рисунка «Конструирование из кубиков». Художественные промыслы России и павловопосадские платки. Создание рисунка «Павловопосадский платок». 3.10Создание геометрических фигур с помощью графических примитивов. 10 4 6 10 6 4 6 3.11 Жанры в живописи. Пейзаж. Приемы рисования пейзажа. Создание пейзажа. 6 6 4. Аттестация по завершению реализации программы. 2 2 ИТОГО 144 Опрос, практическ ая работа Минипроект, практическ ая работа Опрос, практическ ая работа Опрос, практическ ая работа Минипроект, практическ ая работа 6 38 106 Учебно-тематический план (2 год обучения) Колво в том числе часов всего теория практик а № Тема занятия 1. Вводное занятие. Инструкция по технике безопасности в кабинете. Правила работы и терминология. 2 2 2. 8 4 4 3. Знакомство с интерфейсом графического редактора Gimp. Первоначальное знакомство с графическим редактором Gimp. Работа с документом. Размеры и цветность. Слои 16 6 10 3.1 Работа со слоями. 4 2 2 Форма аттестации / контроля Беседа, опрос Беседа, опрос, практичес кая работа Беседа, опрос 3.2 Эллиптическое выделение. Практическая Работа. Волшебная палочка. Лассо. Трансформация объектов. Практическая работа «Создаем изображение «Рыбка». 6 2 4 Минипроект, практичес кая работа 3.3 Слияние слоев. Режимы наложения пикселей. Эффекты слоев. Практическая работа «Создаем изображение «Аквариум»». 6 2 4 Минипроект, практичес кая работа 4. Работа с цветом 12 4 8 4.1 Управление цветом. Практическая работа «Раскрасим в разные цвета контуры тропической рыбки». 6 2 4 Опрос, практичес кая работа 4.2 Заливка. Градиентная заливка. Практическая работа «Раскрасим тропическую рыбку». 6 2 4 5 Инструменты рисования 28 10 18 5.1 Виды кистей. Специальные кисти. Практическая работа «Создадим новую кисть». 6 4 2 Опрос, практичес кая работа 5.2 Создание, настройка и 4 использование кистей. Практическая работа «Создадим специальную кисть». 4 Практичес кая работа, беседа 5.3 Создание, настройка и 4 использование кистей. Практическая работа «Рисуем яблоко». 4 Практичес кая работа, презентац ия минипроекта 5.4 Создание и применение кисти. Практическая работа «Создадим кисть для изображения в аквариуме воздушных пузырей». 4 4 Практичес кая работа, презентац ия минипроекта 5.5 Текстура. Узорная заливка. Практическая работа «Учимся использовать готовые текстуры». 6 4 Опрос, практичес кая работа 4 Опрос, практичес кая работа 5.6 Текстура. Узорная заливка. Применение текстуры. Практическая работа «Учимся создавать собственные текстуры». 4 2 2 Практичес кая работа, презентац ия минипроекта 6 Шрифты. Работа с текстом. Виды шрифтов. 4 2 2 Беседа, опрос 7 Контуры 18 8 10 7.1 Линии безье. Стандартные формы и библиотека контуров. Практическая работа «Создаем контуры». 8 4 4 Опрос, практичес кая работа 7.2 Работа с контурами. Практическая работа «Создаем логотип животного». 6 2 4 Практичес кая работа, беседа 7.2 Применение контуров. Практическая 4 работа «Создаем почтовую марку». 2 2 Практичес кая работа, презентац ия минипроекта 8 Фильтры 8 14 8.1 Специальные эффекты. Виды фильтров. Практическая работа «Придаем объекту на изображении эффект движения». 10 4 6 Беседа, опрос, практичес кая работа 8.2 Фильтры. Практическая работа «Создаем из пластмассовой игрушки хрустально - ледяную фигуру». 6 2 4 Практичес кая работа, презентац ия минипроекта 8.3 Фильтры. Практическая работа «Создаем хрустальную фигуру из изображения птицы». 6 2 4 Практичес кая работа, презентац ия минипроекта 9 Работа с изображениями 22 8 14 9.1 Установка параметров документа. Практическая работа «Размер изображения. Обрезка изображения». 6 2 4 22 Беседа, опрос, практичес кая работа 9.2 Практическая работа «Фильтры для ретуши». 4 9.3 Каналы и маски. Практическая работа «Учимся работать с каналами и масками». 8 9.4 Практическая работа «Тень» Подведение итогов. ИТОГО 4 Беседа, опрос, практичес кая работа 4 Практичес кая работа, презентац ия минипроекта 8 8 4 4 Практичес кая работа, презентац ия минипроекта Минипроект, практичес кая работа 144 4 52 92 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 год обучения 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности в кабинете. (2 ч.) Теория: Правила поведения в учебных помещениях. Техника безопасности, правила пожарной безопасности (ознакомление с путями эвакуации в случае возникновения пожара). Формы и методы обучения: беседа, инструктаж. Форма подведения итогов: беседа, опрос. 2.Графический редактор TuxPaint (56 ч.) 2.1. Графика. Виды графики. Первоначальное знакомство с графическим редактором TuxPaint. Знакомство с инструментами графического редактора. 14ч (6\8) Теория: Графика. Виды графики. Композиция рисунка. Законы композиции. Виды инструментов графического редактора. Практика: Первоначальное знакомство с графическим редактором TuxPaint. Графический редактор Tux Paint. Инструментарий программы. Знакомство с инструментами графического редактора: «Открыть», «Сохранить», «Ластик», «Краска», «Линии». Формы и методы обучения: беседа, инструктаж. Форма подведения итогов: Опрос, наблюдение, практическая работа. 2.1.1 Начальный контроль. 2ч (1\1) Теория: Знание терминов и инструментов. Практика: Использование различных инструментов при создании рисунков. Формы и методы обучения: беседа, инструктаж. Форма подведения итогов: Опрос, наблюдение, практическая работа. 2.2. Создание рисунка «Аквариум».4ч (0\4) Практика: Создание рисунка «Аквариум» с применением полученных знаний. Формы и методы обучения: беседа, инструктаж. Форма подведения итогов: Мини-проект, практическая работа. 2.3. Инструменты для рисования: «Штамп», «Формы», «Магия», «Текст»..18ч (6\12) Теория: Знакомство с инструментами графического редактора «Штамп», «Формы», «Магия», «Текст». Принципы их работы. Практика: Редактирование рисунков при помощи инструментов «Штамп», «Формы», «Магия», «Текст». Формы и методы обучения: беседа, инструктаж. Форма подведения итогов: Опрос, наблюдение, практическая работа. 2.4. Создание рисунка «Зоопарк». 4ч (0\4) Практика: Создание рисунка «Зоопарк» с применением полученных знаний. Формы и методы обучения: беседа, инструктаж. Форма подведения итогов: Мини-проект, практическая работа. 2.5. Создание рисунка «Космос». 6ч (0\6) Практика: Создание рисунка «Космос» с применением полученных знаний. Формы и методы обучения: беседа, инструктаж. Форма подведения итогов: Мини-проект, практическая работа. 2.6. Создание рисунка «Поздравительная открытка». 6ч (0\6) Практика: Создание рисунка «Космос» с применением полученных знаний. Формы и методы обучения: беседа, инструктаж. Форма подведения итогов: Мини-проект, практическая работа. 2.7. Итоговая работа. Создание рисунка на свободную тему. 4ч (0\4) Практика: Проверка знания инструментов и возможностей программы TuxPaint. Создание рисунка на свободную тему. Формы и методы обучения: беседа, инструктаж. Форма подведения итогов: Мини-проект, практическая работа. 2.8. Промежуточная аттестация. 2ч (0\2) Практика: Проверка знания инструментов и возможностей программы TuxPaint. Формы и методы обучения: беседа, инструктаж. Форма подведения итогов: Мини-проект, практическая работа. 3.Графический редактор Paint (84 часа) 3.1. Первоначальное знакомство с графическим редактором Paint. Знакомство с инструментами для рисования. 8ч (4\4) Теория: Первоначальное знакомство с графическим редактором Paint. Знакомство с инструментами для рисования. Практика: Настройка инструментов для рисования. Формы и методы обучения: беседа, инструктаж. Форма подведения итогов: Опрос, практическая работа/ 3.2. Геометрические фигуры на рисунках. Создание рисунка «Грузовик». Создание рисунка «Кубик». Создание рисунка «Пирамида». Эллипс и окружность. Создание рисунка «Узор из кругов». 10ч (4\6) Теория: Виды геометрических фигур в Paint. Практика: Использование фигур для создания различных рисунков. Формы и методы обучения: беседа, инструктаж. Форма подведения итогов: Опрос, практическая работа, мини-проект. 3.3. Фрагмент рисунка. Выделение и перемещение фрагмента рисунка. Сборка рисунка из деталей. Действия с фрагментами рисунка: Вырезать, Копировать, Вставить. Создание рисунка «Зимний сюжет». 6ч (0\6) Практика: Создание рисунка «Зимний сюжет» из фрагментов. Работа с функциями «Вырезать», «Копировать», «Вставить». Формы и методы обучения: беседа, инструктаж. Форма подведения итогов: Практическая работа, мини-проект. 3.4. Учимся сохранять и открывать созданный рисунок. Построения с помощью клавиши Shift. Инструмент «Масштаб». Создание рисунка из пикселей «Акула». 4ч (0\4) Практика: Создание симметричных фигур с помощью Масштабирование рисунков. Формы и методы обучения: беседа, инструктаж. Форма подведения итогов: Мини-проект, практическая работа. клавиши Shift. 3.5. Новогодняя открытка, ее атрибуты и символы. Приемы и возможности редактора для создания открытки. Создание рисунка «Новогодняя открытка». 10ч (4\6) Теория: Виды атрибутов и символов новогодней открытки. Виды новогодних открыток. Практика: Создание рисунка «Новогодняя открытка». Формы и методы обучения: беседа, инструктаж. Форма подведения итогов: Мини-проект, практическая работа. 3.6. Инструмент «Текст». Создание рисунка «Подарок на день рождения от Винни Пуха». 8ч (4\4) Теория: Виды шрифтов. Эффекты для текста. Практика: Наклон, контур, тень для инструмента «Текст». Наложение текста на картинку. Формы и методы обучения: беседа, инструктаж. Форма подведения итогов: Опрос, практическая работа, мини-проект. 3.7. Соприкасающиеся окружности. Повторяющиеся элементы вокруг нас. Создание рисунка «Ветка рябины». Создание рисунка «Экзотическая бабочка». Создание рисунка «Виноградная гроздь». 6ч (0\6) Практика: Работа с окружностями. Создание рисунков с помощью симметричных и асимметричных окружностей. Формы и методы обучения: беседа, инструктаж. Форма подведения итогов: Мини-проект, практическая работа. 3.8. Меню готовых форм. Создание рисунка «Конструирование из мозаики». Создание рисунка «Конструирование из кубиков». 10ч (4\6) Теория: Виды форм. Конструктор готовых форм. Практика: Создание различных форм, путем наложения их друг на друга. Создание рисунков. Формы и методы обучения: беседа, инструктаж. Форма подведения итогов: Мини-проект, практическая работа. 3.9. Цветовые модели. Палитра. Панель инструментов. Рисование и раскрашивание.6ч (0\6) Практика: Коррекция тона и цвета. Работа с панелью инструментов. Инструменты рисования. Формы и методы обучения: беседа, инструктаж. Форма подведения итогов: Мини-проект, практическая работа. 3.10. Создание геометрических фигур с помощью графических примитивов. 10ч (4\6) Теория: Понятие геометрический примитив, виды геометрических примитивов. Практика: Создание рисунка с использованием точных геометрических фигур. Формы и методы обучения: беседа, инструктаж. Форма подведения итогов: Опрос, мини-проект, практическая работа. 3.11. Итоговая работа. Создание рисунка на свободную тему. 6ч (0\6) Практика: Проверка знания инструментов и возможностей программы Paint. Создание рисунка на свободную тему. Формы и методы обучения: беседа, инструктаж. Форма подведения итогов: Мини-проект, практическая работа. 4 Аттестация по завершению реализации программы. 2ч (0\2) Практика: Подведение итогов года. Различие 2х программ. Создание рисунка на свободную тему. Формы и методы обучения: беседа, инструктаж. Форма подведения итогов: Практическая работа. 2 год обучения 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности в кабинете. Правила работы и терминология. (2 ч.) Теория: Правила поведения в учебных помещениях. Техника безопасности, правила пожарной безопасности (ознакомление с путями эвакуации в случае возникновения пожара). Формы и методы обучения: беседа, инструктаж. Форма подведения итогов: беседа, опрос. 2. Знакомство с интерфейсом графического редактора Gimp. Первоначальное знакомство с графическим редактором Gimp. Работа с документом. Размеры и цветность. 8ч (4\4) Теория: Графический редактор Gimp. Начальное знакомство с возможностями программы и инструментами. Практика: Настройка рабочего интерфейса. Создание документа. Формы и методы обучения: беседа, инструктаж. Форма подведения итогов: Опрос, наблюдение, практическая работа. 3. Слои (16 часов) 3.1. Виды режимов слоёв. Работа со слоями. 4ч (2\2) Теория: Понятие слой. Разновидности режимов слоёв в Gimp. Практика: Наложение рисунков друг на друга с помощью слоёв. Формы и методы обучения: беседа, инструктаж. Форма подведения итогов: Опрос, практическая работа. 3.2. Эллиптическое выделение. Волшебная палочка. Лассо. Трансформация объектов. Практическая работа «Создаем изображение «Рыбка».6ч (2\4) Теория: Знакомство с инструментами графического редактора «Выделение», «Лассо», «Волшебная палочка». Принципы их работы. Практика: Редактирование рисунков при помощи инструментов «Выделение», «Лассо», «Волшебная палочка». Создание рисунка «Рыба» Формы и методы обучения: беседа, инструктаж. Форма подведения итогов: Опрос, наблюдение, практическая работа. 3.3. Слияние слоев. Режимы наложения пикселей. Эффекты слоев. Практическая работа «Создаем изображение «Аквариум»».6ч (2\4) Теория: Принципы слияния слоёв. Понятие пиксель. Разновидности эффектов слоя. Практика: Создание рисунка «Аквариум» с применением полученных знаний. Формы и методы обучения: беседа, инструктаж. Форма подведения итогов: Мини-проект, практическая работа. 4. Работа с цветом (12 часов) 4.1. Управление цветом. Практическая работа «Раскрасим в разные цвета контуры тропической рыбки».6ч (2\4) Теория: Цвет. Виды цветовых палитр. Практика: Использования различных цветов для раскрашивания контуров рыбки. Формы и методы обучения: беседа, инструктаж. Форма подведения итогов: Мини-проект, практическая работа. 4.2. Заливка. Градиентная заливка. Практическая работа «Раскрасим тропическую рыбку».». 6ч (2\4) Теория: Принципы работы инструмента «Заливка». Виды заливки Практика: Заливка фигур различными цветами. Заливка рисунка тропическая рыбка. Формы и методы обучения: беседа, инструктаж. Форма подведения итогов: Мини-проект, практическая работа. 5. Инструменты рисования (28 часов) 5.1. Виды кистей. Специальные кисти. Практическая работа «Создадим новую кисть». 6ч (2\4) Теория: Первоначальное знакомство инструментом «Кисть». Виды кистей. Практика: Создаём инструмент «Новая кисть» Формы и методы обучения: беседа, инструктаж. Форма подведения итогов: Опрос, практическая работа. 5.2. Создание, настройка и использование кистей. Практическая работа «Создадим специальную кисть». 4ч (0\4) Практика: Создаём различные виды кистей. Создание инструмента «Специальная кисть». Формы и методы обучения: беседа, инструктаж. Форма подведения итогов: Опрос, практическая работа, мини-проект. 5.3. Создание, настройка и использование кистей. Практическая работа «Рисуем яблоко». 4ч (0\4) Практика: Создаём различные виды кистей. Создание рисунка «Яблоко» с помощью заранее созданных кистей. Формы и методы обучения: беседа, инструктаж. Форма подведения итогов: Практическая работа, мини-проект. 5.4. Создание и применение кисти. Практическая работа «Создадим кисть для изображения в аквариуме воздушных пузырей». 4ч (0\4) Практика: Создание инструмента «Специальная кисть». Использование «Специальной кисти» для создания воздушных пузырей в аквариуме. Формы и методы обучения: беседа, инструктаж. Форма подведения итогов: Мини-проект, практическая работа. 5.5. Текстура. Узорная заливка. Практическая работа «Учимся использовать готовые текстуры». 6ч (4\2) Теория: Инструмент «Текстура». Понятие узорная заливка. Виды заливок. Градиентная заливка. Практика: Работа с готовыми текстурами. Формы и методы обучения: беседа, инструктаж. Форма подведения итогов: Мини-проект, практическая работа. 5.6. Текстура. Узорная заливка. Применение текстуры. Практическая работа «Учимся создавать собственные текстуры». 4ч (2\2) Теория: Виды визуальных эффектов текстур. Практика: Создание собственных шаблонов текстур. Формы и методы обучения: беседа, инструктаж. Форма подведения итогов: Опрос, практическая работа, мини-проект. 6. Шрифты. Работа с текстом. Виды шрифтов.4ч (2\2) Теория: Виды шрифтов. Варианты эффектов для шрифтов. Практика: Работа с тенью, контуром, цветом шрифта. Установка новых шрифтов. Формы и методы обучения: беседа, инструктаж. Форма подведения итогов: Мини-проект, практическая работа. 7. Контуры (18 часов) 7.1. Кривая безье. Стандартные формы и библиотека контуров. Практическая работа «Создаем контуры». 18ч (4\4) Теория: Понятие «Кривая безье». Понятие «Контур». Практика: Создание собственных контуров. Работа с различными видами контуров. Формы и методы обучения: беседа, инструктаж. Форма подведения итогов: Мини-проект, практическая работа. 7.2. Работа с контурами. Практическая работа «Создаем логотип животного». 6ч (2\4) Теория: Виды контуров. Практика: Создание логотипа животного с использованием контура. Формы и методы обучения: беседа, инструктаж. Форма подведения итогов: Мини-проект, практическая работа. 7.3. Применение контуров. Практическая работа «Создаем почтовую марку». 4ч (2\2) Теория: Виды контуров. Практика: Создание почтовой марки с использованием контура. Формы и методы обучения: беседа, инструктаж. Форма подведения итогов: Опрос, мини-проект, практическая работа. 8. Фильтры (22 часов) 8.1. Специальные эффекты. Виды фильтров. Практическая работа «Придаем объекту на изображении эффект движения». 10ч (4\6) Теория: Виды специальных эффектов. Понятие фильтр. Практика: Применение различных фильтров и эффектов к рисункам. Делаем рисунок с эффектом движения. Формы и методы обучения: беседа, инструктаж. Форма подведения итогов: Мини-проект, практическая работа. 8.2. Фильтры. Практическая работа «Создаем из пластмассовой игрушки хрустально- ледяную фигуру».4ч (2\4) Теория: Принципы работы фильтров. «Хрустально-ледяной» фильтр. Практика: Эффект хрустально-ледяной фигуры. Формы и методы обучения: беседа, инструктаж. Форма подведения итогов: Практическая работа. 8.3. Фильтры. Практическая работа «Создаем хрустальную фигуру из изображения птицы». 6ч (2\4) Теория: Принципы работы фильтров. Практика: Эффект хрустальной фигуры Формы и методы обучения: беседа, инструктаж. Форма подведения итогов: Практическая работа. 9. Работа с изображениями (22 часов) 9.1. Установка параметров документа. Практическая работа «Размер изображения. Обрезка изображения». 6ч (2\4) Теория: Параметры документа. Практика: Установка различных параметров документа. Изменения размера изображения. Обрезка изображения. Формы и методы обучения: беседа, инструктаж. Форма подведения итогов: Практическая работа. 9.2. Ретушь. Практическая работа «Фильтры для ретуши». 4ч (2\2) Теория: Понятие ретушь и её виды. Практика: Создание различных фильтров для ретуширования. Формы и методы обучения: беседа, инструктаж. Форма подведения итогов: Практическая работа. 9.3. Практическая работа «Фильтры для ретуши». 4ч (0\4) Практика: Создание различных фильтров для ретуширования. Формы и методы обучения: беседа, инструктаж. Форма подведения итогов: Практическая работа. 9.4. Каналы и маски. Практическая работа «Учимся работать с каналами и масками».6ч (4\4) Теория: Инструменты «Канал», «Маска». Сочетание маски и слоёв. Практика: Эффект хрустальной фигуры Формы и методы обучения: беседа, инструктаж. Форма подведения итогов: Практическая работа. 10. Практическая работа «Тень». 8ч (0\8) Практика: Создание рисунка «Тень» с помощью полученных знаний. Формы и методы обучения: беседа, инструктаж. Форма подведения итогов: Практическая работа. 11. Подведение итогов. 4ч (0\4) Практика: Подведение итогов года. Создание рисунка на свободную тему. Формы и методы обучения: беседа, инструктаж. Форма подведения итогов: Практическая работа. 4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ При составлении образовательной программы в основу положены следующие принципы: единства обучения, развития и воспитания; последовательности: от простого к сложному; систематичности; активности; наглядности; интеграции; прочности; связи теории с практикой. - методы обучения (наглядно-демонстрационный, словесный, методы практической работы, метод модульного обучения, метод проектов, частично-поисковый, исследовательский; игровой и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.); метод информационной поддержки (самостоятельная работа с учебными источниками, специальной литературой, журналами, интернет – ресурсами). - формы организации образовательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная. - формы организации учебного занятия - практическое занятие, теоретическое занятие, комбинированное занятие. - педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология, проблемная (учебный, творческий проект), поисковые (наблюдение, мониторинг), развивающего обучения, технологии сотрудничества, информационно – коммуникационные технологии, игровые технологии, обеспечивающие целостность педагогического процесса и единства обучения, воспитания и развития учащихся, а также способствующие реализации компетентностного, системно-деятельностного, интегративно – технологического подходов в дополнительном образовании. - алгоритм учебного занятия – краткое описание структуры занятия и его этапов Подготовительный этап – организационный момент. Подготовка учащихся к работе на занятии. Выявление пробелов и их коррекция. Проверка (практического задания). Основной этап - подготовительный (подготовка к новому содержанию) Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Формулирование темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (вопросы). Усвоение новых знаний и способов действий (использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей). Применение пробных практических заданий, которые дети выполняют Практическая работа. Итоговый этап – подведение итога занятия. Анализ работы. Рефлексия. самостоятельно. 5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса: Скрылина Софья. Путешествие в страну компьютерной графики», БХВ-Петербург, 2014 г.; Леонов К.А. Основы компьютерной анимации, М.: Просвещение, 2019 г.; Панюкова Т.А. GIMP и Adobe Photoshop. Лекции по растровой графике, Либроком, 2010 г.; Жексенаев А.Г. Основы работы в растровом редакторе GIMP (ПО для обработки и редактирования растровой графики): Учебное пособие. — Москва: 2008. - 80 с. Тимофеев С.М. «Работа в графическом редакторе GIMP», М.: ЭКСМО, 2010 г.; Графический редактор GIMP: первые шаги / И.А. Хахаев – М.: АLT Linux; Издательский дом ДМК-пресс, 2009, - 232 с.; Графический растровый редактор Gimp : учебное пособие / В. В. Шишкин, О. Ю. Шишкина, З. В. Степчева, – Ульяновск :УлГТУ, 2010. – 119 с.; Якушин Анатолий. The GIMP. Редактирование изображений, М.: OpenOffice, 2004. — 50 с.