Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом художественного творчества детей» Александро-Невского муниципального района Рязанской области Согласовано на педагогическом совете 24 .06. 2022 г. Протокол №7 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Бусинка» бисероплетение Срок реализации - 1 год Возраст детей – 6-8 лет Модифицированная р. п. Александро - Невский 2022 г. 1.Пояснительная записка. 1. Пояснительная записка. 1.1 Направленность. Одной из главных задач обучения и воспитания учащихся на занятиях прикладным творчеством является развитие творческой культуры ребёнка, а именно развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего-то нового. Программа «Бусинка» предполагает развитие у учащихся художественного вкуса и творческих способностей, имеет художественную направленность. 1.2 Актуальность. Как вид декоративно-прикладного искусства бисероплетение тесно связано с жизнью человека. Украшая себя, его любой человек рассказывает тем самым о себе: кто он такой, какой у него характер, привычки. Главный смысловой стержень программы – это связь искусства с жизнью человека, его роль в повседневном бытии. Программа строится так, чтобы дать учащимся представления о значении бисерного рукоделия в их личном становлении. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения окружающей реальности является важным условием освоения учащимися программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником образного мышления учащихся. Процесс обучения тесно связан с изучением народного творчества и художественных промыслов России, культурой и традициями русского народа. Систематическое освоение художественного наследия помогает учащимся осознать искусство как духовную летопись человечества. Поэтому сочетание практических занятий с познанием прекрасного мира народного искусства является наиболее эффективной формой воспитания эстетических начал у детей, их трудовой активности и создания условий для самостоятельного творчества. В процессе обучения у детей развиваются не только интеллектуальные и творческие способности, но и воспитываются замечательные качества личности. Во первых, оптимизм, потому что с помощью педагога дети учатся организовывать свой досуг весело, интересно, обретают бодрый эмоциональный настрой, у них развивается способность радоваться каждому моменту в жизни не только в детстве, но и в зрелые годы. Деятельная дружественная атмосфера в коллективе помогает пробудить у них чувство радости от общения друг с другом, интерес к жизни других людей. Во-вторых, большое трудолюбие и терпение, т.к. занятия бисерным рукоделием требуют очень многих усилий от учащихся. Занимаясь с мелкими предметами (бисером, бусинами и т.п.), учащиеся развивают мелкую психомоторику, а это напрямую влияет на развитие интеллекта, улучшение памяти, внимания. 1.3 Новизна программы. Дети ежедневно смотрят интересные телепередачи, часто посещают различные мероприятия, читая книги, рассматривают красивые иллюстрации в них, видят окружающую природу, но беда в том, что многие из ребят быстро забывают обо всём увиденном или услышанном, становясь только потребителями искусства.На занятиях по бисероплетению деятельность воспитанников направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением. Руководителю объединения необходимо не только заметить увлечённость детей, но, главное, помочь им развить творческое воображение и фантазию. Для этого важно, чтобы ребёнок проявил любовь к прекрасному не только путём созерцания и разговоров, но вносил красоту в окружающее, становясь настоящей творческой личностью. 1.4 Целесообразность. Данная программа педагогически целесообразна, так как способствует развитию у обучающихся творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. В программу включен значительный объем познавательных сведений, касающихся происхождения используемых материалов. Вводятся термины, обозначающие технику изготовления изделий (аппликация, мозаика, орнамент, коллаж, композиция). При изготовлении объектов труда используются разные виды бумаги, обладающие различными свойствами, ткань и нитки различного происхождения, материалы текстильного характера, кожа. Кроме того постоянное знакомство с творчеством мастеров-прикладников через изучение литературы, демонстрацию фотографий, мастер-классов, изделий – является неотъемлемой частью программы. Копирование орнаментов, композиций и поделок. Такая деятельность обогащает личность, доставляет радость общения с искусством, а это, в свою очередь является мощной мотивацией к творчеству. 1.5 Адресат программы. Программа разработана для детей младшего школьного возраста (6 – 8 лет. 1.6 Объем и срок освоения программы. Срок обучения по программе – 1 год.144 часа. Форма обучения – очная. 1.6 Цель и задачи программы. Цель – научить детей делать работы из бисера, развить способности к творческому самовыражению и самореализации через теоретическое и практическое знакомство с декоративно-прикладным творчеством. Задачи: 1. Нравственное и художественно-эстетическое воспитание учащихся; 2. Освоение знаний, умений и навыков в бисерном рукоделии и связанных с ним предметах декоративно-прикладного искусства; 3. Выявление и развитие творческих способностей учащихся; 4. Поддержка одаренных и талантливых детей; 5. Стремление достигать профессионального уровня изготовления украшений и других предметов декоративно-прикладного творчества; 6. Познакомить учащихся с древнейшим промыслом нашего народа, вызвать к нему интерес; 7. Углубить познания об изготовлении, качестве, цвете, окрашиванию и обесцвечиванию бисера; 8. Обучить основным приемам и навыкам плетения из бисера; 9. Обучить составлению схем плетения в графической форме и цвете; 10. Формировать представления учащихся о значении орнамента; 11. Использовать в работе с бисером национально-региональный компонент; 12. Развивать терпение, фантазию, а также аккуратность в выполнении своих работ; 13. Формировать навыки аккуратности и чувство ответственности за свое рабочее место и его состояние; 14. Формировать представление своих изделий в готовом виде, в конкретной среде; 15. Развивать у ребят навыки общения в совместной деятельности в разновозрастной группе; 16. Научить ребят распределять работу между собой при оформлении композиции; 17. Формировать представление о том, что от работы каждого зависит общий результат; 18. Развивать чувство ответственности и поддержки старших и опытных ребят вновь прибывшим в объединение учащимся; 19. Вызывать у ребят чувство радости за удачно сделанную свою работу и работу своих товарищей; 20. Вызвать желание сделать приятное своим родным и близким; 21. Дать учащимся представления об устройстве выставки (подбор изделий, размещение их для просмотра). 1.7 Формы обучения. Для более эффективной реализации программы «Бусинка» предлагается использовать различные формы занятий. Прежде всего, это занятия в группах и подгруппах. Групповые занятия помогают освоить детям теоретический материал, формировать определенные умения и навыки в области рукоделия. По подгруппам целесообразно проводить занятия по сложным темам, требующим многократного повторения и закрепления пройденного материала. По подгруппам проводятся занятия с учащимися, которые работают над собственным авторским проектом, коллективной работой. Педагогический процесс основывается на принципе индивидуального подхода к каждому ребенку. Задача индивидуального подхода – наиболее полное выявление персональных способов развития возможностей ребенка, формирование его личности. Индивидуальный подход помогает отстающему ребенку наиболее успешно усвоить материал и стимулирует его творческие способности. По дидактическим целям и задачам обучения занятия делятся на следующие виды: 1. Занятие – знакомство с историей бисероплетения, русским народным декоративно прикладным искусством, основам цветоведения и т.д. (занятие освоения и первичного закрепления теоретического материала курса). 2. Занятие - практическая работа, задание, упражнение (занятие освоения практических умений и навыков курса). 3. Занятие – викторина, конкурс, смотр, выставка (занятие контроля и оценки полученных детьми знаний, умений и навыков). 4. Занятие – беседа, диспут, игра (занятие решения воспитательных задач). Главный критерий отбора методов обучения по программе «Бусинка» - это соответствие принципам образовательного процесса, в том числе: эффективности и продуктивности, сообразности намеченным целям и задачам обучения, доступности для детей, развития их заинтересованности в занятиях творческим трудом. Методика обучения также основана на принципах природосообразности (образовательный процесс строится для ребенка с учетом его психофизиологических качеств), гуманизации (формирование системы ценностей духовного развития). В программе используется спиральный метод обучения, т.е. развитие одной темы поэтапно в течение года от простого к сложному. В процессе занятий бисероплетением в рамках программы все формы и методы взаимообусловлены и применяются в комплексе. Вместе с такими методами, как рассказ, объяснение, беседа, задание, упражнение, используются наглядно-иллюстративные: показ, демонстрация наглядных пособий, образцов, фотографий, схем. Особенностью данной программы является использование в методике игр по развитию у детей зрительной памяти, глазомера, внимания, мелкой моторики, мышления и т.д. В процессе обучения по программе «Бусинка» педагог оставляет за собой право использовать и другие формы, методы проведения занятий, руководствуясь принципами целесообразности и мобильности самого образовательного процесса. Показ учащимся выполненной работы. Оценка правильности и качества работы педагогом. «Зачет» по итогам заносится в личные творческие книжки. В конце обучения всем успешно освоившим программу бисерного рукоделия выдается свидетельство об окончании этого курса. 1.8 Режим занятий. Занятия проводятся два раза в неделю по два академических часа с десятиминутным перерывом. 1.9 Особенности организации образовательного процесса. Количество обучающихся в объединении определяется с учётом рекомендации СанПин. Группа формируется из обучающихся 6- 8 лет от 10- 15 человек. Программа составлена в соответствии требованиями к возрастным особенностям детей. Для обучения по программе принимаются все желающие без предварительного отбора. Основанием приёма в группу является заявления родителей (законных представителей) детей. 1.10 Условия реализации программы. Для организации успешной работы необходимо иметь оборудованное помещение (кабинет), в котором представлены в достаточном объеме наглядно-информационные материалы, хорошее верхнее освещение и дополнительное боковое, наличие необходимых инструментов и материалов. Учитывая специфику работы детей с колющими и режущими инструментами, необходима инструкция по технике безопасности по всем видам рукоделия, предусмотренным в программе. Материально-техническое оснащение.Для работы по программе необходимо: - качественное электроосвещение; - столы и стулья не менее 15 шт.; - шкафы, стенды для образцов и наглядных пособий; - инструменты и материалы для бисероплетения (бисерные иглы, нити, леска, бисер, бусы, стеклярус, ножницы, пайетки, проволока, цветные нитки, тканевые салфетки, клей ПВА, фурнитура для украшений); - канцелярские принадлежности. 1.11 Планируемые результат учащийся должен знать: - инструкцию по технике безопасности; - гармонию цвета, гармоничные сочетаниях цветов; - законы композиции; - особенности техники косого плетения; - как ровно плести жгуты; - особенности оплетения; приемы оплетения; - особенности работы со стеклярусом; - о народных обычаях и традициях; - истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; - семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки). - о роли народных промыслов в современной жизни; - об истории и культуре народного костюма. - знать техники низания и уметь их различать; - комплекс здоровьесберегающих упражнений для снятия усталости и самостоятельно применять их. Учащийся должен уметь: - основные свойства материалов для бисерного рукоделия; - правила техники безопасности при работе с инструментами и материалами; - о композиции как целостности и образном строе произведения; - о роли выразительных средств (форме, цвете, фактуре) в построении декоративного произведения. - комплекс упражнений по оздоровительной гимнастике для снятия усталости и самостоятельно применять их; - определять номер бусины; - отличать теплые и холодные цвета; - находить цветовой контраст; - пользоваться основными законами композиции; - закреплять аккуратно нити и замочки в изделии; - читать схемы украшений; - отличать по схемам технику исполнения; - выполнять бисерные работы в разных техниках; - правильно организовать свое рабочее место; - доводить начатую работу до конца; - работать в коллективе; - радоваться не только своей выполненной работой, но и работой других ребят; - обсуждать и договариваться о сюжете и композиции при коллективной работе. 2. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Программа имеет модульный принцип построения, содержания и организации образовательного процесса. Состоит из двух модулей: «Бисероплетение», «Вышивание бисером». Каждый модуль нацелен на достижение конкретных результатов. № Модуль 1 2 3 «Бисероплетение» «Вышивание бисером» Подготовка к итоговой выставке. Тестирование. ИТОГО Всего часов 90 50 4 Теоретических часов 10 3 2 Практических часов 80 47 2 144 15 129 2.1.Учебный модуль «Бисероплетение.» Для реализации своих идей обучающиеся очень часто выбирает бисер, который привлекает их не только яркостью красок, разнообразием форм и размеров, но и простотой выполнения самых причудливых изделий. По желанию ребят бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превращаться в веселую игрушку, нарядное украшение или сувенир. Такое занятие доступно даже для маленьких и неумелых рук. Работы по бисероплетению привлекают обучающихся своими результатами. Поделка, сделанная ребятами, является не только результатом труда, но и творческим выражением их индивидуальности. Изделие, над которым они трудились, вкладывая в него выдумку, фантазию и любовь, особенно дорого им. Модуль программа «Бисероплетение»» художественной направленности является образовательно - досуговым, по функциональному назначению носит прикладной характер, по уровню освоения - общекультурный, ознакомительный по специфике содержания и направлен на овладение учащимися основных приемов бисероплетения. Обучение по данному модулю создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности учащегося, развития познавательной активности и творческой самореализации. Обучение зависит от результата диагностики стартовых способностей детей. Актуальность и педагогическая значимость модуля «Бисероплетение». В настоящее время становится насущной проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться. Сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира. Учебный модуль «Бисероплетение», является прикладным, носит практикоориентированный характер и направлен на овладение учащимися основными приемами бисероплетения. Цель учебного модуля: Активизация познавательной и творческой деятельности; подготовка к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему профессионализму самоопределению. Задачи: Образовательные: - ознакомительных знаний об истории и развитии бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения. Воспитательные: – привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда. Развивающие: – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса. Дидактические и методические материалы. - наглядные пособия; - образцы изделий; - раздаточный материал; - информационный материал. Материально – техническое обеспечение Материалы: -бисер разного размера и цвета, - различные бусины; - стеклярус; - замочки; - иглы; - нитки капроновые; - проволока разного диаметра; - леска; - клей. Инструменты: - кусачки; - плоскогубцы; - ножницы. Учащиеся должны знать и уметь: - особенности техники плетения на проволоке; - особенности техники плетения «Крест»; - знать предысторию бисера, где он применялся раньше и используется сейчас; - методы низания на проволоку и уметь выбирать для определенного изделия способ низания; - закреплять аккуратно нити и замочки в изделии; - читать схемы украшений; - отличать по схемам технику исполнения; - особенности техники косого плетения; - как ровно плести жгуты; - особенности оплетения; приемы оплетения; Учебно-тематический план модуля «Бисероплетение». № Тема 1 2 3 4 5 6 Введение Параллельная техника низания. Техника плетения дугами. Игольчатое плетение. Плетение на леске. Подготовка творческого проекта. ИТОГО Всего часов 2 16 20 26 14 12 90 Теоретически х часов 2 2 2 1 3 Практических часов 14 18 25 11 12 80 10 Календарно-тематический план модуля «Бисероплетение». № Название темы раздела 1 1.1 Вводное занятие. Инструктаж по Т.Б. 1.2 Все о бисере. Основы композиции и цветоведения. 2 2.1 Плоские фигуры животных и насекомых. 2.2 Объёмные фигуры животных и насекомых. 3 3.1 Низание дугами. Плетение цветов и листьев фиалки. 3.2 Французская техника плетения. Плетение цветов и листьев розы. 4 4.1 Плетение деревьев. Ёлка. 4.2 Плетение деревьев. Сосна. 5 5.1 Низание крестиком. Цепочка. 5.2 Техника низания Всего часов Предполагаемая дата. 1 Теоретических Практически часов х часов Введение. 1 1 1 08.09.20г. 6 10 8 Параллельная техника низания. 1 5 1 9 Техника плетения дугами. 1 7 12 1 11 12 Игольчатое плетение. 1 11 14 14 4 Плетение на леске. 1 3 4 1 3 08.09.20г. 11.09.20г.18.09.20г. 22.09.20г.09.10.20г. 13.10.20г.23.10.20г. 27.10.20г.13.11.20г. 17.11.20г.04.12.20г. 08.12.20г.29.12.20г. 11.01.21г.15.01.21г. 19.01.21г.- сотами. Браслет. 5.3 Объемные изделия. Жгуты. 6 6.1 Изготовление композиций с использованием всех освоенных техник. ИТОГО 6 1 5 Подготовка творческого проекта. 12 12 90 10 22.01.21г. 26.01.21г.02.02.21г. 05.02.21г.26.02.21г. 80 Содержание модуля «Бисероплетение». Раздел 1. Введение Материаловедение. Вводные занятия рассчитаны на знакомство с детьми. На этих занятиях необходимо вызвать интерес у ребят к этому ремеслу, заинтересовать их уже готовыми изделиями из бисера и этим вызвать желание посещать объединение бисероплетение. Прежде чем приступить к работе с бисером, необходимо запастись терпением, а также всеми необходимыми инструментами и материалами, которые будут необходимы для работы на занятиях. Провести беседу по технике безопасности при работе с ножницами, проволокой, иглой и другими инструментами и материалами, которые буду задействованы во время занятий. Ознакомить с темами занятий, с правилами поведения не только в учреждении, но и в кабинете, в котором будут проходить занятия и бережном обращении с окружающими предметами этого кабинета. Постараться создать дружелюбную атмосферу внутри рождающего коллектива. Рассказать о родословной бусинки, о видах бисера, его качестве, цвете, а также о восстановлении и окрашивании бисера. Декоративно-прикладное искусство и его виды. Понятие «декор». Беседа «Зачем людям украшения?». История бисероплетения. Бисер в народном костюме. История русского народного костюма. Ознакомить с понятиями «цветоведение» и «композиция». Композиция декоративного произведения. Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Насыщенность цвета и его светлость. Цветовой контраст. Роль выразительных средств построения декоративного произведения (форма, цвет, фактура…). Понятия: «ритмический ряд», «орнамент». Зрительный ряд: таблицы и наглядные пособия по цветоведению. Произведения импрессионистов, постимпрессионистов и российских художников конца ХIХ и ХХ веков с ярко выраженным состоянием и фактурной живописью. 2 раздел. Параллельная техника низания. Методом параллельного низания, используя тонкую проволоку для изготовления фигурок животных и насекомых на плоской и объемной основ: параллельное плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Анализ моделей. Практическая работа. Выполнение отдельных элементов на основе изученного приема. Сборка изделий. Оформление. Несмотря на кажущуюся простоту, метод параллельного низания позволяет создавать плоские детали или фрагменты, а затем из них собирают объемные изделия, такие как цветы, ягоды, животные, насекомые и забавные игрушки. 3 раздел. Техника плетения дугами. Этот метод лучше всего подходит для изготовления как цветков всевозможных форм и расцветок, так и для целых декоративных цветочных композиций, не затрачивая при этом особых усилий. Особенно этот метод низание дугами позволяет очень быстро изготовлять одноцветные листочки и лепестки. Французское, петельное, низание дугами. Комбинирование приемов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Анализ моделей. 4 раздел. Игольчатое плетение. Основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления деревьев: иго Основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления ели и сосны- это игольчатое плетение и уже знакомое петельное. Техника выполнения веточек, ствола дерева. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Анализ моделей. Практическая работа. Выполнение отдельных элементов дерева. Составление композиции. Оформление. 5 раздел. Плетение на леске. В бисерных украшениях наблюдается разнообразие способов изготовления. Осваивать технику низания лучше всего, выполняя образцы из мелких бусин или крупного бисера, нанизывая их на хлопчатобумажные или льняные нити. По количеству иголок и ниток, необходимых для работы, различают низание в одну нить или одной иголкой, то есть ниткой или иголкой; в две нити или двумя иголками – низание ниткой с иголками с двух сторон. Жгут представляет собой полый шнур плотного или ажурного плетения. Толщина его зависит от того, сколько петель в ряду: чем их больше, тем толще жгут. Количество петель связано с количеством бисерин первого ряда («кольца»). Для каждого вида техники рекомендуется свое количество бисерин в «кольце». 6 раздел. Подготовка творческого проекта. Обучающиеся готовят творческиепроекты, используя все освоенные техники плетения. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение. 2.2.Учебный модуль «Вышивание бисером». Вышивка бисером является одним из древнейших направлений декоративно-прикладного искусства. Эта очень старинная техника в наши дни снова вошла в моду. Сегодня это стильно и модно новые аксессуары, игрушки и т.д. Цель модуля: - дать детям теоретические знания и практические умения по вышивке бисером, изготовляя маленькие изделия; - создать условия для осознанного обучения детей и развития творческой индивидуальности обучающихся, которая характеризуется готовностью личности к жизненно-профессиональному самоопределению и самореализации на основе усвоения нравственно-творческого отношения к действительности и окружающим людям. Задачи модуля: Образовательные: - познакомить с историей вышивки бисером; Воспитательные: - воспитывать внимание, трудолюбие, аккуратность, усидчивость; -воспитывать культуру речи, уважительного отношения к товарищам; -воспитывать интерес к истории рукоделия, его традициям и наследию; Развивающие: -развивать художественный вкус, изобретательность, пространственное воображение и мышление; -развивать творческую фантазию; -формировать умение анализировать при самостоятельной работе ; Актуальность модуля. Декоративно-прикладное искусство – творчество разных народов, веками не теряющее своих традиций, является одним из проявлений национальной культуры. Изготовление поделок, оформление жилища издавна считалось важным и нужным делом. В наше время все больше ценится сильная личность с креативным мышлением. Сегодня эта старинная техника вновь стала актуальной. Занятия формируют и совершенствуют универсальную человеческую способность, которая развивает у детей чувства к прекрасному, к социальной действительности, к познанию – в труде, быту. А также формирует у ребенка умение управлять процессами творчества – это фантазированием, пониманием закономерностей, решением проблем и задач. Занятия реализуют интересы и потребности детей в сфере свободного времени, получая основы знаний и умений плетения в вышивке, проявляя творческую индивидуальность и фантазию. Основные направления содержания деятельности. Педагог выбирает методы обучения, методические приемы с учетом знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях, а также учитывает степень развития Обучение начинается с изготовления образцов швов, деталей и элементов, применяемых при выполнении работ, а также даются исторические сведения, схемы. Выполнение пробных элементов позволят детям приобрести необходимые умения для работы и применять теоретические нания на практике. Теоретический материал обычно дается в начале занятий. Его можно преподнести в форме рассказа-информации, беседы или дискуссии, размышления детей на базе наглядного материала. Наглядный материал можно демонстрировать до объяснения, либо одновременно с ним. С помощью показа готовых изделий педагог стремится вызвать у детей желание сделать аналогичное – на начальном этапе обучения. На последующих этапах предполагается, что у обучающихся на базе наглядности должно возникнуть желание творить самому, изменять и усовершенствовать изделия. В процессе работы у детей развивается художественный вкус и творческая инициатива. В начале каждого занятия при объяснении материала или одинакового для всей группы задания, в основном используются методы фронтальной работы, демонстрация рисунков, наглядного материала, изображений, схем и обозначений, швов и элементов изделия. На последующих этапах работа становится все более индивидуализированной. Это связано с тем, что занятия с обучающимися проходят неравномерно: одни уже закончили уже работу, другие близки к завершению, третьи еще почти на начальной стадии. Кроме того скорость выполнения работы у детей зависит от степени развития мелкой моторики рук и двигательной активности пальцев. Материально – техническое обеспечение Материалы: -бисер разного размера и цвета, - различные бусины; - стеклярус; - иглы; - нитки капроновые или леска; -пяльцы; -канва; - ножницы. Учащиеся должны знать и уметь: - читать схемы вышивки; - отличать по схемам технику исполнения; - основы подготовки ткани; - организацию рабочего места; - правила безопасности труда при работе с тканью и ножницами; - выполнять вышивку самостоятельно. Учебно-тематический план модуля «Вышивание бисером». № Тема 1 2 3 4 Введение Вышивка бисером. Вышивка пайетками Подготовка к выставке. ИТОГО Всего часов 2 16 16 16 50 Теоретически х часов 1 1 1 3 Практических часов 1 15 15 16 47 Календарно-тематический план модуля «Вышивание бисером». № Название темы раздела 1 1.1 История вышивки бисером. Инструменты и приспособления, материалы. Инструктаж по Т.Б. 2 2.1 Приемы крепления бисера к основе. Швы, используемые для крепления. 2.2 Вышивание работ бисером на канве с рисунком. Перевод рисунка на основу. 3 Всего часов 2 Теоретических Практически часов х часов Введение. 1 1 2 Вышивка бисером. 1 1 14 14 Вышивка пайетками. Предполагаемая дата. 02.03.21г. 05.03.21г. 09.03.21г.30.03.21г. 3.1 Приемы крепления пайеток к основе. Плоский шов. Выпуклый шов. 3.2 Вышивание работ пайетками. 4 4.1 Изготовление работ с использованием всех освоенных техник. ИТОГО 2 1 14 16 50 1 02.04.21г. 14 06.04.21г.27.04.21г. Подготовка к выставке. 16 3 30.04.21г.25.05.21г. 47 Содержание модуля «Вышивание бисером». 1. Введение. Знакомство с историей вышивки бисером. Материаловедение. Провести беседу по технике безопасности при работе с ножницами, иглой и другими инструментами и материалами, которые буду задействованы во время занятий. Ознакомить с темами занятий модуля. Попробовать практически работу с иголкой и ниткой. 2. Вышивка бисером. Освоение способов выполнения картин из бисера. Вышивка и шитье. Приемы крепления бисера к основе. Способы перевода рисунка на основу. Швы, используемые для крепления: шов «вприкреп», «вперед иголку», «за иголку». Декоративные элементы картины. Техника выполнения вышивки бисером. Нашивание бисера на основу разных цветов одного размера вплотную друг к другу. Прошивание бисера по контуру с частичным заполнением внутреннего пространства элемента. Вышивание работ бисером на канве с рисунком. 3. Вышивка пайетками. Основные приемы плетения. Перенос эскизного рисунка на ткань. Зарисовка схем. Плоская полоса. Выпуклая полоса. Полоса с бисерным швом. Выполнение практической работы. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приемов. Выполнение картин. Оформление в рамку. Пришивание пайеток к готовому изделию. 4. Подготовка к выставке. Организация выставки лучших работ обучающихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение. 3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. Программа «ознакомительного уровня» основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию учащегося, фантазии, самореализации. Обучение строится таким образом, чтобы учащиеся хорошо усвоили приемы работы с инструментами, научились «читать» простейшие схемы. Под руководством педагога, а также и самостоятельно, выполнять работы. Обращается внимание на создание вариантов изделия по одной и той же схеме: путем использования различных материалов, изменения цветовой гаммы. Ребята учатся планировать свою работу, распределять время. А самое главное, работа, построенная по учебным модулям, интересная, охватывает большой объем знаний по теме, вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что-то яркое, необыкновенное. Процесс выполнения требует от ребенка многих действий, к которым дети плохо подготовлены. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Это оказывает решающее воздействие на становление красивого, ровного почерка. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действии. Постепенно образуется система специальных навыков и умений. С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание учащихся на соблюдение правил безопасности труда при работе с иглами и ножницами. В конце учебного года рекомендуется организовать отчетную выставку изделий, провести обсуждение работ. Лучшие работы поощрить грамотами. При реализации программы используются различные формы и методы обучения: Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: - словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция, викторины и т.д.) - наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) и др.); - практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам изготовление изделий из различных материалов, наглядных пособий, образцов, и др.). Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: - объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию; - репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; - частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; - исследовательский – самостоятельная творческая работа воспитанников. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях: - фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися; - индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; - групповой – организация работы в группах; - индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем. Индивидуальное занятие направлено на отработку специальных умений и навыков: работа над выставочными образцами. Особенности индивидуальной работы, занятий в мини-группах, по подгруппам. Можно выделить 3 направления индивидуальной работы с детьми по программе: - работа с одаренными детьми, выполнение более сложного задания, подготовка к выставке, оформление зала к мероприятиям. - занятия с теми, кто не справляется с основной программой; - решение проблем образовательного и психологического характера при включении нового человека в подгруппу. Индивидуальная работа может быть построена как на решении лишь одной из проблем, возникших при занятиях с детьми, так и на преодолении ряда сложностей, которые испытывает конкретный ребенок при освоении программы. Цель групповых занятий ‒ выработка навыков работы в разновозрастном коллективе, выполнения общего проекта, межличностного общения при его создании. Каждое занятие включает в себя теоретическую связь и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснения нового материала, информация познавательного характера, которая включает в себя сведения о каждом из видов деятельности, современное развитие декоративно- прикладного искусства. Теоретическая часть программы представлена рассказом, объяснением, беседой с демонстрацией наглядного материала. Программа предусматривает диалог, графическое моделирование, индивидуальные и групповые творческие работы. Практическая часть предполагает изготовление изделий на основе полученных знаний, где определенное время отводится правилам техники безопасности. Постоянно у обучающихся воспитываются трудовые навыки: соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте, аккуратность при выполнении изделия. При объяснении нового материала используются методы фронтальной работы – демонстрация наглядного материала, а также различных технических приемов работы. Программой предусмотрены задания для индивидуального и для коллективного выполнения. Программа имеет познавательно-воспитательное значение для развития внимания, трудолюбия, эстетического восприятия, художественного вкуса. В основу реализации программы положены следующие принципы: - доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям); - «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, учащийся применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ). - наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). - демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей); - принцип опоры на интересы и потребности учащихся, педагогов и родителей. - принципы культуросообразности – ориентация на общечеловеческие ценности, опоры на региональные и местные традиции. Особое место уделяется выставочной деятельности: обучающиеся готовят работы на выставки, сувенирную продукцию, подарки, т.е активно участвуют в деятельности образовательного учреждения, на городских праздниках, посвященных разным памятным датам. Материально-техническая база. Занятия необходимо проводить в светлом, сухом и достаточно просторном помещении. С первого занятия необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с проволокой, ножницами, стеклярусом. Дидактический материал: 1. Карточки с образцами приемов плетения, образцами вышивки 2. Полочки для готовых изделий 3. Плакаты со схемами, 4. Нитки различной толщины и фактуры, бисер, бусины. 5. Готовые образцы 6. Фотографии и картинки с изображением готовых изделий. . Материально-техническое обеспечение: - компьютер. Литература 1. Савельева Е.В. Образовательные программы по декоративно -прикладному творчеству для УДОД. М.: ООО «ДОД», 2007. – 12с. 2.Базулина Л.В. Бисер.-Ярославль: Академия развития, 2000. 3. Бульба Н.С. Плетение из бисера и бусин.-М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА,2012. 4. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей. -М.:Педагогическое общество России, 2000. 5. Лындина Ю. Фигурки из бисера – М.: Культура и традиции, 2007. 6.Н.И. Бондарева « Цветы из бисера» Ростов-на Дону «Феникс» 2004. 7. С. Бернхем «10 оригинальных украшений из бисера» Москва .Мир книги, 2006. 8.Фигурки из бисера. Мартынова Л. Издательство "культура и традиции" 2004 г. 9.Цветы из бисера. Федотова М.В., Валюх Г.М. Издательство "культура и традиции" 2004 г. Электронные образовательные ресурсы: 1. Техника параллельного плетения бисером на проволоке http://www.rukodelie.by/content/?id=2558 2. Петельная техника плетения бисером http://ourworldgame.ru/petelnaya-texnika-pleteniya-biserom/ 3. Игольчатая техника плетения бисером http://rainbowbiser.ru/igolchataya-tehnika-pleteniya-iz-bisera 4. Инструменты и материалы для бисероплетения http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279 5. Цепочка с цветами из шести лепестков http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279 6. Низание бисера «в крестик» http://www.vilushka.ru/biser/krestik.html 7. История бисера http://rainbowbiser.ru/igolchataya-tehnika-pleteniya-izbiserahttp://www.kalitva.ru/2007/06/08/istorija_bisera..html 8. Полезные советы при работе с бисером http://www.kalitva.ru/2007/06/08/poleznye_sovety_pri_rabote_s_biserom..html 9. Источник:http://world-hmade.ru/masterclass/brass.php. 10. http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/511 ,http://www.rukomeslo.ru/vyzhiganie/vyzhiganie -po-derevu-master-klass.html , http://www.livemaster.ru/topic/127343-vyzhigaem-zacharovannuyu-pajper