Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом художественного творчества детей» Александро-Невского муниципального района Рязанской области Согласовано на Педагогическом совете 24 .06. 2022 г. Протокол № 7 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Волшебный мир танца» срок реализации - 1 год возраст детей - 5-6 лет Модифицированная р. п. Александро - Невский 2022 г. 1. Пояснительная записка. Занятия танцем учат не только понимать и создавать прекрасное, но и развивают образное мышление, фантазию, память, трудолюбие, прививают любовь к прекрасному и способствуют развитию гармоничной личности детей дошкольного возраста. Данный возраст является одним из наиболее важных периодов в жизни каждого ребенка. В этом возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формирует личность ребёнка. В старшем дошкольном возрасте внимание детей ещё неустойчивое, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому они нуждаются в частой смене движений. Для успешного достижения результатов необходимо чередовать разные виды музыкально - ритмической деятельности: использование музыкальноритмической игры, этюды, пальчиковую гимнастику. Особое место в программе уделяется подбору музыкально-ритмического репертуара, который пополняется ежегодно в связи с современными требованиями. Хореография даёт выход повышенной двигательной энергии ребёнка, способствует развитию многих полезных качеств. Красивые движения, усвоенные на занятиях, ребенок с радостью и интересом будет выполнять дома. Сколько радостных эмоций для маленького человека и его родных доставляют его показательные выступления на открытых занятиях и концертных выступлениях. В процессе работы над движениями под музыку, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности. Музыка и движение – трудно назвать более универсальное средство эстетического и нравственного воспитания ребёнка. Движение облегчает восприятие музыки, а музыка помогает запомнить движение. Всё это постепенно воспитывает у детей любовь к музыке, чувство ритма, музыкальную память, развивает эстетический вкус. В каждом виде исполнительства дети выполняют посильные самостоятельные и творческие задания, которые способствуют развитию их воображения, фантазии, уверенности в себе, в своих силах. Не все дети старшего дошкольного возраста владеют своим телом, тело ребёнка не всегда его слушается, а навыки приходят постепенно. Владение своим телом, осознанное исполнение движений позволит глубже воспринимать музыку и более ярко, выразительно передавать его эмоциональное состояние, которое она вызывает у детей. Первостепенную роль для детей на занятиях хореографией играет музыкальное сопровождение. Требования, предъявляемые к музыкальному материалу, достаточно высоки. Музыкальные произведения, используемые для сопровождения занятий должны быть разнообразными: по жанру, стилю, форме, размеру, темпу. Но при этом, музыкальные произведения должны быть доступны пониманию детей. Все это позволяет сформировать у детей наиболее полное представление о разнообразии музыкальных произведений, обогатить их эмоциональными и эстетическими переживаниями, помочь в воспитании музыкального вкуса. Направленность: программа «Волшебный мир танца» относится к художественной направленности. Актуальность. Искусство танца - это синтез эстетического и физического развития человека. Общеразвивающие упражнения, упражнения партерной гимнастики, элементы танца исполняются под музыкальное сопровождение. Образность, различный характер музыки, многообразие музыкальных жанров повышает эмоциональность детей, развивает их воображение. Развитие творческих способностей достигаются у детей в музыкально ритмических и танцевальных движениях, которые заложены природой. Система упражнений выстроена от простого к сложному, с учетом необходимых музыкально - ритмических навыков и навыков выразительного движения при условии многократного повторения заданий. Учитывая возрастные особенности детей, их запросы по занятиям хореографией проводятся в игровой форме, где большое внимание уделяется музыкальным играм и импровизации. В музыкальных играх, создавая тот или иной образ, дети слышат в музыке и передают в движении разнообразные чувства. В процессе игры, выполняя различные движения и упражнения, укрепляется опорно - двигательный аппарат, формируется правильная осанка, развивается координация движений и ориентация в пространстве. Новизна программы состоит в том, что в ней учтены и адаптированы основные направления танца и пластики, включающие: гимнастику, ритмику, элементы классического, народно-сценический и современный танцев. В программе суммированы особенности программ по перечисленным видам танца, что позволяет ознакомить детей со многими танцевальными стилями и направлениями. Такой подход направлен на раскрытие творческого потенциала и темперамента детей, а также на развитие их сценической культуры. Педагогическая целесообразность определена тем, что направлена на приобщение каждого ребенка к танцевально - музыкальной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков хореографического творчества в повседневной жизни, улучшении своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта. Благодаря систематическому образованию и воспитанию, ребенок приобретает эстетическую и танцевальную культуру. Развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию хореографического искусства. Формируются чувства ответственности в исполнении своей индивидуальности в коллективном процессе (общий танец), проявляется творческий потенциал при выполнении индивидуальных партий (соло) в коллективном постановочном процессе при создании танцевального номера. Данная программа ориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца. Описание места учебной программы в образовательной деятельности. Занятия хореографией помогают снять психические и мышечные зажимы. Вырабатывают чувство ритма, уверенность в себе. Развивают выразительность. Учит двигаться в соответствии с музыкальными образами, что необходимо для сценического выступления. А также воспитывают в детях выносливость, корректируют осанку, координацию, постановку корпуса, что необходимо не только для занятий хореографией, но и для здоровья в целом. Адресатом программы могут быть как мальчики и девочки. Образовательная программа ориентирована на детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет, учитывает возрастные изменения в интересах детей, которым нравится танцевать. Срок реализации. Программа рассчитана на 1 год обучения: для детей 5 и 6 лет. Цель: формирование творческой личности посредством изучения языка танца и приобщения детей к миру танцевального искусства. Задачи: Обучающие: - научить ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки; - обучить элементарным двигательным навыкам, добиваясь простоты, естественности и выразительности исполнения танцевальных движений; - сформировать первоначальные хореографические навыки; - научить различать направления хореографического искусства (классический танец, народно-сценический танец, эстрадный и детский танцы). Развивающие: - развивать простейшую координацию; - развивать хореографическую память, внимание, выдержку; - развивать музыкальные и творческие способности детей с учетом возможностей каждого ребёнка по средствам музыкально – ритмических движений. Воспитывающие: - вызвать интерес к танцевальному искусству; - воспитывать музыкальную культуру; - способствовать гармоничному развитию души и тела ребенка; прививать навыки личной гигиены; - воспитывать уважительное отношение к педагогам и друг к другу. Форма обучения – групповые занятия, индивидуальные. Отбор детей проводится в соответствии с желанием и индивидуальными особенностями детей. Формы проведения и режим учебных занятий: - игровые занятия (задания по развитию воображения, фантазии, артистизма); - тренировочные учебные занятия (на середине зала); - групповые и индивидуальные занятия; - постановочные (этюдные) занятия; - просмотр видео материалов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 4 часа - 144 ч. Формы контроля: - контрольные занятия - открытое занятие (для родителей в форме праздника) - тестирование (срез знаний в форме беседы) - итоговое занятие. - отчетное выступление. Организация образовательного процесса. Содержание программы строится на приоритетном использовании игровых методов и приемов, которые обеспечивают ситуацию успеха для каждого ребенка, что способствует интеллектуальному, индивидуальному и эмоциональному развитию. На каждом этапе обучения дается материал по основным разделам: - «История танца в картинках» (История происхождения и развития мирового танцевального искусства); - Ритмика и основы партерной гимнастики (ритмические упражнения, целью которых является музыкально-ритмическое развитие детей дошкольного возраста) - «Балет для самых маленьких» (основы классического танца); - «Веселая игра» (музыкальные игры, игры с использованием национальнорегионального компонента); - « Маленький актёр» (активизация и развитие творческих способностей); - «Композиционная постановка танца» (сюжетные танцы) - Итоговое занятие (открытое занятие, концертное выступление). Программа разделена на отдельные тематические часы, но в связи со спецификой занятий в хореографическом коллективе границы их несколько сглаживаются: на одном занятии могут изучаться элементы разных разделов образовательной программы. Работа строится таким образом, чтобы не нарушать целостный педагогический процесс, учитывая тренировочные цели, задачи эстетического воспитания и конкретные перспективы коллектива. Условия реализации программы. Материально-техническая база. 1. Актовый зал. 2. Гимнастические коврики. 3. Фонотека (аудиодиски, CD) 4. Аудио - система 5. Форма. 6. Обувь. Для реализации данной программы необходимы: - актовый зал со специальным покрытием пола (паркет, линолеум, ковровое покрытие); - раздевалка для обучающихся; - наличие специальной танцевальной формы (купальник, балетные тапочки, балетную юбочку); - музыкальный материал для проведения занятий (нотный материал по ритмическому, классическому и народно-сценическому танцам); - наличие аудиоаппаратуры с флэш - носителем; - наличие музыкальной фонотеки Предполагаемый результат. К концу года обучения дети должны знать правила правильной постановки корпуса, основные положения рук, позиции ног. Должны уметь пройти правильно в такт музыки, сохраняя красивую осанку, иметь навык легкого шага с носка на пятку, чувствовать характер музыки и передавать его танцевальными движениями, правильно исполнять программные танцы. Дети должны уметь исполнять движения в характере музыки, сохраняя осанку, правильно исполнять этюды и танцевальные композиции. Участники кружка за год обучения должны приобрести не только танцевальные знания и навыки, но и научиться трудиться в художественном коллективе, добиваясь высоких результатов. Развитие двигательных качеств и умений: ловкость, точность, координация движений, гибкость, пластичность, правильно сформирована осанка. Развитие музыкальности: интерес и любовь к музыке, представление о музыкальных жанрах, чувство ритма, музыкальная память. Развитие умений ориентироваться во время перестроений: простейшие построения и перестроения, ориентация во время перестроений, перестроение в круг, построение в пары, перестроения во время исполнения танцевальных композиций. Развитие творческих способностей: творческое воображение и фантазия, оценивание своих творческих достижений. Развитие нравственно-коммуникативных качеств: чувство такта и умение вести себя в группе во время занятий, представление о культуре поведения в процессе группового взаимодействия со сверстниками и педагогом. II. Учебный план. № Тема п/п 1. Вводное занятие "Путешествие в Кол – Групповые, во Индивидуальные занятия часов теория 2 2 практика страну Танца» 2. Техника безопасности 2 2 3. «История танца в картинках» 4 4 (История происхождения и развития мирового танцевального искусства) 4. Ритмика и основы партерной 40 40 гимнастики: Разминка Партерная гимнастика Танцевальные движения 5. «Балет для самых маленьких» 12 4 8 ( основы классического танца) 6. «Веселая игра»- музыкальные 12 12 8 8 60 60 4 4 игры, игры с использованием элементов национальнорегионального компонента 7. « Маленький актёр»Активизация и развитие творческих способностей 8. Композиционная постановка танца 9. Итоговые занятия Всего: 4 часа в неделю: Всего за год – 144 часа. 144 12 132 Календарно - тематическое планирование. № п/п 1. Название темы (вид работы) Кол- Предпола во гаемая часов дата 2 ч. 15.09 2 ч. 17.09 4 ч. 22-25.09 4 ч. 29.09-2.10 4 ч. 6-12.10 4 ч. 13-16.10 3. Упражнения для улучшения гибкости шеи. 4 ч. 20-23.10 4. Упражнения для улучшения эластичности плечевого 4 ч. 27.10-3.11 4 ч. 5.11-9.11 4 ч. 11-16.11 4 ч. 18-23.11 4 ч. 24-30.11 Вводное занятие. Знакомство с детьми. Введение в образовательную программу «Я танцую» 2. Техника безопасности. Знакомство с правилами поведения и распорядком в МОУ ДО «ДХТД» 3. «История танца в картинках» (история происхождения и развития мирового танцевального искусства). 1. Темы бесед: «Что такое танец?»; «Это я, узнай меня». «История костюмов» 4. Ритмика и основы партерной пластики. 1. Формирование первоначальных навыков координации в различных видах танцевальных шагов, бега и прыжков. 2. Разминка по кругу и на середине зала (подготовительная часть занятия)- образные танцевальные миниатюры. пояса, подвижности плечевых и локтевых суставов. 5. Упражнения для развития эластичности мышц кистей и предплечья: («Замочек», «Волна», «Ежик»). 6. Упражнения для подвижности суставов позвоночника, исправление недостатков в осанке. 7.Упражнения для подвижности позвоночника, исправление осанки («Циркуль», «Страус»). 8. Упражнения для растяжки и формирования танцевального шага. 5. 9. Элементы партерной пластики. 4 ч. 1-4.12 10. Прыжки по диагонали 4 ч. 8-11.12 «Балет для самых маленьких» (Азы хореографического искусства). 6. 1. Беседа. Хореографический словарик. Что такое «балет»? 4 ч. 15-18.12 2. Изучение поклона для девочек и мальчиков. 4 ч. 22-25.12 3. Постановка корпуса. Позиции рук 4 ч. 29.12-8.01 1.«Музыкальные игры». 4 ч. 12-15.01 2. «Хороводные игры». 4 ч. 19-22.01 3. Изучение потешек. 4 ч. 26-29.01 4 ч. 2-5.02 4 ч. 9-12.02 1. «Танец с зонтиками» 4 ч. 16-19.02 2. Комбинация №1 4 ч. 23.02-26.02 3. Комбинация №2 4 ч. 2-5.03 4. Комбинация №3 4 ч. 9-12.03 5. Комбинация №4 4 ч. 16-19.03 6. Повторение и закрепление пройденного материала. 4 ч. 23-26.03 7. Комбинация №5 4 ч. 30.03-2.04 8. Соединение композиций № 1- №5 4 ч. 6-9.04 9. Комбинация № 6 (работа с зонтиком) 4 ч. 13-16.04 10. Комбинация № 7 (работа в паре) 4 ч. 20-23.04 11.Работа над танцем, соединение движений всех 4 ч. 27.04-30.04 4 ч. 4.05-7.05 «Веселая игра» - музыкальные игры, игры с использованием национально-регионального компонента. 7. «Школа маленького актёра» - Активизация и развитие творческих способностей. 1. Первоначальные упражнения для умения выражать свои эмоции; Игры 2. Задание на импровизацию 8. Композиционная постановка номера композиций, повторение и закрепление пройденного материала 12. Работа над ошибками 13. Соединение всего танца 4 ч. 11-14.05 14. Отработка танцевальных комбинаций №5 - №6 4 ч. 18-21.05 15. Репетиция на сцене 4 ч. 25-28.05 9. Итоговое занятие. 4 ч. 1-4.06 10. Итого: 144 часа Содержание программы. 1. Вводное занятие. Знакомство с детьми. Введение в образовательную программу «Я танцую», что мы будем изучать и зачем. Сведения о форме занятий, о требованиях к внешнему виду (форма одежды купальник, юбочка, балетные тапочки, волосы убраны в узел; майка, шорты у мальчиков). Заполнение родителями карт со сведениями о детях. В игровой форме знакомство с понятием «танец», центр танцевального зала, рисунок танца (прямые горизонтальные и вертикальные линии, круг). Освоение танцевального поклона 2. Техника безопасности. Знакомство с правилами поведения и распорядком в МБУ ДО «ДХТД» в танцевальном зале, сведения по технике безопасности. 3. «История танца в картинках» (история происхождения и развития мирового танцевального искусства). 1. Темы бесед: «Что такое танец?»; «Это я, узнай меня». «История костюмов» 4. Ритмика и основы партерной пластики. Теория: - изучение характера, темпа и ритма музыки; - понятие «эмоциональная выразительность»- игра «улыбнулись, нахмурились»; - понятие линии танца, «круг». Практика: Использование специальных упражнений на развитие: ритмичности, согласование музыки и танцевального движения. музыкальности, 1. Формирование первоначальных навыков координации в различных видах танцевальных шагов, бега и прыжков. Шаги: - шаг с носка; - шаг с подъемом бедра на 90 градусов; - шаг в глубоком плие; - шаги на полупальцах; - приставной шаг в сторону - переменный шаг. Виды бега: - перескоки; - бег с отбрасыванием ног назад; - бег с выбрасыванием ног вперед (ножницы); - подскоки в продвижении, на месте; - боковой галоп; - шаг польки. 2. Разминка по кругу и на середине зала (подготовительная часть занятия)образные танцевальные миниатюры ("Веселый паровозик"): - "Путешествие по лесу» (шаги с носка, на полупальцах, на пятках, шаг с высоким подниманием колен); - "Мы едем в цирк!» (различные виды бега, галоп). - Музыкально-ритмическая игра - «Угадай, что я загадал.» (выполнение танцевальных движений под музыку, предложенных педагогом). 3. Упражнения для улучшения гибкости шеи: - подъем и опускание головы вперед и назад, в стороны, круговые движения, повороты головы («Тик-так», «Динь-дон», «Гуси», «Нехочуха», «Хочуха», «Колобок»). 4. Упражнения для улучшения эластичности плечевого пояса, подвижности плечевых и локтевых суставов: - подъем и опускание, круговые движения плеч («Незнайка», «Антошка»); - сгибание, разгибание, подъем и опускание. ( «Елочка», Ничего не знаю»); - круговые движения рук с работой кистей рук («Солнышко и тучка», «Самолётик»). 5. Упражнения для развития предплечья: («Замочек», «Волна», «Ежик»). эластичности мышц кистей и 6. Упражнения для подвижности суставов позвоночника, исправление недостатков в осанке: - наклоны, повороты, круговые движения корпуса («Птичка», «Драже», «Жираф»); 7.Упражнения для подвижности позвоночника, исправление осанки («Циркуль», «Страус»). 8. Упражнения для растяжки и формирования танцевального шага: - сгибание и разгибание ног в коленях («Лягушка»); - высокий подъем колен («Лошадка»); - поперечный шпагат. («Наши ножки разбежались»); - изучение движений «Колесо» - подготовка; - изучение движений «Мостик» - подготовка; - прыжки на середине зала «Мячик», «Попрыгунчик», «Зайчик». 9. Элементы партерной пластики: - упражнения для развития и укрепления стопы; - упражнение для формирования выворотности стоп («Жучок»); - упражнение для формирования правильной осанки. («Куколки»); - упражнение «Бабочка»; - упражнение для подвижности мышц тазобедренного и коленных суставов «Неваляшки»; - упражнение для развития мышц спины. («Складочка»); - упражнение для формирования танцевального шага (растяжки) - «Куколки обиделись»; - упражнение для формирования танцевального шага «Лягушка» с переходом через поперечный шпагат; - упражнение для подвижности позвоночника. («Коробочка», «Корзиночка»); - упражнение «Колечко»; - упражнение «Волна» - первоначальное проучивание; - подготовка к «Мостику»( из положения лежа на спине); - упражнение для развития выворотности ног (в положении «Бабочка») - сидя и лёжа на спине; - упражнение для развития выворотности ног (в положении «Лягушка») - лёжа на животе; - упражнение для формирования танцевального шага (положение на спине «Открываем и закрываем книгу»); - упражнение «Березка»; - упражнение «Орешек»; - упражнение для укрепления мышц спины «Лодочка»; - упражнение для развития мышц спины «Ласточка»; - подготовка к упражнению «Колесо»; Прыжки по диагонали: - прыжки: по VI позиции; - прыжок с поджиманием ног; - прыжок по I позиции «Лягушка»; - прыжок в шпагат «Прыгаем через лужу»; - прыжок «Лошадки»; 5. «Балет для самых маленьких» (Азы хореографического искусства). Дети дошкольного возраста знакомятся с основными понятиями классического танца. Занятия по данному разделу проводятся в виде игры. Теория: 1. Хореографический словарик Рассказ о значении классического танца в развитии ребёнка. Что такое «балет»? 2. Изучение поклона для девочек и мальчиков. 3. Постановка корпуса (композиция «Ёлочка»). Первоначальные упражнения для усвоения постановки ног. Изучение позиции ног (I, VI). Позиции рук (I, II, III и подготовительное положение) на основе композиции «Шарик». 6. «Веселая игра» - музыкальные игры, игры с использованием Национально - регионального компонента. Практика: 1. «Музыкальные игры». - «Кто быстрей» (на перестроение фигур); - «Вышли мыши как-то раз…» (на закрепление исходного положения); - «Грибники» (на быстроту реакции); - «Будь внимателен» (на умение определить конец музыкальной фразы); - «Солнышко» (на умение создать образ); - « Цветочные ворота». Особое место в данной программе отводится фольклору, который позволяет сформировать у детей понятие о родном доме в Родине. Постижение фольклорных традиций - это целенаправленный процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития способности видеть красоту окружающего мира родного края. 2. На первом году обучения в рамках национально- регионального компонента дети знакомятся с народными играми. Для данного года обучения предлагаются изучение хороводных игр: - «Каравай» (круговое шествие с разыгрыванием сюжета песни). - «Плетень» (некруговое шествие - ходьба рядами, «гуськом», «цепью», «змейкой»). 3. Изучение потешек. 6. «Школа маленького актёра»- Активизация и развитие творческих способностей. Практика: 1. Активация и развитие творческих способностей. Первоначальные упражнения для умения выражать свои эмоции: 1. Игра «нахмурились - улыбнулись» 2. Игра «Настроение» (времена года). Наряду с этим детям дается задание создать хореографический образ на небольшое музыкальное произведение. Задание на импровизацию: 7. 1. «Козлята»; 2. «Бабочка»; 3. «Цветы», «Клумба»; 4. «Заводная кукла»; 5. «Гриб и зайчик»; 6. «Ветер». Композиционная постановка номера Практика: 1. «Танец с зонтиками», прослушивание музыки работа с предметом (зонтик) 2. Комбинация №1 рок- е - ролл, проходки с носка; штопор; 3. Комбинация №2 - шаги накрест и на каблук, выпады вправо и влево; - шаги с переступанием; 4. Комбинация №3 - повороты (вправо, влево); - шаги с носка и ударом пятки в пол; 5. Комбинация №4 - элементы джайва; кик вперед (с правой ноги и с левой ноги); - кик в сторону (с правой ноги и с левой ноги) 6. Повторение и закрепление пройденного материала. 7. Комбинация №5 – рисунки танца (диагональ, два круга, две линии, шахматный рисунок). 8. Соединение композиций №1 - №5 9. Комбинация № 6 (работа с зонтиком) 10. Комбинация № 7 (работа в паре) 11. Работа над танцем, соединение движений всех композиций - повторение и закрепление пройденного материала 12. Работа над ошибками 13. Соединение всего танца 14. Отработка танцевальных комбинаций №5 - №6 15. Репетиция на сцене Итоговые занятия. Итоговое занятие проводится два раза в год. Первое полугодие - открытое занятие для родителей с последующим подведением результатов. Второе полугодие – отчетный концерт Диагностика результатов освоения данной подпрограммы происходит на основе наблюдения педагога за успехами и трудностями обучающихся во время занятий, контрольных занятий, концертных выступлениях. Качество приобретенных знаний проверяется в течение обучения, для этой цели проводится два раза в год мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы. Кроме этого результат отслеживается в участии в мероприятиях, в концертах и фестивалях. Критерии оценочной деятельности детей. Главным экспертом в оценке личностного и творческого роста обучающихся, конечно, должен быть сам руководитель с помощью метода наблюдения и метода включения детей в хореографическую деятельность. Механизмом оценки роста и восхождения является: «обратная связь» обучающегося и педагога; уровень задач, которые ставят перед собой обучающийся и коллектив: а также достижения не только творческого характера, но и личностного. Если «обратная связь» от участника передает готовность продолжать тренироваться, учиться, участвовать и это находит выражение в труде и настойчивости, а при этом уровень притязаний личности растет соответственно достижениям, значит с личностью все в порядке, она растет и развивается. А поскольку танец - творчество коллективное и, если коллектив с удовольствием работает и отдыхает, то его деловое и неформальное общение «здоровое». Беседуя с детьми, об увиденном, будь то конкурс, фестиваль или концерт, у детей вырабатывается способность улавливать красоту, полученные впечатления учат их сравнивать, сопоставлять, вызывают желание поделиться своими соображениями с взрослыми и ровесниками. Формирование оценочной деятельности у детей в танцевальном объединении происходит по двум направлениям. Во - первых, благодаря изучению творчества , во - вторых, в сопоставлении с тем, как изменились результаты, прежние и настоящие. Диагностика результатов ведётся лично педагогом. Критерии оценивания: Уровень подготовки Кол-во Уровень подготовки баллов низкий уровень 3 - интерес к творчеству отсутствует; -не проявляет инициативу; -не слышит музыку; -не чувствует ритм; -не может самостоятельно повторить движение. средний уровень 4 -владение основными навыками; -чувствует музыку, ритм; -испытывает потребность в получении новых знаний; -умение повторить самостоятельно движение. высокий уровень 5 -легко и быстро усваивает предложенный материал; -обладает богатым воображением; -умение входить в художественный образ с помощью мимики и жестов III Методическое обеспечение. Методы и приемы, используемые при реализации программы: - игровой метод; - метод комбинированных движений, переходящих в небольшие учебные этюды; - метод показа; - метод повторения; - метод коллективного творчества; - метод объяснения; - метод иллюстративной наглядности. Правила поведения и техника безопасности во время занятий танцами. Перед занятием: Нельзя много есть (последний прием пищи за 2 часа до занятия): это может привести к расстройству желудка и завороту кишок. Можно пить. На занятии: Нельзя сидеть и висеть на станке в учебном классе. Нельзя использовать станок, выключатели и розетки для подвешивания личных вещей. Нельзя без разрешения педагога самостоятельно включать и выключать свет, музыкальную аппаратуру. Поведение должно быть спокойным: нельзя шуметь, толкать друг друга, трогать зеркала, технические средства обучения и другой инвентарь кабинета. Необходимо соблюдать очередность, интервал движения при выполнении тренировочных упражнений. Во время занятий нельзя есть и употреблять жевательную резинку, т.к. можно подавиться. Пить не рекомендуется: это плохо сказывается на работе сердца. Упражнения на растяжку и гибкость следует выполнять только под наблюдением педагога с предельной осторожностью. В случае возникших болевых ощущений необходимо сразу сообщить об этом педагогу. Требования к одежде для занятий: Для занятий необходимо иметь специальную спортивную форму, которая должна быть максимально удобной, легкой и не стеснять движений, т.к. выполнение упражнений требует определенной физической нагрузки. Предпочтителен белый верх - черный низ. Для занятий необходима специальная спортивная (кроссовки для занятий ритмикой) или танцевальная (чешки, туфли) обувь; она не должна скользить по полу. После занятия: Нельзя пить в течение 30 минут: это ухудшает работу сердца. Список литературы: Бесова М. Весёлые игры для дружного отряда. - Ярославль: Академия холдинг, 2004. Васильева Т.К. Секрет танца. - Санкт-Петербург: Диамант, 1997. Выютский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - Просвещение, 1991. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. - М.: Музыка, 1988. Никитин Б. Развивающие игры. - М., 1985. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. - М.: Музыка, 1990. Хаустов В.В. Методическое пособие для начальной стадии преподавания акробатического рок-н-ролла. - Ростов-на-Дону, 1999. Дополнительная литература: Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. - Екатеринбург, 1999. Браиловская Л.В. Самоучитель по танцам. Программы для социально-психологического сопровождения детей с отклоняющимся поведением. - Ростов-на-Дону, 2002.