Палитра голосов 22-23 г

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дом художественного творчества детей»
Александро-Невского муниципального района Рязанской области

Согласовано на
педагогическом совете 24 .06. 2022 г.
Протокол №7

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Палитра голосов»
«МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ЭСТРАДНОМУ ВОКАЛУ»

Возраст детей – от 7 лет
Модифицированная

р. п. Александро - Невский
2022 г.

Структура образовательной программы
1.
Пояснительная записка
2.
Цели и задачи программы
3.
Планируемые результаты освоения программы
4.
Система и критерии оценок при проведении текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации
5.
График образовательного процесса
6.
Учебный план
7.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
8.
Содержание учебного предмета
9.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Модульная система обучения эстрадному вокалу» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ, на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-0139/06-ГИ.
Динамичное развитие государства, экономики и общества требуют преобразований во всех отраслях материального производства (промышленность, сельское хозяйство,
транспорт и т.д) и социально-культурной ориентации (наука, здравоохранение, культура и образование). Именно сейчас в стране происходит активная модернизация системы образования
и культуры. Именно такая сфера услуг, как дополнительное образование, способствует решению важных вопросов социального значения (пропаганда активного и здорового образа жизни, творческое и духовное развития личности, повышение уровня культуры и патриотизма).
Данная программа по обучению эстрадному вокалу разработана с учетом современных
достижений в области музыкальной педагогики, вокального исполнительства и личного
опыта авторов.
Программа по обучению эстрадному вокалу имеет тип структуры - МОДУЛЬНЫЙ, что
позволяет учащимся и их родителям совместно с преподавателем определить сроки получения
образовательных услуг (от 1 года до 7 лет). Стоит отметить, что выбор длительности срока
обучения и режима занятий (количество посещений в неделю) соразмерен объему полученных
навыков и умений по специальности «эстрадный вокал».
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что в ДХТД всем
детям, желающим научиться петь в эстрадной манере, независимо от их вокальных и музыкальных данных, созданы условия для выявления и развития творческих способностей. Для
каждого учащегося педагог составляет МОДУЛЬ программы обучения и разрабатывает индивидуальный план, основанный на первоначальном уровне вокальных и музыкальных данных, степени усваивания материала, а также соответствующий характеру и темпераменту ребенка.
В процессе обучения каждый ребенок получает определенные знания и умения, развивает свои способности, воспитывает в себе целый комплекс положительных качеств.
Данная программа органически вписывается в систему воспитания и образования и
культурно-досуговое пространство, которые существуют в ДХТД. Обучение по данной
программе направлено на воспитание творчески мобильной личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира, и носит личностноориентированный характер.
Образовательная программа «Модульная система обучения эстрадному вокалу» реализуется на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей и взрослых, основанном на предоставлении индивидуальной образовательной траектории каждому учащемуся.

Данная образовательная программа разработана на основе примерной программы по
предмету «Эстрадный вокал» для детских музыкальных школ, домов творчества,
музыкальных отделений школ искусств и имеет свою специфику. Программа базируется на
лучших традициях музыкального образования и учитывает запросы и потребности детей и
родителей (законных представителей).
Программа направлена на формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с лучшими образцами эстрадного вокального искусства. Также программа способствует воспитанию активного слушателя, зрителя, участника
творческой деятельности как во время обучения, так и в дальнейшем.
Для желающих заниматься эстрадным вокалом необходимо наличие вокальных и музыкальных данных, здоровый голосовой аппарат, артистические задатки.
Данная учебная программа рассчитана на обучение детей и взрослых в возрасте от 7 лет.
Продолжительность обучения для каждого учащегося по данной программе может варьироваться от 1 до 7 лет согласно возрасту и составленному индивидуальному МОДУЛЮ.
Удобство варьирования уровней в МОДУЛЕЙ и сроков обучения, как в целом, так и
частично (применительно к конкретному уровню) отражает индивидуальный подход к каждому учащемуся. Срок прохождения любого заявленного в программе уровня от 1до 2 х лет.

подготовительный уровень – 1 год

базовый уровень – 1-2 года

развивающий уровень – 1-2 года

концертный уровень – 1-2 года (*)
(*)Применительно к концертному уровню сроки обучения могут быть увеличены при взаимном согласии со стороны ученика, его родителей, педагога.
Выстраивание МОДУЛЯ для конкретного учащегося происходит в процессе обучения,
где огромное значение имеет индивидуальные способности и успешность освоения программы определенного уровня.
При первоначальном прослушивании педагог определяет, какому обучающему уровню
соответствует данный учащийся.
Продолжительность учебных занятий составляет 36 недель в год.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Целью данной образовательной программы является обеспечение развития творческих
способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о вокальном эстрадном исполнительстве, формирование практических умений и навыков
эстрадного пения, компетенций в части устойчивого интереса и самостоятельной
деятельности в области эстрадно-музыкального искусства.
Задачи программы
В задачи обучения входит формирование и развитие у учащихся:

изучение и усвоение теоретических, методических и практических основ сольного эстраднго пения;

приобретение детьми знаний, умений, навыков и компетенций эстрадного пения,
позволяющих исполнять вокальные произведения в соответствии с необходимым уровнем
музыкальной грамотности и стилевыми традициями; формирование и развитие исполнительских навыков (сценическая свобода, артистизм, яркость образа);

овладение специфическими приемами, характерными для различных стилей популярной
музыки;

получение знаний о строении голосового аппарата и гигиене голоса;

приобретение навыков импровизации и поиска новых форм звучания;

тембра голоса как одного из главных средств вокальной выразительности;

развитие чувства метра, ритма и темпа;

навыков работы с текстом, в том числе иностранным;

навыков работы с фонограммой, микрофоном, вокально-усилительной аппаратурой;
приобретение и развитие навыков сольного исполнения с сопровождением оркестра, ансамбля,
фортепиано,
других
инструментов.

На протяжении всех лет обучения необходимо развивать у учащихся тембровое чувство
и мышление, пополнять ресурс выразительности исполнения вокальных произведений создавать условия, в которых учащийся испытывает радость ощущения исполнительской свободы и
творческого комфорта.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
Результатом освоения данной образовательной программы является приобретение учащимися следующих знаний, умений, навыков и компетенций:
навыки сольного исполнения в различных стилях эстрадной музыки;
навыки публичных выступлений;
умения использовать выразительные средства для создания художественного образа;
умения самостоятельно разучивать вокальные произведения;
знаний о музыкальных жанрах и основных стилистических направлениях эстрадной
музыки, основ музыкальной грамоты, основных средств выразительности, наиболее
употребляемой музыкальной терминологии.
Компетенции:
готовность вокально-технически точно и художественно интерпретировать вокальные
образцы эстрадной музыки, привносить элементы импровизационного начала;
способность выразительно исполнять вокальное произведение разных стилей и жанров;
способность свободно ориентироваться в традиционных и современных стилях и жанрах
эстрадного исполнительства;
способность доступно представить инвариантные возможности вокального произведения.
4. СИСТЕМА И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ,
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Основными критериями определения оценки учащихся являются:
•
уровень сформированности вокально-исполнительных навыков (чистота интонирования,
хорошая дикция, эмоциональная подача певческого текста, умение петь в штрихах легато,
стаккато, нон-легато, наличие высокой певческой форманты в голосе (полетный звук), умение
пользоваться микстовым звучанием, умение петь фальцетом, ровность регистров, филировка
звука);
•
степень выразительности исполнения разнохарактерных произведений, создание художественного образа в процессе исполнения вокального сочинения, владение эстрадной манерой пения;
•
умение петь в ансамбле: ритмическом, тембральном, дикционном, темповом и т.д.;
•
приобретение знаний и навыков орфоэпии в пении проявление творческой активности;
•
учебная дисциплина юного вокалиста-исполнителя.
При выставлении итоговой оценки также учитывается участие учащегося в концертных
выступлениях, в конкурсах, в фестивалях.
Проверка технической подготовки учащихся, выполнение всех поставленных задач в репертуаре, чистота интонирования, правильное исполнение мелодии и ритма, работа с микрофоном и с фонограммой осуществляется педагогом во время классных занятий и на контрольных уроках в течение каждого учебного года.

Оценка
«зачет»/«отлично»
«зачет»/«хорошо»
«зачет»/

Описание критериев
технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения
оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)
исполнение с большим количеством недочетов, а именно: не-

«удовлетворительно»

доученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

5. ГРАФИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Формы аттестации:
Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление
учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.
Основными видами контроля успеваемости по программе являются:

текущий контроль успеваемости учащихся,

промежуточная аттестация,

итоговая аттестация.
Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо
раздела учебного материала программы и направлена на поддержание учебной дисциплины,
выявление отношения к программе, на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер.
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в
журнал. В них учитываются:

отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;

качество выполнения домашних заданий;

инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во время домашней работы;

темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень
освоения им учебных задач на данном этапе. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются зачеты, академические концерты, контрольные уроки, а
также концерты, тематические вечера и прослушивания к ним.
Итоговая аттестация проводится в форме итогового контрольного прослушивания с
целью установления соответствия знаний, умений, навыков учащихся с планируемыми
результатами обучения по данной программе.
График аттестации:
Проверка уровня знаний, умений и навыков учащихся осуществляется на мероприятиях
текущей, промежуточной и итоговой аттестации: контрольных уроках, концертных и конкурсных выступлениях, переводных зачетах, начиная с 1-го года обучения.
В конце каждого полугодия проводятся отчетные концерты учащихся, на которых учащиеся исполняют 1-2 произведения (в зависимости от возрастной группы), пройденные в
течение полугодия.
Текущий контроль успеваемости, промежуточная и итоговая аттестация проводятся в счет аудиторных занятий.

№

1

6. ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН при сроке обучения 3 года
Год обучения/
Промежуточная и
Наименование учебного
Количество аудиторитоговая аттестация
предмета
ных занятий в неделю
(год обучения)
I
II
III
Эстрадный вокал
1/2
1/2
1/2
I, II, III
ВСЕГО:

1/2

1/2

1/2

Продолжительность учебных занятий с 1-го по 3-й год составляет 36 недель в год.
Вид учебной работы,
нагрузки,
аттестации
Годы обучения
Полугодия
Количество недель
Аудиторные занятия
Самостоятельная
работа
Максимальная
учебная нагрузка

Всего часов

Затраты учебного времени
1-й год
1
2
17
19

2-й год
3
4
17
19

3-й год
5
6
17
19

17/34

19/38

17/34

19/38

17/34

19/38

108/216

17/34

19/38

17/34

19/38

17/34

19/38

108/216

34/68

38/76

34/68

38/76

34/68

38/76

216/432

Общая трудоемкость программы при 3-летнем сроке обучения составляет 216 часов при
режиме занятия 1 урок в неделю и 432 часа при режиме занятий 2 урока в неделю.
Форма проведения учебных занятий
Учебный план программы представлен в виде дисциплины - «Эстрадный вокал» (индивидуальные и групповые занятия). Учащимся и родителям предоставляется возможность выбора
формы и количества занятий в неделю.
Возможные варианты организации занятий по эстрадному вокалу:
индивидуальные, групповые и возможность их сочетать.
Для учащихся по классу эстрадного вокала составляется индивидуальный репертуарный
план.
Занятия с концертмейстером проводятся по необходимости.



Количество учащихся и организация занятий:
индивидуальное занятие – 1 человек (1/2 раза в неделю)
Продолжительность учебного занятия – 45 минут.
Групповое занятие 3-7 человек (1/2 раза в неделю);
Продолжительность учебного занятия 45 минут.

Эстрадный вокал (индивидуальная форма занятий).
Обучение направлено на воспитание личности ребенка, освоение вокальных и исполнительских навыков в эстрадной манере пения, на развитие творческого мышления, импровизации.
Эстрадный вокал (групповая форма занятий).
Учащиеся формируются в группы в соответствии с возрастом, индивидуальными данны-

ми. Обучение направлено на развитие навыков ансамблевого пения, достижение слаженности
голосов, умение детей слушать друг друга, воспитание чувства ответственности и товарищества. Большая часть занятия направлена на подготовку концертных номеров для участия в конкурсах, фестивалях, культурно-массовых мероприятиях.
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Условия реализации программы:
Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:
1. Материально-технические:
аудио-видеозаписывающая и звуковоспроизводящая техника;
множительная техника;
зеркало;
2. Методические и дидактические:
нотная библиотека;
фоно- и видеотеки;
фотоматериалы и фотоальбомы;
3. Кадровые:
преподаватель по эстрадному вокалу;
звукорежиссер;
концертмейстер (при необходимости).
8. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Эстрадный вокал»
В программе обучения имеются 4 направления учебной работы:
1.
Вокальная работа.
2.
Музыкально-теоретическая подготовка.
3.
Сценическое движение и постановка концертных номеров (занятия проводятся совместно
с педагогом хореографом)
4.
Концертно-исполнительская деятельность.
На вводных организационных занятиях педагог знакомится с детьми, их родителями,
рассказывает о режиме работы студии, о правилах поведения, содержании занятий, творческих
достижениях старших детей, о планах на учебный год. Организационные занятия проводятся с
группой учащихся, что позволяет наладить контакт между детьми и раскрыть их творческий
потенциал.
В основу обучения вокалу по данной программе положены:
1) постановка голоса, включающая в себя:
разогревание голосовых связок с помощью специальной дыхательной гимнастики;
правильная певческая позиция, озвучивание естественных природных резонаторов и их
фокусировка;
развитие артикуляции и работа над дикцией;
округление вокального звука и владение им.
2) основы импровизации на базе аудио - материалов западных школ обучения джазовому вокалу и нотных изданий
3) слуховой анализ вокальной манеры исполнителей различных стилей и вокально- слуховая
работа над воспроизведением различных вокальных приемов других исполнителей

Раздел «Вокальная работа» - это самый большой раздел программы, который включает в
себя знакомство с голосом каждого ребенка, определение степени одаренности и обучение правильному пению в единстве его сложных проблем: проблемы звукообразования и голосоведения, певческого дыхания и дикции, вокальной манеры.
Вся вокальная работа должна проводиться на доступном учащимся материале. При составлении индивидуального плана учащегося необходимо учитывать его вокальные данные и
на этой основе подбирать репертуар, постепенно усложняя его.
Программный репертуар необходимо составлять по следующим принципам (художественная ценность, воспитательное значение, доступность музыкального и литературного текста,
разнообразие жанров и стилей). Правильно подобранный репертуар будет способствовать духовному и вокально-техническому росту учащегося, определит его творческое лицо, позволит
решить воспитательные задачи.
Задачи по предмету «Эстрадный вокал»
(подготовительный уровень)






обучение вокальным навыкам (игровая форма);
правильное певческое дыхание;
чистота интонации и унисон, координации слуха и голоса;
развитие артикуляционного аппарата;
метро-ритмическое воспитание.
Учебно-тематический план по предмету «Эстрадный вокал»
(подготовительный уровень)
Групповые занятия (3-5 человек)

№
1
2

Тема
Организационное занятие
Певческая установка

Количество занятий
1/2
4/8

3

Певческое дыхание

5/10

4
5

Интонационно-слуховая работа
Артикуляция и дикция

12/24
5/10

6
7

Вокальная работа
Итоговое занятие

8/16
1/ 2
36/72

Итого

Содержание программы по предмету «Эстрадный вокал»
(подготовительный уровень)
1. Организационное занятие: прослушивание детей, определение вокальных и музыкальных
данных, распределение в группы. Инструктаж по технике безопасности.
2.

Певческая установка: положение корпуса, рук, ног, головы.

3.

Певческое дыхание: нижнереберное дыхание, дыхательная гимнастика.

4.
Интонационно-слуховая работа: работа над чистым интонированием, координацией слуха и голоса, навыки пения в унисон, пение попевок и вокальных упражнений в медленном
темпе
в
диапазоне
квинты
–
сексты.

5.
Артикуляция и дикция: правила певческой орфоэпии, артикуляционные упражнения, работа над дикцией.
6.
Вокальная работа: вокальные упражнения на выявление и развитие вокальных и музыкальных данных. Приемы звуковедения (legato, non legato), работа над репертуаром (4-5 песен)
7.
Итоговое занятие. В конце каждого полугодия учащиеся выступают перед родителями с
показом выученных песен.
8.
Организационные мероприятия. Посещение концертов и музыкальных меро-приятий
Задачи программы по предмету «Эстрадный вокал»
(базовый уровень)

правильное певческое дыхание, навыки пения на «вдохе»;

правильное певческое формирование гласных в сочетании с согласными звуками развитие артикуляционного аппарата;

мягкая атака звука;

вокальный слух (слуховое осознание чистой интонации);

навыки пения в ансамбле (для групповых занятий);

метро-ритмическое воспитание;

формирование навыков пения с фонограммой;

работа с микрофоном;

культура сценического поведения;

репертуар- 4-5 разнохарактерных произведений.
Учебно-тематический план по предмету «Эстрадный вокал»
(базовый уровень, 1-й год обучения)
Индивидуальные и групповые занятия
№
1

Тема
Организационное занятие

Количество занятий
1/2

2

Певческая установка

4/8

3
4

Певческое дыхание
Интонационно-слуховая работа

5/10
10/20

5

Артикуляция и дикция

5/10

6

Вокальная работа (для индивидуальных и
групповых занятий)

10/20

7

Итоговое занятие

1/2
Итого

36/72

Учебно-тематический план по предмету «Эстрадный вокал»
(базовый уровень, 2-й год обучения)
№
1

Тема
Организационное занятие

Количество занятий
1/2

2

Певческая установка

4/8

3

Певческое дыхание

5/10

4

Интонационно-слуховая работа

10/20

5

Артикуляция и дикция

5/10

6

Вокальная работа (для индивидуальных и
групповых занятий)

10/20

7

Итоговое занятие
Итого

1/2
36/72

Содержание программы по предмету «Эстрадный вокал»
(базовый уровень, 1-й и 2-й год обучения )
Содержание программы базового этапа включает в себя большой объем новых понятий и
практических умений. Поэтому для базового этапа предусмотрено 2 года обучения, при одинаковых учебно-тематических планах, требования к ученику и сложность поставленных задач
возрастает. Второй год обучения на базовом этапе предполагает усложнение элементов вокальных упражнений и исполняемого репертуара.
Организационное занятие: прослушивание детей, определение вокальных и музыкальных
данных, распределение на индивидуальные и групповые занятия. Беседа о гигиене голосового
аппарата. Инструктаж по технике безопасности.
2. Певческая установка: положение корпуса, рук, ног, головы.
3. Певческое дыхание: нижнереберное дыхание (опора звука), дыхательная гимнастика, пение на «вдохе»
4. Интонационно-слуховая работа: работа над чистым интонированием, координацией слуха и
голоса, точное воспроизведение первого звука, вокальные упражнения на развитие вокальных
и музыкальных данных,
Развитие чувства ритма, ознакомление с вокальными навыками эстрадной манеры пения.
5. Артикуляция и дикция: правила певческой орфоэпии, артикуляционные упражнения, работа
над дикцией
6.
Вокальная работа:
Индивидуальные занятия: Формирование правильного певческого звука – открытого,
но легкого, звонкого и полетного. Следует избегать резкого, зажатого, форсированного звучания. При пении челюсть и язык должны представлять одно целое, очень важна эластичность
движения. Работа над репертуаром. Навыки работы с микрофоном. Сценическое движение и
поведение.
Групповые занятия:
Формирование правильного певческого звука – открытого, но легкого, звонкого и полетного. Следует избегать резкого, зажатого, форсированного звучания. При пении челюсть и язык
должны представлять одно целое, очень важна эластичность движения. Работа над репертуаром. Навыки работы с микрофоном. Культура сценического поведения.
Работа над ансамблем: интонационным, дикционным, ритмическим; вокальные упражнения на развитие музыкального слуха.
8. Итоговое занятие. В конце каждого полугодия учащиеся принимают участие в отчетных
концертах студии. Исполнение 1-2 произведений.
9. Организационные мероприятия. Выступления на концертах и конкурсах

1.

Задачи по предмету «Эстрадный вокал»
(развивающий уровень) 1-го и 2-го годов обучения
Срок обучения на данном уровне зависит от уровня подготовленности учащегося и успешности освоения программы

Развивающий уровень обучения один из наиболее сложных, предполагающий комплексное овладение навыками эстрадного пения. Поэтому на этот этап обучения выделено 2 года для
успешного освоения программы. Если учащийся в процессе 1-го года обучения по данному
этапу показывает высокие результаты, педагог и аттестационная комиссия принимают решение
о переводе ученика на следующий обучающий уровень, т.е. «концертный».

правильное певческое дыхание, навыки пения на «вдохе»

правильное певческое формирование гласных в сочетании с согласными звуками

четкая вокальная дикция

мягкая атака звука

вокальный слух, звучание ансамбля (двух, трехголосие)- для групповых занятий,

работа над интонацией (точное исполнение мелодических оборотов: опевание, хроматизм, блюзовая гамма )

навыки соединения грудного и головного регистров (микст)

освоение методики «пения вместе с рукой»

навыки владения эстрадной манерой пения

метро-ритмическое воспитание

навыки пения с фонограммой

репертуар- 6-7 разнохарактерных произведений

культура сценического поведения
Учебно-тематический план по предмету «Эстрадный вокал»
(развивающий уровень, 1-ый год обучения)
№
1

Тема
Организационное занятие

Всего занятий
1/2

2

Певческая установка

2/4

3
4
5

Певческое дыхание
4/8
Вокальная работа и работа над ансамблем
13/26
9/18
Обучение эстрадной манере пения
Репетиционная работа в зале
Артикуляционный аппарат и дикция
4/8
Работа с аудио и видео материалами эстрадно2/4
джазовой вокальной музыки,
Итоговое занятие
1/2
Итого: 36/72
Учебно-тематический план по предмету
«Эстрадный вокал» (развивающий уровень. 2-ой год)

6
7
8

№
1
2

Тема
Организационное занятие
Певческая установка

2
4

3
4

Певческое дыхание
Вокальная работа и работа над ансамблем

8
26

5

Обучение эстрадной манере пения
Репетиционная работа в зале
Артикуляционный аппарат и дикция

18

Работа с аудио и видео материалами эстрадноджазовой вокальной музыки,

4

6
7

Всего занятий

8

8
9

Итоговое занятие
Итого:

2
72

Содержание по предмету
«Эстрадный вокал» (развивающий уровень ) 1-й -2-й год обучения
Содержание программы развивающего уровня включает в себя большой объем новых понятий и практических умений. Поэтому для данного этапа предусмотрено 2 года обучения, при
одинаковых учебно-тематических планах, требования к ученику и сложность поставленных задач возрастает. Второй год обучения на развивающем уровне предполагает усложнение элементов вокальных упражнений и исполняемого репертуара.
1.
Организационное занятие: прослушивание детей, определение вокальных и музыкальных
данных. Беседа о гигиене голосового аппарата. Инструктаж по технике безопасности.
2.
Певческая установка: положение корпуса, рук, ног, головы.
3.
Певческое дыхание: нижнереберное дыхание; упражнения, развивающие длительность
выдоха, дыхательная гимнастика, пение на «вдохе»
4.
Вокальная работа и работа над ансамблем:
- расширение диапазона до 1 - 1,5 октав, ровность звучания на всем диапазоне, работа над
кантиленой, приемы звуковедения (legato, non legato, staccato), соединение регистров (микст),
пение "на улыбке", раскрытие тембра голоса
- пение в ансамбле – навыки пения a cappella, ритмический, интонационный, тембровый и дикционный ансамбль
- работа с вокальным произведением:
умение исполнять разнохарактерные и разножанровые произведения,
умение работать с текстом (прочтение авторского замысла, интонационно-логический анализ
текста),
цельное исполнение вокального произведение, чувство формы,
умение применить импровизационные приемы в произведениях,
драматургия произведения и его исполнительское воплощение на сцене
5. Обучение эстрадной манере пения :
- владение специфическими приемами: опевание, субтон, вибрато, прямой звук, фруллатто, исполнение в энергичной манере с акцентировкой каждой доли, с динамической атакой звука
(драйв),
- импровизация, методика «пения с рукой», освоение «скета»
Репетиционная работа в зале: навыки работы с микрофоном,
фонограммой, работа над
концертными номерами
6.
Артикуляционный аппарат и дикция: артикуляционная гимнастика, правила певческой
орфоэпии, работа над дикцией, навыки работы с иностранным текстом.
7.
Работа с аудио и видео материалами эстрадно-джазовой вокальный музыки и беседы о
ней.
8.
Итоговое занятие. В конце каждого полугодия учащиеся принимают участие в отчетных
концертах студии. Исполнение 1-2 произведений.
9.
Организационные мероприятия: выступления на конкурсах и концертах
Задачи по предмету «Эстрадный вокал»
(концертный уровень, 1-й-2-й год обучения)







закрепление вокально-технических навыков
индивидуальный тембр голоса
участие в концертах, конкурсах и фестивалях
обучение навыками импровизации в эстрадных произведениях
развитие творческих способностей, поиск новых форм звучания
пение в ансамбле: двухголосие, трехголосие (для групповых занятий)






работа с вокальным произведением, режиссура песни, фразировка и нюансировка
навыки владения эстрадной манерой пения
культура сценического поведения
репертуар - 7-8 произведений различного характера

№
1
2

Учебно-тематический план по предмету «Эстрадный вокал»
(концертный уровень, 1-й год обучения)
Тема
Всего занятий
Организационное занятие
1/2
Певческая установка
2/4

3

Певческое дыхание

3/6

4

Вокальная работа и пение в ансамбле

10/20

5

Обучение эстрадной манере пения
Импровизация
Репетиционная работа в зале. Подготовка к концертам, конкурсам и фестивалям
Артикуляционный аппарат и дикция
Работа с иностранным текстом
Слушание образцов эстрадно-джазовой вокальной музыки

7/14

Итоговое занятие
Итого:

1/2
36/72

6
7
8
9

8/16
3/6
1/2

№
1

Учебно-тематический план по предмету «Эстрадный вокал»
(концертный уровень, 2-й год обучения)
Тема
Всего занятий
Организационное занятие
1/2

2
3

Певческая установка
Певческое дыхание

1/2
3/6

4

Вокальная работа и пение в ансамбле

10/20

5

Обучение эстрадной манере пения
Импровизация
Репетиционная работа в зале. Подготовка к концертам, конкурсам и фестивалям

5/10

7

Артикуляционный аппарат и дикция
Работа с иностранным текстом

3/6

8

Слушание образцов эстрадно-джазовой вокальной музыки

1/2

9

Итоговое занятие

1/2

Итого:

36/72

6

11/22

Содержание программы по предмету «Эстрадный вокал»
(концертный уровень, 1-й-2-й год обучения)
Содержание программы концертного уровня ставит своей основной задачей концертное
исполнительство. К полученным знаниям и умениям развивающего уровня, комплекса знаний
по работе с вокальным произведением добавляется практическая составляющая работы на сцене.
Поэтому для данного этапа предусмотрено 2 года обучения, при одинаковых учебнотематических планах, требования к ученику и сложность поставленных задач возрастает. Второй год обучения на концертном уровне предполагает усложнение исполняемого репертуара.
1.
Организационное занятие: определение вокальных и музыкальных данных. Беседа о гигиене голосового аппарата. Инструктаж по технике безопасности.
2.
Певческая установка: положение корпуса, рук, ног, головы.
3.
Певческое дыхание: нижнереберное дыхание; упражнения, развивающие длительность
выдоха, дыхательная гимнастика, пение на «вдохе»
4.
Вокальная работа:
- расширение диапазона до 1 - 1,5 октав, ровность звучания на всем диапазоне, работа
над кантиленой, приемы звуковедения (legato, non legato, staccato), соединение регистров (микст), пение "на улыбке", раскрытие тембра голоса;
- пение в ансамбле (двухголосие, техголосие) – навыки пения a cappella, ритмический,
интонационный, тембровый и дикционный ансамбль;
- работа с вокальным произведением:

умение исполнять разнохарактерные и разножанровые произведения,

умение работать с текстом (прочтение авторского замысла, интонационнологический анализ текста),

цельное исполнение вокального произведение, чувство формы,

умение применить импровизационные приемы в произведениях,

драматургия произведения и его исполнительское воплощение на сцене
5.
Обучение эстрадной манере пения: приемы эстрадного вокала (прямой звук,
динамическая атака звука (драйв), мягкая атака, придыхательная атака), пение "на улыбке",
импровизационные попевки, развитие творческих способностей
Импровизация: работа над вокальными импровизационными упражнениями «Школа
Джонни Наккеа»
6.
Репетиционная работа в зале: работа с микрофоном, фонограммой, работа над концертными номерами (сценический образ, костюм), культура сценического поведения (навыки общения с публикой, умение представить песню и т.п.), работа с хореографическим
коллективом, умение работать с реквизитом
7. Артикуляционный аппарат и дикция: артикуляционная гимнастика, работа над дикцией
8.
Итоговое занятие. В конце каждого полугодия учащиеся принимают участие в отчетных
концертах. Исполнение 2 произведений.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
При разработке программы автор руководствовался следующими основополагающими
методическими принципами:
1.
Принцип последовательности. Обучение ведётся от простого к сложному.

2.
Принцип индивидуального подхода. Индивидуальные различия и уровень подготовки определяют место и род занятий воспитанника в работе коллектива.
3.
Принцип наглядности. Занятия проводятся с демонстрацией имеющихся аудио- и видеоматериалов, видео-школ, соответствующей литературы.
4.
Принцип анализа и синтеза. Анализ и изучение творческих приёмов исполнителей сочетаются с использованием их в собственном творчестве в различных вариантах и комбинациях.
5.
Принцип поощрения инициативы. Приветствуется любая новая идея.
6.
Принцип единства обучения, деятельности и развития. Обучение не заканчивается, а
продолжается вместе с деятельностью, и в этом залог дальнейшего развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список рекомендуемой учебной литературы
1. Бекина С.П. Музыка и движение. - М.: Просвещение, 1984
2. Бурдина В.И., Мазурова Е.С., Тимофеева А.Н. «Вокально-хоровые упражнения». Владимир,
1983
3. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. - СП б.: Лань, 2000. –192с.
4. Клипп О.Я. Постановка голоса эстрадного певца. – М.: МГПУ, 2003.- 18с.
5. Менабени А.Г. Самостоятельная работа студента при обучении сольному пению//
6. Ровнер В. Вокально-джазовые упражнения для голоса в сопровождении фортепиано [Ноты] –
Спб.:Нота, 2006.-28с.
Список рекомендуемой методической литературы
1.
Вокально-инструментальный ансамбль. Постановка голоса. Программа для внешкольных
учреждений. М., «Музыка», 1986
2.
Вопросы вокальной педагогики. – М.: Музыка, 1967.
3.
Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики/ изд.2-е.- М.: Музыка, 1996 г
4.
Емельянов В.В.. Методика преподавания вокала (фонопедический метод развития голоса)
М., 1998.
5.
Мешко Н.К. Искусство народного пения: Практическое руководство и методика обучения
искусству народного пения, ч.1-М. НОУ «Луч», 1996.
6.
Методика комплексного музыкально-певческого воспитания. Программа и методические
рекомендации. М., 2000.
7.
Методика преподавания эстрадного вокала С.Риггса, М., 1999.
8.
Огороднов Д.В. Воспитание певца. Музична Украина, Киев, 1980.
9.
Огороднов Д.В. «Методика комплексного музыкально-певческого воспитания». – М.:
Главное управление учебных заведений, 1994.
10. Чугунов Ю.Гармония в джазе. Известная книга джазового музыканта, М., Современная
музыка, 2001
11.
Эстрадное пение. Примерная учебная программа Министерства культуры РФ. Москва,
2002.

Приложение 1
Ознакомление учащихся с вокальными навыками эстрадно-народной манеры пения. Формирование правильного певческого звука – открытого, но легкого, звонкого и полетного. Следует избегать резкого, зажатого, форсированного звучания. При пении челюсть и язык должны
представлять одно целое, очень важна эластичность движения.
Работа над постановкой голоса начинается с выработки певческой установки и работой
над дыханием. Работа по постановке голоса должна начинаться с выработки певческой установки, основной смысл которой заключается в том, чтобы при пении мышцы тела находились в
свободно-активном, но не расслабленном состоянии.
Полезно, чтобы учащиеся при вдохе положили руки на ребра и проследили их движение
во время дыхания. Вдох нужно проводить быстро, но спокойно, следить при этом за расширением нижних ребер. Ни в коем случае не надо набирать много воздуха, а также поднимать плечи, запрокидывать голову. Стимулом для развития дыхания является дыхательная гимнастика,
а также вокальные упражнения, развивающие длительность выдоха, умение правильно делать
вдох. На начальном этапе, в основном, следует обращать внимание на то, чтобы учащийся вдыхал правильно, распределяя выдох до конца слова или небольшой фразы, не брал дыхание в середине слова.
В воспитании навыков красивого и выразительного пения особая роль принадлежит артикуляции и дикции. Стимулом для развития дикции являются специальные упражнения. Например, скороговорки, вокальные упражнения, развивающие звукообразующие органы: губы,
язык, челюсти, гортань, зубы. У начинающих певцов артикуляционный аппарат часто работает
слабо, он скован, зажат. Этот недостаток необходимо устранять.
Важную задачу в вокальном воспитании учащегося представляет формирование тембра,
характера окраски звучания голоса. Тембр выявляется у учащегося в более старшем возрасте
Приложение 2
Основа пения – гласные звуки. От правильного образования гласных зависит красота
тембра. У учащихся школьного возраста тембр неровный, что обусловлено, главным образом,
«пестротой» гласных. Ровность звучания достигается при сохранении высокого звучания (позиции) на всех звуках певческого диапазона. Для этого следует использовать попевки и упражнения:
1)
ровные гласные «ми-ли-ми-ли -ма»;
2)
упражнения стабильного блока:
на дыхание,
на медленный долгий выдох,
на развитие артикуляции,
на подвижность диафрагмы (staccato),
на развитие ровности тембрового звучания,
гибкости голоса «ни-ни-нэй»
навыки пения «на себя»;
3)
упражнения периодически обновляющегося блока:
на легкость и подвижность голоса
на зубные язычные согласные – Д, З, Т, Р, Л, Н,
на губные – Б, П, В, М.
Необходимо разделять при пении гласные, встречающиеся в одном слове или в конце одного или в начале другого слова, например: «А я по лугу».
Согласные звуки произносят легко, четко, ясно и энергично. Нужно приучать учащихся
ясно произносить согласные в конце слов, присоединять согласные к следующему слогу, например: мы – шка.
Условием грамотного звукообразования являются правильно открытый рот, свободно
опускающаяся челюсть, активные губы, четко артикулирующие каждый звук.

Приложение 3 (для развивающего этапа)
Продолжается работа над укреплением вокально-технических навыков и освоением народного и эстрадного вокального репертуара.
Продолжение формирования вокально-технических знаний, умений, навыков, особо важных для индивидуального развития певца. Обучение умению соблюдать в процессе исполнения
певческую установку, правильное звукообразование (мягкая «атака»), сохранению устойчивого
положения гортани, сохранению вдыхательного состояния при пении, спокойно-ативному,
экономному выдоху. Формирование у учащихся основных свойств певческого голоса: звонкости, полетности, тембровой ровности, пения с вибрато. Одна из главных задач– навыки соединения грудного и головного регистров, то есть, микст. Микст – это не понятие облегченного
формирования верхнего регистра, а принцип построения всего диапазона. При владении микстом у учащегося увеличивается диапазон, приобретается легкость и полетность звучания, преодолеваются переходные ноты. При эстрадно-народной манере пения, большое значение имеет
ровность, сглаженность регистров, большое значение следует уделить низним нотам у женских голосов. Низкие ноты берутся также на себя, но с ощущением «пения вверх», а не пения
вниз.
Для учащихся выработана специальная методика пения вместе с рукой, которая позволяет
координировать голос на всем его диапазоне, верхние и нижние ноты. Суть методики: верхние
ноты - рука движется вперед и от себя (как-будто отталкиваемся), нижние ноты – рука поднимается вверх на уровне подбородка (как-бы подтягиваем ноты). Это позволяет учащимся выравнивать звучание в регистрах, следить за чистотой интонации.
Программа обучает умению анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение. И формирует умения работать с профессиональной фонограммой «минус» и микрофоном.
Приложение 4 (для концертного уровня)
Исполнительская система- это целый комплекс навыков, которые певец может использовать в своей работе: вокально- технические, актерские, режиссерские возможности, выбор характерного («своего») репертуара.
Как правило, и это вполне нормально, молодой певец начинает формировать свой стиль
исполнения, пытаясь подражать ранее услышанному, понравившемуся. Большое значение
здесь так же имеет такое понятие как «этнография слуха» или «внутренняя слуховая настройка». И.И. Земцовский, автор статьи, указывает на Б.В. Асафьева, как начинателя ультрасовременного этномузыковедческого исследования.1 Асафьев поднимает этот вопрос в своей книге
«Слух Глинки», где он изучает биографию композитора, малейшие детали его происхождения,
окружения, воспитания и образования, его контакты с музыкой разных стилей и этнических
традиций. Б.В. Асафьев обращается не просто к его «творческой лаборатории», а к «тайнам»
музыкального мышления композитора, к его музыкальному внутреннему слуху. Так, мы можем
говорить об определенной стилевой и структурной направленности и натренированности музыкального слуха, который унаследован нами и складывается, обогащается в ходе различных
этнических контактов и воздействий. Если мы возьмем любого исполнителя (здесь нет привязанности к конкретному жанру) и рассмотрим подробно его биографию и его музыкальные интересы, то заметим, насколько сильно они влияют на становление его исполнительской манеры, его самобытности. К примеру, чрезвычайно самобытная исполнительница народных песен
Жанна Бичевская с детства увлекалась джазом, кантри-музыкой и классическими романсами и
все это вошло в основу ее музыкального стиля. Таким образом, стоит заметить, что, чем больше будет кругозор молодого певца в музыкальном мире, тем более интересную стилистику он
сможет раскрыть для себя, как исполнителя.

Немаловажную роль здесь играет позиция педагога, который должен всячески поддерживать творческий потенциал студента, пробудить в нем желание и стремление работать в данном
направлении, избавить его от комплексов, вдохновить на создание новых форм народного жанра. Одна из задач педагога в освоении искусства импровизации выявлять своеобразие и новизну творческого мышления студента, оказывать помощь в поисках и утверждении собственного
исполнительского стиля.
Приложение 5
Примерный репертуарный список
Младшая группа
Народные песни «Комарики»
«Как по травке, по муравке»
«Голымба»
«Вьюн на воде»
«Пастушок»
«Солетайтесь голуби»
«Все кумушки домой»
«У барина на горе»
«Зеленая сосенушка»
«На улице огонь горит»
Г.Гладков «Чунга-чанга»
Э.Ханок
Песня первоклассника
М.Дунаевский
Песня Красной шапочки
А. Зацепин «Волшебник-недоучка»
К.Певзнер «Оранжевая песенка»
А.Рыбников«Буратино»
А Петров Романс Настеньки из кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово»
Е.Ботяров «Вернусь, сказал солдат»
А.Новиков «Дороги»
А.Глаголев «Маленький волшебник»
Е.Крылатов «Лесной олень»
«Колыбельная медведицы»
И.Якушенко
«Папа, мама и я»
Б.Савельев «Настоящий друг»
В.Шаинский
«Облака»
«Когда мои друзья со мной»
Г.Гладков Песня друзей
Песенка старухи Шапокляк
«Над нашей квартирой»
«День рождения»
В.Добрынин
«Бабушки-старушки»
Р. Паулс
«Бабушка рядышком с дедушкой»
Ю. Верижников
«Девчонка из соседнего двора»
«Детство мчится»
О. Полякова
«Глобус»
«Трубачи»
И.Дунаевский
«Песенка о капитане»
«Песенка о веселом ветре»
А.Бабаджанян
«Лучший город земли»

«Королева красоты»
Ж. Колмагорова
«Кенгуру, точка ру»
«Добрая песенка»
«Ручеек»
«Шерлок Холмс и Доктор Ватсон»
Т.Хренников
«Московские окна»
А.Лепин
Песенка о хорошем настроении
В.Сидоров «Дружба»
Ю.Саульский
«Черный кот»
А.Петров «Я шагаю по Москве»
Неизвестный автор«Неудачное свидание»
В.Соловьев-Седой «Подмосковные вечера»
А.Зацепин Песенка про медведей из кинофильма «Кавказская пленница»
О.Фельцман«Ландыши»
Б.Бычков «Все могут короли»
Средняя группа
Народные песни
«Ох, проходили, прогуляли»
«Вылетала сизая голубка»
«Ой, куры, куры»
«Лесом я шла»
«Куковала кукушечка за селом»
«Над озером верба»
«Орел мой»
«На окошке два цветочка»
«Не летай, соловей»
«Травушка-муравушка»
«По Дону гуляет казак молодой»
«Таня- Танюша»
«Ты рябина моя»
«Стояла Федора»
«Не будите меня молоду»
Сл.Д.Садовникова «Меж крутых бережков»
В.Гаврилин
«Любовь останется»
А.Обухов «Калитка»
А.Варламов «На заре ты ее не буди»
А.Гурилев «Однозвучно гремит колокольчик»
А.Островский
«А у нас во дворе»
А.Морозов «Маменька»
«В горнице»
«Летела гагара»
Г.Пономаренко
«Отговорила роща золотая»
В.Началов «Ах, школа, школа»
«Мальчишка и девчонка»
А.Пахмутова
«Надежда»
С.Намин
«Мы желаем счастья вам»
И.Николаев «Мельница»
«Комарово»
М.Фрадкин «Случайный вальс»
Б.Окуджава «Нам нужна одна победа»
А.Новиков «Смуглянка»

«Эх, дороги»
К.Санторо
«Песенка шофера»
Г.Петербургский «Синий платочек»
Ю.Верижников
«Рыболов»
А. Ермолов
«Остров»
«Музыка рисует дождь»
«Безымянный солдат»
«Колыбельная»
А.Рыбников
«Песенка звезд»
Р.Паулс
« Птица»
А.Пугачева
«Папа купил автомобиль»
И.Дунаевский
«Весна идет» из кинофильма «Весна»
Е. Цыбров
«Школьная страна»
«Спасибо, учителя!»
А. Циплияускас
«Смешная девчонка»
О.Юдахина
«Дюймовочка»
А.Пахмутова
«Хорошие девчата»
К.Листов «В землянке»
Е. Хавтан
«Будь со мной»
М. Минков
« Вербочки»
А. Эшпай
«А снег идет»
М.Фрадкин «У деревни Крюково»
М.Блантер «Катюша»
Ю.Саульский
«Осенняя мелодия»
Ж. Колмагорова
«Случай на реке»
«Достань из кармана улыбку»
«Звездочет»
И. Резник
«Домовой»
Д.Тухманов
«Из вагантов»
«Аист на крыше»
М.Дунаевский
«Все пройдет»
В.Мигуля «Мелодия надежды»
И.Николаев «Лето кастаньет»
В.Семенов «Звездочка моя»
Старшая группа
Народные песни
«Я в садочке была»
«Заря, заря»
«Ой, цвети кудрявая рябина»
«На улице дождик»
«Кабы знала я ведала»
«Похожу млада по горенке»
«В лесу канарейка»
«Сронила колечко»
«Посажу я черемушку»
«Верила, верила, верю (песня- романс)»
«Четыре кумы»
«Уж, вы яхонты»
«Во поле туман затуманился»
«Золотая воля»
«Ой, зародилась медовая ягода»
«Речка быстрая, нетекучая»
«Травка подкошенная»
«Ой, рана на Ивана»

А.Петров «А напоследок я скажу»
«Любовь – обманная страна»
«А цыган идет»
Е.Кузнецов «В чистом небе»
Б.Фомин «Только раз»
«Дорогой длинною»
А.Аверкин «На побывку едет»
К.Молчанов«Журавлиная песня» из кинофильма «Доживем до понедельника»
К.Орбелян «Гляжу в озера синие»
В. Началов
«Герой не моего романа»
А. Зацепин «До свидания, лето»
М.Таривердиев
«Звездное лето»
«Мне нравится, что Вы больны не мной»
«У зеркала»
Д.Тухманов «День Победы»
Н.Богословский «Темная ночь»
Д.Тухманов «Напрасные слова»
М.Минков «А знаешь, все еще будет»
«Эти летние дожди»
«Куда уходит детство»
Е.Дога
«Мне приснился шум дождя»
«Хуторянка»
Ж. Колмагорова
«Мы поем о Москве»
«Дай мне руку»
«Мир детям»
«Мама»
«Белая река»
«Святая Россия»
«Колыбельная Москве»
А.Мон
«Алмаз»
Ю.Варум «Городок»
«Мой сон»
Л. Агутин
«Пароход»
«Непогода»
В.Меладзе «Самба белого мотылька»
«Ночь накануне Рождества»
Ж. Колмагорова
В.Резников
«Льдинка»
И.Корнелюк
«Билет на балет»
А.Зацепин Песня из кинофильма «31 июня»
В.Дашкевич«Не покидай меня, весна»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».