Поиск 22-23

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дом художественного творчества детей»
Александро - Невского муниципального района Рязанской области

Согласован на
педагогическом совете от 24 .06. 2022 г.
Протокол № 7

«Поиск»

срок реализации - 1 год
возраст детей - 11-14 лет
Модифицированная

р. п. Александро - Невский
2022 г.

1

Пояснительная записка
Программа «Поиск» направлена на организацию деятельности учащихся по изучению
родного края. Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний
о природе родного края, воспитания любви к нему, формирования гражданственности у
обучающихся. Это всестороннее изучение территории Рязанского края, проводимое на
научной основе. Объектами изучения являются историческое, социально-экологическое и
культурное развитие данной территории.
Направленность программы туристско-краеведческая.
Новизна заключается в том, что изучение истории родного края по данной программе
предполагает не только получение знаний, но и воспитание духовно-нравственной
культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет
учащимся внести реальный вклад в сбережение природы своей местности.
Актуальность программы. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к
изучению родного края. Изучение краеведения является одним из основных источников
обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование
гражданских позиций и навыков.
Активное участие детей в краеведческой работе приучает их самостоятельно делать
выводы и принимать решения, сплачивает учащихся в дружный коллектив, помогает
укреплению дисциплины.
Отличительные особенности программы:


приобщение к краеведческой работе, включение ребенка

в личностно-значимую

творческую деятельность с целью развития творческих способностей;


изучение особенностей истории своей местности



учет интересов учащихся, их потребностей и возможностей через применение личностно-

ориентированных технологий, технологий индивидуализации и уровневой дифференциации;


свобода самостоятельной деятельности, в которой ребенок является непосредственным

субъектом, осуществляющим все ее этапы (целеполагание, планирование, реализацию и
контроль), что создает наилучшие условия для развития нравственно- волевых качеств.
Адресат программы:
Участниками программы являются дети в возрасте 11-14 лет. Программа «Поиск»
рассчитана на любой статус детей, имеющих любые интеллектуальные и творческие
способности. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами учащихся
и их родителей.

2

Условия реализации, объём и срок освоения программы:
Программа «Поиск» разработана на 144 часа. Срок реализации программы 1 год.
Особенных условий для реализации программы «Поиск» не требуется. Материальнотехническое обеспечение:
Специально оборудованный кабинет (кабинет истории).
Для занятий необходимы: общая тетрадь, цветные карандаши, ручка, альбом.
Компьютеры, сканер, принтер, проектор, который используется для подготовки к
конференциям и конкурсам, для оформления исследовательских проектов и презентаций.
При проведении занятий используется наглядный дидактический материал: плакаты,
таблицы. дидактические и методические материалы, определители, энциклопедии,
таблицы.
Формы, средства обучения, особенности организации образовательного процесса:
очная, занятия проходят в группах. Обучение ведется поэтапно и дифференцированно, с
учетом уровня подготовки учащегося. На первых порах приоритетным в обучении
является создание ситуаций, пробуждающих фантазию и креативное мышление,
побуждающих к действию. Это достигается на занятиях по подготовке к различного рода
выставкам, связанных с краеведческой тематикой: поделки из отходов, работа с
природным материалом.
Большое внимание в учебном плане уделяется также развитию у детей
просветительских качеств, воспитанию толерантности к любому проявлению жизни.
Ребенок должен делиться своими знаниями, духовными «наработками», открытиями с
теми, кто готов их слушать и учиться у них. Поэтому каждый член т.о. разрабатывает
беседы,

игры,

экскурсии,

ориентированные

на

младших школьников.

Проводя

просветительскую работу среди малышей, дети еще и учатся владеть аудиторией.
Образовательный процесс имеет развивающий характер, направленный на реализацию
интересов и способностей детей, на создание ситуации успеха и обеспечение
комфортности обучения.

Занятия носят характер живого общения, заинтересованного

поиска решения проблем с помощью разумного сочетания самостоятельной деятельности,
дозированной помощи и работы под руководством педагога. Сочетание разных методов
обучения и видов учебной деятельности выводит ребенка за рамки привычного
образовательного процесса, расширяет кругозор и дает возможность для духовного роста
и продуктивного общения с учащимися. Игровая деятельность позволяет детям
непринужденно погрузиться в ситуацию и проявить себя в новой роли, самому обозначить
проблему и попытаться найти решение.
Приобретая знания и навыки исследовательской работы, дети берутся за
самостоятельную исследовательскую деятельность.
3

Самостоятельная работа над исследованиями и социальными проектами приучает
ребенка мыслить системно, планировать свои действия и предвидеть результат, дает
возможность применять полученные знания для создания нового, личностно значимого
продукта. Этот продукт юный исследователь выносит на обсуждение, участвуя в
конференциях и конкурсах различного уровня, приобретает опыт конкурсной борьбы,
учится с достоинством принимать поражения, делать из них конструктивные выводы.
Психологическая закалка и приобретенные знания позволяют трезво оценить свои силы, и
выпускники объединения не боятся ставить высокие цели и выбирать учебные заведения,
соответствующие их устремлениям.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом между занятиями в 10 мин.
Цель и задачи программы:
Цель программы:
Создание среды для нравственного, патриотического воспитания и развития личности
ребенка средствами краеведческой деятельности.
Задачи:
Личностные:
- создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности
и сотрудничества;
- формировать умение работать в коллективе;
- научить уважать чужой труд;
-содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Метапредметные:
- формировать чувство самоконтроля;
- способствовать формированию профессионального самоопределения личности;
- развивать коммуникативные качества учащихся;
- формировать навыки работы с научной литературой, оформления исследовательских
проектов;
- обучать тактике диалога, предметного обсуждения и защиты своей работы во время
публичных выступлений;
- развивать ораторские способности учащихся.
- воспитать патриотические и эстетические чувства.
Образовательные:
- углубить и расширить знания о родном крае, его истории, географии, традициях и
культуре;
4

- обучить учащихся методам научного поиска, познакомить с методами исторического
исследования;
- активизировать деятельность учащихся по улучшению природной среды своего края.
Что должен знать и уметь учащийся:
Знать:
- основные даты, связанные с историей села, хронологические рамки значительных
событий и процессов;
- соотносить события своего села с историей всей страны; устанавливать
последовательность событий;
-называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий в истории
села.
Уметь:
- читать карту своего края;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;
-сравнивать данные разных источников, анализировать их;
- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях села, их участниках,
выступать с сообщениями перед учащимися, их родителями и жителями села;
- описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные эпохи; описывать
исторические объекты, памятники;
- проводить экскурсии по музею;
- классифицировать исторические события и явления села по указанному признаку,
обобщать;
-излагать свои суждения и взгляды на события села; объяснять мотивы деятельности
людей; оценивать события села; объяснять и определять своё отношение к ним;
- уметь общаться с людьми; найти подход к каждому человеку;
- уметь быстро записывать, слушать, зарисовывать, фотографировать, правильно
описывать увиденное;
- работать с техническими средствами

5

Содержание программы
Учебный план
Учебно-тематический план УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (144 часа)

№ п/п

Тема

Количест
во часов
всего

теория

практика

1.

Введение

12

6

6

2.

Этнография

12

8

4

3.

Современное состояние Рязанской области
и Александро-Невского района.

30

8

22

4.

История моей Родины

30

12

18

5.

Образование

20

4

16

6.

Жители п. Александро-Невский и сел
Александро-Невского района в годы
Великой Отечественной войны 1941-1945

38

6

32

7.

Подведение итогов

2

0

2

ИТОГО

144

44

100

6

Календарно-тематическое планирование
занятий.
№п/
п

Дата Тема занятий

Количество часов

I. Вводные занятия
1
Введение. Краеведение- наука о родном
крае. Цели и задачи кружка.
Музеи, их задачи, роль и значение в
собирании, охране, изучении и
пропаганде исторического наследия.
2
Ревизия музейного уголка. Инструктаж
по ведению исследовательской работы.
Инструктаж по технике безопасности.
Ремонт таблиц.
3
Основы музееведения. Распределение
экскурсоводов.
4
Как правильно подготовить и провести
экскурсию
5
Репетиция экскурсий по музейному
уголку
6
Проведение экскурсий для учащихся 1- 5
классов
II. Этнография
7-8
Рязанский край, Александро-Невский
район (общие характеристики)
9-10
Окрестности –озера, реки, леса. Овраги,
родники, их наименования,
происхождение названий: легенды,
сказания.
11-12
Состав поселка Александро-Невский,
близлежащие сёла. Преобладающая
национальность. Основные фамилии.
Характерные самобытные имена и
фамилии. Особенности быта, традиций.
Раздел III. Современное состояние Рязанской
области и Александро-Невского района.

Всего
12
2

Теория
6
2

Практика
6

2

2

2

1

1

2

1

1

2

2

2

2

12
4

8
4

4

4

2

2

4

2

2

30

8

22

2

1

1

14

Численность населения. Пути
сообщения. Состояние хозяйства.
Связь.

2

1

1

14

Торговля.

2

1

1

16

Здравоохранение.

2

1

1

17

Учреждения культуры. Праздники села.

2

1

1

18

Художественное ремесло. Народные
умельцы.

2

1

1

13

7

19

Устное народное творчество.

2

1

1

20

Деревенская кухня.

2

1

1

Памятники природы. Экология.
Встреча с интересными людьми.
Проектная работа - отчет о проделанной
работе.
Раздел IV. История моей малой Родины

2
6
6
30

12

18

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

33

История сел на фоне страны (хозяйства,
колхозы, современное состояние)
История хозяйства (колхозы). Дата
образования, названия, переименования.
«Не позволяй душе лениться». Люди
села. Революция 1917 г, НЭП,
коллективизация, репрессии, стихийные
наводнения, голод.
Сведения из истории, современное
состояние.
Предприятия. История организаций и
учреждений. История с/совета.
Дом культуры.

2

1

1

34

Детский сад.

2

1

1

35

Медпункт.

2

1

1

36

Почта.

2

1

1

4

1

3

8

2

6

20

4

16

4

1

3

2

1

1

2

2

21
22-24
25-27

28
29
30

31
32

О чём рассказали фотографии из
семейного альбома. История в лица.
39-42
Ими гордится наш район.
Создание и защита проектов.
Раздел V. Образование
37-38

43

44

45
46-48

49-50
51

Образование в Рязанской области.
Образование в Александро-Невском
районе.
Возникновение школы в селах.
Организация процесса обучения: здание,
учителя, предметы, ученики.
Знакомство с известными фактами из
истории школы, анализ информации.
Ветераны педагогического труда.
Встреча с бывшими учителями,
учениками. Гордое звание – учитель.
Практическое занятие
«Моя школа в будущем»
Проведение экскурсий для учащихся
«История моей школы»
8

2
6
6

6

6

4

4

2

2

Раздел VI. Жители поселка Александро-Невский и
сел Александро-Невского района
в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
52-54
Знакомство с имеющимися материалами,
их анализ.
55-56
Реставрация Уголка Боевой Славы.
Поисково-исследовательская работа.
57-60
Сбор материала, связанный с участием
жителей села в Великой Отечественной
войне, с погибшими, без вести
пропавшими, вдовами.
61
Экскурсия в музей района.
62
63
64-65

66

67
68

69

Изучение темы «Тыл в годы Великой
Отечественной войны»
Изучение темы Рязанский край в годы
войны.
Оформление стендов для уголка Боевой
славы. Календарь «Летопись Великой
Отечественной войны» и другие
выставки по теме.
Знакомство с книгой “Памяти”. Наши
земляки – участники Великой
Отечественной войны.
Война в судьбе моей семьи. Знакомство
с книгой “Они вернулись с победой”.
Благоустройство памятника воинской
славы. Участие в акции «Парк героев»,
«Аллее Памяти».
«Детство, опаленное войной».

«Женщины нашего села – труженицы
тыла».
VII. подведение итогов
70

71

Проектная работа - отчет за год
работы.Итоговое занятие.
Всего часов за год:
II.

38

6

32

6

6

4

4

8

8

2

2

2

2

2

2

4

4

2

1

1

2

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

144

44

100

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел I. Введение
Теория: Школьное краеведение. Его необходимость, роль, цели, задачи. Школьное
краеведение – как важнейшее средство всестороннего развития личности.
Практика: Основы музееведения, работа с музейными документами.
Раздел II. Этнография
Теория: Административное положение Рязанского края. Озера, реки, леса.
Административное положение Александро-Невского района со времен появления (уезд,
губерния, волость) и все последующие изменения.

9

Окрестности – озера, реки, леса. Овраги, родники, их наименования, происхождение
названий: легенды, сказания.
Практика: Сбор материала.
Работа с источниками и их анализ. Близлежащие сёла. Преобладающая национальность.
Основные фамилии. Характерные самобытные имена и фамилии. Особенности быта,
традиций.
Раздел III. Современное состояние Рязанской области и Александро-Невского
района.
Теория: Численность населения. Состояние хозяйства.
Кустарные промыслы. Пути сообщения. Связь. Торговля. Водоснабжение.
Здравоохранение.
Учреждения культуры. Праздники села.
Художественное ремесло. Народные умельцы. Устное народное творчество.
Деревенская кухня.
Практика: Встреча с интересными людьми. Посещение памятников природы.
Сбор материала.
Раздел IV. История моей малой Родины
Теория: История села на фоне страны (хозяйства, колхозы, современное состояние)
Практика: Сбор материала. «Не позволяй душе лениться». Люди села. Революция 1917 г,
НЭП, коллективизация, репрессии, стихийные наводнения, голод.
Ими гордится наш район.
О чём рассказали фотографии из семейного альбома. История в лицах.
История хозяйства (колхозы). Дата образования, названия, переименования.
Сведения из истории, современное состояние.
Предприятия. История организаций и учреждений. История с/совета.
Дом культуры.
Детский сад.
Почта.
Медпункт.
Раздел V. Образование
Теория: Образование в Рязанской области. Возникновение образовательных учреждений,
их развитие и значение для страны. Известные личности, уроженцы Рязанского края, их
вклад в историю.
Образование в Александро-Невском районе. Возникновение образовательных
учреждений в поселке и селах. Организация процесса обучения: здание, учителя,
предметы, ученики.
Практика: Знакомство с известными фактами из истории школы, анализ информации.
Встреча с бывшими учителями, учениками.
Практическое занятие «Моя школа в будущем»
Проведение экскурсий для учащихся «История моей школы»
Сбор материала.
Раздел VI. Жители поселка Алекесандро-Невский и сел Александро-Невского
района в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Теория: Знакомство с книгой “Памяти”. Наши земляки – участники Великой
Отечественной войны. Наши земляки - Герои Советского Союза.
10

Война в судьбе моей семьи. Знакомство с книгой “Они вернулись с победой”.
Знакомство с имеющимися материалами, их анализ.
Практика: Реставрация Уголка Боевой Славы. Поисково-исследовательская работа. Сбор
материала, связанный с участием жителей села в Великой Отечественной войне, с
погибшими, без вести пропавшими, вдовами.
Экскурсии по музеям района.
Изучение темы «Тыл в годы Великой Отечественной войны»
Изучение темы Рязанский край в годы войны.
Оформление стендов для уголка Боевой славы. Календарь «Летопись Великой
Отечественной войны» и другие выставки по теме.
Экскурсионная работа по музейному уголку, проведение литературно-музыкальных
композиций, бесед, лекций, вечеров, круглых столов, устных журналов перед учащимися
и жителями села. Проведение и участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах. Участие в
районных мероприятиях на военную тематику.
Благоустройство памятника воинской славы. Выявление людей, нуждающихся в помощи,
оказание помощи. Операция «Забота»
Встречи со свидетелями войны.
Сбор материала.
Раздел VII. Подведение итогов.
Теория: Экскурсионная работа в школьном музее, проведение литературномузыкальных композиций, бесед, лекций, вечеров устных журналов перед учащимися и
жителями села.
Практика: Проведение и участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах. Участие в
районных, областных краеведческих мероприятиях.
Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации результатов:
Формы отслеживания результатов усвоения программы «Поиск» предполагает:
-индивидуальное наблюдение при выполнении практических приемов учащимися;
- тестирование
при проверке терминологии и определении степени усвоения
теоретического материала;
- материалы тестирования.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
• Результаты итоговой диагностики.
• Результаты участия в конкурсах различного уровня.
• Отслеживание посещаемости по журналу.
Оценочные материалы
1. Тест «Рязанская область» (приложение 1)
2. Тест» Я и моя семья» (приложение 2)
3. Тест «Истории Рязанского края» (приложение 3)
4. ТЕСТ «Устное народное творчество». (приложение 4)
Методы обучения – словесный, наглядно-практический, объяснительно- иллюстративный,
игровой.
Методы воспитания - убеждение, мотивация, стимулирование.
Формы организации образовательного процесса - групповая.
Формы организации учебного занятия - беседа, выставка, презентация, наблюдение,
практическое занятие, творческая мастерская.
11

Педагогические технологии – элементы технологии группового обучения, коллективно
творческой деятельности, игровой деятельности, здоровьесберегающей технологии.

Методический раздел
Рязанская область.
Тест по краеведению
Приложение 1
К каждому из заданий даны четыре варианта ответа, из которых только один
верный. Номер этого ответа впишите в таблицу:
№
вопроса
Ответ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10 11 12 13 14 15

1. Рязанская область образована в :
а. 1937 г.,
б. 1095 г.,
в. 1778 г.,
г. 1147 г.
2. Площадь рязанской области составляет:
а. 40,1 тыс. км2,
б. 39,6 тыс. км2,
в. 46,9 тыс. км2,
г. 60,1 тыс. км2 .
3. С какими из названных областей Рязанская область не граничит:
а. Тульская область,
б. Московская область,
в. Липецкая область,
г. Ивановская область.
4. Рязанская область расположена на:
а. древней платформе,
б. молодой плите,
в. древней складчатости,
г. древнейшей складчатости.
5. Максимальная отметка абсолютной высоты поверхности области:
а. 236 м,
б. 136 м,
в. 78 м,
г. 227 .
12

6. Какие полезные ископаемые не встречаются на территории Рязанской
области:
а. природный газ,
б. бурый уголь,
в. доломиты,
г. фосфориты.
7. Климат Рязанской области:
а. континентальный,
б. умеренно-континентальный,
в. резко-континентальный,
г. умеренный.
8. Наибольшее влияние на климат оказывает океан:
а. Северный Ледовитый,
б. Тихий,
в. Индийский,
г. Атлантический.
9. Годовая сумма осадков составляет:
а. от 300 мм до 400 мм,
б. от 450 мм до 550 мм,
в. от 600 мм до 800 мм,
г. от 750 мм до 850 мм.
10. Реки Рязанской области относятся к бассейнам морей:
а. Каспийского и Балтийского,
б. Балтийского и Черного,
в. Каспийского и Азовского,
г. Азовского и Черного.
11. В Рязанской области преобладают типы озер:
а. карстовые,
б. термокарстовые,
в. ледниковые,
г. старицы.
12. Какое из растений не встречается в природе Рязанской области:
а. венерин башмачок,
б. шалфей степной,
в. женьшень обыкновенный
г. лилия саранка.
13. Кто их животных не встречается в природе Рязанской области:
а. горностай,
б. енотовидная собака,
в. выхухоль,
г. марал .
14. Рязанская область расположена в пределах природных зон:
а. смешанные хвойно-широколиственные леса,
б. широколиственные леса,
в. лесостепь,
13

г. верно все вышеуказанное.
15. Окский биосферный заповедник образован в:
а. 1992 г.,
б. 1935 г.,
в. 1980 г.,
г. 1890 г.

№
вопроса
Ответ

Правильные ответы:
1 2 3 4 5 6
а

б

г

а

а

а

7

8

9

10 11 12 13 14 15

б

г

б

в

г

в

г

г

б

Приложение№2
Тест «Я и моя семья»
1.В чём сила семейного рода?
а. В почтении и памяти предков
б. В дворянском происхождении рода
в. В наличии богатства
2.Что такое родословная?
А. Перечень поколений одного рода
б. Список членов одной семьи
в. Свидетельство о рождении человека
3.Стране ничто не может угрожать и не страшны ей враги, если …
А.В семье растут сыновья
Б. Крепки отношения в семье
В.В семье любят говорить о подвигах
4.Что такое семейные реликвии?
А. Документы, предметы, принадлежащие семье или роду и передающиеся по наследству
из поколения в поколение
Б. Денежные средства, переданные по завещанию
В. Дуб, который посадил дед
5.Что
значит
Какое мнение верное?

для

тебя

семья?

А. Если я знаю, что нужен родным, которые меня любят, и верю, что есть дом, где меня
ждут, - это и есть моя семья
14

Б. Моя семья – это там, где накормят, дадут деньги на всякие расходы и больше обо мне
не вспомнят
В. Моя семья там, где мне весело, где много игрушек, компьютерных игр, где мне никто
не мешает отдыхать, и я ни за что не отвечаю
6.Каким ты можешь стать, если родители воспитывают тебя быть честным?
А. Справедливым
Б. Безразличным ко всему
В. Назойливым
Приложение 3
ТЕСТ ПО ИСТОРИИ РЯЗАНСКОГО КРАЯ
1.Крупнейший русский этнограф – уроженка Рязани
а) Н. И. Лебедева
б) А. С. Голубкина
в) М.И. Цветаева
2. Знаменитый русский – иллюстратор 19 века, родившийся в Скопине
а) И.П. Пожалостин
б) П. М. Боклевский
в) Я.П. Полонский
3. Иван Владимирович Мичурин, родившийся в Пронском уезде, стал всемирно
известным садоводом и селекционером, когда работал…
а) царским садовником
б) профессором Тимирязевской академии
в)монтером на железнодорожной станции г. Козлова Тамбовской губернии
4.Уроженка Рязани, женщина –скульптор, учившаяся в Париже у Огюста Родена,
активно участвовала в революции 1905 года и была приятельницей С. А. Есенина
а) В.М. Мухина
б) А.С. Голубкина
в) З.Е. Серебрякова
5. В помещении какого храма Рязанского Кремля находится научная библиотека
историко – архитектурного музея - заповедника?
а) Христорождественского
б) Духовского
в) Успенского
6. О рязанских говорили «косопузые», оттого, что за пояс у них всегда был заткнут
какой – то предмет. Какой?
а) кошелек с кучей денег
б) топор
в) ложка
7. Как в раннем средневековье именовалось Рязанское княжество?
а) Суздальско – Рязанское
б) Муромо - Рязанское
15

в) Чернигово – Рязанское
8. Укажите три основных народности, населяющие Рязанскую область
а) славяне, мордва, татары
б) славяне, тюрки, татары
в) славяне, мордва, литовцы
9. В Рязани и Пронске есть улицы с древним названием Затинные. Что значит
это название?
а) поречные - от слова «тина»
б) огороженные – от слова «тын»
в) «затинщики»- пушкари, обслуживавшие «затинную артиллерию» - пищали малого
калибра
10. Выходец из крепостных крестьян Чучковского района, великий русский
архитектор, при захвате Наполеоном Москвы приехал с беженцами в Рязань и
остановился в Троицком монастыре, напротив нынешнего «Барса». Случайно
услышав весть о горящей Москве, он умер от разрыва сердца. О ком идет речь?
а) М. Ф. Казаков
б) В. И. Баженов
в) К. Б. Растрелли
11. Кем был основан город Касимов?
а) Ярославом Мудрым
б) Иваном Грозным
в) Юрием Долгоруким

Ключи к тесту по истории Рязанского края
1. А
2. Б
3. В
4. Б
5. В
6. Б
7. Б
8. А
9. В
10. А
11. В

Приложение №4
Тест по теме:
16

«УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО».
1.

Устное народное творчество – это:



Произведения, которые сочинял народ;



Стихи А.С. Пушкина;



Песня «Антошка».

2. К какому виду устного народного творчество
произведение «Баю-баю, баиньки, спите мои маленькие.
Прилетели гуленьки, покачали люленьки»?


Колыбельные песни;



Сказки;



Потешки.

3. Что такое потешки?


Стихи о животных;



Песенки- приговорки;



Скороговорки.

4. Есть ли в докучной сказке конец?


Да



Нет

5. Для чего пели заклички?


Для игры с мячом;

 Для того, чтобы зазвать явление природы;


Для сна.
6 Чему учили потешки?



Считать;



Называть животных;



Писать;



Собирать конструктор.

8. Как назывались песни, которые пели детям перед сном?


Шуточные;



Колыбельные ;



Колядовки.

9. Плясовые песни – это:


Песни, которые пели за столом;



Песни, которые пели на сцене;
17

относится

следующее



Песни, которые пели и одновременно исполняли танец.

Список литературы для педагога:
1. Альманах «Отечество». Родословие. — М.: 1998. (Вып. 5.)
2. Гецевич Н. А. Основы экскурсоведения. - Минск, 1988.
3. Емельянов Б. В. Методика подготовки и проведения экскурсий. — М.: ЦРИБ Турист,
1980.
4. Емельянов Б. В. В помощь экскурсоводу. — М.: Профиздат, 1976.
5. Илюхин М. М. Особенности и средства показа в экскурсии. Методические
рекомендации. М.: ЦРИБ Турист, 1980.
6. Илюхин М. М. Рассказ на экскурсии. Методические рекомендации. — М.: ЦРИБ
Турист, 1981.
7.Карманный справочник туриста. — М.: Профиздат, 1982,
8. Константинов Ю. С. Туристские слеты и соревнования учащихся. Учебно-методическое
пособие. — М.: 1.ЩЮТиК МО РФ, 2000.
9. Копилка туриста-краеведа. — Хабаровск: КЦдЮдиЭ, 2000.
10. Коструб А. А. Медицинский справочник туриста. — М.: Профиздат, 1986.
11. Курилова В. И. Туризм. — М.: Просвещение, 1988.
12. Матюшин Г. Н. Историческое краеведение. — М.: 1975.
13 Молони Н. Археология. — М.: Росмэн, 1996.
14. Пасечный П. С., Емельянов Б. В. Экскурсия. — М.: Знание, 1972.
15. Советско-энциклопедический словарь — М., 1984. 365;
16. Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению,
организации отдыха детей и молодежи. - М.: IЦдЮТур МО РФ, 1999.
17. ТыкулВ. И. Спортивное ориентирование. — М.: Просвещение, 1990.
18. Ципкин Ю. Н. Требования к оформлению конкурсных работ учащихся. — Хабаровск,
1997.
19. ЧернышеваЛ. Г., ЧернышевВ. П. Подвижные игры в физической подготовке детей и
подростков. — Хабаровск: издательство ХГПУ, 2001 20. Энциклопедия Туриста. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.

18

Список литературы для обучающихся:
1. Атлас. Люби и знай свой край. — М., 1993.
2. Бардин Н. В. Азбука туризма. — М.: Просвещение, 1981.
3. Карманный справочник туриста. — М.: Профиздат, 1982.
4. Рюкзачок. Напутствие туристу новичку. — Пермь: Книжное издательство, 1983.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».