Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом художественного творчества детей» Александро - Невского муниципального района Рязанской области Согласовано на педагогическом совете 24. 06. 2022 г. Протокол №7 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Самоцветы» Срок реализации - 1 год Возраст детей – 7-10 лет Модифицированная р. п. Александро - Невский 2022 г. I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. В системе художественно-эстетического воспитания детей большое значение отводится изобразительной деятельности и декоративно-прикладному творчеству. Декоративноприкладное творчество является почвой и основой любой национальной культуры, от него тянутся нити ко всем видам художественной деятельности людей. Программа «Самоцветы» является модифицированной общеразвивающей программой художественной направленности. Программа знакомит с современными изобразительными средствами, приобщает к миру дизайна, служит поддержкой при изучении изобразительного искусства и художественного труда. Новизна и актуальность. Одной из главных актуальных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего-то нового). Занятия детей изобразительным искусством и декоративно-прикладным творчеством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры. Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа. Педагогическая целесообразность. «Каждый ребёнок талантлив и талантлив по-своему». Программа доступна для детей любого уровня развития, позволяет развить такие качества как творческие способности, мышление, память, кругозор, воображение, художественные навыки. Отличительной особенностью программы является знакомство с декоративноприкладным искусством народов России, родного края, как народной и культурноисторической особенности. Это ориентировано на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программа построена на воспитании детей, сочетающая опору на культурную традицию. Адресатом программы могут быть младшие школьники. Дети младшего школьного возраста невероятно творческий народ. Бесконечно пробуют и узнают разное, что им интересно и к чему лежит душа. Программа «Самоцветы» разнообразна видами декоративно-прикладного творчества и позволяет ребёнку попробовать многое. Обучение по программе не требует никакой базовой подготовке, не требует специальных способностей, каждый желающий любящий рисовать и творить самостоятельно может обучатся по данной программе. Объем и срок реализации: 1 год обучения – 144 часа, по два часа два раза в неделю с десятиминутным перерывом. Форма обучения – очная. Цель: Создание условий для развития творческой активности и самореализации личности, формирование основ художественной культуры ребёнка через народное декоративноприкладное искусство. Задачи: Обучающие: 1. Обучение основам изобразительного искусства. 2. Обучение основам народного и декоративно-прикладного искусства. 3. Формирование навыков работы с разными материалами. Развивающие: 1. Развитие художественно-эстетического вкуса детей. 2. Развитие творческого потенциала. 3. Развитие коммуникативных способностей ребёнка. Воспитательные: 1. Приобщить детей к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении. 2. Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали. 3. Воспитание уважительного отношения между членами коллектива в совместной творческой деятельности. Особенности организации образовательного процесса: Прием учащихся осуществляется в соответствии с локальными актами образовательной организации. Количественный состав от 10 до 15 человек. Условия реализации программы. Кабинет для занятий, рабочее место для учащихся, режим занятий должен соответствовать нормам СанПин. Материалы - каждый учащийся должен иметь при себе: - краски по стеклу; - рамки со стеклами; - набор декоративных элементов; - гипс; - акриловые краски; - формы для заливки гипсовых фигурок; - набор кисточек; - непроливайка. Программа нацелена на результаты: .По окончании обучения, обучающиеся получают следующие знания и умения: - знание техники безопасности; - знание художественных материалов и различных техник работы с ними, умелое их сочетание для реализации творческого замысла. - умение использовать цвет как средства передачи настроения, состояния, выделения главного; - умение применять цветовой и тоновой контрасты, контрасты величин; - владение средствами выразительности: самостоятельный выбор совокупностей выразительных средств, наилучшим образом раскрывающих замысел; - умение передавать пространственное положение объектов; - умение составлять композицию на заданную тему, выбор формата, масштаба, выразительности и правильности компоновки, целостности композиции, выделение сюжетно- композиционного центра; - умение работать с таблицей, чертежом. - умение создавать декоративный образ, стилизовать его; - умение использовать линии, силуэт, цвет, пропорции, формы в процессе проектирования объектов. - умение создавать яркие, выразительные образы (образное мышление); - умение фантазировать, самостоятельно создавать новые оригинальные образы; - умение анализировать, давать оценку (аналитическую оценку); - владение словарем по предмету. Свободное владение понятиями: симметрия, гармония, колорит, контраст, ритм, символ, знак, стилизация и т.д. I I УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. № Тема Количество часов. Теоретических часов 3 Всего часов 1 2 3 4 Введение в программу Технология изготовления гипсовых поделок. «Витраж». Подготовка к итоговой выставке ИТОГО 6 Практических часов 3 36 3 33 70 32 6 3 64 29 144 15 129 Календарный учебный график. № Тема Всего часов 1 2 Вводное занятие. Свойство красок. Цветоведение. 1 2 3 Композиция и Светотень. 3 1 2 3 4 1 Теоретических Практически часов х часов Введение в программу. 1 1 1 1 Технология изготовления гипсовых поделок. 1 Материалы и приспособления. 1 Свойства гипса. Техника безопасной работы с гипсом. Изготовление гипсовых поделок. Роспись гипсовых поделок 1 1 16 1 Материалы, приспособления. Свойства витражных красок. Техника 18 2 2 «Витраж». 2 Предполагаемая дата 08.09.20г. 08.09.20г.10.09.20г. 10.09.20г.15.09.20г. 17.09.20г. 17.09.20г. 15 22.09.20г.15.10.20г. 18 20.10.20г.17.11.20г. 19.11.20г. 2 3 4 безопасности. Техника «Контурная». Работа с контуром по готовому эскизу. Техника «Бесконтурная» Работа по готовому эскизу Техника «Точечная». Работа по готовому эскизу. 20 1 19 24.11.20г.24.12.20г. 14 1 13 29.12.20г.28.01.21г. 14 1 13 02.02.21г.25.02.21г. 1 19 02.03.21г.01.04.21г. 5 Многослойный витраж. Витраж с использованием декоративных элементов: бисера, пайеток. 20 1 Самостоятельно е изготовление поделок для итоговой выставки. Итоговое занятие ИТОГО 30 2 Подготовка к итоговой выставке 1 29 2 2 144 15 06.04.21г.27.05.21г. 01.06.21г. 129 Содержание курса «Самоцветы». 1. Введение в программу. Знакомство с группой. Цели и задачи курса. Знакомство с разделами. Обзор литературы, используемой в настоящем курсе. Знакомство с инструктажем по техника безопасности. Изучение свойства красок. Цветоведение. Особенности композиций. Упражнения по законам композиции и цветоведению Основные средства художественной выразительности. Понятие «Светотень» Варианты тонально-композиционных и цвето-тональных эскизов. Общее колористическое решение. Поиск цветовой гармонии. Внимание к отдельным элементам композиции. 2. Технология изготовления гипсовых поделок. Знакомство с материалами и приспособлениями. Изучения свойств гипса. Знакомство с техникой безопасной работы с гипсом. Что такое барельефы. Изготовление гипсовых поделок. Особенности росписи гипсовых поделок. Росписи гипсовых поделок. 3. «Витраж». Возникновение витражного искусства. Предыстория витражного искусства в России. Слюдяные оконницы. Первые русские стеклянные заводы. Витраж в русской культуре XVI – XVIII веков. Конструктивная основа витража. Упражнения по технике исполнения. Работа по образцу. 4. Роспись акриловыми красками. Бесконтурная и точечная техники. Краски сильно растекаются и перемешиваются, на освоение этих техник требуется много времени. Знакомство с техникой многослойного витража, ее особенностями. Изучение приемов работы. Работы в этой технике получаются более реалистичными за счет нанесения нескольких слоев. Знакомство с особенностями работы с пайетками и стеклом. Изготовление панно по готовым эскизам. 5. Подготовка к итоговой выставке. Обучающиеся готовятся к выставке, самостоятельно выполняют эскизы и работы, используя весь опыт полученный при изучении всего курс. Практическое выполнение работы. Повторение теоретического материала. Оформление выставочных работ. Практическое написание тестовых работ по курсу. III Методическое обеспечение. Методы, формы, этапы реализации программы. На занятиях успешно реализуются технологии проектного и проблемного обучения, которые позволяют использовать различные приёмы, формы и методы организации учебного процесса: занятия – фантазии, творческие путешествия, защита творческих проектов, ролевые игры и т.д. Используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические). Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера. Практическая работа включает выполнение графических зарисовок в альбоме (эскизы, рисование с натуры и по представлению), изготовление поделок, аппликаций, игрушек – сувениров . Объяснение теоретического материала и практических заданий сопровождается демонстрацией различного рода наглядных материалов, выполнением руководителем графических работ на доске и на большом листе бумаги, прикрепленном к доске. Демонстрация последовательности выполнения определенного задания дает наиболее полное представление о процессе работы над изделием, о его внешнем виде, форме, декоративном оформлении. В работе необходимо использовать все виды деятельности: игру, труд, познание, учение, общение, творчество. При этом соблюдать следующие правила: 1. Виды деятельности должны быть разнообразными, социально-значимыми, направлены на реализацию личных интересов членов группы. 2. Деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей, владеющих умениями её организовывать и осуществлять, способствовать улучшению статуса отдельных учеников в группе, помогать закреплению ведущих официальных ролей лидеров, чьё влияние благотворно. 3. Необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, взаимозависимость, сотрудничество детей и взрослых. Способы аттестации учащихся. Для аттестации учащихся проводится выставочный просмотр два раза в год. Тестовые задания по пройденному курсу раз в год. Приложение 1 Вопросы по курсу: 1. Что интересного ты знаешь о красках? 2. Какие цвета нужно смешать для того, чтобы получить оранжевый, голубой, фиолетовый, коричневый и т. д. 3. Расскажи технику безопасности при работе с красками, с рамками со стеклом, с гипсом, ножницами, пинцетом и т. д. 4. В каких пропорциях смешивают гипс для заливки барельефов? 5. Что такое «орнамент»? 6 Что такое «составление композиции»? 7. Что такое «контурная техника»? 8. Что такое «бесконтурная техника»? 9. Что такое «точечная техника»? Список литературы. 1. «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей». В.Б. Косминская Москва «Просвещение», 1981 г. 2. «Весёлые игры». Р. Гибсон Москва «Росмен», 1997 г. 3. Воронина М., Все о декупаже. Техники и изделия - М: «Ниола- Пресс», М: 2007. 4. Все о технике: иллюстрация/ пер. С. Д. Афанасьева; АРТ- РОДНИК, издание на русском языке, 2002; 5. Ланцетти А.Г., Нестеренко М.Л. Изготовление художественного стекла.: М.: Высшая школа., 1978. С. 257-270. 6 Г. М. Логвиненко. Декоративная композиция: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Г. М. Логвиненко.- М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004; 7. Мошков В.М., Кузнецов О.И. Пластическая основа композиции (проблемы синтеза искусств). СПб.: СПб университет, 1994. 80 с. 8. Рагин В.Ч., Искусство витража: от истоков к современности// Вирджиния Чифо Рагин и Мэри Клеркин Хиггинс; [пер.: М. Бунеева]. – М.: Белый город, 2004. – 288 с. 9. Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учебное пособие для студентов пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. 10. Карл Сонхайм. Художественная мастерская: графика - СПб., Питер, 2015; 11. Вэнди Тейт. Рисуем цветы акварелью/ Пер. с англ. С Кормашовой- М.: Издательство «Кристина- новый век», 2003; 12. Тищенко Г.В., Пронин А.Ф., Проектирование современных витражей и технология их изготовления [Текст]: Учеб. Пособие/ Г.В. Тищенко, А.Ф. Прон ин; М-во высш. и средн. Спец. Образования УССР, Учеб.-метод. Кааб. По высш. образованию, Харьк. Худож.-пром. Ин-т. Киев : УМКВО, 1989. – 115 с. 13. .Тоде Э., Стекольная живопись. Краткий очерк ее истории и техники развития/ “Зодчий”.,1908, №23. С. 204-208. 14. Дебора Форман. Художественная мастерская: живопись - СПб., Питер, 2015; 15. .Шмидт В.В. Очерк стеклянного производства в России. В сб. Обзор различных отраслей мануфактурной промышленности в России, т. 1, СПб, 1863.-С. 393-428. 16. .Шорохов Е.В. Композиция. М.: Посвещение, 1986. С.110-193. 17. .Яглова Н. Т. Витраж // Русское декоративное искусство. Т.3. — М., 1965. 18. . Агостон Т. Теория цвета и его применение в искусстве и дизайне. М.: Мир, 1982.-С. 168-173. 19. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: учебник для учащихся нач. проф. учеб. заведений. – 3 – е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия», 2008 20. Глазычев В. Уроки Шартра// Декоративное искусство СССР. 1981. № 4. -С. 12. 21. .Гулоян Ю. Декоративная обработка стекла и стеклоизделий. М.: Высшая школа., 1989.-С. 52. 22. .Новоселова О., Иванова Е., Художественное стекло и витраж/ сост.: О. Новоселова, Е. Иванова. – М.:Металлургиздат, 2005 – 29см. Вып.1. – 2005. - 55с. 23. .Рагин В.Ч., Искусство витража: от истоков к современности// Вирджиния Чифо Рагин и Мэри Клеркин Хиггинс; [пер.: М. Бунеева]. – М.: Белый город, 2004. – 288 с. 24. .Тоде Э., Стекольная живопись. Краткий очерк ее истории и техники развития/ “Зодчий”.,1908, №23. С. 204-208. 25. .Шмидт В.В. Очерк стеклянного производства в России. В сб. Обзор различных отраслей мануфактурной промышленности в России, т. 1, СПб, 1863.-С. 393-428.