Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом художественного творчества детей» Александро - Невского муниципального района Рязанской области Согласовано на Педагогическом совете 24. 06. 2022 г. Протокол № 7 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Уют в доме» срок реализации - 1 год возраст детей - 6 -12 лет Модифицированная р. п. Александро - Невский 2022 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В современной концепции обучения детей заложен принцип всестороннего развития личности ребенка. Многогранность этой проблемы затрагивает вопросы обучения, воспитания, развития и формирования богатого внутреннего мира, нравственного становления детей. Одним из главных компонентов духовности любого общества является народная культура, поэтому приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству, развитие у них интереса к народным промыслам и ремеслам способствует укреплению национального сознания, сохранению исторических культурных корней, формированию духовно богатой личности ребенка. В последнее время заметно повысился интерес к творческому ручному труду. Изделия декоративно-прикладного творчества поражают своей простотой, оригинальностью и красотой. Декоративно-прикладное творчество включает в себя довольно много видов рукоделия это вышивка, аппликация, плетение, шитье, лоскутная техника и т. д. Чаще всего ручной труд становится любимым хобби. Направленность программы. Данная программа имеет художественную направленность , носит практико-ориентированный характер, направлена на формирование и развитие творческих способностей обучающихся, а также удовлетворение их индивидуальных потребностей в художественном и духовно – нравственном развитии . Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, развития познавательной активности и творческой самореализации обучающихся. Сравнительно несложные приемы изготовления поделок из бумаги, ткани, пряжи, ниток, природного и синтетического материала, а также разработка и реализация творческих проектов, делает данное направление творчества необыкновенно привлекательным. Каждый имеет уникальную возможность выразить свои скрытые таланты, воплощать самые интересные и сложные замыслы. Кроме того, программа предусматривает (при необходимости) проведение индивидуальных занятий с детьми. Актуальность программы. Современный социальный заказ на образование обусловлен задачами художественного образования детей. Подчеркивается важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественной направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, нравственность. Дополнительная общеобразовательная программа «Уют в доме» раскрывает перед детьми данные возможности, поскольку позволяет плодотворно осуществлять художественное воспитание обучающихся, формировать их духовную культуру, а также создавать условия для развития творческой личности ребенка на основе мотивации к декорированию и художественной обработке используемого материала. Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные: развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка, фантазию; навыки работы с подручными материалами; приучают детей к терпению и упорству, умению доводить начатое дело до конца; формировать стремление мастерить своими руками, глядя на окружающий мир глазами художника, дарить счастье творчества и позволяет каждому ребенку ощутить себя мастером и творцом. Педагогическая целесообразность. Данная программа педагогически целесообразна, так как способствует развитию у обучающихся творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. В программу включен значительный объем познавательных сведений, касающихся происхождения используемых материалов, различных видов художественной техники. Вводятся термины, обозначающие технику изготовления изделий (аппликация, мозаика, оригами, орнамент, композиция). При изготовлении изделий используются разные виды бумаги, обладающие различными свойствами, ткань и нитки различного происхождения, материалы текстильного характера, кожа, самый разнообразный природный материал растительного и минерального происхождения, который можно найти в данной местности, проволока, так называемые «бросовые» материалы. Дети овладевают начальными формами познавательных универсальных учебных действий: использование знаково-символических средств, моделирование, сравнение, группировка и классификация объектов, действия анализа, синтеза и обобщения, установление связей, рассуждения и т.д. Кроме того постоянное знакомство с творчеством мастеров прикладников через изучение литературы, демонстрацию фотографий, рисунков, изделий, посещение выставок – является неотъемлемой частью программы. Копирование орнаментов, зарисовка отдельных декоративных элементов из фотоальбомов, является вспомогательным звеном в творческом поиске. Такая деятельность обогащает личность, доставляет радость общения с настоящим искусством, а это, в свою очередь является мощной мотивацией к творчеству. Практическая значимость программы. Специфика программы позволяет обеспечить большое разнообразие ручных операций. Чем шире круг операций, которыми овладевают дети, тем лучше и многостороннее развита координация движений, тем проще ребенку овладевать новыми видами деятельности. Именно поэтому содержание программы характеризуется многообразием ручных операций, таких как вырезание разных видов, скручивание, складывание по прямой линии и по кривой, сгибание, обрывание и т.д. В процессе работы дети получают опыт организации собственной творческой практической деятельности: ориентировки в задании, планирования, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий. Эти действия являются и предметными, и универсальными. Работы, предлагаемые обучающимся, носят различный характер: точное повторение образца, представленного в виде рисунка, фотографии, схемы, чертежа; выполнение работы по заданному педагогом условию; выполнение работы по собственному замыслу или по проекту из любых материалов в любой технике. Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости. Отличительные особенности программы: Занятия по данной программе позволяют детям научиться сразу нескольким основным техникам: работе с бумагой, с природным материалом, с синтетическим и бросовым материалом. Работа построена по принципу от простого к сложному. Изучив, основные свойства материалов и освоив приемы выполнения изделий, обучающиеся постепенно переходят к проектной деятельности. Также программой предусмотрено многообразие операций в пределах одной и той же техники: аппликация может быть вырезана ножницами или выполнена способом обрывания, приклеена или пришита нитками, на бумажной основе или на ткани. Она может быть плоской, объемной, контурной, она может выполнятся и из природного материала, кожи и так далее. Для развития детей имеет значение выделение одинаковых приемов в работе с различными материалами: приклеивать можно бумагу, ткань, природный материал и т.д. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделки практически из любого материала. Адресат программы. Программа «Уют в доме» разработана для детей 6 – 12 лет. Срок обучения по программе - 1 год. Количество обучающихся в объединении определяется с учётом рекомендации СанПин. Группа формируется из обучающихся разного возраста, состав группы 10 - 15 человек. Программа составлена в соответствии с требованиями к возрастным особенностям детей. - Форма обучения – очная. Для обучения по программе принимаются все желающие без предварительного отбора на основании заявления родителей (законных представителей) детей. Особенности организации образовательного процесса. Содержание образовательной программы «Уют в доме» включат в себя несколько разделов: работа с бумагой и картоном, работа с природным материалом, работа с синтетическими материалами. работа с тканью и нитками. работа с пряжей. В программе, в качестве необходимого условия реализации, предполагается: 1. Многообразие видов деятельности обучающихся. 2. Возможность альтернативных решений и способов решения творческих задач. 3. Усвоение общих способов художественной декоративноприкладной деятельности и, соответственно, выделение в содержании обучения основных видов деятельности, типовых задач и конкретных, частных ситуаций в качестве средств их усвоения и решения. Чем разнообразнее деятельность детей, тем сильнее она влияет на эмоциональную сферу ребенка. В конце каждой темы подводятся итоги. Важнейшим условием развития способностей детей и одним из главных показателей успешности достигнутых результатов является участие их в различных формах досуговой деятельности (подготовка к праздникам, участие конкурсах, фестивалях, выставках), общественно-полезная деятельность (подарки близким людям, друзьям, ветеранам, пенсионерам). Лучшие работы принимают участие на выставках и конкурсах различного уровня. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа, перерыв по 5-10 мин. Всего – 144 ч. в год. Цель программы – раскрытие истоков народного творчества и роли декоративно-прикладного искусства в жизни общества путем формирования у ребенка трудовых навыков, обучения новейшим методам и технологическим приемам изготовления различных декоративных поделок, создание необходимых условий для самоопределения и самореализации личности ребёнка. Задачи программы: Образовательные: 1. Познакомить с историей народных промыслов. 2. Обеспечить в ходе выполнения заданий усвоение различных технологических операций, приёмов работы. Развивающие: 1. Способствовать развитию познавательной активности, творческого мышления, воображения, фантазии. 2. Способствовать развитию пространственного представления и цветового восприятия. 3. Развивать мелкую моторику пальцев рук. 4. Развивать символическое мышление (умение работать по схеме). Воспитательные: 1. Содействовать воспитанию у обучающихся интереса к художественно-творческой деятельности, стремлению к овладению знаниями и навыками. 2. Воспитывать трудолюбие и аккуратность. 3. Воспитывать любовь к прекрасному. 4. Воспитывать у детей доброжелательность и взаимопомощь, формировать навыки сотрудничества. Методы, определяемые по видам деятельности: репродуктивный, частично-поисковый. Репродуктивный способствует формированию умений запоминать информацию и воспроизводить ее. Частично-поисковый включает в себя элементы репродуктивной и творческой деятельности. Творческий проект – это самостоятельная работа обучающихся, выполненная под руководством педагога. Основная цель творческого проекта – контроль знаний, умений, навыков обучающихся, содействие их творческому развитию и формированию у них системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений, воплощаемых в конкретных изделиях. Формы работы с детьми предполагают использование методик, где акцент делается на стремление ребенка самостоятельно действовать, решать, выбирать. Роль педагога – грамотно помочь выстроить пути нравственного развития, поощрить, одобрить, поддержать устремления ребенка, создать ситуацию успеха. Весь материал программы делится на теоретический и практический. На каждом занятии теоретическим вопросам отводится не более 10 – 15 минут. Практическая работа является основной формой обучения и строится по принципу «от простого к сложному». Создавая изделия, в том числе и в подарок близким, к праздникам дети испытывают особое чувство ответственности, стремятся выполнить задание как можно лучше, а главное — повышается их эмоциональное отношение к деятельности. Применение полученных на занятиях универсальных действий в практических, общественнополезных целях имеет большое значение для повышения эффективности детского творчества. Детские работы используются для оформления (проведения) праздников, организации выставок творческих работ в самом объединении и за ее пределами. Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка. Основу обучения составляет форма тематических заданий, позволяющая органично сочетать организованный процесс восприятия детьми народных образов и практическое участие в народном творчестве. Главная форма занятий – практическая работа. В ходе реализации программы так же использованы следующие формы занятий: - тематические занятия; - дидактические игры; - творческие занятия; - самостоятельная работа; -выставки детских работ; - участие детей в конкурсах; - фольклорные праздники. Методы организации учебно-познавательной деятельности. Для проведения занятий используются различные группы методов и приемов обучения: Методы Приемы - беседа Словесные - рассказ - инструктаж Наглядные Репродуктивные - Проблемно-поисковые - демонстрация показ образцов, иллюстраций экскурсия работа по образцу работа по схеме наблюдения анализ-синтез обобщение-конкретизация самостоятельная работа творческие проекты Программа «УЮТ В ДОМЕ» призвана обеспечить следующее: знание основных технологических приемов по изготовлению сувениров в различной технике; самостоятельно выполнять все стадии по изготовлению сувениров, поделок, игрушек в различной технике, соответственно программе. Предполагаемые результаты обучения. Знать - историю народных промыслов; виды декоративноприкладного искусства; - организацию рабочего места; - виды аппликации; - условные знаки и приёмы складывания ; виды соединительных швов и отделочных швов «ёлочка», «Восьмёрка», «Рококо»; правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушек; - основы цветоведения; - правила безопасности труда при работе с колющими, режущими и мелкими предметами; - правила взаимодействия в коллективе. Уметь - владеть приёмами складывания бумаги; самостоятельно работать с технологической схемой складывания; выполнять раскрой ткани, меха; - владеть приёмами соединения деталей: смётывание, сшивание, зашивание; - выполнять соединительные и отделочные швы; - выполнять декоративно-отделочные швы: «ёлочка», «восьмёрка», «рококо»; подбирать гармоничные цветовые сочетания; - составлять несложную композицию в соответствии с технологией и традициями. Результативность программы «Уют в доме» определяется диагностическими исследованиями. Начальная диагностика проводится в начале обучения. Ее результаты позволяют определить уровни развития первоначального практического навыка и разделить детей на уровни мастерства. Это деление обеспечивает личностно-ориентированный подход в процессе обучения. Итоговая диагностика проводится в конце обучения. По ее результатам определяется уровень мастерства, которого достигли обучающиеся за время обучения. При оценке освоения программы применяюся следующие методы диагностики: собеседование, наблюдение, анкетирование, выполнение отдельных заданий (начальная диагностика), изготовление зачётного изделия по выбору, отчётные выставки (контрольная диагностика), зачётное изделие по заданной теме, участие в конкурсах. Положительным результатом образовательной деятельности является самоопределение ребенка – жизненное, социальное, личностное, профессиональное. Учебно - тематический план. № п/п Перечень тем и разделов: Общее кол-во часов Из них Теоретические занятия 2 20 1 1 2 1 3 Практические занятия Введение в образовательную программу. Правила техники безопасности. 1. 1.1. 1.2. Аппликация История появления бумаги. Виды аппликаций. 2 Предметная аппликация. Ветка берёзы. 4 Декоративная аппликация. Страус. 1.3. 1.4. 1.5. 2. 3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5 3.6. 3.7. 3.8. 3.9. 4. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. 5. 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 6. 7. 8. 9. Панно «Осень». Сюжетная аппликация. Сказка «Колобок». Игрушки из природного материала: шишек, листьев, сухоцветов, плодов и пр. Вязание крючком Приемы вязания. Технологические пробы, отработка навыков вязания основных приемов. Работа со схемой. Вязание изделия по выбору. Введение понятия «прямое вязание». Вязание изделия столбиками без накида и воздушными петлями. Вязание круга. Введение понятия «круговое вязание». Столбик с накидом. Условное обозначение в схеме. Вязание узора на выбор. Прихватки. Цветовая гамма, сочетание цветов, орнамент. Способы вязания прихваток. Схемы прихваток. Выбор ниток. Расчет петель. Вязание изделия. Мягкая игрушка История мягкой игрушки. Виды швов. Мягкая игрушка «Мышка». Мягкая игрушка «Гномик». Мягкая игрушка «Кошечка». Вышивка Вышивка разных народов мира. История промысла. Виды декоративно-отделочных швов. Салфетка «Цыплёнок». Обработка краёв салфетки. Поделки из ниток.Простая игрушка из нитяных помпонов. Кукла – мотанка. Кукла – оберег. Поделки из нитяной крошки. Индивидуальные занятия. Изготовление изделий к выставкам. Итоговое занятие. 4 6 4 14 1 2 1 2 3 4 3 12 24 2 4 1 20 1 Итого: 2 2 2 1 1 2 1 1 2 2 4 4 2 2 2 1 1 6 22 2 2 4 6 8 24 2 6 2 1 1 2 2 1 3 4 6 2 - 8 8 6 14 2 2 6 8 6 12 4 1 3 18 2 - 18 144 33 111 Краткое содержание программы Введение в образовательную программу. Теория. Знакомство с содержанием программы «Уют в доме». Организация рабочего места. Правила поведения и требования к обучающимся. Инструктаж по технике безопасности. Правила личной гигиены. 1 раздел. Аппликация. 1.1. История появления бумаги. Виды аппликаций. Теория. Знакомство с историей появления бумаги. Основные свойства бумаги и картона. Инструменты и материалы необходимые для выполнения работ из бумаги. Демонстрация приемов работы с бумагой. Виды аппликации (предметная аппликация, декоративная аппликация, сюжетная аппликация). Практическое занятие. Знакомство с мозаичным, зернистым, насыпным и смешанным фоном. 1.2. Предметная аппликация. Ветка берёзы. Теория. Знакомство с симметрией и понятием «образ». Практическое занятие. Изготовление предметной аппликации «Ветка берёзы». 1.3. Декоративная аппликация. Страус. Теория. Познакомить с аппликацией из ткани. Практическое занятие.Изготовление аппликации из ткани «Страус». 1.4. Панно «Осень». Теория. Экскурсия в осенний лес. Понятия «эскиз», «композиция». Практическое занятие. Изготовление панно «Осень» в смешанной технике. 1.5. Сюжетная аппликация. Сказка «Колобок». Теория. Познакомить с понятием «сюжет», закрепить представления об эскизе и композиции. Практическое занятие. Изготовление сюжетной аппликации по сказке «Колобок». 2 раздел. Игрушки из природного материала: шишек, листьев, сухоцветов, плодов и пр. Теория. Знакомство с техникой работы с природными материалами, изучение видов, правила заготовки. Практическое занятие. Изготовление игрушек из природного материала: шишек, листьев, сухоцветов, плодов и пр. 3 раздел. Основы вязания крючком. 3.1 Основные приёмы вязания крючком. Знакомство с различными видами нитей (искусственными, натуральными), правильный подбор крючка для работы с выбранными нитями. Как держать крючок. Характеристика основных приёмов вязания крючком. Условные обозначения. Обзор литературы. Правильная постановка руки. Приёмы вязания крючком: воздушная петля, столбик без накида, соединительный столбик. Плотность вязания. 3.2. Упражнения из столбиков и воздушных петель. Просмотр схем, обзор специальной литературы. Введение понятия «прямое вязание». Отработка навыков вязания цепочки из воздушных петель. Вязание полотна столбиками без накида, наращивание закончившейся нити, введение нити отделочного цвета. Влажнотепловая обработка образцов и изделий. 3. 3. Узор, связанный столбиками с накидами. Условное обозначение. Последовательность вывязывания столбика с накидом. Просмотр схем и образцов. Отработка навыков вязания столбиков с накидом на выбранном изделии. 3.4. Прихватки. Понятие о цвете, композиции, орнаменте. Цвет, его восприятие человеком: зрительное, ассоциативное, психологическое. Оттенки, насыщенность, сочетание. Нитки, применяемые для вязания. Орнамент. Смысл древних русских орнаментов. Теоретическое знакомство с двумя способами вязания прихваток: от центра, из пяти воздушных петель. Рисование прихваток разных цветов и форм. 3.5 Практическое занятие: выполнение изделия. Образцы готовых изделий. Выбор формы, цвета, схемы прихватки. Выбор нитки, крючка необходимого размера. Расчёт петель. Вязание прихватки под руководством педагог. Совершенствование полученных навыков. Оформление готового изделия. 4 раздел. Мягкая игрушка. 4.1. История мягкой игрушки. Теория. Познакомить с историей создания мягкой игрушки. Необходимые материалы и инструменты для пошива мягкой игрушки. Инструктаж по технике безопасности. Виды ткани. Материалы, используемые для оформления игрушки. Этапы изготовления мягкой игрушки. Знакомство с понятием «лекала», «выкройка». Практическое занятие. Отработка навыков работы с лекалами, раскрой деталей игрушки. 4.2. Виды швов. Теория. Знакомство со швами, используемых в пошиве мягкой игрушки. Практическое занятие. Швы: «вперёд иголку», «назад иголку», «строчка», «через край», «подрубочный шов», «петельный шов», «потайной шов». 4.3. Мягкая игрушка «Мышка». Теория. Закрепление этапов изготовления мягкой игрушки. Отработка шва «назад иголку». Практическое занятие. Пошив мягкой игрушки «Мышка». 4.4. Мягкая игрушка «Гномик». Теория. Знакомство с раскроем меха. Закрепление швов «вперёд иголку», «назад иголку», «петельный шов», «потайной шов». Практическое занятие. Пошив мягкой игрушки «Гномик». 4.5. Мягкая игрушка «Кошечка». Теория. Закрепление работы с мехом. Отработка швов «вперёд иголку», «через край», «потайной шов». Практическое занятие. Пошив мягкой игрушки «Кошечка». 5 раздел. Вышивка. 5.1. Вышивка разных народов мира. История промысла. Теория. Знакомство с историей народного промысла, вышивкой разных народов мира. Актуальность вышивки в современной жизни. Материалы и инструменты для вышивания. Инструктаж по технике безопасности. Практическое занятие. Изготовление игольницы. 5.2. Виды декоративно-отделочных швов. Теория. Швы: «строчка», «петельный шов», «тамбурный шов», «узелки». Практическое занятие. Выполнение шва «строчка», «петельного шва», «тамбурного шва», «узелков». 5.3. Салфетка «Цыплёнок». Теория. Закрепление изученных швов. Практическое занятие. Вышивание салфетки «Цыплёнок» с использованием изученных швов. 5.4. Обработка краёв салфетки. Теория. Дидактическая игра «Принимаем гостей». Бархатный шов. Практическое занятие. Обработка краёв салфетки. 6 раздел. Поделки из ниток. Простая игрушка из нитяных помпонов. Теория. Знакомство с техниками изготовления игрушек из ниток. Практическое занятие. Изготовление нитяных помпонов, заготовок для различных игрушек, сбор из деталей игрушек, кукол-мотанок и кукол – оберегов. 7 раздел. Аппликация из нитяной крошки. 8 раздел. Индивидуальные занятия. Изготовление изделий к выставкам. Практическое занятие. Подготовка к выставкам творческих работ детей, выполненных за учебный год. 9. Итоговое занятие. Для выполнения программы необходимо: кабинет для занятий наличие пособий для педагога: методической и дополнительной литературы; наличие дидактического материала для обучающихся: образцы изделий, шаблоны, схемы вышивки, вязания, плетения, репродукции узоров и орнаментов, готовые изделия. Оборудование и инструменты, необходимые для занятий. столы рабочие, стулья, доска, полки для готовых изделий, стенд для выставочных работ, шкаф для хранения инструментов, материалов, наглядных пособий, методической литературы; утюг; ножницы, иглы, крючки вязальные, шило, различные нити, пряжа, шнур, тесьма, резинка, шёлковые и атласные ленты, лоскут, бисер, бусы, леска или суровая нить, природный и бросовый материал; карандаш, тетрадь в клеточку, ручка, резинка. № Форма занятия Место Проведения 1 беседа 2 3 Беседа Учебное занятие Учебный кабинет Учебный Кабинет Учебный Кабинет 4 5 6 7 8 Практическое Занятие Учебный Кабинет Практическое Занятие Практическое Занятие Практическое Занятие Практическое Учебный Кабинет Учебный Кабинет Учебный Кабинет Календарный план. Тема занятия Колво часов Введение 2 Аппликация. История появления бумаги. Виды аппликаций. Знакомство с мозаичным, зернистым, насыпным и смешанным фоном. Предметная аппликация. Ветка берёзы. Предметная аппликация. Ветка берёзы. Декоративная 2 2 2 2 2 2 Форма контроля Месяц число Наблюдение Опрос,наБлюдение Сентябрь Практич. Задания,наблюдение Практич. Задания,наблюдение Практич. Задания,наблюдение Практич. Задания,наблюдение Сентябрь Сентябрь Сентябрь Сентябрь Сентябрь Сентябрь Занятие 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Учебный Кабинет Практическое Занятие Практическое Занятие Учебный Кабинет Практическое занятие Учебный кабинет Беседа Учебное занятие. Практическое Занятие Практическое Занятие Практическое Занятие Практическое Занятие Практическое Занятие Практическое занятие Учебный Кабинет Учебный Кабинет Учебный Кабинет Учебный Кабинет Учебный Кабинет Учебный кабинет Беседа Учебное Занятие. Практическое Занятие Практическое Занятие Практическое Занятие Учебный Кабинет Практическое Занятие Учебный Кабинет Учебный Кабинет Учебный Кабинет Учебный Кабинет аппликация. Страус. Декоративная аппликация. Страус. Изготовление панно «Осень» в смешанной технике. Изготовление панно «Осень» в смешанной технике. Изготовление сюжетной аппликации по сказке «Колобок». Изготовление сюжетной аппликации по сказке «Колобок». 2 2 2 2 Игрушки из природного материала. изучение видов, правила заготовки. Изготовление игрушек из шишек Изготовление игрушек из шишек Изготовление панно из листьев и сухоцветов Изготовление панно из листьев и сухоцветов Изготовление поделок из семян и плодов Изготовление панно из листьев и сухоцветов 2 Вязание крючком. Приёмы вязания крючком Цепочки из воздушных петель. Вязание полотна столбиками без накида. Введение нити отделочного цвета. Вывязывания столбика с накидом. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Практич. Задания,наблюдение Практич. Задания,наблюдение Практич. Задания,наблюдение Практич. Задания,наблюдение Практич. Задания,наблюдение НаблюдеНие, опрос Практич. Задания Практич. Задания Практич. Задания Практич. Задания Сентябрь Октябрь Октябрь Октябрь Октябрь Октябрь Октябрь Октябрь Октябрь Практич. Задания Практич. задания Ноябрь Наблюде-ния Опрос Практич. Задания Практич. Задания Практич. Задания Ноябрь Практич. Задания Практич. Ноябрь Ноябрь Ноябрь Ноябрь Ноябрь 24 25 Практическое Занятие Практическое Занятие Учебный Кабинет Учебный Кабинет Практическое Занятие Практическое Занятие Учебный Кабинет Учебный Кабинет Практическое Занятие Практическое Занятие Практическое занятие Учебный Кабинет Учебный Кабинет Учебный кабинет 31 Беседа, Учебное Занятие. Учебный Кабинет 32 Беседа, Учебное Занятие. Беседа, Учебное Занятие. Беседа, Учебное Занятие. Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие 26 27 28 29 30 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 Беседа, Учебное Занятие. Беседа, Учебное Занятие. Беседа, Учебный Кабинет Учебный Кабинет Учебный Кабинет Учебный Кабинет Учебный Кабинет Учебный Кабинет Учебный Кабинет Учебный Кабинет Учебный кабинет Учебный кабинет Учебный Кабинет Учебный Вязание прихваток центра. Вязание прихваток центра. Вязание прихваток центра. Вязание прихваток центра. Вязание Прихватки «Рыба» Вязание Прихватки «Рыба» Вязание Прихватки «Рыба» от 2 Задания Ноябрь от Практич. Задания Декабрь 2 от 2 Практич. Задания Декабрь 2 Практич. Задания Практич. Задания Практич. Задания Практич. задания Декабрь от 2 2 2 Мягкая игрушка. Материалы и инструменты для пошива мягкой игрушки. Этапы изготовления мягкой игрушки. Отработка навыков работы с лекалами. Раскрой деталей игрушки. Виды швов. Пошив мягкой игрушки «Мышка». Пошив мягкой игрушки «Мышка». Пошив мягкой игрушки «Гномик». Пошив мягкой игрушки «Гномик». 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Пошив мягкой 2 игрушки «Кошечка». Пошив мягкой 2 игрушки «Кошечка». Вышивка. Материалы и инструменты для вышивания. Изготовление игольницы. Изготовление игольницы. 2 2 2 2 Декабрь Декабрь Декабрь Наблюде-ния Декабрь Опрос Наблюде-ния Опрос Наблюде-ния Декабрь Опрос Наблюде-ния Январь Опрос Практич. Задания Практич. Задания Практич. Задания Практич. Задания Практич. Задания Практич. задания Январь Январь Январь Январь Январь Февраль Февраль Февраль Февраль Наблюде-ния Опрос Практич. Февраль Задания Практич. Февраль Задания Февраль 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Учебное Занятие. Беседа, Учебное Занятие. Практическое занятие Кабинет Практическое занятие Учебный Кабинет Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Учебный Кабинет Практическое занятие Беседа, Учебное Занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Учебный Кабинет Учебный Кабинет Учебный Кабинет Учебный Кабинет Учебный кабинет Учебный кабинет Учебный кабинет Учебный кабинет Учебный кабинет Учебный кабинет Учебный кабинет Учебный кабинет Изготовление игольницы. 2 Виды декоративноотделочных швов. 2 Виды декоративноотделочных швов. 2 Вышивание салфетки «Цыплёнок» Вышивание салфетки 2 «Цыплёнок» Вышивание салфетки 2 «Цыплёнок» Вышивание салфетки 2 «Цыплёнок» Вышивание салфетки «Цыплёнок» 2 Обработка краёв салфетки. 2 Наблюде-ния Опрос Февраль Поделки из ниток. Знакомство с техниками изготовления игрушек из ниток. Изготовление игрушек из помпонов. Изготовление игрушек из помпонов. Куклы-мотанки Куклы-мотанки Куклы-обереги Куклы-обереги Наблюде-ния Опрос Практич. Задания Практич. Задания Практич. Задания Практич. Задания Практич. Задания Практич. задания 2 2 2 2 2 2 2 Беседа, учебное, Практическое занятие Учебный кабинет Поделки из нитяной 2 крошки. Аппликация из 2 нитяной крошки Практическое Занятие Практическое Занятие Практическое Занятие Практическое Занятие Практическое Занятие Учебный кабинет Учебный кабинет Учебный кабинет Учебный кабинет Учебный кабинет Индивидуальные занятия Индивидуальные занятия Индивидуальные занятия Индивидуальные занятия Индивидуальные занятия 2 2 2 2 2 2 Наблюде-ния Опрос Март Практич. Задания Март Практич. Задания Практич. Задания Практич. Задания Март Март Март Март Практич. Задания Практич. задания Март Март Апрель Апрель Апрель Апрель Апрель Апрель Апрель Наблюде-ния Апрель Опрос Практич. задания Надлюде-ния Май Надлюде-ния Надлюде-ния Май Надлюде-ния Май Надлюде-ния Надлюде-ния Май Надлюде-ния Надлюде-ния Май Надлюде-ния Май 69 70 71 72 Практическое Занятие Практическое Занятие Практическое занятие Беседа, Учебное занятие Учебный кабинет Учебный кабинет Учебный кабинет Учебный кабинет Учебный кабинет Индивидуальные занятия Индивидуальные занятия Индивидуальные занятия Индивидуальные занятия Итоговое занятие Май Май 2 2 Июнь 2 Июнь 2 выставка Итого: 144 Литература: 1. Майко Диан Босек «Чудесные фигурки из ниток». Харьков, 2014 2. Багданова Т. Г., Корнилова Т. В. «Диагностика познавательной сферы ребёнка», М.: 1994. 2. Волчек Н.М., Современная энциклопедия для девочек. Минск, Современная литература, 1999. 3.Гусакова М.А., Аппликация. Издательство «Просвещение», 1990. 4. Калинич М. «Рукоделие для детей», Минск «Россия», 1997. 5. Кузьмин М., Максимова М. «Лоскутки», 1998. 6. Нагибина М.И. «Из простой бумаги, мастерим как маги», Ярославль, 2000. 7. Хелен Уолтер «Цветы из бумажных лент», Москва, 2008 8. К. Стародуб «Игрушки и поделки из природного материала», Ростов-на-Дону,2006 9.Мэри Оно, Рошин Оно «Оригами: фигурки животных из бумаги», Харьков,2013 Литература для детей: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Бисер/ Л. В. Базулина, И. В. Новикова;- Ярославль: Академия развития, 2007. Мягкая игрушка/ Н. О. Чурзина. – М.: АСТ, 2007. Подарки из батика/ Жолобчук А. Я. – М.: АСТ; 2006. 100 поделок из бумаги /Г. И. Долженко. – Ярославль: Академия развития, 2006. Рукоделие: энциклопедия / Д. В. Нестерова. – М.: АСТ, 2007. Цветы оригами для любимой мамы / авт.-сост. Л. В. Иванова. – М.: АСТ; Донецк: 2007. Шитьё и вышивка: уроки детского творчества/ Д. Н. Волковский, И. А. Задоя и др. – Санкт-Петербург: Полигон, 1997. Интернет-источники: http://ozon.azurewebsites.net/ http://www.rucodelnica.ru/ http://www.silk-ribbon.ru/ http://detochki-doma.ru/applikatsii-iz-tkani/ http://www.vmdpni.ru/ http://www.rukukla.ru/