Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом художественного творчества детей» Александро - Невского муниципального района Рязанской области Согласован на педагогическом совете от 24 .06. 2022 г. Протокол № 7 «Шахматы» срок реализации -1 год возраст детей - 8-14 лет Модифицированная р. п. Александро - Невский 2022 г. "Шахматы - это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько "ходов" вперёд". В.В.Путин Пояснительная записка. Шахматы – огромный, познавательный, интересный, особый мир. Для человека стороннего он вполне может показаться головоломкой – попробуй сосчитать в партии всевозможные варианты развития событий. Кто-то другой заведет речь о шахматных баталиях – ведь, действительно, сколько терминов, схожих в военными: фланг, позиция, жертва, наступление… Но все обязательно сойдутся в одном: шахматы – игра на редкость умная. Общеразвивающая программа «Шахматы» физкультурно-спортивной направленности, реализуемая в МБУ ДО «ДХТД». Программа является модифицированной. Составлена на основе программа дополнительного образования «Шахматы» Юдина Анатолия Афанасьевича. Актуальность программы заключается в следующем: - при серьёзном увлечении шахматами у обучающихся уменьшается рассеянность на занятиях, появляется интерес к книге (шахматы – «книжный вид спорта»), к компьютерным программам для изучения теории игры; - развивается у юных шахматистов аналитические способности, от анализа шахматных позиций они постепенно переходят к анализу ситуаций, с которыми они сталкиваются в жизни. - обучение игре в шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, - открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа; - расширяется круг общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Новизна программы. Новизна представлена в углубленном изучении отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, её игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи и т.д. Отличительные особенности программы. Шахматное образование включает в себя повышение уровня общей образованности детей, знакомство с теорией и практикой шахматной игры, развитие мыслительных способностей и интеллектуального потенциала обучающихся, воспитание у детей навыков волевой регуляции характера. В программе почти половина учебного времени отводится тактике. Это не случайно. Очень важно овладеть тактическим оружием, чтобы уметь находить скрытые возможности, понимать замысла противника, изобретательно, творчески играть. Кроме того, отличительные особенности программы «Шахматы» от других уже существующих заключается в том, программа вариативна, может корректироваться в ходе деятельности самого обучающегося. Юный шахматист с помощью педагога может выступать в роли организатора своего образования: формирует цели, отбирает тематику, составляет план работы с учётом своих индивидуальных качеств. Эффективность и педагогическая целесообразность заключается в том, что в реализуемой программе «Шахматы» осуществляется связь с общим образованием, выраженная в более эффективном и успешном освоении обучающимися общеобразовательной программы благодаря развитию личности способной к логическому и аналитическому мышлению, а так же настойчивости в достижении цели и самостоятельной работы. Условия реализации программы. Материальнотехническое обеспечение программы Для эффективного обеспечения образовательного процесса занятия проходят в кабинете, отвечающем требованиям техники безопасности и оформленном необходимым наглядным материалом. Материально-техническое обеспечение: - столы для игры в шахматы; - шахматные доски с набором шахматных фигур; - демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур; Методическое обеспечение. При проведении занятий используется: учебная и научная литература, таблицы по шахматам, схемы, плакаты. Формы аттестации. В основу изучения программы «Шахматы» положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются определёнными результатами. Для отслеживания результатов предусматривается педагогический контроль, который направлен на определение уровня усвоения программного материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального развитее ребенка Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём протяжении ее реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Методы диагностики результатов на разных этапах изучения программы Для оценки эффективности и результативности образовательной программы используется целая система диагностики. Систему диагностирования состоит из следующих компонентов: - собеседование - проводится при приёме в объединение шахматный клуб «Ферзь» с каждым ребёнком с целью выявления его образовательного уровня и интересов; - входное диагностическое тестирование - тест на выявление интеллектуальных способностей и мотивации выбора данного объединения; - Диагностика определения уровня знаний и умений основного содержания программы; - Диагностика уровня результативности конкурсов, решения задач; - Диагностика результатов участия в турнирах; - Диагностика определения уровня воспитанности учащихся; Для отслеживания результативности образовательного процесса диагностика может проводиться 3 раза в год. Используются следующие этапы контроля: - входной (сентябрь-октябрь) - проводится при приёме в объединение. -текущий (в течение года) – на каждом занятии по результатам освоения основного содержания программы. - промежуточный (декабрь-январь) - итоговый (май) проводится в конце каждого учебного года, в форме тестирования, выполнение тестовых упражнений по определению уровня освоенных навыков, а также письменный опрос для определения объема освоенных теоретических знаний; - тестирование - соревнования Для выявления уровня результативности программы по текущему этапу контроля используются следующие формы контроля: На первом этапе обучения: - контрольная работа; - партии и их анализ; - анализ результатов турниров; - конкурсы решения задач; - Опрос; - Опрос – викторина; - Анализ решённых шахматных задач; - Турниры. На втором этапе обучения: - Анализ шахматных партий; - Анализ результатов турниров; - Конкурсы решения задач; - Опрос; - Опрос – викторина; - Анализ решенных шахматных задач; - Анализ качества партий; - Анализ результатов игры; - Анализ результата консультационных партий; - Анализ итогов конкурсов. - самооценка и самоконтроль: определение обучающимися границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. - содержательный контроль и оценка результатов, обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Динамика развития обучающихся фиксируется педагогом: -внутренняя система оценки на основе форсированности целеполагания, развития контроля, самооценки; - внешняя система оценка на основе результативности участия в соревнованиях, викторинах. Личностный рост ребенка в шахматной игре. 1. Воспитание способностей волевой регуляции поведения. Мера самостоятельности обучающегося при постановке цели; ее осознанность, наличие стремления к оценке своей деятельности. Навыки самодисциплины. Способы самосовершенствования. Уровни форсированности волевых качеств. Способность к организации собственной деятельности. Способность к самооценке. 2. Корректность понятия "интеллектуальность шахматной игры". 3. Педагогические ситуации: - восприятие ребенком проигранной партии: "полезный урок" или "наказание"; - восприятие ребенком успеха; - методы коррекции поведения детей в соревнованиях. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: - степень помощи, которую оказывает педагог обучающимся при выполнении заданий: чем помощь педагога меньше, тем выше самостоятельность обучающихся и, следовательно, выше развивающий эффект занятий; - поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность детей обеспечивают положительные результаты занятий; - результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли обучающиеся с этими заданиями самостоятельно. В образовательную программу «Шахматы» включены развитие мыслительных способностей и интеллектуального потенциала обучающихся. Развитие мыслительных способностей связано с совершенствованием умственных возможностей ребят, их умения самостоятельно думать и делать выводы. Интеллектуальный потенциал проявляется в ситуациях, требующих мобильности и силы ума. В работе отражены уровни волевой регуляции, соответствующие разным возрастным периодам: 1. Развитие произвольности в младшем школьном возрасте. 2. Способность к саморегуляции и самовоспитанию в подростковом возрасте. Адресат. Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 1 год, на 144 часа два раза в неделю по 2 часа. Программа рассчитана на обучающихся от 8 до 14 лет. Группы формируются согласно заявлению родителей, возрастным категориям и индивидуальным способностям. Средства и формы обучения предусматривают: - исследование определенных теоретических позиций, - тщательный поиск новых продолжений, - проведение тематических партий с сокращенным временем для обдумывания, - практическую проверку новых дебютных идей, - разыгрывание позиций с небольшим преимуществом одной из сторон. Программа предусматривает две основные формы обучения - очных занятий: - Теоретическое занятие. - Практическое занятие – обучение игре в шахматы - Соревнования. - Разбор партий обучающихся 1 Групповые занятия: - лекция: теоретические вопросы объясняет педагог; - диалог: "столкновение" двух противоположных точек зрения. Пример: обсуждение дебюта, 2. Занятия по подгруппам. Проводится разбор только что сыгранной партии. При этом остальные обучающиеся еще продолжают игру. 3. Индивидуальная работа: - работа с заданиями по тактике; - работа с дебютной картотекой; - работа с литературой во время занятия (с помощью педагога или самостоятельно); - тренировочные партии с педагогом; - разбор сыгранной партии. Соревнования. 1. Обычные турнирные партии с контролем времени, соответствующие разрядным нормам турнира. 2. Тематические соревнования по определенным дебютам, позициям миттельшпиля и эндшпиля. 3. Тематические сеансы одновременной игры против педагога или других более сильных шахматистов. 4. Тренировочные партии или турниры с укороченным контролем времени: 30 мин., 15 мин., 10 мин. или 5 мин. на всю партию. 5. Товарищеские матчи и матч-турниры, командные и личные соревнования с другими коллективами. 6. Конкурс решения задач или комбинаций сочетает в себе два элемента соревновательный и обучающий, являясь следующим звеном между обычным теоретическим занятием и турнирной шахматной партией. 7. Шахматные партии с консультацией: одна группа обучающихся играет против другой, имея право совещаться по поводу выбора хода. 8. Сеансы одновременной игры. Проводят более сильные шахматисты против своих менее опытных противников. Планируемые результаты По результатам освоения программы, обучающиеся должны знать: - шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; - названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; - правила хода и взятия каждой фигуры; - обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур; - ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур; - что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп; - принципы игры в дебюте; - основные тактические приемы; - что означают термины: оппозиция, ключевые поля; - основные дебюты, которые применяют ведущие шахматисты мира; - основные эндшпильные позиции; должны уметь: - ориентироваться на шахматной доске; - играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил ФИДЕ; - правильно помещать шахматную доску между партнерами; - правильно расставлять фигуры перед игрой; - различать горизонталь, вертикаль, диагональ; - рокировать. - записывать шахматную партию; - матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей; - проводить элементарные комбинации; - грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; - точно разыгрывать простейшие окончания; - находить несложные тактические удары и проводить комбинации; - организовать спортивно-массовые соревнования по шахматам. Личностные, метапредметные и образовательные результаты освоения программы «Шахматы». Личностные результаты освоения программы: - формирование установки на здоровый образ жизни; - личностный рост каждого ребёнка из года в год, от соревнования к соревнованию; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - способность принять другую точку зрения, отличную от своей; - способность работать в команде; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Метапредметные результаты освоения программы. - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - наличие мотивации к творческому труду, работе на результат; -освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; -формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Образовательные результаты освоения программы «Шахматы» - умение играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами, ставить мат с разных позиций, проводить комбинации; - умение пользоваться справочной, научно-популярной литературой, сайтами; - умение читать диаграммы, составлять шахматные задачи синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; - построение логической цепи рассуждений; - умение обосновывать свою точку зрения (аргументировать, основываясь на предметном знании); Цель программы: Подготовка юных шахматистов, владеющих базовыми навыками стратегии, тактики и техники шахматной борьбы, основами общей шахматной культуры. Задачи программы: Личностные - создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы; - формирование установки на здоровый образ жизни; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - личностный рост каждого ребёнка из года в год, от соревнования к соревнованию Метапредметные - обучение умению самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной учебной деятельности- обучению игре в шахматы; - формирование познавательной мотивации в процессе обучения; - способствование интеллектуальному развитию обучающихся; развитие у них логического и образного мышления, памяти, внимания, усидчивости. Образовательные - обучение детей знаниям основных стратегических и тактических идеях большинства дебютных построений, встречающихся в шахматной игре, и навыкам построения своего дебютного репертуара. - способствовать овладению ребятами всеми элементами шахматной тактики и техникой расчёта вариантов в практической игре; - усвоение обучающимися стратегических основ шахматной игры, методов долгосрочного и краткосрочного планирования действий во время партии; - знание всех стратегических элементов шахматной позиции и основных стратегических приёмов в типовых положениях; - освоение детьми способов реализации достигнутого материального и позиционного перевеса в окончаниях, методов шахматной борьбы за ничью в худших позициях. - комплексное формирование основ шахматной культуры Учебный план занятий. Темы занятий Теория Практика Всего 1. Вводное занятие. 2 2 2. Шахматная доска. 4 35 3. Стадии шахматной партии. 5 10 15 4. Элементы шахматной техники и их роль в игре 4 10 14 5. Комбинация и ее роль в шахматной паре. 5 10 15 6 Рентген. 6 12 18 7 Комбинация на тему превращения 4 9 13 8 Итальянская шахматная школа. 7 13 20 8 8 107 144 9 . Подведение итогов. ИТОГО 37 Календарно-тематический план занятий. Темы занятий Теория Практика 39 Всего Сентябрь 1. Вводное занятие. Знакомство с группой. 2 часа 2 часа История и легенды о возникновения шахмат. 2. Шахматная доска: вертикали, горизонтали 1 час 2 час 3час 3. Рокировка. 1час 2часа 3 часа 4. Взятие на проходе 1час 2 часа 3 часа 5. Исход игры: шах 1час 2 часа 3 часа 6 Мат 1 час 2 часа 3 часа и диагонали, обозначения полей. Изложение правил передвижения фигур с упражнениями. Октябрь 7. Пат 1 час 2 часа 3 часа 8. Ничья. 1 час 2часа 3 часа 9. Тренировочные партии по учебным позициям. 1 час 10 Линейный мат. 1 час 11 Мат королем и ферзем 1 час 12 Мат королем и ладьей. 13 Решение задач на мат в ход. 1 час Ноябрь 2 часа 2 часа 3 часа 3 часа 2 часа 3 часа 2 часа 3 часа 1 часа 1 час Запись шахматной партии. Этика поведения во время 14. партии. 2 часа 2часа 2часа 2 часа 15 Соревнования. 16 Разбор партий. 1 часа 17 Стадии шахматной партии: дебют, эндшпиль. 1 час 2 часа 18 Как можно проиграть партию за 2,3,4 хода. 1 час 1 час 19 Центр. 1 час 2 часа 3 часа 20 Мобилизация. 1 час 2 часа 3 часа 21 Решение задач на мат в один ход. 1 час 1 час 3 часа 2 час 1 час Декабрь 22 Соревнования. 2 часа 23 Разбор партий обучающихся 1 час 24 Элементы шахматной техники и их роль в игре. 1 час 25 Открытое нападение 26 Связка. 27 Двойной шах. 28 Решение задач на технику и мат в два хода с помощью двойного шаха. 1 часа 29 Соревнования 2 часа 30 Разбор партий обучающихся. 2 часа 1 час 1 час 2 час 2 часа 3часа 1 час 2 часа 3 часа 1 час 2 часа 3часа 1 час 1 час 2 часа 1 час 1 час Январь 31 Комбинация и ее роль в 1 час 2 час 3 часа шахматной паре. 32 Классификация комбинированных тактических приемов. 3 часа 1 час 2 час 33 Отвлечение. Завлечение. 1 час 2 часа 3 часа 34 Перекрытие. Решение задач 1 час 2 часа 3 часа 35 Соревнования. 2 часа 2 часа 36 Разбор партий обучающихся 1 час 1 час Февраль 37 Рентген. 1 час 2 часа 38 Мат по последней горизонтали 1 час 2 часа 39 Спертый мат. 1 час 2 часа Дебютные ловушки и их 3 часа 3 часа 3 часа 3 часа 40 Роль в шахматной партии. 1 час 2 часа 41 Решение задач на мат в два хода с помощью жертвы. 1 час 2 часа 3 часа Март 2 часа 2 часа 42 Соревнования. 43 Разбор партий обучающихся. 1час 44 Комбинация на тему превращения 1 час 2 часа 45 Правило квадрата. 1 час 2 часа 3 часа 46 Проведение пешки в ферзя 1 час 2 часа 3 часа 47 Решение задач на мат 1 час 1 час 48 Соревнования 2 часа 2 часа 49 Разбор партий обучающихся 1 час 1 час 3 часа 1 час Апрель 50 Итальянская шахматная школа. 51 Гамбиты как средство обострения борьбы с начала партии 1 час 2 часа 52 А. Андерсен, бессмертная и вечнозеленая партия. 1 час 2 часа 53. Королевский гамбит 1 час 2 часа 3 часа 54. Северный гамбит 1 час 2 часа 3 часа 1 час 2 часа 3 часа 2 часа 2 часа 1 час 1 час 2 часа 3 часа 3 часа Май 56 Гамбит Эванса 57 Соревнования 58 Разбор партий, миниатюр обучающихся. 59 Конкурс решений комбинаций. 2 часа 60 Турниры с укороченным контролем времени. 2 часа 61 Соревнования. Подведение итогов. 4 часа ИТОГО 1 час 1 час 37 107 2 часа 2 часа 4 часа 144 Содержание программы. История. 1. ХV-XVI вв. накопление несистематизированного опыта игры. Начало развития итальянской шахматной школы. 2. ХVII в. - перв.пол. XIX в. романтическое направление шахматной игры: Палерио, СентАман, Лабурдоне, Мак-Доннель, У.Эванс, А.Андерсен, П.Морфи. 3. Середина XIX в. - нач. XX в. школа В. Стейница (немецкая школа): В. Стейниц, З. Тарраш, К. Шлехтер, А. Рубинштейн, Э. Ласкер и др. 4. 20-е - 30-е гг. XX в. гипермодернизм: Р. Рети, А. Нимцович, С. Тартаковер и др. 5. Конец 30-х - нач. 70-х гг. XX в. советская шахматная школа: М. Ботвинник, В. Смыслов, Т. Петросян, М. Таль, Д. Бронштейн, Б. Спасский и др Русская шахматная школа: М. Чигорин, К. Яниш, И. Шумов и др. Теория. Шахматная доска. 6. Шахматная тактика. 7. Передвижение фигур: правила и упражнения. 8. Стации шахматной партии: дебют миттельшпиль эндшпиль. 9. Запись шахматной партии. 10. Эстетика шахматной игры. 11. Комбинации с большим количеством жертв (разбор примеров). 12. Красота шахматных этюдов. Позиция Сааведры, этюд Рети. 13. Романтическое направление в задачной композиции. 14. Разбор партий лучших шахматистов немецкой школы: З. Тарраш, А. Рубинштейн, К. Шлехтер. 15. З. Тарраш против М. Чигорина: разбор партий матча. Становление двух направлений шахматной теории. 16. А. Нимцович, его роль в развитии и обосновании идей гипермодернизма. 17. Критика некоторых положений З. Тарраша. Шахматная игра. Формирование шахматного мышления. 1. Тренировка техники расчета вариантов, общие положения. 2. Дерево перебора. 3. Метод игры человека и алгоритм игры компьютера. 4. Сила и слабость играющих программ. 5. Решение сложных позиций с большим числом разветвлений. 6. Конкурс решения задач. 7. Конкурс решения комбинаций. 8. Соревнования. 9. Разбор партий обучающихся. 10. Зачеты по тактике и технике эндшпиля. 11. Что такое шахматный стиль? Демонстрация партий мастеров различных стилей. Основы комбинационной и позиционной игры. 1. Элементы шахматной тактики и их роль в игре. 2. Двойной удар. 3. Открытое нападение. 4. Связка. 5. Двойной шах. Решение задач на тактику и мат в два хода с помощью двойного шаха. 6. Решение задач на мат в один ход. 7. Этика поведения во время партии. 8. Комбинация и ее роль в шахматной партии; примеры. 9. Классификация комбинационных тактических приемов. Отвлечение. Завлечение. Перекрытие. Рентген. Мат по последней горизонтали. Спертый мат. 10. Мотив комбинации (примеры). Геометрические мотивы. Использование неудачного положения фигуры. Использование ослабленного положения короля. Десперадо. 11. Выдающиеся мастера комбинационного стиля: А.Андерсен, П. Морфи, М. Чигорин, А. Алехин; разбор партий. 12. Атаки на нерокировавщегося короля; при односторонних рокировках; рокировках в разные стороны. 13. Зарождение учения о позиционной игре. Филидор о роли пешечной структуры шахматной партии. 14. Причины возникновения комбинаций. 15. Основные положения теории Стейница. 16. Слабые поля в лагере противника. Слабость комплекса полей. Пешечные слабости. 14 15 Сдвоенные пешки. Открытая линия. Вторжение на 7-ю горизонталь. 17. Этический принцип атаки. Накопление мелких преимуществ. Связь между различными стадиями партии. 18. Методы борьбы против гамбитов. Позиционные жертвы. Изолированные пешки в центре доски. Висящая пешка. Карлсбадская структура. Закрытый центр. Блокада. Эндшпильная техника. 1. Общие принципы игры в сложных окончаниях. Активность короля. Переход к типовым позициям как один из методов реализации перевеса. 2. Окончания с проходными пешками. Лучшее пешечное расположение. 3. Ладейные окончания общие принципы ведения борьбы. Ладья против пешки. Ладья с пешкой против ладьи. 4. Многопешечные ладейные описания. Ладья "по Таррашу" и "против Тарраша". 5. Линейный мат. Мат королем и ферзем. Мат королем и ладьей. 6. Правила квадрата. Проведение пешки в ферзя. 7.Соревнования 8. Разбор сыгранных партий обучающихся. 9. Сдача зачетов по тактике и эндшпильной технике. Дебютная теория. 1. Три принципа игры в дебюте, разбор партий, миниатюр. Центр. Мобилизация. Безопасность. 2. Дебютные ловушки и их роль в шахматной партии. Разбор партий, миниатюр. 3. Гамбиты как средство обострения борьбы с самого начала партии. Королевский гамбит. Северный гамбит. Гамбит Эванса. 4. Защита Стейница в испанской партии. 5. Вариант Хэнема в защите Филидора. 6. Закрытие дебюта, ферзевый гамбит. 7. Защита Алехина один из дебютов гипермодернизма. 8. Дебют Нимцовича. 9. Система Нимцовича в сицилийской защите. 10. Проблема шахматного центра с точки зрения теории Стейница и гипермодернистов. 11. Дебют Рети. 12.Соревнования. 13. Решение задач по тактике. 14. Разбор сыгранных партий обучающихся. Шахматные компьютеры. 1. Техника эксплуатации шахматных компьютеров различных моделей: Электроника НМ01-Т, Мефисто-Европа. 2. Метод игры человека и алгоритм игры компьютера. 3. Сила и слабость играющих программ. 4. Соревнования 5. Разбор партий обучающихся. 6. Турниры с укороченным контролем времени. 7. 16 Методический раздел Методические принципы обучения игре в шахматы. Целесообразно подробно рассмотреть указанные принципы преподавания шахмат. Эти принципы являются основой преподавания на основе психолого-педагогических закономерностей. Исходя из наших исследований, для преподавания шахмат могут быть сформулированы следующие дидактика – методические принципы: единства обучения шахматам, доступности; наглядности; прочного усвоения знаний, способностей и умения. Неразрывно связанные друг с другом, все эти принципы должны рассматриваться как единый комплекс. Принцип единства обучения шахматам. Образование и воспитания диалектически связаны между собой. Под получением образования понимают передачу и усвоение полного объѐма учебного материала, умения и способности его применения. Принцип систематичности. В основу этого принципа входит содержание учебного материала и способ его преподавания. Какие правила существуют для применения дидактикометодической основы систематики? Первое правило – в зависимости от возраста детей учитываются психологическая настройка и цель занятия, теоретическая подготовка, практические упражнения, тематические тренировочные партии, повторение пройденного. Второе правило – материал должен излагаться педагогом последовательно, в определённом логическом порядке, на известном педагогическом принципе – «от простого к сложному, от лёгкого к трудному, от знакомого к сложному». Третье правило – вновь изучаемый материал следует разложить на составные части, которые располагаются по определенной системе с иллюстрацией на конкретном примере. Четвертое правило – каждое занятие должно иметь хотя бы один ключевой момент, который помогает успешно разобраться в данной тематике (в основах теории дебютов, принципов эндшпиля, стратегии миттельшпиля и т.п.). Принцип доступности. В основу этого принципа входит учёт индивидуальных, возрастных, физиологических и иных способностей обучающихся. Подчеркиваем: преподавать доступно - не означает, что педагог должен устранять все трудности на пути обучающихся; более существенной является активизация творческих сил и дидактической помощи, а также различия в скорости или темпе обучения. 17 Вытекающие отсюда требования индивидуального подхода включает в себя также умение обнаружить врожденные способности обучающегося и оказать содействие их совершенствованию. Принцип наглядности. Переходя к этому принципу, необходимо начать с того, что у большинства людей из всех видов памяти самой эффективной является зрительная, поскольку известно, что человек в среднем на 85% познает мир с помощью глаз. Поэтому «живому видению» придается принципиальное значение. По данным научной информации, с помощью визуальных средств общая способность человеческого восприятия может быть увеличена, а объем памяти на 55%. Напомним: «Наглядность – абсолютный фундамент всякого познания» (И. Песталоцци). Принцип прочности усвоения знаний, способностей и умения. Под словами «прочность усвоения» имеются в виду те примеры, когда планомерный педагогический процесс оказал нужное влияние на формирование личности. Под словами «стабильное усвоение знания» надо подразумевать постоянно годные к применению знания, гарантирующие эффективное и творческое участие спортсменов в соревнованиях. По данным теории информации известно, что память человека разделяется на оперативную, кратковременную и долговременную. Из оперативной память, которая имеет ограниченный объем и время хранения, человек извлекает нужные ему данные и передает их в указанные два другие вида памяти. Именно благодаря механизмам оперативной памяти становятся возможной в шахматном мышлении дебютно-теоретическая подготовка. В долговременной памяти хранятся специальные дебютные варианты (собственный дебютный репертуар), сведения из области эндшпиля и стратегии миттельшпиля, тактические средства. Можно предположить, что в долговременной памяти хранится и так называемое «позиционное чутье», а также интуиция. Для педагога важно знать, что объем информации, поступающий в мозг, зависит от способа ее передачи. Так, усвоение прочных знаний находится в состоянии непрерывной борьбы с «гашением информации» в отделах мозга, с процессом забывания. Многие педагоги подтверждают, что в первые минуты шахматного урока учение дает наибольший эффект. Главным средством борьбы против забывания поступившей информации является метод непрерывного ее повторения не только во время текущего урока, но и в самом начале нового урока. В этом отношении наиболее возможным для запоминания являются две области: знание теории дебютов и знание теории эндшпиля. Что касается процесса учебы, развитие способностей и умения, то он происходит ступенчато – от первоначального понимания к осмыслению через знание и умение. Понятие способности в шахматах в узком смысле слова основано на следующем процессе мышления: анализ и синтез игровой ситуации; абстрагирование, т.е. мысленное выделение наиболее важных соображений, отбрасывание несущественного, критическая перепроверка предыдущих результатов обдумывания. Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них. Методы работы. Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов: от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, объясненных педагогом, до творческого применения знаний на практике, подразумевающего, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов. На начальном этапе преобладает репродуктивный метод. Он применяется при обучении детей: - правилам игры; 18 - элементарной технике реализации перевеса. В первом случае объясняются правила игры, во втором алгоритмы выигрыша в эндшпилях. Здесь требуется именно четкий навык, отработанный до автоматизма. В дальнейшем репродуктивный метод резко теряет свою значимость, так как он, практически, неприменим для изучения более сложных вопросов. Во время игры и при решении задач необходимо постоянно учитывать конкретные особенности позиции, что не позволяет играть по жесткой схеме. Большое значение приобретают общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, но их конкретная реализация является объектом творчества учащегося. Основным методом становится продуктивный. Для того, чтобы реализовать на доске свой замысел, обучающийся должен овладеть тактическим арсеналом шахмат. Происходит формирование следующего алгоритма мышления: анализ позиции мотив идея растёт - ход. До XIX века большинство шахматистов в своих партиях практически всю игру строили по этой схеме. Педагог дает воспитанникам ряд позиций, которые допускают проведение одной из сторон типовой тактической операции. Определенные элементы позиции создают мотив для комбинации скомпрометированное положение короля противника, неудачно стоящая фигура, группа фигур, допускающая двойной удар и др. На первом этапе для упрощения задачи педагог может указать детям тот элемент в позиции, который может быть использован, но в дальнейшем нужно добиваться, чтобы ребята находили его самостоятельно. Решение большого числа задач по различным тактическим операциям (отвлечение, завлечение, вилка, открытое нападение, рентген, разрушение позиции неприятельского короля и др.) дает обучающемуся навык нахождения подобных позиций за доской. Не вдаваясь в технические подробности, можно отметить, что существуют некие опорные сигналы, освоение которых позволяет во время партии или решения задачи обучающемуся вести поиск тактического хода осмысленно, а не случайным образом. Методически такие занятия проводятся в виде конкурсов решения комбинаций, где за правильно решенную позицию обучающиеся получают очки, которые затем суммируются; в конце занятия определяются победители. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем, при изучении детьми дебютов и основ позиционной игры, особенно типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля. При изучении дебютной теории основным методом является научно-поисковый. Практика показывает, что наиболее эффективным изучение дебютной теории становится в том случае, если большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно. Естественно, что сразу добиться этого невозможно. Проведение тематических соревнований по различным дебютам и разбор партий позволяют научить ребенка основным способам изучения начала шахматной партии. В программе выделены специальные часы для обучения работе с шахматной литературой. Одним из хорошо зарекомендовавших себя методов изучения дебютных вариантов является составление картотеки. На более поздних этапах может быть использована творческая методика составления различных композиций. В частности, большую пользу для совершенствования тактического мастерства приносит самостоятельное составление обучающимися позиций, в которых возможны определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д. Раз в год проводится конкурс составителей, и выявляются победители, придумавшие самые интересные композиции. В роли судей выступает вся группа. И, наконец, метод проблемного обучения используется на всех этапах программы, особенно при рассмотрении различий между отдельными школами игры. Дело в том, что, с точки зрения разных направлений шахматной мысли, один и тот же ход, план, дебютная система могут быть одновременно и правильными, и неправильными, хорошими и плохими. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре, отказаться от ложных ценностей, порой переступить через себя и понять, что незыблемых законов в игре нет, а есть творчество, есть прекрасный мир идей. 19 Методические материалы для оценки знаний обучающихся. Методы диагностики результатов. - Разбор партий обучающихся (не имеет количественных критериев, но может показать уровень усвоения любого раздела программы любым воспитанником, так как демонстрирует общий уровень понимания игры). - Зачёты по эндшпильной технике. - Соревнования по техническим позициям эндшпильного типа или этюдным позициям. - Конкурс "Угадай ход" - Компьютерная диагностика с использованием вышеописанных обучающих программ. - Викторина по истории шахмат - Товарищеские матчи и матч-турниры, командные и личные соревнования с другими обучающимися. Перечень диагностических карт и таблиц определяющих уровень результативности образовательной программы. Педагогическая технология обучение игре в шахматы. На первом этапе работы шахматного объединения проводится дифференциация новичков по уровню начальной подготовленности. Практика показывает, что уровень игры ребенка, прозанимавшегося в объединении один год, приблизительно равен уровню игры школьника, не имевшего опыта систематических занятий шахматами, но часто играющего в эту игру с родителями, друзьями и т.д. Таблица определения типов новичков. Типы. Правила игры. Практический навык. 1. Не умеющий играть 2. Знающий только правила + 3 Игрок-любитель + + 20 Список литературы для педагога. 1. Авторская программа «Шахматное королевство». Ломова Елена Ивановна. Иркутск. 2009 г. 2. Алехин А. А. На пути к высшим шахматным достижениям. – М.: ФиС, 1991. 3. Ботвинник М. М. Аналитические и критические работы 1942-1956 гг. – М.: ФиС, 1985. 4. Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 1-го разряда. – М.: Изд-во Всероссийского шахматного клуба, 1974. 5. Дроздов М, Калёнов А., Черныш М. Таинственный Карлсбад. – М.: СК Гардэ,2000. 6. Дроздов М., Калѐнов А. Ласкеровские компенсации. – М.: CК Гардэ,2000. 7. Калѐнов А. В. Фронтальная фигурная атака на короткую рокировку. – М.: СК Гардэ, 2001. 8. Капабланка Х. Р. Учебник шахматной игры. – Минск: МП Бесядзь, 1997. 9. Котов А. А. Шахматное наследие Алехина. – М.: ФиС, 1982. 10. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. – М., 1980. Лисицин Г. М. Стратегия и тактика шахматного искусства. – Л.: Лениздат, 1952. 11.Нейштадт Я. И. По следам дебютных катастроф. – М.: ФиС, 1979. 12. Портиш Л. Шаркози Б. 600 окончаний. – М., 1979. 13.Теория и практика шахматной игры. Под ред. Я. Б. Эстрина. – М.: Высшая школа, 1984. 14. Sarhan, Guliev The Manual of Chess Endings / Das Lehrbuch der Schachendspiel / Учебник шахматных окончаний / Manual de finales ajedrecisticos / Sarhan Guliev. - М.: Русский шахматный дом / Russian Chess House, 2011. - 184 c. 15. Авербах, Ю. Л. Жизнь шахматиста в шахматной системе. Воспоминания гроссмейстера / Ю.Л. Авербах. - М.: Человек, 2012. - 320 c. 16. Гулиев, С. РШД.ВШМ.Владимир Крамник.Избранные партии 14-го чемпионата мира по шахматам / С. Гулиев. - Москва: Мир, 2015. - 343 c. 17. Калиниченко, Н. Королевский гамбит / Н. Калиниченко. - М.: Гранд-Фаир, 2011. - 185 c. 18. Лонгригг, Д. Шахматы / Д. Лонгригг. - М.: АСТ, Астрель, 2015. - 256 c. 19. Лысенко, Сергей Беседы с шахматным психологом / Сергей Лысенко. Москва: Машиностроение, 2011. - 104 c. 7. Межзональные турниры. Рига-79, Рио-де-Жанейро-79. - Москва: Машиностроение, 2010. - 416 c. 20. Петрушина, Н.М. Шахматные окончания для детей / Н.М. Петрушина. - М.: Феникс, 2014. - 202 c. 21. Полугаевский, Л. А. Рождение варианта / Л.А. Полугаевский. - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 176 c. 22. Селезнев, Алексей 100 шахматных этюдов. Практикум по эндшпилю / Алексей Селезнев. - Москва: Гостехиздат, 2013. - 104 c. 23. Фишер, Бобби Бобби Фишер учит играть в шахматы / Бобби Фишер , Эдуард Гуфельд. М.: Русский шахматный дом / Russian Chess House, 2014. - 278 c. Список литературы для детей. 1. Капабланка Х. Р. Учебник шахматной игры. – Минск: МП Бесядзь, 1997. 2. Котов А. А. Шахматное наследие Алехина. – М.: ФиС, 1982. 3. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. – М., 1980. 4. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. – М., 1980. Лисицин Г. М. Стратегия и тактика шахматного искусства. – Л.: Лениздат, 1952. 5. Халифман, А. Дебют белыми по... (комплект из 16 книг) / А. Халифман. - М.: Гарде, 2012. - 235 c. 6. Черняк, В. Г. Мы играем в шахматы / В.Г. Черняк. - М.: Физкультура и спорт, 2010. 224 c. 7. Шахматный информатор 44. VII-XII 1987. - М.: Sahovski Informator, 2013. - 444 c. 8. Юдович, М. Занимательные шахматы / М. Юдович. - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 232 c. 21 22 Приложение № 1 Входное диагностическое тестирование Тест №1 «Беглый счёт» Для проведения тестирования нам необходим рисунок, состоящий из чередующихся вслух, без остановки (палец для счёта не использовать!), по горизонтали число кружков и крестов в отдельности. Способ проверки результата тестирования: для проверки тестирования необходимо засекать время, которое требуется испытуемому на подсчет чередующихся фигур, а так же учитывать все паузы при счёте и те моменты, когда испытуемый начинает сбиваться со счета. После чего необходимо сопоставить количество пауз, ошибок и порядкового номера фигур, в том случае, если испытуемый сбился со счета, далее следует вывод педагога об уровне распределения внимания у ребёнка. 23 Приложение № 2 Тест № 2 «Занимательный квадрат» Инструкция: «В трех квадратах нарисованы шахматные фигуры – черные кони. В двух квадратах они располагаются совершенно одинаково, а в оставшемся квадрате один конь помещен не так, как в остальных двух. Необходимо найди этот квадрат, и поставить сверху галочку. Это и есть ответом на предложенное задание. Если задача решена с конями, то точно так же ребёнку необходимо решить задание с белыми конями и слонами. Способ проверки результата тестирования: Если ребенок безошибочно выполнил все три задания, то это является показателем соответствия его возрастной норме развития. Если ребёнок выполнил правильно только одно или два задания, то у ребенка есть проблемы в сфере внимания. Что выявляет импульсивных детей или очень эмоциональных. Тот ребёнок, который не справился ни с одним заданием, скорее всего, имеет низкий уровень развития умения сравнивать различные предметы. При таком результате занятия шахматами рекомендуются для развития аналитического мышления, но со сниженной нагрузкой, условиях. 24 Приложение № 3 Тест №3 «Перепутанные линии» Задание к тесту: необходимо проследить линию слева направо, чтобы определить, где она кончается. Начинать нужно с линии А. Вы должны записать тот номер, которым эта линия заканчивается. Выполняя задание, нужно проследить линию взглядом, карандаш или палец при этом не пользовать. Педагогу необходимо засекать время, которое требуется ребёнку для того, чтобы проследить каждую линию на всем задании в целом. Выполнить задание необходимо не более чем за 5 минут. 25 Приложение № 4 ВАРИАНТ ЗАДАНИЙ КОНКУРСА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ Тема: Мат в один ход. Задачи низкого уровня сложности 26 Приложение № 5 ВАРИАНТ ЗАДАНИЙ КОНКУРСА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ Тема: Мат в два хода Задачи среднего уровня сложности 27 Приложение № 6 ВАРИАНТ ЗАДАНИЙ КОНКУРСА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ Задание: Найди лучшее продолжение. Задачи высокого уровня сложности. 28 29