9ffd0c2427b88424fe904ac58b30e02a

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом художественного творчества детей»
Александро-Невского муниципального района Рязанской области
Программа согласована и рекомендована:
Педагогическим советом МБУ ДО «ДХТД»
От 06.06.2023г. Протокол № 07
Приказ №26/2 от 30.06.2023г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа
«Бусинка» бисероплетение
художественная направленность
Объем обучения:144
Срок освоения, трудоемкость: -144 часа, 1 год,
Возрастная категория: 7- 10 лет

р.п. Александро-Невский
2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные характеристики программы:
Направленность программы
Программа имеет художественную направленность.
Декоративно-прикладное творчество является одним из способов самовыражения и
воплощения замыслов в реальность и продолжает развиваться, сохраняя национальные
традиции. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия,
так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовнохудожественного постижения мира.
Адресат программы
Программа предназначена для учащихся в возрасте 7-10лет.
Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к
сложному». Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа. Продолжительность
одного занятия составляет 40 минут, с перерывом на перемену 10 минут.
На обучение по программе зачисляются как девочки, так и мальчики с разной степенью
сформированности интересов.
Наличие специальных базовых способностей и навыков не требуется.
Наличие определённой физической и практической подготовки у детей не требуются.
Актуальность программы
В настоящее время становится насущной проблема сохранения культурной и
исторической самобытности России, национальных традиций. Декоративно-прикладное
творчество помогает ребенку постигнуть тайны художественного мастерства
бисероплетения.
Дополнительная общеразвивающая программа «Бусинка» бисероплетение ориентирована
на приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству и бисероплетению, как
одному из видов творчества.
Бисер – один из самых удивительных материалов для рукоделия: в нем загадочный блеск,
сочность красок, четкость линий и неограниченные возможности для творческого поиска.
Как материал он более устойчив к влиянию времени, нежели шёлк или шерсть и поэтому,
изделия из него доходят до нас в той цветовой красочной гамме, которая создана в далёком
прошлом.
Сочетание теоретических знаний, изучение истории и традиций народных промыслов,
овладение техническими приёмами позволит постигнуть тайны художественного
мастерства бисероплетения.
Актуальность программы обусловлена целями и задачами, заложенными в Концепции
развития дополнительного образования: «создать условия для творческого развития и
удовлетворения личностных потребностей учащихся, умеющих самостоятельно мыслить и
творчески решать возникающие проблемы» и направлена на развитие творческого
потенциала учащихся, их познавательной активности и способствует развитию мелкой
моторики рук, что является мощным стимулом для развития мыслительной активности и
интеллекта учащихся.
Программа является существенным дополнением в решении важнейших воспитательных и
образовательных задач педагогики, призвана научить детей не только репродуктивным
путем осваивать сложные трудоемкие приемы и различные техники бисероплетения, но и
побудить творческую деятельность.

2

Отличительные особенности программы
Характерными свойствами, отличающими данную программу от других:
 использование в обучении дифференцированного подхода, с учетом уровня развития
умений и навыков учащихся;
 прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями:
математика, чтение, окружающий мир, изобразительное искусство;
 активное участие в акциях, конкурсах, выставках, и т.д. помогает детям реализовать свой
творческий потенциал;
 в коллективной работе дети учатся взаимодействовать друг с другом, решать
проблемные ситуации по средствам коммуникации, разрешать споры, приходить к
единому решению.
Новизна программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы,
направленной на формирование духовно-нравственных качеств личности, сохранение
традиций и применение современных педагогических технологий в образовательном
процессе. Программа содержит раздел «Русские народные промыслы». При изучении этого
раздела учащиеся знакомятся с русскими народными промыслами и плетут изделия по
авторским схемам плетения.
Народные традиции промыслов являются действенным средством формирования
художественной культуры учащихся ввиду того, что в них современные мастера находят
неисчерпаемый источник красоты, гармонии, целесообразности.

Уровень освоения программы
Базовый.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на год реализации.
Общее количество учебных часов - 144 часа.
Цель и задачи программы
Цель: развитие творческих способностей учащихся, через обучение технологиям
изготовления изделий из бисера.
Задачи:
Обучающие:
 познакомить с историей развития бисероплетения, техниками бисероплетения и
вышивки бисером;
 сформировать знания и практические умения техник бисероплетения и вышивки
бисером;
 сформировать навыки работы с инструментами (ножницы, кусачки); ручными
швейными инструментами;
 сформировать умения самостоятельной работы по схемам, образцам и технологическим
картам;
 научить «читать» схемы и технологические карты изготовления изделий из бисера.
Развивающие:
 развивать творческие способности и фантазию;
 развивать мелкую моторику;
 развивать память, внимание, наблюдение, образное мышление;
 расширять кругозор учащихся.
Воспитательные:
 формировать уважительное отношение к национальной культуре и традициям;
3

 воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, умение доводить начатое дело до
конца;
 воспитывать чувство личной ответственности за вклад в общее дело, культуру общения и
умение работать в коллективе;
 формировать самозначимость каждого ребенка через включение его в общественнополезную и социально-значимую деятельность, привлечение к участию в выставках,
благотворительных акциях;
 формировать сознательное и ответственное отношение к своему здоровью, стремление к
здоровому образу жизни через игровые и здоровьесберегающие моменты на занятиях.

Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
 разовьют любознательность, познавательную активность;
 разовьют эстетическое самовыражение в творческой работе;
 приобретут опыт общественно-полезной и социально-значимой деятельности.
Метапредметные результаты:
 научатся определять цель своего обучения, развивать мотивы и интересы своей
творческой деятельности;
 научатся соотносить свои действия с планируемыми результатами, контролировать свою
деятельность в процессе достижения результата;
 научатся работать с простейшими информационными объектами: рисунком, схемой,
технологической картой;
 приобретут навыков сотрудничества в совместной деятельности с педагогом и
сверстниками;
 получат опыта организации собственной творческой деятельности: самоконтроль,
 самооценка, принятие решений в учебной и творческой деятельности;
 сформируют мыслительных операций: сравнение, анализ, обобщение.
Предметные результаты:
Теоретическая подготовка:
 будут знать правила техники безопасности при работе с проволокой и инструментами:
иглами, булавками, ножницами;
 будут сформированы специальных знаний и умений, необходимых при плетении
бисером и вышивке бисером.
Практическая подготовка:
 научатся организовывать рабочее место в соответствии с техникой безопасности;
 сформируют специальные умения, необходимые при плетении бисером и вышивке
бисером, пайетками, стеклярусом;
 научатся работать со знаково-символическими и числовыми схемами;
 научаться пользоваться шаблонами и приспособлениями;
 научатся плести из бисера плоские фигурки на проволочной основе;
 научатся плести из бисера простые объемные и объемные (3D) фигурки на проволочной
основе;
 научатся плести изделия из бисера нитью;
 научатся закреплять и удлинять проволоку, нить при работе с бисером;
 научатся вышивать пайетками, стеклярусом и бисером.

4

Организационно-педагогические условия реализации программы
Язык реализации программы: государственный язык Российской Федерации - русский
язык.
Форма обучения: Очная
Особенности реализации:
Обучение происходит по степени овладения навыками и умениями: сначала выявляются
первоначальные навыки и умения в специальных упражнениях, ведется наблюдение за
учащимися. Индивидуальный подход в обучении создает наиболее благоприятные
возможности для развития познавательной деятельности, активности, склонностей и
дарований каждого ученика. Именно индивидуальный подход в обучении дает
возможность раскрыться и утвердиться ребенку. Учащимся всегда дается возможность
выбора задания на практике по силам, часто используется помощь сверстников, что
сплачивает коллектив.
Условия набора и формирования групп:
- условия набора в коллектив: группы формируются на основе свободного набора,
принимаются мальчики и девочки, изъявившие желание заниматься декоративноприкладным творчеством без специальной подготовки и навыков.
Прием на обучение проводится на принципах равных условий приема для всех
поступающих, за исключением лиц, которым представлены особые права при приеме
согласно действующему законодательству.
С учетом возможностей и потребностей личности дополнительная общеразвивающая
программа может осваиваться по индивидуальному плану для учащихся с ограниченными
возможностями здоровья, с высокой степенью успешности (одаренные дети), или по иным
основаниям.
- условия формирования групп: группы могут быть сформированы одновозрастные и
разновозрастные.
Учащиеся, успешно усвоившие теоретический и практический материал программы,
получают свидетельство об успешном освоении программы «Бусинка» бисероплетение.
количество детей в группе: списочный состав групп формируется в соответствии с
технологическим регламентом, с учетом вида деятельности, санитарных норм,
особенностей реализации программы, по норме наполняемости от12-15 человек.

5

Формы организации и проведения занятий
Формы проведения занятий:
 беседа;
 занятие-путешествие;
 виртуальная экскурсия;
 практическое занятие;






творческая мастерская;
консультация;
презентация;
конкурс;
выставка.
Формы организации занятий:
 фронтальная: работа педагога со всеми учащимися одновременно;
 коллективная: выполнение коллективной работы;
 групповая: организация работы в малых группах, в парах для выполнения определенных
заданий;
 индивидуальная: организуется для коррекции пробелов в знаниях и отработкиотдельных
навыков;
Материально-техническое оснащение программы
Для организации и эффективного проведения учебного процесса необходимо иметь
просторное светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам,
оборудование, материалы, инструменты и приспособления, технические средства
обучения.
Оборудование: столы; стулья; витрины; шкаф для хранения материалов, литературы,
методических разработок; учебная доска.
Инструменты и приспособления: иглы бисерные с закругленным острием и острым
концом; карандаш, ручка, маркер; контейнер или коробка для хранения материалов и
инструментов; пяльцы; кусачки; линейка; ножницы; деревянные палочки для набивки
(зубочистка); пистолет клеевой; точилка.
Материалы: бисер, бусины, рубка, стеклярус; бумага различных цветов и плотности; канва
пластиковая и х/б; клей универсальный; крышки полиэтиленовые для работы с бисером;
мел; нить эластичная (спандекс); проволока медная; леска;
нить для шитья ЛЛ 35, ЛЛ 40; фетр; наполнитель (синтепон и т.д.).
Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.
Кадровое обеспечение
Для реализации программы, кроме педагога дополнительного образования, другие
специалисты не требуются.

6

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п
1.
2.

Название раздела, темы
Вводное занятие
Основы бисероплетения

Количество часов
Формы контроля
всего теория практика
2
1
1
Наблюдение. Опрос
8
2
6
Наблюдение. Тестовые
задания. Входной
контроль
Наблюдение. Тестовые
68
6
62
задания. Коллективная
работа по разделу.
Текущий контроль
12
2
10
Наблюдение. Опрос.
Тестовое
задание
Итоговая работа

3.

Плетение на проволоке

4

Плетение нитью

5

Вышивка бисером

34

2

32

Наблюдение. Опрос.
Тестовое задание

6.

Выставочная
деятельность
Праздничный
калейдоскоп
Контрольные и
итоговые занятия

10

1

9

8

1

7

2

1

1

Выставка и анализ
творческих работ
Выставка и анализ
творческих работ
Тестовые и
контрольные задания.
Промежуточная
аттестация

ИТОГО

144

16

128

7.
8.

Обучение происходит по степени овладения навыками и умениями: сначала выявляются
первоначальные навыки и умения в специальных упражнениях
В середине каждого занятия в течение 3-5 минут проводятся упражнения по профилактике
детской близорукости, на расслабления мышц рук и формированию правильной осанки.
Содержание программы позволяет повысить уровень интеллектуального и
эмоционального развития детей. Знакомство с культурой и ремеслами предков позволяет
ребенку осознать себя как частицу социума.
Индивидуальный подход в обучении создает наиболее благоприятные возможности для
развития познавательной деятельности и творческого самовыражения каждого учащегося
и дает возможность раскрыться и утвердиться ученику.

7

Содержание программы
1. Вводное занятие
Теория
Инструктаж по ТБ. Цель и задачи. Режим обучения. Правила поведения и личной
гигиены.
Практика
Игра на знакомство с детьми. Знакомство с материалами и инструментами. Практическая
работа по организации рабочего места. Анкетирование.
2. Основы бисероплетения
Теория
История бисероплетения. Основные сведения об инструментах и материалах, необходимых
для работы. Терминология. Условные обозначения. Основные приемы и техники плетения.
Схемы и технологические карты.
Практика
Отработка умения низания бисера на проволоку, приемов и техник плетения. Работа со
схемами. Плетение образцов.
3. Плетение на проволоке
простое плетение фигурки
из бисера и бусин
Теория
Основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления плоских фигурок
насекомых: «муха, пчела, мотылек, стрекоза, паук, бабочка, пчелка». Техника выполнения
туловища, крылышек, усиков, лапок.
Практика
Анализ изделий. Зарисовка схем. Изготовление отдельных элементов (крылышки, усики,
лапки) на основе изученных приемов. Изготовление фигурок. Оформление и крепление
фигурок на основу.
объемное плетение
Теория
Основные приемы и техника бисероплетения, используемые при плетении простых
объемных изделий. Анализ схем плетения.
Практика
Анализ схем плетения. Плетение простого объемного изделия «божья коровка», «лягушка»
«мышка», «собачка», «паук», «тигренок», «рыбка», «краб», «рак», «снегирь», «калибри»,
«попугай».
Объемные фигурки Теория
Плетение фигурок на основе бусин. Плетение 3D фигурок. Основные приемы и техника
бисероплетения. Особенности плетения на проволоке, леске и нити». Способы соединения
элементов.
Практика
Анализ изделий. Плетение объемных фигурок на основе бусины: «цыпленок», «пчела»,
пингвин и др.
Плетение 3D фигурок: «мармеладный мишка», «пикачу», «зайчик», «пчела», «аксолотоль»
«кузнечик», «хомячок» и другие.
Цветы из бисера и цветочные композиции
Теория
Основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления цветов
Комбинирование приемов плетения. Приемы крепления цветов на основу для броши,
открытку, в вазу. Знакомство с основами построения композиции.
Практика
8

Анализ изделий. Плетение цветов «незабудка», «ромашка», «золотые шары», «тюльпаны»,
нарциссы», «роза», фантазийные цветы. Изготовление отдельных элементов цветов. Сборка
изделий. Изготовление миниатюр, открыток, панно с цветами из бисера. Плетение
элементов композиции, сборка изделий. Составление композиции.
Новогодний сувенир
Теория
Новогодний сувенир: история возникновения ёлочных игрушек и традиции празднования
Нового года и Рождества. Символы года.
Практика
Плетение игрушек, сувениров, новогодней композиции: «Снеговик», «Ангел», «Елочка»,
«Зайчик», «Рябина в снегу» и другие
Русские народные промыслы
Теория
Русские народные промыслы: «Дымковская игрушка», «Хохлома», «Гжель», «Городецкая
роспись». Понятие «народный промысел». Цветовая гамма и орнаменты.
Практика
Обсуждение моделей, образцов. Изготовление изделий из бисера: открытка «Золотая
хохлома», «Дымковская игрушка», «Голубая сказка».
4. Плетение нитью
Теория
Характеристика видов плетения. Знакомство с приемами плетения простых цепочек.
Техника «кирпичный стежок», «крестик», «ндебеле». ТБ при работе с колющими и
режущими предметами.
Практика
Анализ и выбор схемы плетения. Зарисовка схем. Отработка техник плетения. Простые
цепочки. Брелоки на основе техники «кирпичный стежок»: яблоко, сова, парусник; на
основе техники «ндебеле»: колокольчик и другие.
5. Вышивка бисером
Теория
Виды вышивки. Знакомство с основными и дополнительными материалами и
инструментами, необходимыми для вышивки. Правила ТБ при работе с инструментами.
Основные способы шитья бисером и стеклярусом.
Практика
Анализ и выбор схемы вышивки. Вышивка бисером по канве элементов для набора
«Полезные мелочи»: игольница, чехол для ножниц и другие.
Вышивка бисером по свободному контуру. Вышивка брошей «Фруктовые дольки»,
«Любимый питомец», Цветочный калейдоскоп» и другие.
6. Выставочная деятельность
Теория
Сведения о тематике выставки. Техники плетения.
Практика
Выбор изделий, разработка эскизов изделий по теме выставки. Плетение элементов изделий
по теме выставки, соединение элементов в единое целое. Отбор и оформление изделий на
выставку. Посещение выставок.
7. Праздничный калейдоскоп
Теория
Сведения о праздничных мероприятиях, проводимых акциях, значимых событиях.
Практика
Плетение сувениров, изготовление открыток к праздничным мероприятиям и для акций
«Забота», «Новый год приходит в каждый дом», «Подарок Ветерану».
8. Контрольные и итоговые занятия
9

Практика
Выставка творческих работ. Проведение контрольных и тестовых заданий. Анализ
результатов обучения.

10

Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
 разовьют любознательность, познавательную активность;
 получат опыт работы в коллективе;
 сформируется культура общения и поведения.
Метапредметные результаты:
 научатся планировать свои действия при изготовлении работы;
 научатся осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей деятельности и вносить
необходимые коррективы будут уметь работать по схеме;
 научатся соотносить свои действия с планируемыми результатами, контролировать свою
деятельность в процессе достижения результата.
 развиты чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
 сформирована мотивация к познанию и саморазвитию;
 сформированы
установки
на
наличие
мотивации к
бережному
отношению
кматериальным и духовным ценностям
Предметные результаты:
Теоретическая подготовка:
 будут знать и соблюдать правила техники безопасности при работе с проволокой,
ножницами;
 приобретут специальные знания, необходимые в бисероплетении;
Практическая подготовка:
 научатся организовывать рабочее место в соответствии с техникой безопасности;
 научатся работать со знаково-символическими и графическими схемами;
 научаться закреплять и удлинять проволоку;
 приобретут специальные умения, необходимые в бисероплетении;
 научатся плести плоские фигурки на проволочной основе;
 научатся плести простые объемные фигурки.
 научатся работать по схемам вышивки;
 научатся плести из бисера объемные (3D) фигурки;
 научатся плести изделия из бисера нитью;
 научатся закреплять и удлинять нить при вышивке бисером, пайетками, стеклярусом;
 научатся вышивать бисером, пайетками, стеклярусом.

11

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Оценочные материалы включают в себя систему контроля результативности обучения с
описанием форм и средств выявления, фиксации и предъявления результатов обучения, а
также их периодичности.
Задачи контроля:
1. Определение уровня теоретической подготовки и степени сформированности
практических умений и навыков учащихся;
2. Анализ
полноты реализации
части или
всего
курса
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы объединения;
3. Соотнесение прогнозируемых и реальных результатов учебно-воспитательной работы;
4. Выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;
5. Внесение необходимых корректив в содержание и методику образовательной
деятельности объединения.
Виды контроля:
Входной контроль проводится в начале учебного года – (сентябрь/октябрь) с целью
определения начального уровня образовательных возможностей учащихся при
поступлении в объединение.
Результаты контроля фиксируются в диагностической карте.
Формы:
 педагогическое наблюдение;
 опрос;
 дидактическая игра;
 выполнение
заданий для выявления уровня теоретической и практической
подготовленности.

12


Текущий контроль - проводится в течение года для отслеживания уровня и качества
освоения тем/разделов программы и развития личностных качеств учащихся,
осуществляется на занятиях в течение всего учебного года.
Результаты контроля фиксируются в диагностической карте.
Формы:
 педагогическое наблюдение;
 опрос;
 дидактическая игра;
 выполнение
заданий для выявления уровня теоретической и практической
подготовленности.
Промежуточная аттестация проводится по итогам освоения раздела, темы или в конце
определённого периода обучения, а также личностных качеств с целью выявления уровня
освоения программы и корректировки процесса обучения - декабрь
Результаты контроля фиксируются в диагностической карте.
Формы:
 педагогическое наблюдение;
 опрос;
 выполнение
заданий для выявления уровня теоретической и практической
подготовленности;
 конкурс;
 выставка.
Итоговый контроль проводится с целью оценки уровня и качества освоения учащимися
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (май).
Результаты контроля фиксируются в диагностической карте
Формы:
 педагогическое наблюдение;
 опрос;
 выполнение
заданий для выявления уровня теоретической и практической
подготовленности;
 выставка;
 открытое занятие.

13

Формы фиксации результатов
Результаты контроля фиксируются в диагностической карте:
 Диагностическая карта результатов освоения дополнительной общеразвивающей
программы " Бусинка "бисероплетение 
Индивидуальный
уровень
освоения
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы и личностного развития по критериям обозначается
значками: В – высокий уровень, С – средний уровень, Н – начальный уровень и выявляется
суммированием баллов по критериям.
Оценка параметров
Н – начальный уровень
С – средний уровень
В – высокий уровень

1 балл
2 балла
3 балла

Уровень по сумме баллов
Освоение программы
Личностное развитие
9-14
7-11
15-20
12-16
21-27
17-21

14

Диагностика результатов освоения программы проводится по 5 параметрам, которые
оцениваются следующими критериями
параметры
теоретическая подготовка
практическая подготовка
учебно-интеллектуальные
умения
учебно-организационные
умения
учебно-коммуникативные
умения

Критерии
- теоретические знания
- владение (знание) специальной терминологией
- практические умения и навыки
- владение специальным оборудованием и оснащением
- творческие навыки
- умение внимательно воспринимать информацию,
рационально запоминать, логически осмысливать
учебный материал
- умение организовать рабочий настрой во время
занятий
- умение слушать и слышать
- коммуникативные навыки

Диагностика результатов личностного развития учащихся проводится по 3 параметрам,
которые оцениваются следующими критериями
параметры
организационно-волевые
качества
ориентационные качества
поведенческие качества

критерии
- терпение
- воля
- самоконтроль
- самооценка;
- интерес к занятиям в детском объединении
- конфликтность
- тип сотрудничества

15

Диагностическая карта результатов освоения дополнительной
общеразвивающей программы «Бусинка» бисероплетение
(ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ/ ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ)
Группа №

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Результаты освоения
программы и личного
развития в %
Высокий уровень – 3
Средний уровень – 2
Начальный уровень – 1

Высокий уровень, % 15 чел.
100%
Средний уровень, % 1 чел. 6,67% Низкий уровень, % Характеристика уровней результатов освоения программы:
9 - 14 баллов – начальный уровень
15 - 20 балла – средний уровень
21 - 27 баллов – высокий уровень

16

Высокий уровень, % Средний уровень, % Низкий уровень, % Характеристика уровней результатов личностного
развития: 7 - 11 баллов – начальный уровень
12 - 16 баллов – средний уровень
17 - 21 баллов – высокий уровень

Уровень

Сумма баллов

Поведенческие
качества

Ориентационные
качества

Организационноволевые качества

Уровень

Результаты личностного развития

Сумма баллов

Учебнокоммуникативные
умения

ФИО

Практическая
подготовка

№
п/п

Теоретическая
подготовка

Критерии

Результаты освоения программы
Метапредметные

Учебноорганизационные
умения

Предметные

Учебноинтеллектуальные
умения

Параметры

Критерии оценки результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы
«Бусинка» бисероплетение.

Теоретическая подготовка
Практическая
подготовка

Предметные

Параметры

Критерии

Теоретические
знания (по
основным разделам
учебнотематического
плана программы)

Владение (Знание)
специальной
терминологией

Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой

Владение
специальным

Уровни

Степень выраженности оцениваемого качества

Учащийся уверенно владеет теоретическими знаниями: знает
правила техники безопасности, приемы плетения и вышивки,
Высокий
способы соединения объемных фигур в единое изделие, основы
построения композиций, применяет эти знания в практической
деятельности самостоятельно.
Учащийся владеет теоретическими знаниями: знает историю
бисероплетения, условные обозначения, приемы и техники плетения
Средний
простых объемных изделий, применяет эти знания в практической
деятельности с незначительной помощью педагога
Учащийся плохо владеет теоретическими знаниям и применяет эти
Начальный
знания в практической деятельности только с помощью педагога
Учащийся хорошо знает и владеет специальной терминологией (виды
Высокий бисера, материалы, инструменты, приемы и техники плетения),
грамотно применяет ее в работе
Учащийся знает специальные термины, но не всегда умеет их
Средний
применить
Учащийся плохо ориентируется в основных терминах и избегает их
Начальный
употреблять
Учащийся уверенно работает с материалами (проволокой, бисером,
бусинами, пайетками и т.д.), владеет навыками комбинировать в
Высокий
одном изделии различные приемы плетения, качественно выполняет
работу,самостоятельно работает по схеме плетения
Учащийся неуверенно работает с материалами (проволокой, нитью,
Средний бисером, бусинами, пайетками), владеет навыками плетения на
проволоке, работая по схеме плетения требуется помощь педагога
Учащийся слабо владеет навыками плетения, постоянно требуется
Начальный
помощь педагога
Учащийся грамотно применяет инструменты в работе (ножницы,
Высокий
кусачки, иглы) и материалами
17

Оценка
Методы
параметров диагностики
3
Наблюдение,
опрос,
тестирование
2

1
3

Наблюдение,
опрос,

2
1

3

2
1
3

Выставка,
практическая
работа

оборудованием и
оснащением

Учебноинтеллектуальные
умения
Учебно-организационные
умения

Метапредметные

Творческие навыки

Умение внимательн
о воспринимать
информацию,
рационально
запоминать,
логически
осмысливать
учебный материал

Умение
организовать
рабочий настрой во
время занятий

Учащийся не всеми инструментами может правильно пользоваться,
иногда необходима помощь педагога
Учащийся испытывает серьезные затруднения при работе с
Начальный
материалами и инструментами
Учащийся проявляет активный интерес к творческим мероприятиям
Высокий (выставкам, акциям), развито эмоционально-образное восприятие,
при выполнении заданий, присутствует творческое самовыражение
Учащийся проявляет интерес к творческим мероприятиям (выставкам,
Средний
акциям), но выполняет задания на основе образца
Творческое самовыражение учащегося на низком уровне, он в
Начальный
состоянии выполнять простейшие практические задания педагога
Учащийся любознателен, активен, внимателен, задания выполняет
Высокий самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах,
находит способы решения заданий
Средний

Средний

Учащийся достаточно активен и самостоятелен, но при выполнении
учебных заданий требуется помощь для выполнения логических
действий, круг интересующих вопросов довольно узок

Уровень активности, самостоятельности учащихся низкий, при
заданий
требуется
постоянная
помощь,
Начальный выполнении
любознательность не проявляется
Учащийся удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает
адекватные средства, проверяет результат, самостоятельно
Высокий обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного
способа действия и условий задачи, сам преодолевает трудности в
работе, вносит коррективы и доводит дело до конца
Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные
средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто
Средний отвлекается, трудности преодолевает только при психологической
поддержке педагога, осознает правило контроля, но затрудняется
одновременно выполнять учебные действия и контролировать их

18

2
1
3
2

Наблюдение,
практическая
работа
Выставка,
наблюдение,
практическая
работа

1
Наблюдение
3

2

1
Наблюдение
3

2

Учебно-коммуникативные умения

Деятельность хаотична, не продумана, прерывает деятельность из-за
Начальный возникающих трудностей, стимулирующая и организующая помощь
малоэффективна
Высокий
Умение слушать и
слышать педагога

Средний
Начальный

Высокий
Коммуникативные
навыки

Средний
Начальный

Организационно-волевые
качества

Личностные

Высокий
Средний
Терпение
Начальный
Высокий
Воля

Средний
Начальный

Учащийся внимательно слушает собеседника, сдержанно реагирует на
услышанное
Учащийся может иногда перебивать собеседника, эмоционально
реагировать на услышанное
Учащийся эмоционально воспринимает информацию, перебивает
собеседника
Проявляет эмоционально позитивное отношение к процессу
сотрудничества; ориентируется на партнера по общению, умеет
слушать собеседника, совместно планировать, договариваться и
распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять
взаимопомощь
Способен к сотрудничеству, но не всегда умеет аргументировать свою
позицию и слушать партнера
В совместной деятельности не пытается договориться, не может
прийти к согласию, настаивает на своем, конфликтует или игнорирует
других
Терпения хватает на все занятие
Учащийся пытается сосредоточится, но терпения хватает чуть
больше, чем на половину занятия
Учащийся пытается сосредоточится, но терпения хватает меньше, чем
на половину занятия. Теряет терпение очень быстро, не умеет
сосредотачиваться, включается в процесс на короткий период
Учащийся дисциплинирован, обладает способностью активно
побуждать себя к практической деятельности
Учащийся недостаточно дисциплинирован, не всегда может заставить
себя что-то делать
Учащийся недостаточно дисциплинирован, не обладает способностью
активно побуждать себя к практической деятельности, с трудом
осваивает материал

19

1

3

Наблюдение

2
1
Наблюдение
3

2
1
3

Наблюдение

2
1
3
2
1

Наблюдение

Учащийся умеет контролировать свои поступки и действия, отвечать
за них
Учащийся периодически контролирует свои поступки, иногда уходит
Средний
от ответственности за них
Учащийся не умеет контролировать свои поступки и действия, уходит
Начальный
от ответственности за них
Высокий Учащийся имеет нормальную самооценку
Учащийся стремиться к нормальной самооценке, иногда завышая или
Средний
занижая ее
Начальный Учащийся имеет заниженную или завышенную самооценку
Высокий Учащийся проявляет высокий интерес к занятиям
Средний Учащийся проявляет интерес к занятиям
Учащийся слабо проявляет интерес к занятиям, посещает студию по
Начальный
желанию родителей
Высокий

Поведенческие качества

Ориентационные
качества

Самоконтроль

Самооценка

Интерес к занятиям
в детском
объединении

Конфликтность
Высокий Учащийся пытается уладить возникающие конфликты
(отношение ребенка
к столкновению
Средний Учащийся сам в конфликтах не участвует, старается их избежать
интересов (спору) в
процессе
Начальный Учащийся периодически провоцирует конфликты
взаимодействия)
Учащийся проявляет интерес к жизни объединения, проявляет
Высокий инициативу в общих делах, эффективно взаимодействует со всеми
Тип сотрудничества
участниками образовательного процесса
(отношение ребенка
Учащийся участвует в общих делах объединения, но для этого нужно
к общим делам
Средний
побуждение педагога
детского
Учащийся избегает участия в общих делах, не проявляет интереса к
объединения)
Начальный общим делам объединения, без желания вступает в контакт с
участниками образовательного процесса

20

3

Наблюдение

2
1
3
2
1
3
2

Наблюдение,
анкетирование

Наблюдение,
анкетирование

1
3

Наблюдение

2
1
3
2
1

Наблюдение,
анкетирование

Диагностическая карта результатов освоения дополнительной
общеразвивающей программы «Бусинка» бисероплетение
(ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ/ ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ)
___________УЧЕБНЫЙ ГОД
Группа №

21

Высокий уровень, %
Средний уровень, %
Низкий уровень, %
Характеристика уровней результатов личностного
развития: 7 - 11 баллов – начальный уровень
12 - 16 баллов – средний уровень
17 - 21 баллов – высокий уровень

Уровень

Сумма баллов

Поведенческие
качества

Ориентационные
качества

Организационноволевые качества

Уровень

№ п/п
ФИО
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Высокий уровень, %
12 чел.-100%
Результаты освоения
1 чел.-8,83%
Средний уровень, %
программы и личного
развития в %
Низкий уровень, %
Высокий уровень – 3
Характеристика уровней результатов освоения программы:
Средний уровень – 2
9 - 14 баллов – начальный уровень
Начальный уровень – 1
15 - 20 балла – средний уровень
21 - 27 баллов – высокий уровень

Результаты личностного развития

Сумма баллов

Учебнокоммуникативные
умения

Практическая
подготовка

Теоретическая
подготовка

Критерии

Учебноорганизационные
умения

Предметные

Результаты освоения программы
Метапредметные

Учебноинтеллектуальные
умения

Параметры

Методическое обеспечение программы

Основы бисероплетения

Вводное
занятие

Раздел

Формы занятий

Методы и
приемы
проведения

Беседа,
презентация,
тестирование

Методы:
-словесный,
-объяснительноиллюстративный

Объяснение,
презентация,
практическое
занятие

Методы:
-объяснительноиллюстративный,
-практический:
выполнение
упражнений, по
изучению
различных
приемов и техник
плетения,
изготовление
изделий,
-репродуктивный

Дидактические материалы
1 модуль
Печатные и наглядные пособия:
Памятка по технике безопасности;
Образцы изделий
Аудиовизуальные технические средства:
Презентация «Путешествие в мир бисероплетения»
Печатные и наглядные пособия:
Образцы основных приемов плетения;
Таблица «Условные обозначения»;
Схемы плетения;
Инструкционные карты
Презентация «Основы бисероплетения»
Аудиовизуальные технические средства:
Интернет-ресурсы:
- Виды бисера http://vyshivanka.ru/vidy_bisera.htm
- Материалы и инструменты для
бисероплетенияhttp://propodelki.ru/podelki-iz-bisera/41-materialy-iinstrumenty-dlya-biseropleteniya.html
- Бисероплетение для начинающих
http://mirbisera.blogspot.ru/2015/09/basic-beading-techniques.html
- Техники плетения бисером
https://ru.pinterest.com/explore/техники-плетения-бисером/?lp=true
- 3D урок параллельное плетение
https://www.youtube.com/watch?v=lHWFqi5n8pQ
- 3D урок игольчатое плетение
https://www.youtube.com/watch?v=JsxY3POqGZU

22

Формы
подведения
итогов

Техническое
оснащение
занятий

Опрос,
рефлексия
тестирование

Компьютер
Проектор

Опрос,
наблюдение,
выставка,
проверочная
работа

Компьютер
Проектор
Бусины,
бисер,
проволока,
инструменты
(кусачки,
ножницы)

Плетение на проволоке

Беседа,
объяснение,
презентация,
практическое
занятие,
самостоятельная
работа

Методы:
-объяснительноиллюстративный,
-практический:
работа со схемами
плетения,
изготовление
изделий,
-репродуктивный

Печатные и наглядные пособия:
Схемы плетения;
Инструкционные карты;
Тематические подборки:
- «Фигурки из бисера и бусин»;
- «Цветы из бисера»;
- «Новогодний сувенир»;
- «Русские народные промыслы»;
- «Плетение брелоков»;
- «Простое объемное плетение»
Образцы изделий
Аудиовизуальные технические средства:
- Обучающая видеопрограмма «Бисероплетение для детей.
Разноцветные горошины у тебя в ладошках» - Россия: студия
SovaFilm,2009.
- Обучающая видеопрограмма «Бисероплетение для девчонок и
мальчишек. Цветочное волшебство – своими руками» - Россия:
студия SovaFilm, 2009.
Презентации:
- «Фигурки из бисера»;
- «Новогодний сувенир «Снеговик»;
- «Объемные изделия из бисера»;
- «Золотая хохлома»;
- «Дымковская игрушка из бисера»;
- «Городецкая роспись»;
- «Сказочная гжель»;
- «История елочных игрушек»
Интернет-ресурсы:
- Цветы из бисера http://bicerinka.com/Cvetochki.html
- Фрукты из бусин и бисера для детского творчества
http://www.rukodelie.by/content/?id=8107
- Цветочные композиции из бисераhttp://onlybiser.ru/tsvetochnyekompozitsii-bukety.html

23

Опрос,
наблюдение,
проверочная
работа,
выставка

Компьютер
Проектор
Бусины,
бисер,
проволока,
инструменты
(кусачки,
ножницы)

- 3D урок параллельное плетение
https://www.youtube.com/watch?v=lHWFqi5n8pQ
- 3D урок игольчатое плетение
https://www.youtube.com/watch?v=JsxY3POqGZU

24

Плетение нитью

Беседа,
объяснение,
презентация,
практическое
занятие,
самостоятельная
работа

Методы:
-объяснительноиллюстративный,
-практический:
работа со схемами
плетения,
изготовление
изделий,
-репродуктивный

Печатные и наглядные пособия:
Схемы плетения;
Инструкционные карты;
Образцы изделий
Тематические подборки:
- «Браслеты»
- «Брелоки»
Аудиовизуальные технические средства:
Презентации:
- «Плетение нитью»;
- «Плетение нитью. Техника ндебеле»
- Обучающая видеопрограмма «Уроки рукоделия. Бисер»
Интернет-ресурсы:
- Техника безопасности при работе с
иглойhttps://www.youtube.com/watch?v=p6rSFKRpKAo
- Плоское ндебеле https://www.youtube.com/watch?v=roYN7G10t1A
- Кирпичное плетение. Уменьшение и убавление
ttps://www.youtube.com/watch?v=hAMUISzhSVA
- Ручное ткачество https://vk.com/club117640214?z=video20446290_456240037%2Fpl_wall_-117640214

25

Опрос,
наблюдение,
проверочная
работа,
выставка

Компьютер,
Мультимедий
ный проектор
Бусины,
бисер, нить,
инструменты
(ножницы,
иглы)

Вышивка бисером

Презентация,
практическое
занятие,
самостоятельная
работа

Методы:
-объяснительноиллюстративный,
-практический,
-репродуктивный

- 3D урок Кирпичное плетение
https://www.youtube.com/watch?v=0pP2dWuuHy8
https://vk.com/club117640214?z=video100199766_456239028%2Fc2a9ef11b5cc94a074%2Fpl_wall_117640214
Печатные и наглядные пособия:
- Памятка «Основные приемы работы с бисером. Швы»
Тематические подборки:
- «Вышивка брошей»
- «Вышивка открыток»;
- «Сувениры»
Образцы изделий
Аудиовизуальные технические средства:
Презентации:
- «Пайетки. Виды и варианты использования»
- «Вышивка бисером. Основные приемы и техники»;
- «Вышивка цветов бисером и пайетками»;
- «Вышивка на джинсовой ткани»;
- «Броши. Вышивка бисером»
Интернет-ресурсы:
Вышивка бисером для начинающих
https://www.youtube.com/watch?v=vFDlCJFX4Zs
https://zvetnoe.ru/club/poleznye-stati/vyshivka-biserom-dlyanachinayushchikh/
Вышивка пайетками
https://www.kalinkapolinka.ru/obzor_dlja_vdokhnovenija_vyshivka_p
ajetkami_osnovnye_priemy_i_primery_rabot
Вышивка пайетками. Подробный мастер-класс для
начинающихhttps://www.youtube.com/watch?v=cgPX3VkOa6M
Вышивка стеклярусом
https://www.pinterest.ru/pin/542754192568480394/

26

Опрос,
наблюдение,
проверочная
работа,
выставка

Компьютер,
Мультимедий
ный проектор
Бусины,
бисер,
пайетки,нить,
канва,
инструменты
(ножницы,
игла)

Выставочная деятельность
Праздничный калейдоскоп

Беседа,
практическое
занятие,
самостоятельная
и коллективная
работа

Методы:
-объяснительноиллюстративный,
-практический,
-репродуктивный,
-частичнопоисковый метод

Беседа,
практическое
занятие,
самостоятельная
и коллективная
работа

Методы:
-объяснительноиллюстративный,
-практический,
-репродуктивный

Печатные и наглядные пособия:
Тематические подборки:
- «Народные традиции»
- «Рождество»
- «Светлый праздник»
Аудиовизуальные технические средства:
- Обучающая видеопрограмма «Модная бижутерия»
- Обучающая видеопрограмма «Мастерская украшений»
- Обучающая видеопрограмма «Уроки рукоделия. Бисер»
Интернет-ресурсы:
- Раскраска схем http://bicerinka.com/draw.html
- Фестиваль «Рождество в Петербурге»
https://vk.com/club208360988
- Фестиваль «Разноцветная планета»
https://vk.com/multicolor_planet
- Выставка «Мозаика талантов»https://vk.com/club211585011
Печатные и наглядные пособия:
Схемы плетения;
Инструкционные карты;
Тематические подборки:
- «Подарок ветерану»
- «Народный календарь»
- «Пасхальный сувенир»
Образцы изделий
Аудиовизуальные технические средства:
Презентации:
- «Открытка Учителю»;
- «День матери»;
- «Подвиг длиною в 900 дней и ночей»
- «День защитника Отечества»;
- «Наши традиции – наши корни. Пасхальный сувенир»;
«Игра-викторина «Великой Победе

27

Опрос,
наблюдение,
выставка

Компьютер,
Мультимедий
ный проектор
Бусины,
бисер,
пайетки,
проволока,
нить, канва,
инструменты
(кусачки,
игла,
ножницы,
ткацкий
станок)

Опрос,
наблюдение,
выставка

Компьютер,
Мультимедий
ный проектор
Бусины,
бисер,
пайетки,
проволока,
нить, канва,
инструменты
(кусачки,
ножницы,
игла

Контрольные и итоговое
занятия

Беседа,
объяснение,
практическое
занятие,
самостоятельная
работа

Методы:
-словесный,
-объяснительноиллюстративный,
-практический,
-репродуктивный

Печатные и наглядные пособия:
Комплект заданий для проведения контроля знаний (тесты,
анкеты, викторины, кроссворды)
Аудиовизуальные технические средства:
Интернет-ресурсы:
Генератор заданий https://childdevelop.info/
Создание кроссвордов https://crosswordforge.ru.uptodown.com/windows
Программа для создания тестовhttp://mytest.klyaksa.net

28

Опрос,
рефлексия,
диагностика

Компьютер,
Мультимедий
ный проектор
Бусины,
бисер,
пайетки,
проволока,
нить, канва,
инструменты
(кусачки,
игла,
ножницы,
ткацкий
станок)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Список литературы для педагога:
1. Ануфриева, М.Я. Искусство бисероплетения. - М.: Культура и традиции, 1999.-350с.
2. Белкина, Т.Е. Украшения-талисманы ручной работы. - Донецк: «Издательство СКИФ»,
– 64 с.: ил.
3. Божко, Л. Бисер.-М.:Мартин, 2003. -98с.
4. Виноградова, Е. Большая книга бисера. - М.: Олла-Пресс, 2000. -415с.
5. ДонателлаЧиотти, Бисер/Пер. с итал.-М.: «Ниола 21-й век», 2002. -160с.
6. Ляукина, М.В. Бисер.-М.: Дрофа-Плюс, 2008. -144с.
7. Морас, И. Ангелы из бисера.- М.: АСТ-Пресс Книга, 2016. - 64 с.: цв.ил.
8. Морас, И. Звезды из бисера.- М.: АСТ-Пресс Книга, 2016. - 56 с.: цв.ил.
9. Сальникова, А. История елочной игрушки – М: Новое литературное образование, 2012.
– 240 с.: ил.
10. Федотова М. Валюх Г. Цветы из бисера. - М.: Культура и традиции, 2004. -88с.
Список литературы для учащихся и родителей:
1. Морас, И. Звезды и ангелы из бисера.- М.: АСТ-Пресс Книга, 2015. - 64 с.: цв. ил.
2. Кузьмина, Е.В. Елочные игрушки. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2011. – 96
с.: цв. ил.
3. Куликова Л.Г., Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки.-М.:
«Издательский Дом МСП», 2001. -100с.
4. Ляукина, М. В. Фигурки из бисера за полчаса – М.: АСТ-Пресс Книга, 2014. - 63 с.:ил.
5. Игрушечки из бисера. М.: Культура и традиции, 2006. -78с.
6. Фигурки из бисера. - М.: Культура и традиции, 2004. -78с.
Интернет-источники:
1. Образовательный портал России - Проект «Инфоурок»:
https://infourok.ru/user/novikova-elena-semenovna
2. Бисер и бисероплетениеhttp://biserok.org/
3. Виды бисера http://vyshivanka.ru/vidy_bisera.htm
4. Материалы и инструменты для бисероплетенияhttp://propodelki.ru/podelki-iz-bisera/41materialy-i-instrumenty-dlya-biseropleteniya.html
5. Бисероплетение для начинающих http://mirbisera.blogspot.ru/2015/09/basic-beadingtechniques.html
6. Базовые техники бисероплетения http://www.vseizbisera.com.ua/tehniki_biseropleteniya/
7. Техники
плетения
бисером
https://ru.pinterest.com/explore/техники-плетениябисером/?lp=true
8. Украшения из бисера http://bicerinka.com/Katalog.html
9. Цветы из бисера http://bicerinka.com/Cvetochki.html
10. Раскраска схем http://bicerinka.com/draw.html
11. Цветочные композиции из бисераhttp://onlybiser.ru/tsvetochnye-kompozitsii-bukety.html
12. Цветочные композиции из бисера http://leonardo.ru/mclasses/274/master-klasscvetochnie-kompozicii-is-bisera/
13. Фрукты
из
бусин
и
бисера
для
детского
творчества
http://www.rukodelie.by/content/?id=8107
14. Объемные животные из бисера http://biserinka.in.ua/category/obyomnye-zhivotnye-izbisera/page/5/
15. Статьи о бисероплетенииhttp://bicerinka.com/articles.html
16. Книги о бисере http://bicerinka.com/Biblio.html

29

Календарный учебный график

Срок
Дата
обучения начала
обучения

Дата
Окончания
обучения

Всего
учебных
недель

Всего
учебных
дней

Кол-во
учебных
часов

Режим Срока
занятий аттестации

1 год

31.05.

36

144

144

1 раз в
неделю

4.09.

Декабрь,
май

План воспитательной работы объединения
№
п/п
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Название мероприятия

Сроки

«День учителя»29.09.2023
изготовление
открыток
«День Мамы» - изготовление 22.11.2023
сувенира
«Новый год» - изготовление 13.12сувениров
25.12.2023
«Новогодняя игрушка» -мастер-20.12.2023
класс
«День Святого Валентина»
07.02.2024
сувенир- поздравление
«23 Февраля»-сувенир папе
14.02.2024
«8 Марта»- изготовление
открыток
«8 Марта»мастер-класс
«Пасха»мастер-класс
«9 мая»- изготовление
подарков ветеранам
Выставка работ

21.02.2024
02.03.2024
18.04.2024
02.05.2024
23.05.2024

30

Место
Примечание
проведения
МБУ
ДО
«ДХТД»
МБУ
«ДХТД»
МБУ
«ДХТД»
МБУ
«ДХТД»
МБУ
«ДХТД»
МБУ
«ДХТД»
МБУ
«ДХТД»
МБУ
«ДХТД»
МБУ
«ДХТД»
МБУ
«ДХТД»
МБУ
«ДХТД»

ДО
ДО
ДО
ДО
ДО
ДО
ДО
ДО
ДО
ДО


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».