Приказ №26/2 от 30.06.2023г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
Программа
«Почемучка»
Направленность социально-гуманитарная
Объем обучения: 72
Срок реализации: - 1 года
Возрастная категория: 5-7 лет
Программа согласована и рекомендована:
Педагогическим советом МБУ ДО «ДХТД»
От 06.06.2023г. Протокол № 07
Разработчик программы
Демехина Ирина Михайловна,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «ДХТД» Александро –Невского
муниципального района Рязанской области.
2023 г.
Содержание программы
1.
Титульный лист
2.
Пояснительная записка
-
направленность программы
-
актуальность программы
- отличительные особенности программы / новизна
-
педагогическая целесообразность
-
адресат программы
- объем и срок реализации программы
-
цель и задачи программы
-
цель и задачи модулей
-
формы обучения
-
приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
-
режим занятий
- особенности организации образовательного процесса
-
условия реализации программы
-
планируемые результаты
3.
Учебный план
4.
Содержание учебных модулей программы
-
Учебный модуль " Обучение чтению и развитие речи".
-
Учебный модуль «Математика»
пальцев».
Учебный модуль «Работа по укреплению мускульной силы кисти руки и
5.
Календарно тематический учебный график
6. Оценочные и методические материалы
- Способы определения
результативности:
-
Средства, необходимые для реализации программы
7.
Информационное обеспечение
2. Пояснительная записка.
Программа способствует развитию познавательной активности, интеллектуальных
способностей детей, самостоятельности и инициативы, стремления к творчеству, к новой
социальной позиции школьника, успешной адаптации при переходе из детского сада в
школу, имеет социально-гуманитарную направленность.
Актуальность и новизна программы.
В настоящее время современная школа решает сложную задачу образования и
воспитания подрастающего поколения – личностное развитие ребенка (готовность и
способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на
основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных,
коммуникативных), познания и освоения мира. В сфере экономических и политических
преобразований
нашего
общества
от
учителя
начальных
классов
требуется
совершенствование всей системы учебно-воспитательного процесса, осуществление
преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких
направлений является предшкольная подготовка.
Переход от дошкольного детства к школьному – один из самых ответственных
этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует
огромного
напряжения
всех
жизненных
сил,
перестройки
работы
организма.
В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей,
учителей)
- обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной
подготовки дошкольника к обучению в школе.
Отличительные особенности программы.
Занятия строятся на интегрированной основе с широким использованием игровых
методов. В ходе специальных занятий дети научатся использовать простые и сложные
логические операции при решении поставленных задач. Все задания и упражнения в
каждой теме расположены так, что степень их сложности постоянно возрастает, поэтому
желательно придерживаться данной программы, не нарушая последовательности.
В программе занятий по подготовке детей к школе уделяется достаточно времени
для развития мелкой моторики, используя приемы:
- игры с мелкими предметами, крупой, палочками;
- шнуровки;
- изображение пальчиками предметов, фигур, птиц;
- графические упражнения
В содержание занятий включаются следующие формы работы: индивидуальная,
работа в парах, работа в группах, самостоятельная работа, и такие виды деятельности как,
познавательная, исполнительская, творческая, интеллектуальная.
Педагогическая целесообразность.
Данная программа предусматривает увлекательную игровую форму занятий и
обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. В ходе
реализации
программы
продуктивная
предусмотрены
(изобразительная),
различные
познавательная,
виды
деятельности:
развивающие
игровая,
упражнения,
элементарная математика, с помощью которых дети научатся читать, считать, решать,
писать, объяснять свои действия, строить умозаключения, получат много интересной
познавательной информации об окружающей действительности, что будет способствовать
развитию мышления и речи.
Вместе
с
тем,
дополнительная
общеразвивающая
программа,
основополагается на:
формах и методах образования, воспитания и развития детей старшего
дошкольного
возраста,
предполагающих
использование
в
процессе
реализации
программного содержания дополнительной общеразвивающей программы: адекватных
возрасту детей методов образования и воспитания, методов проблемного обучения,
теоретических методов (сравнительно - сопоставительный анализ, обобщение, наглядноиллюстративный метод), эмпирических методов (прямое и косвенное наблюдение, анализ
продуктов деятельности воспитанников);
методах контроля эффективности и качества организации образовательного
процесса, предполагающих использование самообследования и экспертного оценивания
результатов образовательного процесса.
Адресат программы.
Содержание дополнительной общеразвивающей программы
«Почемучка» предназначена для детей от 5 до 7 лет и учитывает психологовозрастные особенности обучающихся в соответствии с СанПиН.
Объем и срок реализации: программа рассчитана на 72 часа на 1 год обучения.
Цель программы:
успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным
условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной
ступени
на
другую.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать мотивацию учения и интерес к самому процессу обучения;
- Формировать приёмы умственных действий: анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, исключения, моделирования, конструирования.
- Формировать опыт самопознания.
Развивающие:
- Развивать наглядно - образное и формировать словесно - логическое мышление,
умение делать выводы, обосновывать свои суждения;
-
Развивать
память,
внимание,
творческие
способности,
воображение,
вариативность мышления.
-
Развивать
общеучебные
взаимодействовать, доводить
умения:
начатое дело
умение
до
работать
в
конца; работать
коллективе,
внимательно,
сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;
- Развивать умение общаться со взрослыми, со сверстниками, умение видеть мир
глазами другого человека;
Воспитательные:
- Воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом.
Общая характеристика программы
Основные положения программы:
подготовка к школе носит развивающий характер;
не допускает дублирования программ первого класса;
помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками,
свзрослыми);
обеспечивает формирование ценностных установок;
ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей
ребенка, на зону его ближайшего развития;
обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности;
организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные
виды деятельности;
готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в
сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;
инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.
Основные принципы построения программы:
общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей;
развитие творческой деятельности;
развитие личностных компетенций;
поддержка и сохранение здоровья;
формирование духовно-нравственных установок и ориентаций;
развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;
сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как:
учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
систематичность и последовательность;
вариантность и вариативность;
доступность и достаточность;
наглядность; достоверность;
комплексность;
взаимосвязь с окружающим миром;
использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства,
произведений детского творчества;
разнообразие игровых и творческих заданий;
многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая,
музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).
Ведущая деятельность:
игра;
продуктивная, творческая деятельность;
Формы обучения - очная.
Режим занятий- 1 год обучения – 1 раз в неделю по 2 часа – 72 часа в год.
Формы занятий:
занятие
конкурс;
предметная игра;
сочетание всех элементов на одном уроке.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
Словесные:
- устное объяснение;
- анализ текста;
- музыкального произведения;
- беседа;
- обсуждение проблемы;
- диалог – дискуссия;
- решение проблемных ситуаций.
Наглядные:
- демонстрация иллюстраций;
- видеоматериалов;
- работа по образцу.
Практические:
- игры;
- упражнения;
- ручной труд;
- рисование.
Режим занятий.
Занятия проводятся один раза в неделю по два академических часа с десятиминутным
перерывом.
Особенности организации образовательного процесса.
Прием
учащихся
осуществляется
в
соответствии
с
локальными
актами
образовательной организации. Набор детей в группы осуществляется независимо от их
способностей
и
умений. В
объединение
принимаются
и
девочки
и
мальчики. Количественный состав от 10 до 15 человек.
Условия реализации программы.
Для организации успешной работы необходимо иметь оборудованное помещение
(кабинет), в котором представлены в достаточном объеме наглядно-информационные
материалы, хорошее верхнее освещение и дополнительное боковое, наличие необходимых
инструментов и материалов.
Планируемые результаты освоения программы
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение
к школьному обучению.
Задачи курса:
Обучающие:
Приобретение знаний, умений и навыков учебной деятельности;
Формирование умений точно и ясно выражать свои мысли;
Развитие мотивации к учебной деятельности.
Развивающие:
Прививать ответственное отношение к учебе;
Активизировать творческий потенциал;
развить умения и навыки необходимые для занятий в начальной школе;
Развивать память, мышление, воображение.
Воспитывающие:
Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность;
Формировать культуру общения друг с другом;
Основные принципы работы педагогов при подготовке детей к школе:
учет индивидуальных возможностей и способностей ребят;
уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной
требовательностью;
комплексный подход при разработке занятий;
систематичность и последовательность занятий;
вариативность содержания и форм проведения занятий;
наглядность.
3. Учебный план
Программа имеет модульный принцип построения, содержания и организации
образовательного процесса. Состоит из трех модулей: " Обучение чтению и развитие
речи", "Математика ", " Работа по укреплению мускульной системы кисти руки и
пальцев".
№ п/
п
Модуль
Всего
часов
Теоретических
часов
Практических
часов
36
18
18
1.
Обучение
чтению и
развитие речи
Формы
промежуточной
аттестации
Тестирование
2.
Математика
18
9
9
Тестирование
3.
Работа по
укреплению
мускульной
системы
кисти руки и
пальцев
18
9
9
Тестирование
Итого:
72
Открытый урок
Тематический план модуля «Обучение чтению и развитие речи»
№
п/п
1
2
Темы модуля
« Обучение чтению и развитие речи»
Звук и буква:
Звук и буква:
А.
М.
Звуки и буквы:
Р, О.
Звуки и буквы:
Ш, Ы.
Звуки и буквы:
И, У, Н.
Звуки и буквы:
С, К, Т.
Звуки и буквы: Л, В – согласные, звонкие;
7
буква Е обозначает двойной звук.
8 Звуки и буквы:
Б, П.
9 Звуки и буквы:
З, Д.
10 Звуки и буквы:
Г, Я.
11 Звук и буква:
Ч и буква Ь.
12 Звуки и буквы:
Ж, Е.
13 Звуки и буквы:
Й, Х.
14 Звуки и буквы:
Ц, Ю.
15 Звуки и буквы:
Э, Щ.
16 Звук и буква:
Ф.
17 Ъ и Ь – разделительные знаки.
18 Развитие навыка чтения.
ИТОГО
Теоретических
часов
1
Практических
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18
3
4
5
6
1
36
18
1
Тематический план модуля «Математика»
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Темы модуля "Математика"
Счет до 10.
Числа до 10.
Состав числа 3.
Состав числа 4.
Состав числа 5.
Состав числа 6.
Состав числа 7.
Состав числа 8.
Состав числа 9.
Состав числа 10.
Тестирование
Задачи на сложение.
Задачи на вычитание
Геометрические фигуры
Часы, время.
Тестирование
Итого
Теоретических часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18
9
Практических часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
Тематический план модуля
" Работа по укреплению мускульной силы кисти руки и пальцев ".
№
п/
п
1
2
Темы модуля
" Работа по укреплению мускульной силы кисти руки и
пальцев "
Рисование по опорным точкам
Теоретиче Практ
ских
и
часов
ческих
часов
6
Дорисовывание второй половины рисунка
Рисунок по образцу не отрывая руки от бумаги
6
6
3
ИТОГО
6
18
4. Содержание учебных модулей программы.
Учебный модуль « Обучение чтению и развитие речи».
Работа над устной речью детей начинается с первого дня занятий, учитывая то, что
уже осознаётся ребёнком в его речевой практике: «слово», «звук», «буква». Понятие
«слог» вводится лишь тогда, когда малыши начинают читать первые слова. Изучение букв
происходит ежедневно и по одной, и по две, и по три. Когда дети начинают читать целые
фразы, вводится понятие «предложение» и грамматические правила о большой букве и
раздельном написании слов в предложении.
Развивая фонематический слух малышей, необходимо систематически выделять,
узнавать, различать фонемы родного языка, т.к. хорошо развитый фонематический слух –
существенная предпосылка правильного чтения и письма.
Важнейшую
роль
играет
анализ
и
синтез
звуков.
Здесь
используется
артикулирование звуков, договаривание незаконченного слова, подбор слов с изучаемым
звуком и определение его места в слове, чтение слов по подобию, наращивание гласных и
согласных в начале и в конце слова, присоединение согласной от первоначального слова
ко второму, замена одного звука в слове другим, чтение анаграмм и др.
Широко используется приём сравнения при ознакомлении детей с мягкими
согласными, мягкость которых подчеркнута определёнными гласными и Ь, при
ознакомлении с парными согласными, Ъ и Ь разделительными знаками.
Дети с увлечением печатают буквы, слоги, слова, как по точечному образцу, так и
выполняя задания: «Допиши слово». Эта работа вносит осмысленность в процесс
овладения чтением и, кроме того, развивает мускульную память.
Организуя работу ребят по развитию речи, необходимо ставить перед ними все
новые и новые задачи, расширяя круг наблюдений и познаний о мире, в котором мы
живём, о природе, жизни животных, труде людей и результатах труда, общечеловеческих
ценностях, любви к родным, дому, умению дружить и т.д.
Во время работы необходимо дать посильную задачу, создать трудовую атмосферу,
вызвать соответствующие эмоции – всё это будет способствовать усвоению материала,
развитию логического мышления, внимания, а так же воспитание воли, привычки к
умственному труду.
ОБУЧЕНИЕ СЛОГОВОМУ ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
В данный период предусматривается:
• развивать фонематический слух детей (умение различать и выделять отдельные
звуки в слове и слоге, устанавливать их последовательность), вырабатывать отчётливое,
правильное и громкое произношение слов, слогов и звуков речи;
• учить плавному слоговому чтению, умению печатать односложные, двусложные
слова самостоятельно;
• учить читать слова с открытыми и закрытыми слогами, со стечением согласных, с
твёрдыми и мягкими согласными, с Ъ и Ь знаками;
• учить отвечать на вопросы учителя, спрашивать, выражать свои впечатления и
мысли, рассказывать о результатах своих наблюдений, умению говорить перед классом,
выразительно читать стихотворения, рассказывать сказки, составлять короткие рассказы
по сюжетным картинам, логическим заданиям. Учатся дети отгадывать загадки, шарады,
анаграммы;
• знакомить с написанием сочетаний: ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН;
• учить объединять предметы по существенным признакам (в связи с чтением или
наблюдением).
Обучение чтению и развитие речи (36 часов)
Тема 1. Звук и буква А (2 часа)
Теория: Знакомство с буквой А.
Практика: Заучивание стихотворения «Арбуз». Загадки об арбузе, автобусе.
Тема 2. Звук и буква М (2 часа)
Теория: Знакомство с буквой.
Практика: Чтение букв, слогов, слов. Составление рассказа по сюжетным
картинкам «Мишки за работой». Печатать: М, МА – МА.
Тема 3. Звуки и буквы Р, О (2 часа)
Теория: Знакомство с буквами Р, О
Практика: Чтение букв , слогов, слов. Составление рассказа по серии картинок.
Логическое упражнение «Рыбы. Животные». Заучивание стихотворения «Речка». Печатаем: Р,
О, Шар, Рама, Мара, Рома.
Тема 4. Звуки и буквы Ш,Ы. (2 часа)
Теория: Знакомство с буквами Ш, Ы.
Практика: Заучивание стихотворения «Шар». Чтение слияний, слогов, слов.
Печатаем Ш, Ы, Ша, Шо, Шар, Ша-ры, Ма-ша.
Тема 5. Звуки и буквы И, У, Н. (2 часа)
Теория: Познакомить со звуками и буквами И, У, Н. Многозначность слов: игла,
нос. Шарады: уточка, удочка.
Практика: Чтение букв, слогов, слов. Предложение. Анаграммы. Печатаем: И, Ни,
Н, На, Ни-на.
Тема 6. Звуки и буквы: С, К, Т. (2 часа)
Теория: Знакомство с буквами С, К, Т. Развитие речи, «Кот – герой сказок».
Практика: Загадки. Земля- дом для всего живого. Чтение букв, слогов и
предложений. Печатаем: С, К, Т, сок, Тима, Тома.
Тема 7. Звуки и буквы: Л, В – согласные звонкие; буква Е обозначает двойной
звук (2 часа).
Теория: Познакомить со звуками и буквами Л, В, Е.
Практика: Загадки о лодке, лыжах, ели, воде. Чтение букв, слогов и предложений.
Печатаем: Л, В, Е, Лена, Вова, Елена. Несу в руке ромашку.
Тема 8. Звуки и буквы: Б, П (2 часа).
Теория: Знакомство со звуками и буквами Б, П.
Практика: Чтение слогов, слов, предложений с антонимами. Многозначность слов:
шапка, шляпка. Печатаем: Б, П, БА, БО, БУ, БАБУШКА, ПА, ПО, ПЫ. У папы собака.
Тема 9. Звуки и буквы: З, Д (2 часа).
Теория: Знакомство с буквами З, Д. Беседа «Зубы и уход за ними». Характеристика
звуков З, Д.
Практика: Чтение слогов с буквами, слов и предложений. Многозначность слова
змей. Печатаем: З, Д, Зина, Дима, Роза, Даша. Роза росла в саду.
Тема 10. Звуки и буквы: Г, Я (2 часа).
Теория: Знакомство с буквами Г, Я. Беседа: « Почему землянику, чернику, малину
так называют?».
Практика: Загадки о яблоке и груше. Игра «Ягоды и фрукты». Читаем буквы, слоги,
слова и рассказ « В саду». Печатаем: Я, Г, Яша, губы, стог, яблоко, город, гуси.
Тема 11. Звук и буква: Ч, буква Ь
(2 часа).
Теория: Знакомство с буквами Ч, Ь.
Практика: Логическое упражнение «Животные». Звук и буква Ч. Чтение слогов,
слов и предложений. Сочетания: ЧА, ЧУ, ЧК, ЧН. Буква Ь. Чтение слов и предложений.
Печатаем: Ч, Ь, ПОЧКА, КОНЬ, ПОЧТА, КОНЬКИ. У Наташи часы.
Тема 12. Звуки и буквы: Ж, Е (2 часа).
Теория: Знакомство и характеристика звука и буквы Ж,
Практика: написание ЖИ, ШИ. Чтение букв, слогов, слов и предложений.
Составление рассказа по серии картинок «За грибами». Звук и буква Е. Чтение слов, слогов,
предложений. Печатаем: Ж, Е, МОРЖ, ЁЖ, Ж-Ш, МОРЖИ, ЕЖИ. У ёжика колкие иголки.
Тема 13. Звуки и буквы: Й, Х (2 часа).
Теория: Знакомство со звуками и буквами Х,Й.
Практика: Логическое упражнение «Откуда хлеб пришел?». Чтение слогов, слов и
стихотворения. Звук и буква Й, чтение и предложений. Печатаем: Й, Х, хлеб, буханка, зайка.
У нас гостил Незнайка.
Тема 14. Звуки и буквы: Ц, Ю (2 часа).
Теория: Беседа «Улица Помогай». Составление рассказа по серии картинок «На
семейной ферме». Знакомство с буквами и их характеристика.
Практика: Чтение слогов, слов с этими буквами. Анаграммы: Л В Ю К – (клюв), А
Ю Л – (юла). Печатаем: Ю, Ц, Юля, Юра, месяц. Юра растит огурцы.
Тема 15. Звуки и буквы: Э, Щ (2 часа).
Теория: Беседа «Изменения в живой и неживой природе весной». Звук и буква Щ.
Звук и буква Э ( из слова это )
Практика: Загадки о цветах. . Чтение слогов, слов и предложений. Сочетание ЩА,
ЩУ. Печатаем: Э. Щ, ЩЕНОК, ЭТАЖИ. Щенка зовут Эхо.
Тема 16. Звук и букв: Ф (2 часа).
Теория: Знакомство со звуком и буквой Ф. Характеристика звука.
Практика: Стихотворение «Пароход обходит мели…» Словарь: мель, моряк,
штурман, доблестный. Беседа о флоте. Чтение слогов, слов и предложений.
Печатаем: Ф, ФЛОТ, Федя, Феня, ФИЛЬМ, ФИЛЬМЫ. Яхта плавает по волнам.
Тема 17. Ъ и Ь – разделительные знаки (2 часа).
Теория: Толкование пословиц. Беседа по иллюстрациям « Семья обедает».
Наблюдение над словами на слух: Коля – колья.
Практика: Чтение слов и предложений. Игра «Хахания». Семя села обедать. (?)
Печатаем: Ъ, Ь, СЕМЯ, СЕМЬЯ, СЕЛ, СЬЕЛ, СЪЕХАЛ.
Тема 18. Развитие навыка чтения (2 часа).
Практика: Хоровое чтение текста с доски.
Штриховка: поезд из Ромашкова, снеговик. Печатаем: поезд едет из Ромашкова.
Экскурсия в библиотеку.
Учебный модуль «Математика».
Математика способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания,
творческого воображения, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и
его доказательности; дает реальные предпосылки для развития логического мышления
детей, обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли.
Формирование понятий о числе и арифметических действиях начинается с первых уроков
и проводится на основе практических действий с различными группами предметов. У
детей формируется обобщение об образовании следующего числа натурального ряда,
устанавливается соотношение, между любым числом ряда и всеми ему предшествующими
или последующими; учатся находить сумму двух чисел (с помощью счета предметов), их
разность (на основе состава числа). Раскрытие смысла действий, формирование тех или
иных понятий связано, как правило, с решением простых задач (решаемых одним
арифметическим действием). Наряду с решением готовых задач важно упражнять детей в
самостоятельном их составлении по различным заданиям учителя. Числовой и сюжетный
материал должен браться из окружающей действительности. Важнейшее задание на
уроках математики имеет игровая деятельность, яркий и разнообразный дидактический
материал.
1. Счет предметов (реальных предметов и их изображений).
2. Число и цифра. Нумерация чисел: название, последовательность и обозначение
чисел от О до 10. Их чтение и запись.
3. Сравнение чисел. Понятия «больше», «меньше», «столько же» или «равно».
4. Знаки: +, —, =. Действия: сложение и вычитание.
5. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему, вычитание 1 из последующего.
6. Знакомство с составом чисел первого десятка (на счетном материале).
7.
Решение простых задач на сложение и вычитание на основе
счетапредметов.
8.
Знакомство с геометрическими фигурами: круг, овал треугольник,
прямоугольник, квадрат (как особый прямоугольник).
9. Знакомство с объемными геометрическими телами.
10. Олимпиадные задания для любознательных дошкольников.
Математика (18 часов)
Тема 1. Счет до 10. (1 час)
Теория: Весёлый счёт: «Мишки вышли по грибы».
Практика: Работа со счётным материалом.
Тема 2. Числа до 10. (1 час)
Теория: Знакомство с числами от 0 до 10. (1 час)
Практика: Работа со счётным материалом.
Тема 3. Состав числа 3. (1 час)
Теория: Беседа «Состав числа 3».
Практика: Работа на листочках.
Тема 4. Состав числа 4. (1 час)
Теория: Беседа: Число ицифра 4. Состав числа 4.
Практика: Работа в тетради (по точечному образцу).
Тема 5. Состав числа 5. (1 час)
Теория: Беседа «Число и цифра 5. Состав числа 5».
Практика: 5 Работа втетради.
Тема 6. Состав числа 6. (1 час)
Теория: Беседа: Число 6. Состав числа 6.
Практика: Работа в тетради:
а) письмо цифр от 0 до 6. Б) задачи, где прибавляем и отнимаем 1.
Тема 7. Состав числа 7. (1 час)
Теория: Беседа: Число 7. Состав числа 7.
Практика: Работа на листочках.
Тема 8. Состав числа 8. (1 час)
Теория: Знакомство с числом 8. Состав числа 8.
Практика: Работа в тетради по образцу.
Тема 9. Состав числа 9. (1 час)
Теория: Беседа «Сложение и вычитание в пределах 8».
Практика: Работа в тетради: а) нарисуй столько же; б) нарисуй слева, справа; в)
посчитай, запиши. Игра « Груши и яблоки»
Тема 10. Состав числа 10. (1 час)
Теория: знакомство с числом 10 его составом.
Практика: Работа в тетради по заданию.
Тема 11.Тестирование. (1 час)
Практика: Тестирование.
Тема 12. Задачи на сложение. (1,5 часа)
Теория: Беседа «Сложение».
Практика: Решение задач.
Тема 13. Вычитание. (1,5 часа)
Теория: Беседа «Вычитание»
Практика: Решение задач.
Тема 14. Геометрические фигуры (1,5 часа)
Теория: Беседа: геометрические фигуры.
Практика: Работа на листочках.
Тема 15. Часы время. (2 часа)
Теория: Знакомство с понятием время. Изучение циферблата часов.
Практика: Д/и «Покажи впемя».
Тема 16. Тестирование. (1 час).
Практика: Тестирование.
Учебный модуль «Работа по укреплению мускульной силы кисти руки и
пальцев».
При поступлении ребенка в школу, наряду с общей физической развитостью, к детям
дошкольного возраста предъявляется одно особенное требование: желательно, чтобы у них
была хорошо развита мелкая моторика рук. Ведь школа сразу дает большую нагрузку на глаза
ребенка и на его кисти – при обучении письму и математике, на уроках рисования и трудового
обучения.
Так что же такое – это мелкая моторика рук?
Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом
важно помнить о координации «рука-глаз», т. К. развитие мелких движений рук происходит
под контролем зрения.
Можно сказать что, мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения
кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем:
нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют
термин ловкость.
Слабое развитие моторики рук, может отрицательно отразиться на обучении ребенка в
школе. Движения рук имеют большое значения для овладения письмом. Если скорость
движения пальцев будет замедлена, то нарушается и точность движений. Ребенку будет трудно
учиться писать, писать он будет медленнее других и, скорее всего, некрасиво. Может
сформироваться негативное отношение и к письму и к учебным действиям вообще.
«Рука – это щупальца мозга» (И.М. Сеченов). Рука – это единственный орган человека, где
сконцентрирована вся жизненная энергия.
В дошкольном возрасте важна подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит
к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с
предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 – 7 годам в основном
заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления детей в
школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм,
различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают
сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие
ребёнка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать
многих проблем школьного обучения.
И так, для развития мелкой моторики рук необходимо применять игры и упражнения,
способствующие развитию моторики пальцев рук. Во время выполнения упражнений нужно
учитывать
индивидуальные
особенности
каждого
ребенка,
настроение,
желание
и
возможности. Главное, что действия приносили детям только положительные эмоции. Главное,
что действия приносили детям только положительные эмоции. Нужно заботиться о том, чтобы
деятельность ребенка была успешной, - это и будет подкреплять интерес к играм и
упражнениям.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения,
пальчиковой разминки должны проводиться систематически.
Работа по укреплению мускульной силы кисти руки и пальцев (6 часов).
Тема 1. Рисование по опорным точкам (6 часа).
Практика: Работа в рабочих тетрадях.
Тема 2. Дорисовывание второй половины рисунка (6 часа)
Практика: Работа в тетрадях.
Тема 3. Рисунок по образцу не отрывая руки от бумаги (6 часа).
Практика: Штриховка рисунка. Раскрашивание прозрачных предметов.
5. Календарно-тематическое планирование учебных модулей.
Календарно-тематическое планирование модуля
« Обучение чтению и развитие речи «
№
п/п
Дата
1
Занятие
Теоретических
часов
1
Практических
часов
1
Занятие
1
1
Звук и буква: М.
Занятие
1
1
Звуки и буквы: Р, О.
Занятие
1
1
Звуки и буквы: Ш, Ы.
Занятие
1
1
Звуки и буквы: И, У, Н.
Занятие
1
1
Звуки и буквы: С, К, Т.
Занятие
1
1
Звуки и буквы: Л, В – согласные, звонкие;
буква Е обозначает двойной звук.
Занятие
1
1
Звуки и буквы: Б, П.
Занятие
1
1
Звуки и буквы: З, Д.
Занятие
1
1
Звуки и буквы: Г, Я.
Занятие
1
1
Звук и буква: Ч и буква Ь.
Занятие
1
1
Звуки и буквы: Ж, Е.
Занятие
1
1
Звуки и буквы: Й, Х.
Занятие
1
1
Звуки и буквы: Ц, Ю.
Занятие
1
1
Звуки и буквы: Э, Щ.
Занятие
1
1
Звук и буква: Ф.
Занятие
1
1
Ъ и Ь – разделительные знаки.
Занятие
1
1
Форма занятия
сентябрь
2
3
октябрь
4
5
ноябрь
6
7
декабрь
8
9
январь
10
11
февраль
12
13
март
14
15
апрель
16
17
май
18
Тема занятия
Звук и буква: А.
Форма
контроля
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Развитие навыка чтения.
ИТОГО
18
18
36
Календарно-тематическое планирование модуля «Математика»
№
п/п
Дата
1
2
сентябрь
3
4
5
октябрь
ноябрь
Форм
а
заняти
я
Занятие
Теоретичес
ких часов
Практичес
ких часов
Тема занятия
Форма
контроля
0,5
0,5
Счет до 10.
Опрос
Занятие
0,5
0,5
Числа до 10.
Опрос
Занятие
0,5
0,5
Счёт предметов. Состав числа 3.
Опрос
Занятие
0,5
0,5
Состав числа 4.
Опрос
Занятие
0,5
0,5
Состав числа 5.
Опрос
6
7
8
декабрь
9
10
11
12
13
14
15
16
январь
Занятие
0,5
0,5
Состав числа 6.
Опрос
Занятие
0,5
0,5
Состав числа 7.
Опрос
Занятие
0,5
0,5
Состав числа 8.
Опрос
Занятие
0,5
0,5
Состав числа 9.
Опрос
Занятие
0,5
0,5
Состав числа 10.
Опрос
1
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
1
1
Тестирование.
Задачи на сложение
Задачи на вычитание
Геометрические фигуры
Часы, время.
Тестирование
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
18
февраль
Занятие
Занятие
Занятие
март
апрель
май
Занятие
Занятие
ИТОГО
9
9
Календарно-тематическое планирование модуля " Работа по укреплению
мускульной силы кисти руки и пальцев "
№
п/
п
1
Дата
Сентябрь
октябрь
Форма
занятия
Теорети
ческих
сасов
Занятие
Практи
ческих
часов
6
2
Ноябрь
декабрь
Занятие
6
3
Март
май
Занятие
6
ИТОГО
Тема
занятия
Форма
контроля
Рисование по опорным точкам
Игра
штриховка
Дорисовывание второй половины
рисунка
Рисунок по образцу не отрывая руки
от бумаги
Игра
штриховка
18
Игра
штриховка
18
6. Оценочные и методические материалы
Способы определения результативности:
Диагностика уровня развития детей происходит в начале процесса обучения (тест
школьной зрелости Керна-Йирасика) и в конце курса обучения (тест и опросник КернаЙирасика) (приложения 4-5) . Форма проведения: тесты, анализ результатов работ детей,
выполнение практических заданий
Средства, необходимые для реализации программы:
учебно-тематическое планирование;
азбука;
рабочие тетради;
прописи;
наглядные пособия;
счетный материал.
7. Информационное обеспечение
Учебно-методическое и информационное обеспечение
1. Н.С. Жукова "Букварь». – М.: «ЭКСМО», 2017, 2018
2. Колесникова Е.В. От А до Я. Рабочая тетрадь. Изд. "Ювента", 2018
3. Гаврина С. Готовим руку к письму. 6-7 лет. Рабочая тетрадь. Изд. « Росмен», 2018
4. Гаврина С. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет, « Росмен», 2018
5. Безруких М.М. Пишем цифры и считаем. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет, Изд.
"Ювента", 2018
6. Н.Ф.Виноградова «Рассказы-загадки о природе» - М.: «Вентана Граф», 2018
7. Земцова О.Н. Что нас окружает. Познаём мир.
Серия «Умные книжки» - ООО «Издательская группа Аттикус», 2007. Machaon.
8. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Составитель Г.Ф. Марцинкевич –
Волгоград: «Учитель», 2002
9. Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе. Авторы-составители
Н.А. Завьялова и др.- Волгоград: «Учитель», 2005
10.
Предшкольное
образование.
Региональная
модель.
Сборник
научно-
практических материалов. Серия "Предшкольная пора". Издательство Вентана-Граф, 2016
Приложение 1
Анкета для родителей
«Ваша позиция по подготовке ребёнка к школе?»
Уважаемый родитель!
Предлагаем Вам подумать над некоторыми вопросами и ответить на них
письменно.
1. В чём заключается, на ваш взгляд, готовность
школе? (поставьте цифры по степени важности: 1 – наиболее важно)
o
o
o
o
o
o
o
ребёнка
к
учиться
в
Умение читать и писать
Умение считать
Умение логически мыслить
Психологическая готовность
Ответственность и самостоятельность
Умение общаться в коллективе сверстников и со взрослыми
Физическое здоровье
1. Что лично для Вас означает
школе» (нужное подчеркните, дополните):
выражение:
«уметь
o получать хорошие оценки;
o слушаться учителя и не шалить;
o знать и выполнять все правила школьной жизни?
1. Считаете ли, что определённую подготовку к школе ребёнок получает в
своей семье?
В чём она Вам видится?
1. Какую позицию Вы склонны занять в связи с тем, что школьная жизнь
потребует
от ребёнка умения справляться с новыми
для него
обязанностями (нужное подчеркните, дополните):
o усилите требования к ребёнку и контроль;
o часть обязанностей возьмёте на себя, освободив от них ребёнка;
o как-то иначе поможете ребёнку справляться с новыми обязанностями?
Укажите,
как
1. Есть ли у Вашего ребёнка желание учиться вообще, и в школе в том
числе?
Почему Вы так считаете?
1. Попадалась ли Вам литература по подготовке ребёнка к школе,
вызвавшая Ваш интерес (нужное подчеркните, дополните):
Приложение 2
Анкета для родителей
1. Оцените по пятибалльной системе Ваше отношение к курсу подготовки к
школе 5 4 3 2 1
1. Оцените по пятибалльной системе отношение Вашего ребенка к курсу
подготовки к школе 5 4 3 2 1
1. Что самое интересное и ярко запомнившееся занятие у Вашего ребенка
1. Какие задания, упражнения вызывали сложности у Вашего ребенка?
1. Что Вам кажется необходимо изменить ли добавить в организации занятий
группы по подготовке к школе?
Спасибо!
Приложение 3
Уважаемые родители!
Как определить, готов ли Ваш ребёнок к школе.
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы нашей анкеты:
Ф.И.О родителя:
Ф.И.О ребенка:
Возраст ребенка (на момент прохождения тестирования):
1.Планируете ли Вы отдать ребенка в школу в возрасте 7-ми лет?
1. Да 2.Нет
2. Как вы считаете готов ли ваш ребенок к
школе?1.Да 2.Нет
3. Готов ли ваш ребенок понять позицию школьника?
1.Да 2.Нет
4. Умеет ли ребенок оценивать свою
деятельность?1.Да 2.Нет
5. Положительно ли Ваш ребенок реагирует на
критику?1.Да 2.Нет
1. Что лично для Вас означает выражение: «уметь учиться в школе» (нужное
подчеркните, дополните):
1.получать хорошие оценки;
2.слушаться учителя и не шалить;
3. знать и выполнять все правила школьной жизни
1. Считаете ли, что определённую подготовку к школе ребёнок получает в
своей семье?
1. Да 2.Нет
1. Какую позицию Вы склонны занять в связи с тем, что школьная жизнь
потребует от ребёнка умения справляться с новыми для него обязанностями (нужное
выберете, дополните):
1. усилите требования к ребёнку и контроль;
2. часть обязанностей возьмёте на себя, освободив от них ребёнка;
3. как-то иначе поможете ребёнку справляться с новыми обязанностями?
1. Есть ли у Вашего ребёнка желание учиться в школе?
1. Да 2.Нет
1. Попадалась ли Вам литература по подготовке ребёнка к школе, вызвавшая
Ваш интерес?
1. Да
2. Нет
1. Видите ли свою роль в подготовке своего ребенка к школе?
1.Да 2.Нет
1. Выберите, что, по-вашему, свидетельствует о готовности ребенка к
школьному обучению? (можно выбрать несколько пунктов)
1. умение общаться со сверстниками; умение строить адекватные системе
обучения отношения со взрослыми;
2. отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи у ребенка;
умение читать;
3. способность связно говорить, составлять или пересказывать рассказ по законам
литературного, а не разговорного языка;
1. Проводите ли вы дома дополнительные занятия с ребенком для повышения
его готовности к поступлению в школу?
1. да 2.нет
1. Считаете ли вы необходимым уделять ребенку дополнительное время в
течение его первых школьных дней, месяцев?
1. да; 2.нет;
1. Имеется ли у ребенка в вашей семье некое место (например, шкаф, полка,
уголок), за порядок в котором он самостоятельно отвечает?
1. да; 2.нет;
1. Считаете ли вы, что, когда ваш ребенок станет школьником, ему
необходимо будет предоставлять больше свободы и самостоятельности в его
поведении?
1. да; 2.нет
1. Считаете ли вы, что ребёнок должен:
1. делится с вами своими мыслями, чувствами
2. говорит вам только то, что он сам захочет
3. оставляет свои мысли и переживания при себе.
1. Если ребёнок взял у другого ребёнка без спроса игрушку, карандаш, то вы:
1. доверительно с ним говорите и предоставите возможность самому принять решение
2. дети сами разберутся в своих проблемах
3. известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями
1. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребёнок на занятии
был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание, как вы поступите:
1. похвалите и всем детям покажете его работу
2. проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось
сегодня3.скажете ему «всегда бы так занимался».
1. Ваша исходная позиция в работе с детьми:
1. ребёнок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить
его и воспитать
2. у ребёнка много возможностей для саморазвития, взрослый должен максимально
повышать активность самого ребёнка
3. ребёнок развивается неуправляемо, находится под влиянием наследственности
и семьи, поэтому главная задача, чтобы он был здоров, накормлен, не нарушал
дисциплины.
1. Как вы относитесь к активности ребёнка: 1.положительно - без неё
невозможно полноценное развитие
2.отрицательно - она часто мешает целенаправленно и планово вести обучение и
воспитание
3.положительно, но только тогда, когда активность контролируется педагогом.
1. Ребёнок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже делал это
дома, ваши действия:
1. сказали бы «ну и не надо»
2.заставили бы выполнить работу
3.Предложили бы выполнить задание.
1. Какая позиция, по-вашему, правильная:
1. ребёнок должен быть благодарен взрослым за заботу о нём
2. если ребёнок не осознаёт заботу взрослых о нём, не ценит, то это его дело,
когда-нибудь пожалеет
3. воспитатель должен быть благодарен детям за их доверие и любовь
1. Будите ли Вы поощрять своего ребенка за успехи и неуспехи?
1. Да 2. Нет
1. В зависимости от ситуации 26.Должен ли Ваш ребенок подражать своим
сверстникам? 1.Да 2.Нет
1. Какие условия Вы создадите для того, чтобы у ребенка прошел
адаптационный период?
Подсчёт результатов (за каждый положительны й ответ «+», отрицательный
«-»)
5-10 балла - ребёнок полагает, что неплохо живёт и без школы. Взрослым следует
задуматься.
10-20 баллов – да, хочет в школу.
20-26 баллов – прекрасно, если ребёнок сохранит своё отношение к школе на
последующие десять лет.
Вопрос №6:
1.О балов
О балов
3.1 балл
Вопрос
.
.
1 балл
.
.
1 балл
3.1 балл
Вопрос
.
.
№12:
№19:
1.1 балл
.
О балов
3.1 балл
Вопрос
.
№21:
1.О балов
.
№23:
1 балл
3.0 балов
Вопрос
.
Вопрос №8:
1.О балов
О
балов
3.1 балл
Вопрос №18:
1
балл
1
балл
3.1 балл
Вопрос №20:
1.О балов
1
балл
3.0 балов
Вопрос №22:
1.О балов
О
балов
3.1 балл
Вопрос №24:
1.О балов
1.О балов
.
О балов
2. 1 балл
3.1 балл
3.0 балл
Приложение 4
Тест готовности ребенка к школе
Тест Керна-Йерасика позволяет достаточно быстро определить, насколько у
ребенка сформированы функции, необходимые для школы: речь, умственное развитие,
умение выполнять учебную задачу, навыки изобразительной деятельности. Особенности
выполнения заданий теста позволяют выявить уровень волевой организации ребенка, так
как ему придется выполнять малопривлекательную работу в течение необходимого
времени.
Когда ребенок воспроизводит письменные буквы и геометрические фигуры (для
детей дошкольного возраста это исключительно абстрактные формы), выявляется, достиг
ли он такого уровня психического развития, чтобы понять принцип задания, «подражать
образцу» и «усвоить образец». Задания теста также дают представления о развитии
мелких мышц кисти и выраженности тонкой двигательной координации, столь
необходимых для становления навыков письма и совершенствования рисунка.
Тест Керна – Йиерасека может применяется как в группе, так и индивидуально.
Тест состоит из трех заданий: рисование фигуры по представлению, графическое
копирование написанной фразы и точек в определенном пространственном положении.
Время на выполнение каждого задания не ограничено, не торопите ребенка, пусть он
покажет все, на что способен.
При выполнении данного теста помощь оказывать запрещается.
Если ребенок не может высидеть выполнение всех заданий, за время выполнения
теста встает, убегает, машет руками и т.п.,это может говорить о незрелости эмоциональноволевой сферы.
Задание 1.
«Нарисуй какого-нибудь дядю так, как ты умеешь». Никаких дополнительных
уточнений делать не надо. Помощь или исправление ошибок недопустимы.
Результат.
1 балл – у нарисованной фигуры есть голова, туловище, конечности. Голову с
туловищем соединяет шея (она должна быть не больше, чем туловище). На голове должны
быть волосы (возможно, шляпа или шапка), уши. На лице – глаза, нос, рот. Верхние
конечности должны заканчиваться кистью с пятью пальцами. Должны присутствовать
детали мужской одежды.
2 балла – выполнение всех требований, как при оценке 1 балл. Возможно
отсутствие трех деталей – шея, волосы, один палец руки, — но не должна отсутствовать
какая-либо часть лица.
3 балла – у фигуры на рисунке есть голова, туловище, руки, ноги, которые
нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках,
ступни ног.
4 балла – примитивный рисунок головы с конечностями. Каждая конечность
(достаточно лишь одной пары) изображена одной линией.
5 баллов – отсутствует ясное изображение туловища, рук и ног. Каракули.
Задание 2.
Когда рисунок закончен, попросите, чтобы ребенок перевернул лист, на обратной
стороне которого написан образец фразы.
«Посмотри, что здесь написано. Ты еще писать не умеешь. Представь, что это
рисунок, и попробуй скопировать его как можно точнее».
Он ел суп.
Результат.
1 балл – срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы больше образца
не более чем в два раза и образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более
чем на
1. градусов.
2 балла – предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу,
стройность букв необязательна.
3 балла – буквы должны быть разделены не менее чем на две группы. Можно
прочитать хотя бы четыре буквы.
4 балла – с образцом схожи хотя бы две буквы. Вся группа букв хотя бы
отдаленно напоминает письмо.
1. баллов – каракули.
Задание 3.
«Здесь нарисованы точки. Попробуй сам также нарисовать их на листочке».
Результат.
1 балл – точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки.
Соблюдена симметрия фигуры по горизонтали и вертикали. Может быть любое
уменьшение фигур, увеличение возможно не более чем вдвое.
2 балла – возможно незначительное нарушение симметрии: одна точка может
выходить за рамки столбца или строки. Допустимо изображение кружков вместо точек.
3 балла – группа точек отдаленно напоминает образец. Возможно нарушение
симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника, перевернутого вверх или
вниз вершиной. Возможно меньшее или большее количество точек.
4 балла – точки расположены кучно, их группа может напоминать любую
геометрическую фигуру. Величина и количество точек несущественны. Другие
изображения, например, линии, недопустимы.
1. баллов – каракули.
Сумма результатов выполнения отдельных заданий является общим результатом
исследования по этому тесту.
Ребенок, получивший за выполнение всех заданий от 3 до 5 баллов, оценивается
по уровню психомоторного развития как зрелый, то есть готовый к школе.
6-7 баллов – средний уровень готовности к школе, так называемый «зреющий». В
этом случае можно говорить о благоприятном прогнозе.
8-9 баллов – уровень готовности к школе ниже среднего. Этот ребенок нуждается
в дополнительных занятиях.
Ребенок, получивший 10 и более баллов, оценивается как незрелый по
психомоторному развитию.
Приложение 5
Опросник ориентировочного теста школьной зрелости Я. Йирасека
1. Какое животное больше — лошадь или собака? Лошадь = 0 баллов,
неправильный ответ = — 5 баллов.
1. Утром вы завтракаете, а днем ...Обедаем.
Мы едим суп, мясо = 0 баллов. Ужинаем, спим и другие ошибочные ответы = — 3
балла.
1. Днем светло, а ночью ...
Темно = 0 баллов, неправильный ответ = — 4 балла.
1. Небо голубое, а трава ...
Зеленая = 0 баллов, неправильный ответ = — 4 балла.
1. Черешни, груши, сливы, яблоки — это ...? Фрукты = 1 балл, неправильный
ответ = — 1 балл.
1. Почему раньше, чем пройдет поезд вдоль пути, опускается шлагбаум?
Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд (и
т.д.) = 0 баллов, неправильный ответ = — 1 балл.
1. Что такое Москва, Воронеж, Липецк?
Города = 1 балл. Станции = 0 баллов. Неправильный ответ = — 1 балл.
1. Который час показывают часы (показать на часах)?
Хорошо показано = 4 балла. Показаны только четверть, целый час, четверть и час
правильно = 3 балла. Не знает часов = 0 баллов.
1. Маленькая корова — это теленок, маленькая собака — это ..., маленькая
овечка — это
...?
Щенок, ягненок = 4 балла, только один ответ из двух = О баллов. Неправильный
ответ =
— 1 балл.
1. Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожа, что у них
одинакового? На кошку, потому что у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно
одного подобия) = 0 баллов. На кошку (без приведения знаков подобия) = — 1 балл. На
курицу = — 3 балла.
1. Почему во всех автомобилях тормоза?
Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте, остановить в случае
опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1 балл. 1 причина
= 0 баллов. Неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормозов) = — 1 балл.
1. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
Два общих признака = 3 балла (они из дерева и железа, у них рукоятки, это
инструменты, можно ими забивать гвозди, с задней стороны они плоские). 1 подобие = 2
балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
1. Чем похожи друг на друга белка и кошка?
Определение, что это животные или приведение двух общих признаков (у них по
4 лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по деревьям) = 3 балла. Одно подобие 2 балла.
Неправильный ответ = 0 баллов.
1. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали
здесь перед тобой?
У них есть разные признаки: у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия,
вокруг зарубки) т 3 балла. Винт завинчивается, а гвоздь забивается, или у винта — гайка =
2 балла.
Неправильный ответ = 0 баллов.
1. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание — это ...?
Спорт, физкультура = 3 балла. Игры (упражнения), гимнастика, состязания = 2
балла.
Неправильный ответ = 0 баллов.
1. Какие ты знаешь транспортные средства?
Три наземных транспортных средства, самолет или корабль = 4 балла. Только три
наземных транспортных средства или полный перечень, с самолетом или с кораблем, но
только после объяснения, что транспортные средства — это то, на чем можно куда-нибудь
передвигаться = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
1. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?
Три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, уже не может так
работать, плохо видит, плохо слышит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) = 4
балла. 1 или 2 различия = 2 балла. Неправильный ответ (у него палка, он курит и т.д.) = 0
баллов.
1. Почему люди занимаются спортом?
Две причины (чтобы быть здоровыми, закаленными, сильными, чтобы они были
подвижнее, чтобы держались прямо, чтобы не были толстыми, они хотят добиться
рекорда и т.д.) = 4 балла. Одна причина = 2 балла. Неправильный ответ (чтобы что-нибудь
уметь) = 0 баллов.
1. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы?
Остальные должны на него работать (или другое выражение того, что вследствие
этого несет ущерб кто-нибудь другой). Он ленивый. Мало зарабатывает и не может ничего
купить = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
1. Почему на конверт нужно приклеивать марку?
Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 баллов. Тот, другой, должен был
бы уплатить штраф = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
После проведения опроса подсчитываются результаты по количеству баллов,
достигнутых по отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания
распределяются по пяти группам:
1 группа — плюс 24 и более;
2 группа — плюс 14 до 23;
3 группа — от 0 до 13;
4 группа — от минус 1 до минус 10;
5 группа — менее минус 11.
По классификации положительными считаются первые три группы. Дети,
набравшие число баллов от плюс 24 до плюс 13, считаются готовыми к школьному
обучению.
Общая оценка результатов тестирования
Готовыми к школьному обучению считаются дети, получившие по первым трем
субтестам от 3 до 6 баллов. Группа детей, получивших 7—9 баллов, представляет собой
средний уровень развития готовности к школьному обучению. Дети, получившие 9—11
баллов, требуют дополнительного исследования для получения более надежных данных.
Особое внимание следует обратить на группу детей (обычно это отдельные ребята),
набравших 12—15 баллов, что составляет развитие ниже нормы. Такие дети нуждаются в
тщательном индивидуальном исследовании интеллектуального развития, развития
личностных, мотивационных качеств.
Существует много других тестов и методик по определению школьной
готовности. В школе могут создать и свой пакет для собеседования или тестирования
детей.
Обязательно исследуется память ребенка, внимание, логическое мышление,
уровень его представлений об окружающем мире, мелкая моторика, уровень развития
речи и умение читать, развитие математических представлений.