8e7e873706fa3a70d7154329ae781247

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования «Дом художественного творчества детей»
Александро-Невского муниципального района
Рязанской области

Приказ №18 от 15.04.2025г.

Программа согласована и рекомендована:
Педагогическим советом МБУ ДО «ДХТД»
От 15.04.2025г. Протокол № 06
Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая
Программа «Лепка»
Художественная направленность

Срок реализации: - 1 год
Объем обучения: 144 часа
Возрастная категория: 6 — 8 лет
Разработчик программы
Ермакова Виктория Владимировна,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «ДХТД» Александро –Невского
Муниципального района Рязанской области.

р. п. Александро-Невский
2025 г.

1. Пояснительная записка.
Роль и место программы в образовательной программе учреждения.
Программа «Лепка» включена в план образовательной программы МБУ ДО «ДХТД».
Роль и место данной программы в образовательной программе
дополнительного образования «ДХТД». Создание условий для углубления знаний и
применения их в самостоятельной творческой деятельности. На занятиях предполагается
практическая работа с разными формами лепки, а также выполнение творческих заданий.
Содержание программы включает теоретический материал и выполнение
практических работ, которые являются предпосылкой для дальнейшей реализации
самостоятельного творчества. Деятельность «ДХТД» лепки вносит большой вклад в
реализацию программы воспитательной работы, открывает широкие возможности для
самоорганизации обучающихся, проявления их активной социальной позиции.
Направленность программы. Программа модифицированная и имеет
художественную направленность, которая является важным направлением в развитии и
воспитании личности. Являясь наиболее доступным для обучающихся, прикладное
творчество
обладает
необходимой
эмоциональностью,
привлекательностью,
эффективностью. Программа направлена на знакомство с основами «Лепки».
Адресат программы. Наполняемость группы от 10 до 15 человек. Списочный
состав групп формируется в соответствии с технологическим регламентом, с учетом вида
деятельности, санитарных норм, особенностей реализации программы.
Возраст детей от 6 до 8 лет. Форма подбора детей в группы свободная не зависимо
от пола обучающихся, состав группы – постоянны. Образовательный процесс
осуществляется с использованием здоровье сберегающих технологий.
Условия набора. Принимаются все желающие. Группы формируются на основе
свободного набора, принимаются мальчики и девочки, изъявившие желание заниматься
декоративно- прикладным творчеством без специальной подготовки и навыков.
Прием на обучение проводится на принципах равных условий приема для всех
поступающих, за исключением лиц, которым представлены особые права при приеме
согласно действующему законодательству.
Условия формирования группы.
Группы одновозрастные, допускается формирование разновозрастных групп при
условии разницы в возрасте не более года.
Обучающиеся, успешно усвоившие теоретический и практический материал
программы, получают свидетельство об успешном освоении программы «Лепка».
С учетом возможностей и потребностей личности дополнительная
общеразвивающая программа может осваиваться по индивидуальному плану для
учащихся с ограниченными возможностями здоровья, с высокой степенью успешности
(одаренные дети), или по иным основаниям.
Отличительные особенности программы.
Характерными свойствами, отличающими данную программу от других являются:
- использование в обучении дифференцированного подхода, с учетом уровня
развития умений и навыков обучающихся;
- прослеживание межпредметных связей с другими образовательными областями:
математика, чтение, окружающий мир, изобразительное искусство;
2

- активное участие в акциях, конкурсах, выставках, и т.д. помогает детям
реализовать свой творческий потенциал;
- в коллективной работе дети учатся взаимодействовать друг с другом, решать
проблемные ситуации по средствам коммуникации, разрешать споры, приходить к
единому решению. Уровень освоения программы - базовый.
Объем и сроки реализации программы.
Учебный план составлен из расчета 4-х часовой учебной нагрузки в неделю (144
учебных часа в году).
Уровень образованности – программа рассчитана на 1 год обучения.
Занятия организовываются 2 раза в неделю по 2 академических часа с 10
минутным перерывом. Годовой план рассчитан на 36 учебных недель.
Особенности организации образовательного процесса.
Обучение происходит по степени овладения навыками и умениями: сначала
выявляются первоначальные навыки и умения в специальных упражнениях, ведется
наблюдение за обучающимися. Индивидуальный подход в обучении создает наиболее
благоприятные возможности для развития познавательной деятельности, активности,
склонностей и дарований каждого ученика. Именно индивидуальный подход в обучении
дает возможность раскрыться и утвердиться ребенку. Обучающимся всегда дается
возможность выбора задания на практике по силам, часто используется помощь
сверстников, что сплачивает коллектив.
Форма обучения – очная.
Формы организации и проведения занятий.
формы организации занятий:
- фронтальная: работа педагога со всеми обучающимися одновременно;
- коллективная: выполнение коллективной работы;
- групповая: организация работы в малых группах, в парах для выполнения
определенных заданий;
- индивидуальная: организуется для коррекции пробелов в знаниях и отработки
отдельных навыков;
формы проведения занятий и подведения итогов:
- беседа;
- занятие-путешествие;
- виртуальная экскурсия;
- практическое занятие;
- творческая мастерская;
- консультация;
- презентация;
- конкурс;
- выставка.
2. Цели и задачи программы.
Цель: воспитание творческой активности личности, проявляющий интерес к
техническому и художественному творчеству.
Задачи:
Обучающие:
3

- дать начальные сведения о видах народного и декоративно - прикладного
искусства;
- обучить работе с первоначальными источниками с различной информацией;
- обучить правилам техники безопасности труда и правильной организации
рабочего места;
- познакомить детей с видами и свойствами материалов, применяемых для лепки,
инструментами и приспособлениями;
- обучить использовать инструменты и приспособления в лепки;
- совершенствование навыков ручного труда средствами лепки и рисования;
- научить восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций.
Развивающие:
- развитие фантазии;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- развитие творческой активности, проявление инициативы и любознательности;
- развивать психические процессы (пространственное воображение, внимание,
зрительно образную память, логическое и абстрактное мышление);
- развить умение работы в коллективе и оценивать собственные возможности
решения учебной задачи и правильность ее выполнения;
- развить способность к объективному анализу своей работы и работе своих
товарищей;
- развить осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку;
- развивать сенсорные способности (развивать мелкую моторику рук, глазомер
детей);
- развить эмпатию и готовность вести диалог с другими людьми;
- развитие практических умений и навыков по созданию творческих работ с
помощью педагога.
Воспитательные:
- воспитание трудолюбия, бережливости, усидчивости, аккуратности,
самостоятельности в работе;
- воспитание ответственности при выполнении работ;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Планируемые результаты.
Предметные:
По итогам обучения, обучающиеся будут знать:
- виды народного и декоративно - прикладного искусства;
- первоначальные источники и уметь работать с различной информацией;
- знаменитых художников и скульпторов России и Рязанской области.
Уметь:
- работать с разными приемами лепки с помощью педагога;
- использовать инструментами и приспособлениями в лепки;
- воспринимать формы, фактуры, цвет, вес, пластику и пропорцию (при этом
разовьются сенсорные способности, мелкая моторика рук, глазомер);
- будет уметь выполнять самостоятельно свою работу, при этом будет усидчивым,
аккуратным, бережливым, трудолюбивым;
4

Метапредметные:
- следовать правилам техники безопасности труда и правильной организации
рабочего места;
- самостоятельное определение цели своего обучения;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата.
Личностные:
- будет уметь работать в коллективе, оценивать собственные возможности решения
учебной задачи и правильность ее выполнения;
- будет способен к объективному анализу своей работы и работе товарищей;
- разовьется осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку;
- проявление эмпатии и готовность вести диалог с другими людьми.
3. Учебный план ДОП
N П Содержание и вид работы
\п

Количество часов

1

«Лепка из соленого теста»

Теоретич
еских
2

2

«Полуобъѐмные фигуры».

21

47

68

3

«Объѐмные фигуры».

24

48

72

ИТОГО:

47

97

144

5

Практи Все
ческих го
2
4

Форма
контроля
Входной
контроль.
Устный
опрос.
Текущий
контроль за
первое
полугодие в
форме
устного
опроса,
Выставочный
просмотр за
первое
полугодие
Игравикторина.
Итоговая
работа.
Устный
опрос.
Тестирование.
выставочный
просмотр за
год. Урок
игравикторина.

Содержание учебного плана
Тема: «Лепка из соленого теста» (4 часа).
Теория: Ознакомление с программой. Безопасность труда и правила личной
гигиены.
История развития лепки из солѐного теста инструменты, оборудование. Рецепт
солѐного теста. Цветное тесто. Хранение теста. Организация рабочего места. Порядок
работы. Знаменитые художники, скульпторы России. Подведение итогов.
Практика: Входной контроль. Тестовые задания. Просмотр видео материала по
темам.
Замешивание солѐного теста. Лепка разными способами. Опрос по пройденному
материалу. Выставочный просмотр проделанной работы.
Тема: «Полуобъѐмные фигуры» (68 часов).
Теория: Культура труда. Правила безопасности во время работы. Знаменитые
художники и скульпторы России. Полуобъѐмные фигуры.
Практика: Проведение тестирования в письменной или устной форме. Просмотр
видео материала по темам. Зарисовка эскиза будущей работы.
Замешивание теста. Лепка полуобъѐмных фигур. Устный опрос. Сушка изделий,
роспись поделок. Выставочный просмотр проделанной работы за полугодие.
Тема: «Объѐмные фигуры» (72 часа).
Теория: Культура труда. Правила безопасности во время работы. Знаменитые
скульпторы Рязанской области. Объѐмные фигуры.
Практика: Просмотр видео материала по теме. Зарисовка эскиза будущей работы.
Замешивание теста. Лепка объѐмных фигур. Сушка изделий, роспись поделок.
Оформление. Итоговая самостоятельная работа за год. Урок игра-викторина.
Выставочный просмотр проделанной работы за год. Проведение тестирования за год в
письменной или устной форме.
Язык реализации программы: государственный язык Российской Федерации русский язык.

6

Календарный учебный график.
№
п/
п

1.

Разделы программы

Предпола
Кол-во часов
гаемый
Теор Пра
ети кти Всего месяц
ческ ческ
ие
ие
заня заня
тия тия

Лепка из соленого теста
2

2.

Полуобъѐмные фигуры

21

2

4

47

68

7

Ф Место Форма
ор прове контроля
ма дения
за
ня
ти
я

Ра
Сентябрь сс
ка
з,
са
мо
ст
оя
те
ль
на
я
ра
бо
та.
Сентябрь- Ра
январь с
ск
аз,
бе
се
да.
Са
мо
ст
оя
те
ль
на
я
ра
бо
та.

Класс
Устный
опрос по
пройденному
материалу.
Выставочный
просмотр.

Класс

Опрос по
пройденному
материалу.
Итоговая
работа.
Выставоч
ный
просмотр
выполненных
работ за
полугодие.

3.

Объѐмные фигуры

24

48

72

Итого:

47

97

144

Январьмай

Ра
с
ск
аз,
бе
се
да.
Са
мо
ст
оя
те
ль
на
я
ра
бо
та.

Класс Опрос по
пройденному
материалу.
Выставоч
ный просмотр
выполненных
работ по
темам. Урок
игравикторина.
Итоговый
выставочный
просмотр за
год.
Тестирование.

Форма аттестации.
Формы отслеживания образовательных результатов: наблюдение, конкурсы,
выставки, просмотр, открытые и итоговые занятия.
Формы фиксации образовательных результатов: грамоты, дипломы, протоколы
диагностики, фото, свидетельство (сертификаты).
Время проведения

Цель проведения

Формы контроля

Первичная (входная)
аттестация.
В начале учебного года (с
занесением результатов в
диагностической карте).

Определение уровня
способностей к
деятельности.

Текущий контроль.
В течение всего учебного
года.

Определение степени усвоения
обучающимися учебного материала.

развития
проектной

8

Беседа,
опрос,
тестирование.

Педагогическое
наблюдение,
устный.

Определение готовности детей к
восприятию нового материала.
Повышение ответственности и
заинтересованности в обучении.
Выявление детей, отстающих и
опережающих обучение. Подбор
наиболее эффективных методов и
средств обучения.

опрос,
диагностические игры,
практическая работа.

Промежуточная аттестация.
По окончании изучения
темы или раздела (без
занесения результатов в
диагностическую карту).

Определение степени усвоения
обучающимися учебного материала.
Определение результатов обучения.
Диагностика развития способностей к
проектной деятельности.

Итоговая аттестация.
В конце учебного года или
курса обучения (с
занесением результатов в
диагностической карте).

Определение изменения уровня
развития детей, их творческих и
интеллектуальных способностей.
Диагностика развития способностей к
проектной деятельности.
Определение результатов обучения.
Ориентирование учащихся на
дальнейшее (в том числе
самостоятельное) обучение.
Получение сведений для
совершенствования образовательной
программы и методов обучения.
Выявление уровня сформированности
общей одаренности обучающихся.

Творческая работа,
опрос, открытое
занятие,
самостоятельная
работа,
защита
проектов,
презентация,
демонстрация
моделей,
диагностические игры,
тестирование.
Защита проекта.

Кадровое обеспечение. Для реализации программы, кроме педагога дополнительного
образования, другие специалисты не требуются.
Оценочные материалы.
Оценочные материалы включают в себя систему контроля результативности
обучения с описанием форм и средств выявления, фиксации и предъявления результатов
обучения, а также их периодичности.
Задачи контроля:
1.Определение уровня теоретической подготовки и степени сформированности
практических умений и навыков обучающихся;
2.Анализ полноты реализации части или всего курса дополнительной
общеобразовательной, общеразвивающей программы объединения;
3.Соотнесение прогнозируемых и реальных результатов учебно-воспитательной
работы;
4.Выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;
5. Внесение необходимых корректив в содержание и методику образовательной
деятельности объединения.
Виды контроля.

Входной контроль проводится в начале учебного года – (сентябрь/октябрь) с целью
определения начального уровня образовательных возможностей обучающихся при
поступлении в объединение. Результаты контроля фиксируются в диагностической карте.
Формы:
- педагогическое наблюдение;
- опрос;
- дидактическая игра;
- выполнение заданий для выявления уровня теоретической и практической
подготовленности.
Текущий контроль проводится в течение года для отслеживания уровня и качества
освоения тем, разделов программы и развития личностных качеств обучающихся,
осуществляется на занятиях в течение всего учебного года. Результаты контроля
фиксируются в диагностической карте.
Формы:
- педагогическое наблюдение;
- опрос;
- дидактическая игра;
- выполнение заданий для выявления уровня теоретической и практической
подготовленности.
Промежуточная аттестация проводится по итогам освоения раздела, темы или в
конце определѐнного периода обучения, а также личностных качеств с целью выявления
уровня освоения программы и корректировки процесса обучения – декабрь. Результаты
контроля фиксируются в диагностической карте.
Формы:
- педагогическое наблюдение;
- опрос;
- тестирование;
- выполнение заданий для выявления уровня теоретической и практической
подготовленности;
- конкурс;
- выставка.
Итоговый контроль проводится с целью оценки уровня и качества освоения
обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (май).
Результаты контроля фиксируются в диагностической карте
Формы:
- педагогическое наблюдение;
- опрос;
- тестирование;
- выполнение заданий для выявления уровня теоретической и практической
подготовленности;
- выставка;
- открытое занятие.
Формы фиксации результатов. Результаты контроля фиксируются в
диагностической карте.

10

Диагностическая карта результатов освоения дополнительной общеразвивающей
программы «Лепка".
Индивидуальный уровень освоения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы и личностного развития по критериям обозначается значками:
В – высокий уровень, С – средний уровень, Н – начальный уровень и выявляется
суммированием баллов по критериям.
Оценка параметров
Н – начальный уровень
С – средний уровень
В – высокий уровень

1 балл
2 балла
3 балла

Уровень по сумме баллов
Освоение программы
Личностное развитие
9-14
7-11
15-20
12-16
21-27
17-21

Диагностика результатов освоения программы проводится по 5 параметрам, которые
оцениваются следующими критериями:
Параметры

Критерии

теоретическая подготовка

- теоретические знания
- владение (знание) специальной терминологией

практическая подготовка

- практические умения и навыки
- владение специальным оборудованием и оснащением
- творческие навыки

учебно-интеллектуальные
умения

- умение внимательно воспринимать информацию,
рационально запоминать, логически осмысливать
учебный материал

учебно-организационные
умения

- умение организовать рабочий настрой во время
занятий

учебно-коммуникативные
умения

- умение слушать и слышать
- коммуникативные навыки

Диагностика результатов личностного развития обучающихся проводится по 3
параметрам, которые оцениваются следующими критериями:
Параметры

Критерии

организационно-волевые
качества

- терпение
- воля

ориентационные качества

- самоконтроль
- самооценка;

поведенческие качества

- интерес к занятиям в детском объединении
- конфликтность
--тип сотрудничества

11

Диагностическая карта результатов освоения дополнительной общеразвивающей
программы «Лепка» (ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ/ ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ)
Группа №

Вводное тестирование.
Тест: На определение творческого потенциала обучающихся:
Инструкция: Нанесите на лист несколько клякс. Дорисуйте кляксы до узнаваемых
образцов. Будет хорошо, если удастся объединить образцы в единую картинку.
Обработка результатов:
Высокий уровень - 3б - кляксы дорисованы и объединены в единую картину; Средний
уровень - 2б – нарисованы более 2 клякс; Низкий уровень - 1б – дорисована 1 клякса.
Тест: «Что мы знаем»:
Цель: получить информацию для определения результативности процесса обучения
обучающихся.
Обработка результатов:
За каждый правильный ответ на вопрос – 1 балл.
9б – высокий уровень; 6б – средний уровень; 3б – низкий уровень.
Инструкция: Вам предлагается ответить на вопросы. Вопросы:
Тесты по лепке из соленого теста по пройденному материалу в конце учебного
года.
1.Выберите правильный состав теста для лепки:
а) мука, вода, сахар;
б) мука, вода, соль;
в) мука, вода, яйцо.
2.Выберите правильную последовательность изготовления поделки из соленого
теста:
а) приготовление теста, лепка игрушки, сушка, раскрашивание, лакирование;
б) приготовление теста, лепка игрушки, раскрашивание, лакирование;
12

в) лепка из теста, раскрашивание, сушка, лакирование.
3.Какие инструменты используют при изготовлении поделки:
а) ластик, линейка, кисточка, фломастеры;
б) вилка, ложка, нож, кнопки;
в) стеки, ножницы, трубочки, стержни.
4.Какие игрушки можно сделать из шарика:
а) колобок, ягодка, рожица;
б) змейка, гусеничка, бабочка;
в) рыбка, зайчик, птичка.
5.Какие краски используют при раскрашивании поделок из соленого теста:
а) акварель;
б) гуашь;
в) масляные краски.
Методическое обеспечение ДОП.
Критерии оценки результатов освоения дополнительной общеразвивающей
программы «Лепка».
Параметры
Пред
мет
ные

Теоре
Тичес
кая
подго
товка

Практи
ческая
подгото
вка

Критерии

Уровни

Степень выраженности оцениваемого
качества

Теоретические
знания (по
основным
разделам учебнотематического
плана программы)

Обучающийся уверенно владеет
теоретическими знаниями:
Высокий
- будет следовать правилам техники
безопасности труда и правильной
организации рабочего места;
- будет распознавать виды народного
и декоративно - прикладного искусства;
- будут знать первоначальные источники и уметь
работать с различной информацией;
Средний
Обучающийся владеет теоретическими знаниями
но с незначительной помощью педагога.
Начальный Обучающийся плохо владеет теоретическими
знаниям и применяет эти знания только с
помощью педагога.
Владение (знание) Высокий
Обучающийся хорошо знает и владеет
специальной терминологией грамотно
специальной
применяет ее в работе.
терминологией
Средний
Обучающийся знает специальные термины, но
не всегда умеет их применить.
Начальный Обучающийся плохо ориентируется в основных
терминах и избегает их в употреблении.
Практические
Высокий
Обучающийся
уверенно
работает
с
умения и навыки,
материалами (соленое тесто, краски, кисти, цв.
предусмотренные
бумага, клей, и т.д.), владеет навыками лепки
программой
объемных и полуобъемных предметов,
качественно
выполняет
работу,
самостоятельно работает по заданной теме.
Будет уметь использоваться инструментами и
приспособлениями в лепки. Будет уметь
выполнять самостоятельно свою работу, при
этом будет усидчивым, аккуратным,
бережливым, трудолюбивым.
Средний
Обучающийся неуверенно работает с

13

Оценка
параме
тров
3

Методы
диагностики
Наблюдение
опрос
тестирование

2
1

3

Наблюдение,
опрос

2
1
3

2

Выставка,
практическая
работа

Владение
специальным
оборудованием и
оснащением

Мета Учебноумствен
ные
пред интел
лектуа
льные
мет

ные

Учебноумствен
ные
организа
ционные

материалами (соленое тесто, краски, кисти, цв.
Бумага, клей, и т.д.), владеет навыками, но
требуется помощь педагога.
Начальный Обучающийся слабо владеет навыками,
1
постоянно требуется помощь педагога.
Высокий
Обучающийся грамотно применяет инструменты
3
Наблюдение,
практическая
в работе материалами.
работа
Обучающийся не всеми инструментами может правильно
пользоваться, иногд
Средний
2

Начальный Обучающийся испытывает серьезные
затруднения при работе с материалами и
инструментами.
Творческие навыки Высокий
Обучающийся проявляет активный интерес к
творческим мероприятиям (выставкам, акциям),
развито эмоциональнообразное восприятие, при
выполнении заданий, присутствует творческое
самовыражение
Средний
Обучающийся проявляет интерес к творческим
мероприятиям (выставкам, акциям), но
выполняет задания на основе образца.
Начальный Творческое самовыражение обучающийся на
низком уровне, он в состоянии выполнять
простейшие практические задания педагога
Высокий
Обучающийся любознателен, активен,
Умение
внимателен, задания выполняет самостоятельно,
внимательно
не нуждаясь в дополнительных внешних
воспринимать
стимулах, находит способы решения заданий.
информацию,
Средний
Обучающийся любознателен, активен,
рационально
внимателен, задания выполняет самостоятельно,
не нуждаясь в дополнительных внешних
запоминать,
стимулах, находит способы решения заданий.
логически
Начальный
Уровень активности, самостоятельности
осмысливать
обучающийся низкий, при выполнении заданий
учебный
требуется постоянная помощь, любознательность
материал
не проявляется.

Умение
организовать
рабочий
настрой во время
занятий

Высокий

Обучающийся удерживает цель деятельности,
намечает ее план;
-выбирает адекватные средства, проверяет
результат;
-самостоятельно
обнаруживает
ошибки,
вызванные
несоответствием
усвоенного
способа действия и условий задач;
-сам преодолевает трудности в работе, вносит
коррективы и доводит дело до конца.
Средний
Удерживает цель деятельности, намечает
план;
-выбирает адекватные средства, проверяет
результат, однако в процессе деятельности
часто отвлекается;
- трудности преодолевает только при
психологической поддержке педагога, осознает
правило контроля, но затрудняется
одновременно выполнять учебные действия и
контролировать их.
Начальный Деятельность хаотична, не продумана;
-прерывает деятельность из-за возникающих
трудностей;
-стимулирующая и организующая помощь

14

1

3

Выставка,
наблюдение,
практическая
работа

2

1

3

Наблюдение

2

1

3

2

1

Наблюдение

малоэффективна.
Учебноумствен
ные
комму
никатив
ные

Умение слушать
и слышать
педагога

Высокий

Средний

Начальный
Коммуникативные
навыки

Высокий

Средний

Начальный

Лично Органи
стные зационнокачест
венные
волевые

Терпение

Высокий
Средний

Начальный

Воля

Высокий

Средний

Начальный

Самоконтроль

Высокий

Средний

Начальный

Ориента
ционные
качества

Самооценка

Высокий
Средний

Обучающийся внимательно слушает
собеседника, сдержанно реагирует на
услышанное.
Обучающийся может иногда перебивать
собеседника, эмоционально реагировать на
услышанное.
Обучающийся эмоционально воспринимает
информацию, перебивает собеседника.

3

Проявляет
эмоционально
позитивное
отношение к процессу сотрудничества;
-ориентируется на партнера по общению, умеет
слушать собеседника;
- совместно планирует, договариваться и
распределяет функции в ходе выполнения
задания, осуществлять взаимопомощь.
Способен к сотрудничеству, но не всегда умеет
аргументировать свою позицию и слушать
партнера.
В совместной деятельности не пытается
договориться, не может прийти к согласию,
настаивает на своем, конфликтует или
игнорирует других.
Терпения хватает на все занятие.
Обучающийся пытается сосредоточится, но
терпения хватает чуть больше чем на половину
занятия.
Обучающийся пытается сосредоточится, но
терпения хватает меньше, чем на половину
занятия. Теряет терпение очень быстро, не
умеет сосредотачиваться, включается в процесс
на короткий период.
Обучающийся дисциплинирован, обладает
способностью активно побуждать себя к
практической деятельности.
Обучающийся недостаточно дисциплинирован,
не всегда может
заставить себя что-то делать.
Обучающийся недостаточно дисциплинирован,
не обладает способностью активно побуждать
себя к практической
деятельности, с трудом осваивает материал.
Обучающийся умеет контролировать свои
поступки и действия,
отвечает за них.
Обучающийся периодически контролирует свои
поступки, иногда уходит от ответственности за
них.
Обучающийся не умеет контролировать свои
поступки и действия, уходит от
ответственности за них.
Обучающийся имеет нормальную самооценку.
Обучающийся стремиться к нормальной
самооценке, иногда завышая или занижая ее.

3

15

Наблюдение

2

1
Наблюдение

2

1

3
2

Наблюдение

1

3

Наблюдение

2

1

3

Наблюдение

2

1

3
2

Наблюдение,
анкетирование

Начальный

Поведен
ческие
качества

Интерес к
занятиям в
детском
объединении

Высокий

Конфликтность
(отношение
ребенка к
столкновению
интересов (спору)
в процессе
взаимодействия)

Высокий

Тип
сотрудничества
(отношение
ребенка к
общим делам
детского
объединения)

Средний
Начальный

Средний
Начальный

Высокий

Средний

Начальный

Обучающийся имеет заниженную или
завышенную самооценку.
Обучающийся проявляет высокий интерес к
занятиям.
Обучающийся проявляет интерес к занятиям.
Обучающийся слабо проявляет интерес к
занятиям, посещает студию по желанию
родителей.
Обучающийся пытается уладить возникающие
конфликты.
Обучающийся сам в конфликтах не участвует,
старается их избежать.
Обучающийся периодически провоцирует
конфликты.

Обучающийся проявляет интерес к жизни
объединения, проявляет инициативу в общих
делах, эффективно взаимодействует со всеми
участниками образовательного процесса.
Обучающийся участвует в общих делах
объединения, но для этого нужно побуждение
педагога.
Обучающийся избегает участия в общих делах,
не проявляет интереса к общим делам
объединения, без желания вступает в контакт с
участниками образовательного процесса.

1
3

Наблюдение,
анкетирование

2
1

3

Наблюдение

2
1

3

Наблюдение,
анкетирование

2

1

Диагностическая карта результатов освоения дополнительной общеразвивающей
программы «Лепка» (ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ/ ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ)
___________УЧЕБНЫЙ ГОД
Группа №

16

1.Тест: «Методика изучения мотивов участия обучающихся в деятельности» Л.В.
Байбородова.
Цель: выявление мотивов учащихся в деятельности.
Инструкция: учащимся предлагается определить, что в какой степени привлекает их в
сомнительной деятельности. Для ответа используется шкала: 3 – привлекает очень сильно;
2 – привлекает в значительной степени; 1 – привлекает слабо; 0 – не привлекает совсем.
Вопросы:
1.Интересное дело.
2.Общение.
3.Помощь товарищам.
4.Возможность помочь.
5.Творчество.
6.Приобретение новых знаний.
7.Возможность руководить другими.
8.Участие в делах коллектива.
9.Заслужить уважение товарищей.
10.Сделать доброе дело.
11.Выделиться среди других.
12.Выбрать у себя определенные черты характера.
2.Цель: выявление уровня знаний, умений и навыков по лепке из соленого теста.
Инструкция: при проведении итогового контроля за полугодие или год педагог
проводит контрольный срез, используя при этом такие методы, как наблюдение и анализ.
Данные заносятся в таблицу:
1.№/п.
2.ФИО ребенка.
3.Организация.
4.Рабочего места.
5.Соблюдение техники безопасности.
6.Навыки работы с инструментами.
7.Качество и аккуратность изделия.
8.Самостоятельность при выполнении задания
9.Творческое отношение к делу.
Обработка результатов.
Критерии контрольных срезов по ДПТ: Организация рабочего места:
1.(Балл) – не умеет организовывать;
2.организация слабая;
3.видит ошибки, может исправить;
4.четкая организация.
Соблюдение Т/Б:
1.(Балл) – нельзя допускать к самостоятельной работе;
2.знания не прочные, необходимо напоминать;
3. знания не прочные, контролирует сам;
4.соблюдает постоянно, самоконтроль.
17

Навыки работы с инструментами и материалами:
1.(Балл) – не владеет, необходим контроль;
2.делает ошибки, нужна помощь;
3.допускает ошибки, оправляется сам;
4.имеет хороший навык работы.
Качество и аккуратность изделия:
1.(Балл) – не соответствует изделие образцу;
2.серьезные недочеты, требует корректировки;
3. мелкие недочеты, легко устранить;
4.работа выполнена правильно.
Самостоятельность:
1.(балл) – не справляется с заданием, требует помощи;
2.часто обращается за помощью;
3.работает самостоятельно, иногда обращается за помощью;
4. уверенно выполняет задание.
Творческое проектирование:
1.(Балл) – работает по образцу, обращается за советом;
2.работает по образцу;
3.в ходе работы вносит творческие идеи;
4.творчески работает и оказывает помощь другим.
24 – 19 б – высокий уровень ЗУН
18 – 12 б – средний уровень ЗУН
11 – 6 б – низкий уровень ЗУН
3.Диагностика обученности, развития и воспитанности.
Цель: выявление уровня познавательного интереса к творческой деятельности,
развитие любознательности и развития творческой активности.
Инструкция: при проведении итоговой диагностики (за полугодие и год) педагог
проводит диагностирование воспитанников, при этом используя такие методы как
наблюдение, собеседование и анализ. Данные заносятся в таблицу, при этом педагог
ориентируется на критерии показателей.
Критерии показателей уровня обученности воспитанников:
- Уровни.
- Показатели.
- Познавательный интерес, развитие любознательности.
- Качество специальных ЗУН.
- Эмоционально-художественная настроенность.
- Стремление к достижению успехов в конкурсах.
- Творческая активность во всех видах деятельности.
Совершенствования (1).
Четко выраженные потребности. Стремление изучить глубоко предмет как будущую
профессию.
До профессиональная подготовка.
Распознают и оценивают свои эмоции и эмоции других людей по мимике, жестам,
речи, интонации. Проявляет произвольную активность в выражении эмоций. Высокий
18

уровень включенности в художественный образ. Не насыщаемая потребность в восприятии
или исполнении произведений искусства.
Участие в конкурсах, значительные результаты на уровне города, области, России.
Вносит предложения по развитию деятельности объединения. Легко, быстро увлекается
творческим делом. Обладает оригинальностью мышления, способностью рождения новых
идей.
Освоения (2).
Интерес на уровне увлечения. Поддерживается самостоятельно. Ведущие мотивы:
Познавательный.
Общения.
Добиться высоких результатов.
Овладение специальными знаниями, умениями и навыками.
Распознает свои эмоции и эмоции других людей. Есть устойчивая потребность в
восприятии или исполнении произведения искусства.
Значительные результаты на уровне района и города.
Есть положительный эмоциональный отклик на успехи свои и коллектива. Проявляет
инициативу не всегда. Может придумать интересные идеи, но часто не может оценить их и
выполнить.
Начальный (3).
Интерес иногда поддерживается самостоятельно. Мотивация неустойчивая, связанная с
результативной стороной процесса. Владение основами специальных знаний.
Замечает разные эмоциональные состояния. Пытается выразить свое состояние, не
проникая в художественный образ. Есть потребность воспринимать или исполнять
произведения искусства, но не всегда.
Активное участие в делах отдела, учреждения.
Инициативу проявляет редко. Испытывает потребность в получении новых знаний, в
открытии для себя новых способов деятельности. Добросовестно выполняет поручения,
задания. Проблемы решить способен, но при помощи педагога.
Подготовительный (4).
Неосознанный интерес, навязанный извне или на уровне любознательности. Мотив
случайный кратковременный.
Знакомство с образовательной областью.
Подавленный, напряженный. Бедные и маловыразительные мимика, жесты, речь,
голос. Не может четко выразить свое эмоциональное состояние. Нет устойчивой потребности
воспринимать или исполнять произведения искусства. Пассивное участие в делах
объединения.
Интереса к творчеству не проявляет. Инициативу не проявляет. Не испытывает радости
от открытия. Отказывается от поручений и заданий.
Результаты педагогической диагностики:
1.«Лепка».
2.ФИО.
Показатели:
1.Познавательный интерес, развитие любознательности.
2.Качество специальных ЗУН.
3.Эмоционально-художественная настроенность.
19

4.Стремление к достижению успехов в конкурсах.
5.Творческая активность во всех видах деятельности от 1 до 5 б. от 1 до 5 б. от 1 до 5 б.
от 1 до 5 б. от 1 до 5 б.
Обработка результатов:
Совершенствования и освоения – высокий уровень – от 20 до 25 б.
Начальный – средний уровень – от 15 до 19 б. Подготовительный – низкий уровень –
от 5 до 14 б.
Диагностическая карта.
«Оценка уровня воспитанности обучающихся».
Цель: выявление уровня воспитанности обучающихся.
Инструкция: при проведении итоговой диагностики воспитанности, основным
методом является – метод наблюдения. Свои пометки педагог заносит в диагностическую
карту.
1.№п/п Фамилия, имя воспитанника Качества личности.
2.Общий балл.
3.Трудолюбие, терпение.
4.Добросовестность, умение доводить начатое дело до конца.
5.Ответственность, сознательность, дисциплинированность.
6.Коммуникабельность, активность.
7.Честность.
8.Доброжелательность.
9. Аккуратность.
При подведении итогов используется шкала: баллы.
Критерии оценки К-во баллов Уровни К-во
воспитанников
4 балла
Качество проявляется
22-28 Высокий уровень
3 балла
Качество больше проявляется, чем не проявляется 15-21 Средний уровень
2 балла
Качество не проявляется
14
Низкий уровень
Выводы.
Структура занятия:
1.Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).
2.Объяснение, показ приемов лепки.
3.Лепка детьми.
4.Физкультурная пауза.
5.Доработка изделия из дополнительного материала.
6.Рассматривание готовых работ.
Организация учебного процесса.
20

При организации игр - занятий, воспитателю необходимо помнить следующие
правила:
1.Не мешать ребенку творить.
2.Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.
3.Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.
4.Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его.
5.Поддерживать инициативу детей.
6.Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка.
Способы лепки:
1.Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать,
сплющивать, прищипывать, соединять вместе).
2.Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру.
3.Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.
4.Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из
отдельных деталей.
5.Лепка на форме – использование готовых форм под основу.
6.Приѐмы лепки. Скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми
движениями рук, надавливание шариков пальцем сверху, сглаживание, сплющивание,
прищипывание.
Тесто для лепки.
Мука - 300г (2 чашки) Соль – 300г (1 чашка) Вода – 200мл. Способы приготовления
теста Муку и соль тщательно перемешать. Затем добавить воду и тщательно вымешивают до
однородного состояния. Тесто для лепки должно быть довольно крутым. Фигурки лепят и
украшают. Нужно учитывать, что тесто более нежный материал и отдельные детали
примазывать не надо, а просто место соединения смочить водой. Вылепленное изделие
сушиться 1-2 дня на воздухе, можно досушить в духовке с открытой дверцей.
Преимущества солѐного теста:
- можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;
-легко отмывается и не оставляет следов;
- безопасно при попадании в рот, один раз попробовав тесто на вкус, ребенок больше
не пытается взять его в рот — невкусно!
- можно сушить в духовке, а можно — просто на воздухе;
- краска пристает любая, а возможности для росписи — практически неограниченные;
- поверх краски хорошо еще покрывать лаком — сохранится на века.
Использование игр на уроках объединения.
Комплекс № 1.
I.
Ходьба на месте с высоким подниманием бедра и энергичными движениями рук.
Выполнить 10– 15 сек.
II.
И.п. – стойка ноги врозь.
1–2. подняться на носки, руки вверх, потянуться;
3–4. и.п.
Выполнить 4–5 раз.
III.
И.п. – стойка ноги врозь, руки к плечам. 1–4 – круговые движения руками
вперед.
IV.
5–8 – то же назад. Выполнить 2–3 раза.
21

И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.
наклон вправо;
наклон влево; 4 – и.п.
Выполнить 6–8 раз.
V. И.п. – о.с., руки на пояс.
1. прыжок ноги врозь;
2. прыжок ноги вместе.
Выполнить 5–7 раз.
Комплекс № 2.
I. «Вырастем великанами».
И.п. – стойка, руки на пояс.
1. подняться на носки, руки вверх – в стороны – вдох;
2. и.п. – выдох.
Выполнить 5–6 раз.
II. «Пружинка». И.п. – о.с.
1. присесть, руки на колени – выдох;
2. и.п. – вдох.
Повторить 4–5 раз.
III. «Насос». И.п. – о.с.
1. наклон вправо, правая рука вниз по бедру, левая вверх – выдох; 2 – и.п.;
3–4 – то же в другую сторону.
Выполнить 6–8 раз.
IV. «Тут и там».
И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны.
1
поворот вправо, хлопок руками («тут») – выдох;
2
и.п. – вдох;
3
поворот влево, хлопок руками («там») – выдох; 4 – и.п. – вдох.
Выполнить 4–6 раз.
V. «Попрыгунчик воробей».
И.п. – стойка, руки на пояс.
1–2. прыжки на левой ноге;
3–4 – прыжки на правой ноге.
Выполнить 6–8 раз.
Ходьба на месте. Организованное возвращение в класс.
V.
1
2

Воспитательная работа. Воспитание – это целенаправленное управление процессом
становления личности.
Цель: создание оптимальных условий для самореализации и саморазвития личности
каждого учащегося, его последующей успешной социализации в обществе.
Задачи:
-содействие саморазвитию личности;
-реализации творческого потенциала ребенка;
-обеспечение активной социальной адаптации;
-создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий обучающихся
по преодолению собственных проблем.
22

Методы воспитания:
Воспитательная работа осуществляется как в процессе учебных занятий, так и в
процессе подготовки и участия детей в массовых мероприятиях. В течение всего года ведется
работа по формированию сознательного и добросовестного отношения к занятиям, привитию
организованности, трудолюбия и дисциплины.
В работе с обучающимися применяется широкий круг средств и методов воспитания:
-личный пример и педагогическое мастерство педагога;
-высокая организация учебного процесса;
-атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
-дружный коллектив;
-система морального стимулирования;
- методы формирования сознания (методы убеждения): объяснение, рассказ, беседа,
диспут, пример;
- методы организации деятельности и формирования опыта поведения: приучение,
педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации;
- методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение (выражение
положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание (осуждение действий и
поступков, противоречащих нормам поведения).
Форма проведения воспитательных мероприятий:
- родительское собрание;
- индивидуальные консультации;
- мастер класс;
- изготовление сувениров, подарков, открыток;
- оформление стенгазет;
- выставки работ.
Ожидаемые результаты:
-формирование сознательного и добросовестного отношения к занятиям;
-привитие организованности;
-привитие трудолюбия;
-привитие дисциплины;
-будет позитивно принимать себя как личность.
Воспитательные задачи связаны с ориентацией обучающихся на критерии добра и
зла, постановка их в ситуации нравственного выбора и конкретизация нравственных норм в
реальной жизни. Педагог решает поставленные задачи в соответствии со спецификой
возраста обучающихся и взаимоотношений внутри учебной группы, учитывая при этом
индивидуальные особенности каждого обучающегося. Основным в воспитательной работе
является содействие саморазвитию личности, реализации творческого потенциала ребенка,
обеспечение активной социальной адаптации, создание необходимых и достаточных условий
для активизации усилий обучающихся по преодолению собственных проблем.
Воспитательная работа в рамках образовательного процесса осуществляется в
соответствии с планом воспитательной работы МБУ ДО «ДХТД» Александро-Невского
района.

23

План воспитательной работы объединения
№
П
/п
1
2
3
4
5
6
7

8
9
10
11

Название мероприятия

Сроки

Место
проведения

Примечание

«День учителя»
- изготовление открыток
«День Мамы» - изготовление сувениров

29.09.2024 МБУ ДО
«ДХТД»
22.11.2024 МБУ ДО
«ДХТД»
«Новый год» - изготовление сувениров
13.12МБУ ДО
20.12.2024 «ДХТД»
«Новогодняя игрушка» - мастер -класс
25.12.2024 МБУ ДО
«ДХТД»
«День Святого Валентина» - сувенир 07.02.2025 МБУ ДО
поздравление
«ДХТД»
«23 Февраля» - сувенир папе
14.02.2025 МБУ ДО
«ДХТД»
«8 Марта» - изготовление открыток
21.02.2025 МБУ ДО
«ДХТД»
«8 Марта» - мастер-класс
02.03.2025 МБУ ДО
«ДХТД»
«Пасха» - мастер-класс
18.04.2025 МБУ ДО
«ДХТД»
«9 Мая» - изготовление подарков ветеранам 02.05.2025 МБУ ДО
«ДХТД»
Выставка работ
23.05.2025 МБУ ДО
«ДХТД»

План работы с родителями
№
п/п

Название мероприятия

Сроки

1

Родительское собрание

сентябрь

Место
проведения
Кабинет

2

Выставка работ
Мастер-класс «Новогодняя
игрушка»

декабрь

Кабинет

20.12.2024

Кабинет

4

Мастер-класс «8 Марта»

02.03.2025

5

Мастер-класс «Пасха»
Оформление стенгазеты
«9 Мая»

18.04.2025

Выставка работ
Индивидуальные консультации

23.05.2025
В течение
года

3

6
7
8

02.05.2025

24

Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет

Примечание

Информационные источники.
Список литературы для педагога:
1.Технология. Программы начального и основного общего образования: книга / М. В.
Хохлова, П. С. Самородский, Н. В. Синицина, В. Д. Симоненко. - Москва: Вентана-Граф,
2008. – 181 с.
2. Синеглазова М. О. Удивительное соленое тесто: книга / М. О. Синеглазова. –
Москва: Издательский Дом МСП, 2010. – 136 с.
3. Лыкова И. А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного
возраста: книга / И. А. Лыкова. - Москва: ТЦ Сфера, 2001. – 112 с.
4. Силаева К. В. Солѐное тесто: книга / К. В. Силаева. – Москва: Эксмо, 2002. – 128 с.
5. Морозова О. А. Волшебный пластилин: рабочая тетрадь / О. А. Морозова. – Москва:
Мозаика – Синтез, 2007. – 24 с.
Литература для детей:
1. Кискальт И. Соленое тесто: книга / И. Кискальт. – Москва: АСТ-Пресс, 1998. - 144 с.
2. Игрушки из ничего: книга / В. М. Литвиненко, М. В. Аксенов. – Санкт-Петербург:
Кристалл, 2000. – 192 с.
3.Из соленого теста. Лепим с мамой: книга / И. А. Лыкова, Л. В. Грушина. – Москва:
Карапуз, 2009. – 64 с.
4. Силаева К. В. Соленое тесто. Украшения, сувениры, поделки: книга / К. В. Силаева. Москва: Эксмо, 2006. – 286 с.
5.Поделки и сувениры из солѐного теста, ткани, бумаги и природных материалов:
книга. – Москва: Мой мир, 2006. - 112 с.
6. Ханова И. Соленое тесто: книга / И. Хананова. - Москва: АСТ-Пресс, 2007. – 104 с.
Цифровые технологии:
1. https://vkusvill.ru/media/journal/tri-retsepta-solyenogo-testa-dlya-lepki-s-detmi-masterklass-i-interesnye-fakty.html
2. https://ru.pinterest.com/pin/youtube--73394668915621242/
3. https://ru.pinterest.com/ideas/%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%
BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B8%D0%B7%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0/942307809094/
4. https://zvetnoe.ru/club/poleznye-stati/lepka-iz-solenogo-testa/
5. https://lifehacker.ru/podelki-iz-solyonogo-testa-svoimi-rukami/
6. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-lepke-iz-solyonogo-testa-v-sredneigrupe.html
7. https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2023/02/05/konspektnetraditsionnogo-zanyatiya-po-lepke-iz-solenogo
8. https://ru.pinterest.com/ideas/%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%8B%D0%B8%D0%B7%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0/903284845556/
25

9. https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-po-lepke-cvetok-iz-solenogo-testa-dljadetei.html
10.https://vk.com/video157439863_456239588?to=L3ZpZGVvLTE1NzQzOTg2M180NTYyMzk1ODg/
11.https://rutube.ru/plst/101778/
Материально-техническое обеспечение. Условия реализации программы.
Кабинет для занятия и рабочее место для учащегося должен соответствовать
нормам САНПИН. Наглядные пособия, таблицы, схемы, чертежи, имеются
специальные подборки методического и иллюстративного материала,
художественные изобразительные материалы. Художественные изобразительные
материалы, а также их самостоятельной творческой деятельности. Дидактический
материал (образцы изделий, выполненные педагогом и обучающимися, рисунки,
открытки и эскизы, инструкционные карты, специальная и дополнительную
литература, фотографии детских работ разработка отдельных тематических
занятий).
Мука, соль «Экстра», вода, чашка для замешивания теста, пластилин, доска для
пластилина, стеки разной конфигурации, скалка, гуашь, акриловые краски, кисти,
баночка для воды, рамка А4, цветной картон, цветная бумага, клей ПВА, формы и
трафареты изделий и многое другое.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».