Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования «Дом художественного творчества детей»
Александро-Невского муниципального района
Рязанской области
Приказ № 18 от 15.04.25г.
Программа согласована и рекомендована:
Педагогическим советом МБУ ДО «ДХТД»
От 15.04.2025г. Протокол № 06
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Живой песок»
Художественная направленность
Срок реализации: 1 год
Объем обучения:144 часа
Возрастная категория: 6 — 8 лет
Разработчик программы
Ермакова Виктория Владимировна,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «ДХТД» Александро – Невского
Муниципального района Рязанской области.
р. п. Александро-Невский
2025г.
1. Пояснительная записка
Роль и место программы в образовательной программы учреждения
Программа «Живой песок» включена в план образовательной программы МБУ ДО
«ДХТД».
Роль и место данной программы в образовательной программе
дополнительного образования «ДХТД» - создание условий для углубления знаний и
применения их в самостоятельной творческой деятельности. На занятиях предполагается
практическая работа, а так же выполнение творческих заданий. Содержание программы
включает теоретический материал и выполнение практических работ, которые являются
предпосылкой для дальнейшей реализации самостоятельного творчества. Деятельность
«ДХТД» в объединении «Живой песок» вносит большой вклад в реализацию программы
воспитательной работы, открывает широкие возможности для самоорганизации
обучающихся, проявления их активной социальной позиции.
Направленность программы
Данная общеразвивающая программа имеет художественную направленность.
Новизна
Новизна заключается в оптимальном подборе нетрадиционных методов и приѐмов
арт-педагогики.
Для того, чтобы заинтересовать работой объединения, в группе регулярно
организуются консультации для родителей о техниках работы с песком («Песочная
анимация», «Художественная засыпка» и другие), а также о комплексах работы с
кинетическим песком в домашних условиях. Проводятся консультации, презентации на
которых руководитель объединения показывает родителям, как работать
нетрадиционными техниками.
Актуальность программы
Актуальность программы связана с тем, что в последние годы в системе воспитания и
обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребѐнка. При этом
развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание, а данная
программа «Живой песок» не только развивает познавательные способности ребѐнка, но и
ненавязчиво, настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит
гармоничный образ мира и позволяет отреагировать их скрытые эмоции.
Адресат программы
Наполняемость группы от 10 до 15 человек. Списочный состав групп формируется
в соответствии с технологическим регламентом, с учетом вида деятельности, санитарных
норм, особенностей реализации программы.
Возраст детей от 6 до 8 лет.
Форма подбора детей в группы свободная не зависимо от пола обучающегося,
состав группы – постоянен.
Образовательный процесс осуществляется с использованием здорово-сберегающих
технологий.
Условия набора
Принимаются все желающие. Группы формируются на основе свободного набора,
принимаются мальчики и девочки, изъявившие желание заниматься декоративно прикладным творчеством без специальной подготовки и навыков.
Прием на обучение проводится на принципах равных условий для всех
поступающих, за исключением лиц, которым представлены особые права при приеме
2
согласно действующему законодательству.
С учетом возможностей и потребностей личности дополнительная
общеразвивающая программа может осваиваться по индивидуальному плану для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с высокой степенью
успешности (одаренные дети), или по иным основаниям.
Условия формирования группы
Группы одновозрастные, допускается формирование разновозрастных групп
при условии разницы в возрасте не более года.
Обучающиеся, усвоившие теоретический и практический материал программы,
получают свидетельство об успешном освоении программы «Живой песок».
Отличительные особенности программы
Характерные свойства, отличающие данную программу от других:
- использование в обучении дифференцированного подхода, с учетом уровня
развития умений и навыков обучающихся;
- межпредметные связи с другими образовательными областями: математика,
чтение, окружающий мир, изобразительное искусство;
- активное участие в акциях, конкурсах, выставках, и т.д. помогает детям
реализовать свой творческий потенциал;
- в коллективной работе дети учатся взаимодействовать друг с другом, решать
проблемные ситуации по средствам коммуникации, разрешать споры, приходить к
единому решению.
Уровень освоения программы - ознакомительный.
Объем и сроки реализации программы.
Учебный план составлен из расчета 4-х часовой учебной нагрузки в неделю (144
учебных часа в году).
Уровень образованности – программа рассчитана на 1 год обучения.
Занятия организовываются 2 раза в неделю по 2 академических часа с 10 минутным
перерывом. Продолжительность занятия 40 минут.
Годовой план рассчитан на 36 учебных недель.
Особенности организации образовательного процесса
Обучение происходит по степени овладения навыками и умениями: сначала
выявляются первоначальные навыки и умения в специальных упражнениях, ведется
наблюдение за обучающимися. Индивидуальный подход в обучении создает наиболее
благоприятные возможности для развития познавательной деятельности, активности,
склонностей и дарований каждого ученика. Именно индивидуальный подход в обучении
дает возможность раскрыться и утвердиться ребенку. Обучающимся всегда дается
возможность, выбора задания на практике по силам, часто используется помощь
сверстников, что сплачивает коллектив.
Форма обучения – очная
Формы организации и проведения занятий:
Формы организации занятий:
- фронтальная: работа педагога со всеми учащимися одновременно;
- коллективная: выполнение коллективной работы;
- групповая: организация работы в малых группах, в парах для выполнения
определенных заданий;
- индивидуальная: организуется для коррекции пробелов в знаниях и отработки
3
отдельных навыков.
Формы проведения занятий и подведение итогов:
- беседа;
- занятие-путешествие;
- виртуальная экскурсия;
- практическое занятие;
- творческая мастерская;
- консультация;
- презентация;
- конкурс;
- выставка.
2. Цель и задача программы
Цель программы:
- Развить умения и знания при работе с природным материалом – песок.
Задачи:
Обучающие:
- Изучить правила техники безопасности при игре с песком (работа в команде).
- Изучить историю происхождения и использования цветного песка.
- Формирование представления о свойствах сухого и влажного песка.
- Научить создавать сюжеты на песочном столе.
- Научить создавать рисунки из песка.
- Научить правильно использовать предметы и материалы в работе с песком.
- Научить расслабляющим упражнениям.
- Научить создавать мини – выставки, в результате совместной деятельности детей и
воспитателей + родителей (выставка готовых изделий, выставка в форме
фотографий).
- Научить действовать по инструкции.
- Научить работать самостоятельно.
- Научить организовывать своѐ рабочее место.
Развивающие:
- Развивать внимание, зрительная и двигательная память.
- Развивать координацию движения пальцев рук, тонкие тактильные ощущения,
мелкая моторика.
- Развивать терпение и аккуратность.
- Развивать творческие способности и фантазия детей, с помощью самостоятельной
деятельности.
- Развивать взаимопомощь при выполнении работы.
- Развивать уверенность в себе.
Воспитательная:
- Воспитывать внимательное отношение к коллективу при организации групповой
деятельности.
- Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
- Создать условия для позитивного личностного роста собственного «Я»: саморазвития,
самореализации, самовоспитания и самоуважения.
- Пробудить устойчивую потребность к занятиям и созданию ситуации успеха.
Планируемые результаты
4
Предметные:
- Правила техники безопасности при игре с песком (работа в команде).
- Историю о происхождении и использования цветного песка.
- Сформируется представление о свойствах сухого и влажного песка.
- Создавать сюжеты на песочном столе.
- Создавать рисунки из песка.
- Правильно использовать предметы и материалы в работе с песком.
- Будет знать расслабляющие упражнения.
- Создавать мини – выставки, в результате совместной деятельности детей,
воспитателей и родителей (выставка готовых изделий, выставка в форме
фотографий).
- Действовать по инструкции.
- Работать самостоятельно.
- Организовывать своѐ рабочее место.
Метапредметные:
- Внимание, зрительная и двигательная память.
- Координация движения пальцев рук, тонкие тактильные ощущения, мелкая
моторика.
- Терпение и аккуратность.
- Творческие способности и фантазия детей, с помощью самостоятельной
деятельности.
- Взаимопомощь при выполнении работы.
- Уверенность в себе.
Личностные:
- Внимательны по отношение к коллективу при организации групповой деятельности.
- Бережное отношение ко всему живому.
- Будет уверен в себе.
- Будет устойчивая потребность к занятиям и созданию ситуации успеха.
5
3. Учебный план
Кол-во часов
Форма контроля
Теоре
Прак Всег о
тичес
тичес
кие
кие
занят
заня
ия
т
ия
20
48
68
Наблюдение.
Входной контроль.
Творческое задание.
Устный опрос по
пройденному материалу.
Выставочный просмотр
работ за 1-ое полугодие.
Урок викторина.
№
п/
п
Разделы программы
1.
«Песок»
2.
"Песочная живопись»
22
54
76
Итого:
42
102
144
Устный опрос по
пройденному материалу.
Творческое задание.
Выставочный просмотр
работ за 2-ое полугодие.
Проведение игры (уроксоревнование).
Содержание учебного плана:
1.«Песок» - 68 часов
«Что такое песок?» (2часа)
Теория: вводное занятие. Входной контроль. Анкетирование. Техника
безопасности. Песок и его классификации. Использованием песка в различных областях
деятельности человека. Великие художники России и Рязанской области (Андрей Рублев
(ок. 1360–1440), Александр Иванов (1806–1858) и многие другие.).
Практика: опрос пройденного материала. Тестовые задания. Просмотр видео
фильма о великих художниках России и рязанской области. Игры на знакомство.
«Знакомство с песочницей» (16 часов)
Теория: правило техники безопасности, введение в тему «Песочница», развитие
познавательных процессов (восприятие формы, цвета, целостного восприятия).
Практика: опрос пройденного материала. Создание композиции из песка (с
использованием воды). 1.Игры
«Мышки в норках», «Домики для животных», «Цветные заборчики». 2. «Детские
тайны», «Что спряталось в песке?», «Секретики». Творческое задание. Выставочный
просмотр проделанной работы.
«Песчаная сказка» (16 часов)
Теория: введение в тему «Песчаная сказка», развитие познавательных процессов.
Практика: устный опрос по пройденному материалу. Работа песком на
6
специальном столе. Изображение на песке различное настроение.
1. «Песчаная сказка».
2. Работа с мокрым и кинетическим песком, работа с сухим песком.
3. «Работа с сухим и цветным песком», «Здравствуй, Песчинка», «Цветные
изображения»,
«Отражения» использование цветного песка, работа мизинцем. Творческое задание.
Выставочный просмотр проделанной работы.
«В мире наших чувств» (10 часов)
Теория: тема: «В мире наших чувств».
Практика: устный опрос. Творческое задание. Просмотр видеоматериала. Игры с
мокрым кинетическим песком, пальчиковая гимнастика («В мире наших чувств», «Игры
на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики»).
Творческое задание. Выставочный просмотр проделанной работы.
«Во саду ли, в огороде» (12 часов)
Теория: тема: «Во саду ли, в огороде». Техника безопасности.
Практика: устный опрос. Знакомство с окружающим миром. Творческое задание.
Просмотр видеоматериала. Работа с сухим и мокрым кинетическим песком («Во саду ли,
в огороде» работа в «песочнице», «Песочные строители» работа с кинетическим песком с
использованием мелких предметов (формочки, игрушки пластмассовые), создаем море,
реки, озера, леса и их обитателей. Создаем город и его жителей. «Радужное настроение»
( работа с песочным столом.).
«Кручу, верчу, запутать хочу» и развитие произвольности. «Меняем местами»
(работа в парах) (2 часа)
Теория: введение в тему «Кручу, верчу, запутать хочу».
Практика: устный опрос. Творческое задание. Просмотр видеоматериала. Работа с
кинетическим песком. Проведение игры-соревнования. Подведение итогов проделанной
работы, выставочный просмотр проделанной работы.
«Я создаю мир» (2 часа)
Теория: введение в тему «Я создаю мир».
Практика: устный опрос. Просмотр видеоматериала. Творческое задание. Работа с
кинетическим песком. Подведение итогов проделанной работы, выставочный просмотр
проделанной работы.
«Времена года» (2 часа)
Теория: введение в тему «Времена года».
Практика: устный опрос. Просмотр видеоматериала. Работа с сухим песком.
Творческое задание. Подведение итогов проделанной работы, выставочный просмотр
проделанной работы.
«Выйди из лабиринта» (2 часа)
Теория: введение в тему «Выйди из лабиринта».
Практика: устный опрос. Просмотр видеоматериала. Работа с сухим песком в
«Песочнице». Подведение итогов проделанной работы, выставочный просмотр
проделанной работы.
Занятие для свободного творчества (4 часа)
Теория: введение в тему «Свободное творчество».
Практика: устный опрос по пройденному материалу за первое полугодие.
Творческое задание. Урок викторина. Работа с сухим песком в «Песочнице. Фото выставка
7
работ за первое полугодие. Проведение выставочного просмотра проделанной работы за
первое полугодие. Награждение детей грамотами и дипломами за творческие достижения.
2. «Песочная живопись» -76 часов.
Введение в технику "Песочная живопись" (2 часа)
Теория: введение в тему «Песочная живопись». Современное использование песка
в искусстве и декоративно-прикладном творчестве. Великие художники Рязанской
области.
Практика: материалы и инструменты. Правила техники безопасности при работе
с песком и инструментами. Подготовка материала к работе, выполнение задания по
заданной теме «Песочная живопись». Просмотр видео фильма про художников Рязанской
области и об истории возникновения песочной росписи.
Окраска песка (2 часа)
Теория: введение в тему «Окраска песка».
Практика: устный опрос по пройденному материалу. Просмотр видеофильма о
технологиях окрасках песка. Выполнение последовательности окраски песка. Сушка песка.
Итоги проделанной работы.
Подготовка песка к работе (2 часа)
Теория: введение в тему «Подготовка песка к работе».
Практика: устный опрос по пройденному материалу. Просмотр видеоматериала.
Подготовка цветного песка к дальнейшей работе. Итог проделанной работы.
Нанесение изображения на пробную работу (4 часа)
Теория: введение в тему «Нанесение изображения на пробную работу».
Практика: устный опрос по пройденному материалу. Просмотр видеоматериала.
Изучение индивидуальных инструкционных карт с последовательностью выполнения
операций. Технология выполнения песочной росписи. Творческое задание. Итог
проделанной работы. Выставочный просмотр.
Техника приклеивания (6 часов)
Теория: введение в тему «Техника приклеивания». Техника и технология
выполнения песочной росписи.
Практика: устный опрос по пройденному материалу. Просмотр видеоматериала.
Подбор материалов, инструментов и приспособлений для рисования песком. Творческое
задание. Разработка эскиза. Нанесение изображения на основу будущей открытки
(плотный картон). Оформление работ. Проведение выставочного просмотра проделанной
работы.
Нанесение изображения на стеклянную объемную поверхность (6 часов)
Теория: введение в тему «Нанесение изображения на стеклянную объемную
поверхность».
Практика: устный опрос по пройденному материалу. Просмотр видеоматериала.
Просмотр литературы. Творческое задание. Выбор изображения. Нанесение изображения
на стеклянную поверхность (бутылка). Нанесение песочной аппликации по технологии
выполнения художественной росписи песком. Оформление работ. Проведение
выставочного просмотра проделанной работы.
Занятие для свободного творчества (4 часа)
Теория: введение в тему «Свободное творчество».
Практика: устный опрос. Просмотр видеоматериала. Творческое задание.
Изготовление сувенира. Выставочный просмотр проделанной работы.
8
Введение в технику "Песочная анимация" (2 часа)
Теория: история жанра «Песочная анимация». Правила техники безопасности при
работе с песочным столом.
Практика: устный опрос пройденного материала. Просмотр видеоматериала.
Знакомство с материалом. Работа с песочным столом. Знакомство со световым столом.
Основные приѐмы песочной анимации (2 часа)
Теория: введение в тему «Основные приѐмы песочной анимации». Основные
приѐмы песочной анимации.
Практика: опрос по пройденному материалу. Просмотр видеоматериала.
Творческое задание. Работа с песочным столом («Щепотка», «Песочная струя»).
Виды засыпания фона (8 часов)
Теория: введение в тему «Виды засыпания фона».
Практика: устный опрос по пройденному материалу. Просмотр видеоматериала.
Творческое задание. Рисование пальцами. Итоги проделанной работы. Выставочный
просмотр проделанной работы.
Линейное набрасывание песка, рисование подушечками пальцев (4 часа)
Теория: введение в тему «Линейное набрасывания песка, рисование подушечками
пальцев».
Практика: устный опрос по пройденному материалу. Творческое задание. Работа с
песочным столом, работа подушечками пальцев (вода, дождь, звезды и пр.); Линейное
набрасывание песка (лучи солнца).
Вырезание картин из фона (4 часа)
Теория: введение в тему «Вырезание картин из фона».
Практика: опрос по пройденному материалу. Просмотр видеоматериала.
Творческое задание. Работа с песочным столом (Лишний фон вокруг центрального образа
отсекается). Итоги проделанной работы. Выставочный просмотр проделанной работы.
Способы перехода одной картины в другую (8 часов)
Теория: введение в тему «Способы перехода одной картины в другую».
Практика: опрос по пройденному материалу. Просмотр видеоматериала. Работа с
песочным столом (частичное сохранение элементов картины, данные элементы переходят
в другую картину). Творческое задание.
Нанесение нового рисунка на предыдущую картину (насыпается новая порция песка
прямо поверх старого рисунка для создания нового сюжета, старый рисунок является
фоном и просматривается словно в тумане). Проведение выставочного просмотра
проделанной работы.
Упражнения на закрепление (2 часа)
Теория: введение в тему «Упражнения на закрепление».
Практика: устный опрос по пройденному материалу. Выполнение упражнений по
закреплению предыдущих тем. Просмотр видеоматериала. Итоги проделанной работы.
Просмотр проделанной работы.
Занятие для свободного творчества (4 часа)
Теория: введение в тему «Свободное творчество».
Практика: опрос по пройденному материалу. Творческое задание. Работа с песочным
столом, создание анимации, на основе имеющихся знаний. Проведение выставочного
просмотра проделанной работы.
9
Введение в технику "Художественная засыпка" (6 часов)
Теория: введение в тему «Художественная засыпка". История художественной
засыпки.
Практика: опрос по пройденному материалу. Просмотр видеоматериала.
Материалы и инструменты. Творческое групповое задание. Пробная работа.
Художественная засыпка в прозрачный сосуд. Проведение выставочного просмотра
проделанной работы.
Рефлексия «Мой песочный мир» (6 часов)
Теория: введение в тему «Мой песочный мир».
Практика: опрос по пройденному материалу. Просмотр видеоматериала.
Творческое задание. Самостоятельная работа по созданию сувенира. Проведение
выставочного просмотра проделанной работы.
Итоговое занятие (4 часа)
Теория: введение в тему «Песочная история».
Практика: устный опрос по пройденному материалу за год. Проведение игры (уроксоревнование). Выставочной просмотр работ за год. Фото выставка проделанных работ за
год. Подведение итогов. Награждение детей грамотами и дипломами за творческие
достижения.
Язык реализации программы:
- государственный язык Российской Федерации - русский язык.
Календарный учебный график
Срок обучения
Дата
начала
обучения
Дата
Всего
Кол-во Режим Срока
Всего
учебных
Окончания учебных
учебных занятий аттестации
дней
обучения недель
часов
1 год
4.09.
31.05.
36
144
144
2 раз в
неделю
Декабрь,
май
Кадровое обеспечение
Для реализации программы, кроме педагога дополнительного образования, другие
специалисты не требуются.
Форма аттестации
Формы отслеживания образовательных результатов: наблюдение, конкурсы,
выставки, просмотр, открытые и итоговые занятия.
Формы фиксации образовательных результатов: грамоты, дипломы, протоколы
диагностики, фото, свидетельство (сертификаты).
Критерии и способы определения результативности
Основными формами подведения оценки качества образования по программе
является текущий контроль, проведение оценки качества образования учащихся, в
соответствии с локальным актом - положением, устанавливающим порядок и формы
проведения, систему оценки, оформление и анализ результатов промежуточной и
итоговой оценки качества образования обучающихся в соответствии с требованиями
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Оценка качества образования проводится с целью установления:
10
соответствия результатов освоения программы заявленным задачам и
планируемым результатам обучения;
- соответствия организации образовательного процесса по реализации
программы установленным требованиям к порядку и условиям реализации
программ.
Отслеживание результативности осуществляется в форме собеседования, тестирования,
наблюдения, фото выставки и выставочного просмотра за полугодие и за год.
Оценочные материалы
Оценочные материалы включают в себя систему контроля результативности
обучения с описанием форм и средств выявления, фиксации и предъявления результатов
обучения, а также их периодичности.
Задачи контроля:
1. Определение уровня теоретической подготовки и степени сформированности
практических умений и навыков учащихся;
2. Анализ полноты реализации части или всего курса дополнительной,
общеразвивающей программы объединения;
3. Соотнесение прогнозируемых и реальных результатов учебно-воспитательной
работы;
4. Выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной
реализации дополнительной общеразвивающей программы;
5. Внесение необходимых корректив в содержание и методику образовательной
деятельности объединения.
Виды контроля:
Входной контроль проводится в начале учебного года – (сентябрь/октябрь) с
целью определения начального уровня образовательных возможностей обучающихся при
поступлении в объединение.
Результаты контроля фиксируются в диагностической карте.
Формы:
- педагогическое наблюдение;
- опрос;
- дидактическая игра;
- выполнение заданий для выявления уровня теоретической и практической
подготовленности.
Текущий контроль - проводится в течение года для отслеживания уровня и
качества освоения тем/разделов программы и развития личностных качеств
обучающихся, осуществляется на занятиях в течение всего учебного года.
Результаты контроля фиксируются в диагностической карте.
Формы:
- педагогическое наблюдение;
- опрос;
- дидактическая игра;
- выполнение заданий для выявления уровня теоретической и практической
подготовленности.
Промежуточная аттестация проводится по итогам освоения раздела, темы
или в конце определѐнного периода обучения, а также личностных качеств с целью
выявления уровня освоения программы и корректировки процесса обучения. Результаты
-
11
контроля фиксируются в диагностической карте.
Формы:
- педагогическое наблюдение;
- устный опрос;
- тестирование;
- выполнение заданий для выявления уровня теоретической и практической
подготовленности;
- конкурс;
- выставка.
Итоговый контроль проводится с целью оценки уровня и качества освоения
обучающихся дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
(май). Результаты контроля фиксируются в диагностической карте
Формы:
- педагогическое наблюдение;
- устный опрос;
- тестирование;
- выполнение заданий для выявления уровня теоретической и практической
подготовленности;
- выставка;
- открытое занятие.
Формы фиксации результатов
Результаты контроля фиксируются в диагностической карте.
Диагностическая карта результатов освоения дополнительной
общеразвивающей программы «Живой песок".
Индивидуальный уровень освоения дополнительной общеразвивающей программы
и личностного развития по критериям обозначается значками: В – высокий уровень, С –
средний уровень, Н – начальный уровень и выявляется суммированием баллов по
критериям.
Оценка параметров
Н – начальный уровень
С – средний уровень
В – высокий уровень
Уровень по сумме баллов
Освоение программы
Личностное развитие
9-14
7-11
15-20
12-16
21-27
17-21
1 балл
2 балла
3 балла
Диагностика результатов освоения программы проводится по 5 параметрам, которые
оцениваются следующими критериями
Параметры
теоретическая подготовка
практическая подготовка
Критерии
- теоретические знания
- владение (знание) специальной терминологией
- практические умения и навыки
- владение специальным оборудованием и
оснащением
- творческие навыки
12
учебно-интеллектуальные
умения
учебно-организационные
умения
учебно-коммуникативные
умения
- умение внимательно воспринимать информацию,
рационально запоминать, логически осмысливать
учебный материал
- умение организовать рабочий настрой во время занятий
- умение слушать и слышать
- коммуникативные навыки
Диагностика результатов личностного развития обучающихся проводится по 3
параметрам, которые оцениваются следующими критериями
Параметры
волевые качества
ориентационные качества
поведенческие качества
Критерии
- терпение
- воля
- самоконтроль
- самооценка;
- интерес к занятиям в детском объединении
- конфликтность
- тип сотрудничества
Диагностическая карта результатов освоения дополнительной общеразвивающей
программы «Живой песок» (ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ/ ПРОМЕЖУТОЧНАЯ) Группа №
Вводное тестирование
Тест: На определение творческого потенциала обучающихся:
Инструкция: Нанесите на лист несколько клякс. Дорисуйте кляксы до узнаваемых
образцов. Будет хорошо, если удастся объединить образцы в единую картинку.
13
Обработка результатов:
Высокий уровень - 3б - кляксы дорисованы и объединены в единую картину;
Средний уровень - 2б – нарисованы более 2 клякс.
Низкий уровень - 1б – дорисована 1 клякса. Тест: «Что мы знаем»:
Цель: Получить информацию для определения результативности процесса обучения
обучающихся. Обработка результатов:
За каждый правильный ответ на вопрос – 1 балл. 9б – высокий уровень;
6б – средний уровень;
3б – низкий уровень.
Инструкция: Вам предлагается ответить на вопросы.
Критерии оценки результатов освоения дополнительной общеразвивающей
программы
«Живой песок».
Параметры
Пред
мет
ные
Теоре
Тичес
кая
подго
товка
Критерии
Теоретические
знания (по
основным
разделам учебнотематического
плана программы)
Уровни
Высокий
Степень выраженности оцениваемого
качества
Обучающийся уверенно владеет теоретическими
знаниями:
- будет следовать правилам техники
безопасности труда и правильной
организации рабочего места;
- историю происхождения и использования
цветного песка.
Средний
Практи
ческая
подгото
вка
Обучающийся владеет теоретическими знаниями
но с незначительной помощью педагога.
Начальный Обучающийся плохо владеет теоретическими
знаниям и применяет эти знания только с
помощью педагога.
Владение (знание) Высокий
Обучающийся хорошо знает и владеет
специальной терминологией грамотно
специальной
применяет ее в работе.
терминологией
Средний
Обучающийся знает специальные термины, но
не всегда умеет их применить.
Начальный Обучающийся плохо ориентируется в основных
терминах и избегает их в употреблении.
Практические
Высокий
Обучающийся
уверенно
работает
с
умения и навыки,
материалами (кинетический песок, краски,
предусмотренные
кисти, цветная бумага, клей, и т.д.);
программой
- владеет навыками работы с песком;
-качественно выполняет работу;
-самостоятельно работает по заданной теме.
Средний
Обучающийся неуверенно работает с
материалами (кинетический песок, краски, кисти,
цветная бумага, клей, и так далее), владеет
навыками, но требуется помощь педагога.
Начальный Обучающийся слабо владеет навыками,
постоянно требуется помощь педагога.
Владение
Высокий
Обучающийся грамотно применяет инструменты
специальным
в работе материалами.
оборудованием и
Обучающийся не всеми инструментами
Средний
оснащением
может правильно пользоваться, иногда
необходима помощь педагога.
Начальный Обучающийся испытывает серьезные
затруднения при работе с материалами и
инструментами.
Оценка
параме
тров
3
14
Методы
диагностики
Наблюдение
опрос
тестирование
2
1
Наблюдение,
опрос
3
2
1
Выставка,
практическая
работа
3
2
1
3
2
1
Наблюдение,
практическая
работа
Творческие навыки Высокий
Обучающийся проявляет активный интерес к
творческим мероприятиям (выставкам, акциям),
развито эмоциональнообразное восприятие, при
выполнении заданий, присутствует творческое
самовыражение
Средний
Мета Учебноумствен
ные
пред интел
лектуа
льные
мет
ные
Учебноумствен
ные
организа
ционные
Учебноумствен
ные
комму
никатив
ные
Умение
внимательно
воспринимать
информацию,
рационально
запоминать,
логически
осмысливать
учебный
материал
Умение
организовать
рабочий
настрой во время
занятий
Умение слушать
и слышать
педагога
Коммуникативные
навыки
Обучающийся проявляет интерес к творческим
мероприятиям (выставкам, акциям), но
выполняет задания на основе образца.
Начальный Творческое самовыражение обучающийся на
низком уровне, он в состоянии выполнять
простейшие практические задания педагога.
Высокий
Обучающийся любознателен, активен,
внимателен, задания выполняет самостоятельно,
не нуждаясь в дополнительных внешних
стимулах, находит способы решения заданий.
Средний
Обучающийся любознателен, активен,
внимателен, задания выполняет самостоятельно,
не нуждаясь в дополнительных внешних
стимулах, находит способы решения заданий.
Начальный Уровень активности, самостоятельности
обучающийся низкий, при выполнении заданий
требуется постоянная помощь, любознательность
не проявляется.
Высокий
Обучающийся удерживает цель деятельности,
намечает ее план;
-выбирает адекватные средства, проверяет
результат;
-самостоятельно
обнаруживает
ошибки,
вызванные
несоответствием
усвоенного
способа действия и условий задач;
-сам преодолевает трудности в работе, вносит
коррективы и доводит дело до конца.
Средний
Удерживает цель деятельности, намечает
план;
-выбирает адекватные средства, проверяет
результат, однако в процессе деятельности
часто отвлекается;
- трудности преодолевает только при
психологической поддержке педагога, осознает
правило контроля, но затрудняется
одновременно выполнять учебные действия и
контролировать их.
Начальный Деятельность хаотична, не продумана;
-прерывает деятельность из-за возникающих
трудностей;
-стимулирующая и организующая помощь
малоэффективна.
Высокий
Обучающийся внимательно слушает
собеседника, сдержанно реагирует на
услышанное.
Средний
Обучающийся может иногда перебивать
собеседника, эмоционально реагировать на
услышанное.
Начальный Обучающийся эмоционально воспринимает
информацию, перебивает собеседника.
Высокий
Проявляет
эмоционально
позитивное
отношение к процессу сотрудничества;
-ориентируется на партнера по общению, умеет
15
3
Выставка,
наблюдение,
практическая
работа
2
1
3
Наблюдение
2
1
3
Наблюдение
2
1
3
Наблюдение
2
1
3
Наблюдение
Средний
Начальный
Лично Органи
стные зационнокачест
венные
волевые
Терпение
Высокий
Средний
Начальный
Воля
Высокий
Средний
Начальный
Самоконтроль
Высокий
Средний
Начальный
Ориента
ционные
качества
Самооценка
Высокий
Средний
Начальный
Поведен
ческие
качества
Интерес к
занятиям в
детском
объединении
Высокий
Конфликтность
(отношение
ребенка к
столкновению
интересов (спору)
в процессе
взаимодействия)
Высокий
Тип
сотрудничества
(отношение
Средний
Начальный
Средний
Начальный
Высокий
слушать собеседника;
- совместно планирует, договариваться и
распределяет функции в ходе выполнения
задания, осуществлять взаимопомощь.
Способен к сотрудничеству, но не всегда умеет
аргументировать свою позицию и слушать
партнера.
В совместной деятельности не пытается
договориться, не может прийти к согласию,
настаивает на своем, конфликтует или
игнорирует других.
Терпения хватает на все занятие.
Обучающийся пытается сосредоточится, но
терпения хватает чуть больше чем на половину
занятия.
Обучающийся пытается сосредоточится, но
терпения хватает меньше, чем на половину
занятия. Теряет терпение очень быстро, не
умеет сосредотачиваться, включается в процесс
на короткий период.
Обучающийся дисциплинирован, обладает
способностью активно побуждать себя к
практической деятельности.
Обучающийся недостаточно дисциплинирован,
не всегда может
заставить себя что-то делать.
Обучающийся недостаточно дисциплинирован,
не обладает способностью активно побуждать
себя к практической
деятельности, с трудом осваивает материал.
Обучающийся умеет контролировать свои
поступки и действия, отвечает за них.
Обучающийся периодически контролирует свои
поступки, иногда уходит от ответственности за
них.
Обучающийся не умеет контролировать свои
поступки и действия, уходит от
ответственности за них.
Обучающийся имеет нормальную самооценку.
Обучающийся стремиться к нормальной
самооценке, иногда завышая или занижая ее.
Обучающийся имеет заниженную или
завышенную самооценку.
Обучающийся проявляет высокий интерес к
занятиям.
Обучающийся проявляет интерес к занятиям.
Обучающийся слабо проявляет интерес к
занятиям, посещает студию по желанию
родителей.
Обучающийся пытается уладить возникающие
конфликты.
Обучающийся сам в конфликтах не участвует,
старается их избежать.
Обучающийся периодически провоцирует
конфликты.
Обучающийся проявляет интерес к жизни
объединения, проявляет инициативу в общих
делах, эффективно взаимодействует со всеми
16
2
1
3
2
Наблюдение
1
3
Наблюдение
2
1
3
Наблюдение
2
1
3
2
Наблюдение,
анкетирование
1
3
Наблюдение,
анкетирование
2
1
3
Наблюдение
2
1
3
Наблюдение,
анкетирование
ребенка к
общим делам
детского
объединения)
участниками образовательного процесса.
Средний
Начальный
Обучающийся участвует в общих делах
объединения, но для этого нужно побуждение
педагога.
Обучающийся избегает участия в общих делах,
не проявляет интереса к общим делам
объединения, без желания вступает в контакт с
участниками образовательного процесса.
2
1
Диагностическая карта результатов освоения дополнительной общеразвивающей
программы «Живой песок» (ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ/ ИТОГОВЫЙ
КОНТРОЛЬ)
УЧЕБНЫЙ ГОД
Группа №
Методическое обеспечение ДОП
Воспитательная работа.
Воспитание – это целенаправленное управление процессом становления личности.
Цель: создание оптимальных условий для самореализации и саморазвития личности
каждого обучающихся, его последующей успешной социализации в обществе.
Задачи:
-содействие саморазвитию личности;
-реализации творческого потенциала ребенка;
-обеспечение активной социальной адаптации;
-создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий обучающихся
по преодолению собственных проблем.
Методы воспитания:
Воспитательная работа осуществляется как в процессе учебных занятий, так и в
процессе подготовки и участия детей в массовых мероприятиях. В течение всего года ведется
17
работа по формированию сознательного и добросовестного отношения к занятиям, привитию
организованности, трудолюбия и дисциплины.
В работе с обучающимися применяется широкий круг средств и методов воспитания:
-личный пример и педагогическое мастерство педагога;
-высокая организация учебного процесса;
-атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
-дружный коллектив;
-система морального стимулирования;
- методы формирования сознания (методы убеждения): объяснение, рассказ, беседа,
диспут, пример;
- методы организации деятельности и формирования опыта поведения: приучение,
педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации;
- методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение (выражение
положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание (осуждение действий и
поступков, противоречащих нормам поведения).
Форма проведения воспитательных мероприятий:
- родительское собрание;
- индивидуальные консультации;
- мастер класс;
- изготовление сувениров, подарков, открыток;
- оформление стенгазет;
- выставки работ.
Ожидаемые результаты:
-формирование сознательного и добросовестного отношения к занятиям;
-привитие организованности;
-привитие трудолюбия;
-привитие дисциплины;
-будет позитивно принимать себя как личность.
Воспитательные задачи связаны с ориентацией обучающихся на критерии добра и зла,
постановка их в ситуации нравственного выбора и конкретизация нравственных норм в
реальной жизни. Педагог решает поставленные задачи в соответствии со спецификой
возраста обучающихся и взаимоотношений внутри учебной группы, учитывая при этом
индивидуальные особенности каждого обучающегося. Основным в воспитательной работе
является содействие саморазвитию личности, реализации творческого потенциала ребенка,
обеспечение активной социальной адаптации, создание необходимых и достаточных условий
для активизации усилий обучающихся по преодолению собственных проблем.
Воспитательная работа в рамках образовательного процесса осуществляется в
соответствии с планом воспитательной работы МБУ ДО «ДХТД» Александро-Невского
района.
План воспитательной работы объединения
№
П
/п
Название мероприятия
Сроки
Место
проведения
18
Примечание
«День учителя»- изготовление
открыток
«День Мамы» - изготовление
сувениров
«Новый год» - изготовление
сувениров
«Новогодняя игрушка» - мастер -
1
2
3
4
29.09.2024 МБУ ДО
«ДХТД»
22.11.2024 МБУ ДО
«ДХТД»
13.12МБУ ДО
20.12.2024 «ДХТД»
25.12.2024 МБУ ДО
класс
«ДХТД»
«День Святого Валентина» сувенир - поздравление
«23 Февраля» - сувенир папе
07.02.2025 МБУ ДО
«ДХТД»
14.02.2025 МБУ ДО
«ДХТД»
«8 Марта» - изготовление открыток 21.02.2025 МБУ ДО
«ДХТД»
«8 Марта» - мастер-класс
02.03.2025 МБУ ДО
«ДХТД»
«Пасха» - мастер-класс
18.04.2025 МБУ ДО
«ДХТД»
«9 Мая» - изготовление подарков
02.05.2025 МБУ ДО
«ДХТД»
ветеранам
Выставка работ
23.05.2025 МБУ ДО
«ДХТД»
5
6
7
8
9
10
11
План работы с родителями
№
п/
п
Название мероприятия
Сроки
1
Родительское собрание
сентябрь
2
Выставка работ
декабрь
3
Мастер-класс «Новогодняя
игрушка»
20.12.2024
4
Мастер-класс «8 Марта»
02.03.2025
5
Мастер-класс «Пасха»
18.04.2025
6
Оформление стенгазеты
«9 Мая»
02.05.2025
7
Выставка работ
23.05.2025
Индивидуальные консультации
В течение
года
8
Место
проведения
Примечание
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Профориентационная работа
Большое внимание в программе уделяется формированию современных
профессиональных компетенций, определенных в соответствии с «Атласом новых
профессий 3.0», среди которых:
19
-системное мышление;
-управление проектами;
-мультиязычность и мультикультурность;
-работа в условиях неопределенности;
-экологическое мышление;
-межотраслевая коммуникация;
В процессе обучения по программе обучающиеся знакомятся с профессиями
будущего, создают личную молекулу профессионального успеха.
Принципы обучения:
От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих
целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип
предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей
учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных
путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают
наблюдательность.
Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита нагляднообразная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие
или представление.
Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в
воспитательный процесс. Принцип интегрированного подхода реализуется в
сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с
семьѐй, а также при перспективном планировании с учѐтом взаимосвязи всех видов
изобразительной деятельности.
Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление,
полученное ребенком от окружающей действительности.
Принцип гуманистичности: ребѐнок рассматривается как активный субъект в
совместной с педагогом деятельности.
Принцип доступности материала.
1.Условия организации объединения:
- игра, которая является основным видом деятельности детей;
- сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости,
и приглашает ребѐнка отправиться в путешествие/ либо дают определенные задания,
которые преследуют;
- какую-либо «волшебную» цель;
Организация поддержки: дети никогда не откажут помочь слабому, им важно
почувствовать себя значимым;
- музыкальное сопровождение занятий кружка;
- эмоционально объяснять детям способы действий и показывать приѐмы
конструирования кинетического песка;
- новизна обстановки;
- необычное начало работы;
- красивые и разнообразные материалы;
- возможность выбора темы для кружка;
- возможность выбора материала;
- экспериментирование с дополнительными материалами (природные материалы,
20
пластмассовые детали)
- мотивация образовательной деятельности.
1. Целевая аудитория
Программа дополнительного образования разработана для детей в возрасте от 6 до 8
лет включительно.
2. Содержание работы
Занятия кружка также имеют положительное значение для развития психики
ребенка, установления психологического комфорта:
- при взаимодействии с песком стабилизируется эмоциональное состояние;
- развитие мелкой моторики влияет на развитие центра речи в головном мозге
ребенка, формирование произвольного внимания и памяти.
3. Формы работы
Игры с песком направлены в основном на развитие коммуникативных навыков. То
есть умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.
Оценка качества работы объединения
Оценка качества образования за полугодие. Проводятся показательные выступления
внутри коллектива и для родителей.
Устный опрос по пройденному курсу.
Оценка качества образования за год.
В процессе работы педагог планирует отслеживание результатов с
использованием следующих форм и методов:
- оценка качества образования к концу года проходит в оформлении выставочного
стенда (фотографии работ);
- выступление на родительских собраниях;
- консультации;
- мастер-классы;
- методические рекомендации для родителей;
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о
последовательности работы, совет);
- наглядные;
- практические;
- игровые;
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме
кружковой работы.
Оценка качества образования заключается в анализе детских работ педагогом вместе
с детьми в процессе обучения. В процессе анализа работ особое внимание уделяется
положительной динамике. Критика работ не допускается. Приветствуется составление
рассказа ребѐнком о выполненной работе.
Оценка и анализ работ
Организуя игры с песком, педагог не только знакомит детей со свойствами
различных предметов и материалов, но и способствует освоению представлений о цвете,
форме, величине, развивает мелкую моторику ребенка.
Игры с песком оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального
благополучия, т. к. помогают создать радостное настроение, установить первые контакты
с ребенком, повышать жизненный тонус, снимать напряжение, агрессию, состояние
внутреннего дискомфорта у детей.
21
Через такую игру у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия,
успешности, происходит спонтанное снижение психического напряжения. Это ведет и к
сокращению сроков психофизической адаптации.
В песочных играх у детей «включается» механизм естественной регуляции игрового
взаимодействия. Так они получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов,
совместного преодоления трудностей, сплачиваются, учатся слушать и слышать другого.
Таким образом, формируется эмпатия – способность понимать ближнего и сопереживать
ему.
Диагностика
К концу года умения детей должны расшириться и совершенствоваться.
Существует много тестов, позволяющих оценить коммуникабельные и команд
образующие способности ребѐнка. Диагностические таблицы позволяют проследить у
детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень
форсированности умений общаться в группе, оказывать поддержку других детей,
эмпатию. Проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке
композиций, является новое, оригинальное, придуманное, изобретѐнное и художественно
оформленное.
Методами работы программы являются:
1) Метод стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности,
используемый для формирования у детей интереса к учению (создание ситуации
занимательности, ситуации успеха, использование познавательных игр).
2) Метод организации учебно-познавательной деятельности (метод словесной
передачи и слухового восприятия, наглядной передачи и зрительного восприятия,
практической передачи и тактильного восприятия, метод степени творческой
самостоятельности)
Данные методы:
- дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет
на полноту восприятия окружающего мира;
- формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу;
- способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как
следствие, познавательных способностей.
1. Знаком ли вам природный материал называемый песок? Да/Нет
2. Как вы считаете, где применяется песок? В строительстве. В изготовлении
стеклянных изделий. В приготовлении еды.
3. Представлялась ли вам возможность работать с песком? Да/Нет
4. Сформулируйте, как вы понимаете, что такое «Песочная роспись», "Песочная
Анимация"? Это роспись цветным…..
Песком Мелом Водой
5. Хотели бы вы научиться работать с песком? Да/Нет
6. Напишите или расскажите, что именно вы бы хотели попробовать сделать из
песка?
Организация игр-занятий с песком
1. Ориентировочный этап (при проведении адаптационных игр-занятий в песке
действия и объяснения психолога соотносятся с возрастом детей).
22
Игры-занятия проводятся с подгруппой детей нескольких малых песочницах.
Психолог знакомит детей со своей игрушкой-посредником в играх с песком — это
может быть пчѐлка Майя. Игрушка должна быть красивой и интересной для детей.
Данную игрушку можно использовать только в песочнице или в некоторых
исключительных случаях на занятиях в группе, так как через эту игрушку воспитатель
объявляет все правила поведения, запреты и поощрения.
Психолог в ходе проведения игр обращает внимание детей на изменение тактильных
ощущений, побуждая их высказываться, сравнивать.
Ведущий сначала показывает в песке все движения, затем дети их повторяют;
старшие при желании предлагают также свои варианты игры, а младшие выполняют
вместе со взрослым — «рука в руке».
2. Игра с пчѐлкой Майей. Пчѐлка Майя приглашает детей к себе в гости, в
песочницу. Дети внимательно рассматривают саму песочницу (ее форму, цвет,
материал, из которого она сделана), символическое обозначение неба, воды и земли.
При работе со старшими дошкольниками можно сразу придумать ритуал
приветствия (звук колокольчика, определенное движение и т.п.). Также дети с
помощью Пчѐлки Майи обозначают для себя некоторые правила поведения в
песочнице. Затем дети говорят о том, какие игры и занятия в песке могут приносить
удовольствие и радость. Пчѐлка хвалит каждого высказавшегося ребенка и
предлагает поиграть с ней в разные игры. Занятия в песочнице заканчивается
ритуалом прощания. Для детей с особенностями в развитии обязательны
тактильные маркеры начала и окончания занятия.
Способы работы с песком:
1. Лепка объѐмных фигур.
2. Вырезание формами (конструирование).
3. Наполнение фигурных форм.
Организационный момент:
Введение в игровую среду. Для активизации внимания ребѐнка в начале игры
предлагается стихотворное вступление:
В ладошки наши посмотрите, В них доброту, любовь найди. Чтоб злодеев
побеждать Мало просто много знать.
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным.
А ещѐ желательно Делать всѐ внимательно!
(А. Густышкин)
1.Правила поведения в песочнице
- Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
- Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.
- После игры надо помочь Майе убрать все игрушки на свои места.
- После игры в песке надо помыть ручки.
2. Упражнение вводное «Здравствуй, песок!»
Цель: снизить психофизическое напряжение.
Ведущий от имени пчелы просит по-разному поздороваться с песком, то есть
различными способами дотронуться до песка.
Ребѐнок:
- Дотрагивается до песка поочерѐдно пальцами одной, потом второй руки, затем
23
всеми пальцами одновременно
- Легко/с напряжением сжимаем кулачки с песком, затем высыпаем в песочницу
- Дотрагиваемся до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной
- Перетираем песок между пальцами и ладонями
- В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С
тобой захотел поздороваться один из обитателей песка…»
Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения:
- «приятно – неприятно»
- «колючее – шершавое – гладкое» Катаем гладкий и массажный мяч.
4. Ритуал прощания
- Наше занятие окончено. Спасибо! Но прежде чем уходить, мы расскажем пчѐлке
Майе, чем мы занимались.
Дети припоминают ход занятия и рассказывают о проделанной работе.
- Пчѐлка Майя любит вас, а вы еѐ?
Дети обнимают пчѐлку и говорят: «Как я тебя люблю».
- До свидания, я буду вас ждать.
Полностью Программа представлена в Приложении. Презентация.
Приложение №2. Песочные мандалы Тибета.
Песочная мандала – искусство создания сложных картин при помощи цветного песка.
Нанесение песочных мандал с помощью инструмента чак.
Построение песочных мандал.
Приложение №3. Материалы, инструменты и приспособления, необходимые для
выполнения работ в технике приклеивания.
Для выполнения песочной живописи требуется:
Основа для нанесения изображения (плотный картон, стекло).
24
Декоративный цветной песок или окрашенный самостоятельно.
Также можно использовать флуоресцентный песок.
Флуоресцентный цветной песок - это окрашенный кварцевый песок, светящийся в
ультрафиолетовом освещении. При дневном освещении выглядит как обычный цветной
песок
Клей ПВА
Кисточки разного размера
Скребок для удаления погрешностей
Контуры по стеклу
Лак для волос сильной фиксации для закрепления готовой работы (этот процесс
проводит педагог).
Приложение №4. Песочная анимация.
Появилось в 70-х годах ХХ столетия, когда канадская режиссѐр-мультипликатор
Кэролайн Лиф создала свой первый песочный анимационный фильм «Песок, или Петя и
серый волк».
Позднее ее опыт переняли многие аниматоры, один из которых – Ференц Како – его
опыт стал весьма успешен и положил начало новому виду искусства – искусству
рисования песком.
В России рисование песком как живое выступление появилось в 2006 году на
презентации радиостанции «RELAX FM». Молодые творцы пробовали свои силы в
создании легких образов под расслабляющую музыку радио. После этого и у нас серьезно
заговорили и задумались о Sand art, как о новом искусстве, ни на что не похожем и
приводящем в восторг миллионы зрителей.
Песочное шоу – это живое выступление художника, в затемнѐнном помещении,
который рисует песком на специальном световом столе. Его руки рождают различные
образы, связанные в единый песочный фильм идейно, сюжетно и композиционно: на
глазах каждый кадр трансформируется в последующий. Необыкновенное свойство
песочной анимации состоит в том, что работа художника уникальна, ни одно его
движение не сможет быть повторено, результат может фиксироваться только глазом или
видеокамерой. Весь процесс можно видеть на экране, куда транслируется изображение с
помощью камеры и проектора. Шоу сопровождается музыкальной подборкой.
Область применения песочного шоу безгранична – только фантазия самого
художника способна ее ограничить. Любая хорошая идея может быть успешно
воплощена с помощью данного вида искусства.
25
Приложение №5. Техника художественной засыпки.
Техника художественной засыпки представляет собой картины из цветного песка в
прозрачной ѐмкости. В качестве ѐмкости для засыпания можно используют сосуды разной
формы, сосуды должны быть прозрачными. Например, стеклянные бутылки.
В качестве сыпучего материала используют песок. Но песок должен быть обязательно
однокалиберным, чтобы избежать оседания мелких пород на дне сосуда и образования
пустот в верхней части. Цвет песка может быть различным. Как натурального цвета, так и
искусственно окрашенный.
С помощью воронки в бутылку насыпается песок.
Металлической стальной проволокой формируется картинка. Важно следить за
правильным наложением слоев песка.
Песок тщательно трамбуется металлической проволокой потолще.
Когда бутылка заполнена, еѐ закупоривают завязанной в узел тканью, вымоченной
предварительно в клее.
Разнообразие цвета песка позволяет создать неповторимые работы. Y Lan, известная
вьетнамская художница. Y Lan (настоящее имя художницы - TranThiHoangLan) не
оканчивала школу искусств, ее никто не обучал технике работы с песком. Однажды,
отдыхая в городе PhanThiet, девушка просто влюбилась в красоту прибрежных песков.
Взяв немного песка трех разных цветов, она загорелась идеей выложить из него
изображение в прозрачной цветочной вазе. Первый успех стал для Y Lan отправной
точкой в ее творчестве, ее работы, стали популярными не только в Азии, но и в Европе, а
также в Северной Америке. Сегодня она стала всемирно известным мастером по
созданию картин из песка и основала компанию, которая продает эти шедевры по всему
миру. Еѐ работы - это результат кропотливой работы и колоссального усердия, с которым
мастерица выкладывает тысячи разноцветных крупинок.
Техника художественной засыпки Y Lan, известная вьетнамская художница.
Диагностика развития творческого мышления, воображения, восприятия
Что это может быть? (зрительно) Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Детям
предлагаются картинки, на которых изображены разнообразные фигуры, например
двойной круг, десяти конечная звезда, буква "Х". Они должны придумать названия к
картинкам и объяснить их.
Как можно использовать этот предмет? Детям предлагается назвать как можно
больше способов использования какого-либо предмета, например пластиковой бутылки,
совочка, вазы для цветов, опрыскивателя и др.
Рисование "Чего на свете не бывает?". Детям предлагается нарисовать то, чего не
бывает, например рыба плывет по воздуху, звезды ходят по земле, пауки
разговаривают, дома сами ходят и пр.
"Что не дорисовано?". На предлагаемых картинках дошкольники определяют, что
художник забыл нарисовать.
Тест "Пальчик, пальчик, где ты был?" В. Мытацин. Педагог садится за стол
26
напротив ребенка и просит его протянуть одну руку. Закрывает от него ладонь и пальцы
этой руки своей рукой. Другой рукой дотрагивается до пальцев протянутой руки ребенка
и просит его вытянуть на другой руке тот палец, который педагог в этот момент трогает.
Ребенок 6-7 лет свободно различает большой палец, мизинец и указательный. Различение
среднего и безымянного пальцев представляет трудность и для семилетнего ребенка.
Педагогу следует иметь в виду, что пальцы на правой руке ребенок-правша, как правило,
различает несколько лучше, чем на левой.
Тест "Дорисуй предметы". Ребенку предлагают посмотреть на рисунки и
перечислить, какие предметы он видит. Нужно назвать эти предметы и дорисовать,
используя фломастеры или цветные карандаши. Время выполнения задания – 10 мин.
Показатели для ребенка 6-7 лет: называет 12 предметов - высокий уровень; 8-9
предметов - средний; 5 предметов – низкий.
Методика «Дорисуй фигуру» (О. М. Дьяченко). \
Цель: Выявление уровня развития творческих способностей, изучение
оригинальности решения задач на воображение.
Оборудование: Набор из десяти карточек с нарисованными на них фигурами
(контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружокголова с двумя ушами и т.д.), простые геометрические фигуры (треугольник, круг,
квадрат и т.д.), цветные карандаши, бумага.
Порядок исследования. Ребѐнку необходимо дорисовать каждую из фигур так, чтобы
получилась красивая картина.
Обработка и анализ результатов. Количественная оценка степени оригинальности
производится подсчѐтом количества изображений, которые не повторялись у ребѐнка и не
повторялись ни у кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки, в которых
разные эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент рисунка. Подсчитанный
коэффициент оригинальности соотносят с одним из шести типов решения задачи на
воображение.
Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребѐнок ещѐ не принимает задачу на
построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не
дорисовывает его, а рисует рядом что-то своѐ (свободное фантазирование).
1 тип – ребѐнок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение
отдельного объекта, но изображение контурное, схематичное, лишѐнное деталей;
2 тип – также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями;
3 тип – изображая отдельный объект, ребѐнок уже включает его в какой- нибудь
воображаемый сюжет (н-р: не просто девочка, а девочка, делающая зарядку);
4 тип – ребѐнок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (н-р:
девочка гуляет с собакой);
5 тип – заданная фигура используется качественно по-новому. Если в 1-4 типах она
выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребѐнок (кружок-голова),
то теперь фигура включается, как один из второстепенных Элементов для создания
образа воображения (треугольник уже не крыша, а грифель карандаша, которым
мальчик рисует картину).
Выполнение задания распределяется по уровням выраженности творческих
проявлений в рисунках детей:
Низкий уровень – ребѐнок выполняет задание по 1 и 2 типу решения задач на
воображение.
27
Средний уровень - ребѐнок выполняет задание по 3 и 4 типу решения задач на
воображение.
Высокий уровень - ребѐнок выполняет задание по 5 типу решения задач на
воображение.
Игры с кинетическим песком для детей
Кинетический песок — это потрясающая игрушка для детского творчества,
которая в последнее время завоевывает все больше внимания со стороны родителей.
Количество игр с этим материалом — безгранично. Каждый ребенок придумает что-то
свое.
Кинетический песок способен увлечь игрой и взрослых и детей на довольно
продолжительное время.
Мы предлагаем вам несколько вариантов игр с кинетическим песком, которые
сделают игру с этим уникальным материалом еще более интересной и полезной для
малыша и для родителей.
Надеемся эти идеи покажут вам необычность и полезность кинетического песка для
творчества и станут отправной точкой для придумывания собственных игр.
Игра 1. Знакомство с песком.
Сам процесс знакомства с песком может растянуться на несколько часов.
Первое, что стоит сделать, став обладателем кинетического песка — это открыть
упаковку, высыпать его в песочницу или на стол просто попробовать его на ощупь.
На вид кинетический песок очень похож на мокрый песок, но при этом на ощупь он
абсолютно сухой. Попробуйте слепить из песка самую простую фигуру, например
небольшой шарик, почувствуйте какие плотные получаются фигуры, а затем просто
надавите на фигуру пальцем и наслаждайтесь видом и ощущением того, как фигура
растекается по поверхности.
Попробуйте пропустить песок сквозь пальцы, он как будто течет.
Такие простые занятия с кинетическим песком отлично способствуют релаксации,
причем чаще всего мам и пап.
Теперь, когда вы познакомились с удивительными свойствами песка, можно
приступать к играм.
Игра 2. Готовим печенья и кексики.
Для этой игры вы можете использовать различные формы для выпечки, кулинарные
высечки, формы для выпечки и даже скалку. Песок не прилипает к ним, после игры
достаточно будет помыть формы и их снова можно использовать на кухне по прямому
назначению.
28
Ребенку можно предложить раскатать песок как тесто.
При помощи форм-вырубок можно печь печенье различной формы и устраивать
настоящее чаепитие для кукол и игрушек.
Используя формы для кексов испечь вкусняшки для папы с мамой.
Отлично впишется в эту игру игрушечная плита, если она у вас есть.
Игра 3. Тренируем навыки владения ножом.
Все родители очень хотят побыстрее научить ребенка орудовать этим опасным
предметом, но при этом так же всем страшно доверить нож в неумелые ручки малыша.
Кинетический песок станет отличным материалом для тренировки.
Из песка вы можете сделать «хлеб», «масло» или колбаски, вручить ребенку
пластиковый нож или менее опасный столовый нож и предложить нарезать хлеба или
приготовить бутерброды.
Продукты из кинетического песка отлично режутся даже тупыми ножами, а ребенок
будет увлечен доверенной важной миссией.
Игра 4. Прятки.
Дети очень любят играть в прятки и в этом плане кинетический песок представляет
собой безграничное поле для игр с детьми разных возрастов.
Самые простые прятки — в песке можно спрятать несколько маленьких предметов
и предложить ребенку найти их. Это могут быть игрушки из киндера, детальки
конструктора, фигурки от сортера, пуговки, шарики и прочие мелкие предметы. Задача
ребенка может быть найти конкретную игрушку, найти все игрушки, найти определенное
количество игрушек.
Играя в такую игру, будьте внимательны, не оставляйте ребенка одного, чтобы он
случайно не потянул в рот мелкие предметы и не подавился!
Прятки обучающие. Для детей постарше вы можете прятать уже не просто игрушки,
а цифры или буквы и просить найти определенную цифру или определенную букву.
Из найденных цифр можно составлять примеры, а из найденных букв слова.
Вы задумываете слово, записываете его на бумажке и предлагаете ребенку найти в
куче кинетического песка нужные буквы для составления слова.
29
Игра 5. Пишем на песке
Эта игра также подходит для детей, которые учатся считать, изучают алфавит или
учатся читать и писать.
Вы можете тренироваться писать на песке буквы, цифры, слова, решать простые
примеры или учиться читать слоги и слова. Выводить буквы и цифры палочкой на песке
гораздо веселее, чем ручкой на бумаге, а значит наверняка эта игра увлечет ребенка
гораздо больше, чем скучное сидение за столом!
Игра 6. Лепим из кинетического песка
Передать всю прелесть кинетического песка на словах или фотографиях очень
сложно, ее нужно прочувствовать, попробовав песок руками!
Кинетический песок отлично подходит для лепки фигур формочками.
Вы можете лепить из него различные формы и изучать их с ребенком, используя в
качестве формочек фигурки из сортера или предложить ребенку слепить буквы и цифры
(для облечения задачи можно предварительно распечатать трафареты на листе А4 или
половины А4).
Игра 7. Угадайка
На кинетическом песке любой предмет или штампик оставляет отличный, хорошо
различимый след и из этого также получается отличная развивающая игра.
Возьмите несколько разнообразных предметов, разровняйте песок на столе.
Попробуйте оставить следы этими предметами на песке, посмотрите с ребенком в чем их
отличие. Само по себе это занятие — отличная игра, но после того, как все доступные
предметы оставили свой след на песке можно пойти дальше и играть в угадайку. Один из
играющих берет любой предмет и оставляет им след на песке, а второму играющему
нужно угадать — что же за предмет оставил след на песке. Периодически меняйтесь с
ребенком ролями.
Игра 8. Кто выше.
30
У кинетического песка очень интересные свойства. С одной стороны формы,
сделанные из песка очень прочные, с другой стороны, как только давление сверху
достигает определенного предельного веса — строение рушится. Соответственно, вы
можно использовать это свойство для игры.
Задача — построить башню как можно выше.
Можно выстраивать башню из кирпичиков, можно делать из самодельных кубиков
или из шариков.
Если играют двое — то побеждает тот, чья башня будет выше и дольше
продержится. Если вы играете на одной стороне, то просто тренируйтесь, чтобы
построить башню как можно выше, из как можно большего количества элементов.
А еще с песком, формочками и другими подручными материалами можно
придумать бесконечное количество сюжетных игр!
«Рисунки на песке подушечками пальцев»
Лист дуба:
Насыпьте контур для дубового листа, стараясь соблюдать его форму.
Подкорректируйте линии пальцами. Сдвиньте лишний песок к краю нарисованного
листа, чтобы контур стал темнее.
Нарисуйте черешок. Ногтем проведите внутренние линии (прожилки).
Вода:
Насыпьте песок по всей поверхности. С помощью четырех или пяти широко
расставленных пальцев рисуем волнистые линии. На этой же композиции нарисуйте
солнце, птиц, цветы.
Бабочка:
Насыпьте песок и изобразите бабочку указательным пальцем. Для мелких деталей
используйте мизинец.
Тема: Занятие для свободного творчества.
Задание: Вспоминаем сказку «Колобок». Будем изображать сюжет из сказки.
1. Засыпаем рабочее поле песком, указательным пальцем рисуем в углу круглое
31
солнце.
2. Вверху напротив солнца рисуем (указательным и мизинцем) дом, забор.
3. От дома прорисовываем тропинку указательным пальцем, увеличивая ее в
ширине к низу рабочего стола (чем ближе к нам, тем она шире).
4. Указательным пальцем рисуем «Колобка» на тропинке ближе к нам. Для того,
чтобы нарисовать глазки, брови, носик, ротик и подбородок берем крошечную
щепотку песка раскладываем в нужных местах и при помощи мизинца
прорисовываем детали.
5. С левой стороны ствол дерева (удобными для вас пальцами и подушечкой руки)
и крону (группируем пальчики к центру кисти и простукиваем в нужных местах,
формируя крону дерева).
6. Добавляем элементы травы и точечек (цветы) на лужайке. Ромашку (сначала
стебель, листочек, а с верху вниз лепесточки ромашки и в центр кружочек) и
бабочку ближе к нам (мизинчиком). Сюжет из сказки.
Техника выполнения нанесения песка на плоскую поверхность.
1. Выбираем поверхность, на которую будет наноситься песочное изображение.
2. Переводим рисунок (используя ранее указанные предметы).
3. Начинать работу нужно с мелких фрагментов.
4. Сначала наносим клей на мелкие детали рисунка, одного цвета, потом другого
цвета. Осторожно сыпем песок на детали, ждем высыхания приклеенного песка, лишнее
стряхиваем.
5. После того, как все мелкие фрагменты рисунка будут оклеены, можно приступать
к крупным деталям.
6. Также, как и в случае с мелкими деталями, сначала наклеиваем песок одного
цвета, потом другого цвета и так последовательно один цвет за другим полностью всю
картину покрываем цветным песком.
7. По желанию детали рисунка обвести контуром по стеклу.
8. По окончании работы покрываем лаком для волос очень сильной фиксации.
Список использованной литературы.
Список использованной литературы для педагога:
1.Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры: методическое пособие / Т. М.
Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – С а н к т - П е т е р б у р г : Детство-Пресс, 2002. - 63
с.
2. Чудеса на песке. Песочная игротерапия: книга / Т. М. Грабенко, Т. Д. ЗинкевичЕвстигнеева. - С а н к т - П е т е р б у р г : Институт специальной педагогики и психологии, 1998.
– 50 с.
3.Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту: книга / Н. А. Сакович. –
Санкт-Петербург: Речь, 2006. – 176 с.
4.Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении: книга / О. В.
Солодянкина. – Москва: Аркти, 2011. – 77 с.
5 . Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия: книга / Г.Н.
32
Эль. – Санкт-Петербург: Речь, 2007. – 208 с.
Цифровые технологии:
1. https://rutube.ru/plst/101778/
2. https://www.kidstar.su/articles/pesochnaya-animatsiya/
3.https://ru.pinterest.com/ideas/%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%BD%D
0%B0%D1%8F%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%D0%B4%D0%BB%D1%8F%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9/894475115329/
4. https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-dlja-pedagogov-pesochnaja-animacija-iliskazka-na-peske.html
5. https://pesochnica-online.ru/newsblog/tpost/2ase1i2661-materiali-dlya-risovaniya-peskom
6. https://site.new-gi.ru/item/4213
7. https://rutube.ru/video/5eb3e250854c141e9a33e02fc15f3f6c/?playlist=388793
Материально-техническое обеспечение, условия реализации программы.
Кабинет для занятия и рабочее место для обучающихся должен соответствовать
нормам САНПИН.
- Стандартная психологическая песочница (70*50*8 см).
- Начальный набор игрушек, включающий в себя фигурки домашних и диких
зверей, человека, дома, волшебников и т.д.
- Песок.
- Бутылка с водой.
- Полотенце.
- Наличие инструментов "Песочная живопись".
- Клей ПВА.
- Кисти.
- Картинка.
- Скребок.
-Плотный картон или стекло.
-Рамка для оформления работ.
-Контуры по стеклу.
-Декоративный или окрашенный песок.
Для окрашивания песка требуется:
-Цветная гуашь.
-Ёмкости для окрашивания песка.
-Перчатки.
-Металлический дуршлаг в мелкую сетку.
-Камень круглой формы (для просеивания окрашенного песка).
Наличие инструментов "Песочная анимация":
-обычный речной песок, соль, сахар, кофе, мелкие крупы;
-светящаяся поверхность, которая служит для нанесения изображений.
Наличие инструментов " Художественная засыпка ":
- наличие сосуда для выполнения художественной засыпки;
33
- декоративный цветной песок;
- инструменты для выполнения художественной засыпки.
Предметным результатом обучающихся является освоенный в ходе изучения
данной образовательной программы опыт специфической деятельности по
получению продукта (нового знания), его преобразованию и применению.
Дидактическое обеспечение урока.
Иллюстрации журналов, книг, для просмотра изделий.
Индивидуальные инструкционные карты с последовательностью
выполнения операций. Памятки по технике безопасной работы с
песком.
34