Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Дом
художественного творчества детей" Александро-Невского муниципального района
Рязанской области
Утвердить программу
приказом № 18 от 15.04.2025г.
Протокол педагогического совета № 6
От 15.04.2025г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Экология»
Естественнонаучная направленность
Трудоемкость:144
Срок освоения: - 1 год
Возраст обучающихся: 7 —9 лет
Р. п. Александро-Невский
2025 г.
Пояснительная записка.
Роль и место данной программы в образовательной программе ОО
Программа «Экология» естественнонаучной направленности.
Направлена на освоение методов научного познания мира, формирование и развитие
научного мировоззрения и мышления, исследовательских способностей обучающихся; их
профессиональную ориентацию, на освоение компетенций, востребованных в научных
отраслях, экономике страны и региона.
Адресат программы
Программа предназначена для детей в возрасте 7-9 лет, проявляющих интерес к экологии
и окружающему миру, желающих расширить свои знания и развить навыки
исследовательской деятельности. Она будет полезна как для детей, уже имеющих базовые
знания по экологии, так и для тех, кто только начинает с ней знакомиться. Программа не
требует предварительной подготовки и рассчитана на широкий круг обучающихся.
Условия набора: принимаются все желающие. Программа ориентирована на детей,
проявляющих интерес к природе, а также на тех, кто нуждается в дополнительном
образовании в области экологии.
Условия формирования групп: одновозрастные.
Отличительная особенность ДОП: Программа «Экология» ориентирована на детей, не
имеющих ограничений по здоровью, позволяющих им участвовать в активной
деятельности и проводить эксперименты. При необходимости, программа может быть
адаптирована для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и индивидуальных
особенностей ребенка.
Объем и срок освоения ДОП: Общий объем программы составляет 144 часа. Занятия
проводятся в течение учебного года, с учетом учебного плана и расписания
образовательной организации. Продолжительность одного занятия 2 академических часа.
Форма обучения: очная.
Формы организации занятий: Фронтальная - организация работы со всеми
обучающимися одновременно. Групповая-организация работы с подгруппой
обучающихся, деятельность которых объединяется общей целью. В процессе совместной
деятельности они обретают навыки работы в коллективе. Данная форма организации
обучения является приоритетной.
Индивидуальная форма работы присутствует в ситуациях оказания помощи
обучающемуся в случае его затруднения при выполнении заданий.
Преобладающее большинство занятий имеет структуру комбинированного занятия.
Формы подведения итогов: выставки, фестивали, конкурсы, зачеты, защита творческих
работ, опрос, собеседование, тестирование.
Цель программы:
Формирование у обучающихся основ экологической культуры, бережного отношения к
природе и ответственного поведения в окружающей среде.
Задачи программы:
Обучающие:
-Познакомить с основными экологическими понятиями и законами.
-Сформировать представление о взаимосвязях в природе и роли человека в ней.
-Научить наблюдать за природными явлениями, проводить простые опыты и
эксперименты.
-Расширить знания о растительном и животном мире родного края.
Развивающие:
-Развивать познавательный интерес к изучению природы.
-Развивать наблюдательность, логическое мышление, творческие способности.
-Формировать умение анализировать информацию, делать выводы и обобщения.
-Развивать навыки работы в группе, умение сотрудничать и общаться.
Воспитательные:
-Воспитывать бережное отношение к природе и окружающей среде.
-Формировать экологическую культуру и ответственное поведение.
-Воспитывать чувство любви к родному краю и гордости за его природное богатство.
-Формировать активную жизненную позицию в вопросах охраны окружающей среды.
Содержание программы.
Учебный план.
№
п/п
1
Название раздела,
темы
Введение в экологию.
Что такое экология?
2
Живая и неживая
природа. Взаимосвязь
в природе.
18
6
12
Экскурсия, наблюдение, опыт,
игра .
Промежуточная аттестация.
3
Растения вокруг
нас. Разнообразие
растительного
мира.
Животные вокруг нас.
Разнообразие
животного мира.
24
6
18
Экскурсия, гербарий, опыт,
творческая работа.
Промежуточная аттестация.
24
6
18
Экологические
проблемы и охрана
природы.
Экология моего
дома.
30
8
22
18
4
16
Экскурсия, наблюдение, игра,
творческая работа.
Промежуточная аттестация.
Беседа, игра, проект,
практическая работа.
Промежуточная аттестация.
Наблюдение.
Промежуточная аттестация.
Экологический
праздник. Итоговое
занятие.
Всего
24
-
24
144
32
112
4
5
6
7
Количество часов
Формы аттестации/
контроля
Всего Теория Практика
6
2
Беседа, игра, викторина.
4
Промежуточная
аттестация.
Викторины, конкурс,
творческое выступление.
Итоговая аттестация.
Содержание учебного плана:
Раздел 1. Введение в экологию. Что такое экология? (6 часов)
Знакомство с понятием "экология". Что изучает экология.
Основные компоненты окружающей среды: воздух, вода, почва, растения,
животные.
Правила поведения в природе.
Экологические знаки.
Промежуточная аттестация.
Раздел 2. Живая и неживая природа. Взаимосвязь в природе. (18 часов)
Живая и неживая природа: отличия и взаимосвязь.
Солнце, воздух, вода – основа жизни на Земле.
Круговорот воды в природе.
Цепи питания. Кто кого ест?
Экологические системы: лес, луг, водоем.
Практическая работа: наблюдение за погодой, изучение свойств воды и почвы.
Промежуточная аттестация.
Раздел 3. Растения вокруг нас. Разнообразие растительного мира. (24 часа)
Разнообразие растительного мира: деревья, кустарники, травы.
Строение растения: корень, стебель, лист, цветок, плод.
Значение растений в природе и жизни человека.
Лекарственные растения.
Растения Красной книги.
Практическая работа: создание гербария, посадка растений, уход за комнатными
растениями.
Творческая работа: рисование растений, изготовление поделок из природного
материала.
Промежуточная аттестация.
Раздел 4. Животные вокруг нас. Разнообразие животного мира. (24 часа)
Разнообразие животного мира: насекомые, рыбы, птицы, звери.
Среда обитания животных.
Питание животных.
Животные Красной книги.
Домашние животные и их роль в жизни человека.
Практическая работа: наблюдение за животными, изготовление кормушек для
птиц.
Творческая работа: рисование животных, изготовление масок животных.
Промежуточная аттестация.
Раздел 5. Экологические проблемы и охрана природы. (30 часов)
Загрязнение воздуха, воды и почвы. Причины и последствия.
Мусор и его переработка.
Охрана растений и животных.
Красная книга.
Заповедники и национальные парки.
Экологические акции и мероприятия.
Практическая работа: уборка территории, посадка деревьев, участие в
экологических акциях.
Проектная деятельность: разработка и реализация экологического проекта.
Промежуточная аттестация.
Раздел 6. Экология моего дома. (18 часов)
Экономия воды и электроэнергии.
Раздельный сбор мусора.
Экологически чистые продукты.
Комнатные растения и их роль в очистке воздуха.
Практическая работа: проведение опытов по экономии воды и электроэнергии,
сортировка мусора.
Проектная деятельность: разработка и реализация проекта по улучшению
экологической обстановки в доме.
Промежуточная аттестация.
Раздел 7. Итоговое занятие. Экологический праздник. (24 часа)
Повторение и закрепление изученного материала.
Викторина на экологическую тематику.
Конкурс рисунков и поделок из природного материала.
Творческое выступление: песни, стихи, сценки на экологическую тему.
Награждение победителей и участников.
Подведение итогов работы за год.
Итоговая аттестация.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
-мотивация к занятиям по программе «экология»;
-познавательный интерес к экологическим явлениям
-ценностное отношение к экологии как способу развития интеллектуальных
способностей;
-готовность целенаправленно использовать экологические знания, умения и навыки
в учебной деятельности и в повседневной жизни; - расширение
общеобразовательного кругозора.
Предметные результаты:
- знать основные экологические понятия и термины.
- описывать различные природные экосистемы и их обитателей.
- осознавать влияние человеческой деятельности на окружающую среду и предлагать пути
решения экологических проблем.
- участвовать в практических мероприятиях по охране природы и осознавать свою
ответственность за сохранение окружающей среды.
-знать правила техники безопасности при проведении экспериментов;
-уметь проводить простые эксперименты и опыты;
-уметь анализировать результаты экспериментов и делать выводы;
Метапредметные результаты:
-умение определять цель практической деятельности с помощью педагога;
-умение контролировать процесс и результаты работы;
-умение действовать по заданным правилам;
-умение работать с иллюстрациями, картинками, схемами;
-умение выстраивать логические цепи рассуждений;
-умение взаимодействовать с педагогом, сверстниками в познавательной деятельности;
-умение адекватно реагировать на оценку педагога, сверстников;
-умение вносит коррективы в свою деятельность на основе замечаний
педагога;
Условия реализации дополнительной общеразвивающей программы :
язык реализации программы: в соответствии со ст.14 ФЗ-273 образовательная
деятельность осуществляется на русском языке.
п/
п
Календарный учебный график
Дата начала
Дата
Груп Год
пы
окончания
обучени обучения
по
обучения по
я
программе
программе
Всего
учебны
х
недель
Количест Режим
во
занятий
учебных
часов
1
1
36
144
№
1
4.09.2025
30.05.2026
2 раза в неделю
по 2 часа
Формы аттестации
Аттестация обучающихся представляет собой оценку качества усвоения
содержания конкретной образовательной программы дополнительного образования
детей и рассматривается педагогическим коллективом как неотъемлемая часть
образовательного процесса, позволяющая всем его участникам оценить реальную
результативность их совместной творческой деятельности.
Цель аттестации – выявление соответствия уровня полученных обучающимися
знаний, умений и навыков прогнозируемым результатам образовательной
программы.
Задачи аттестации:
-определение уровня теоретической и физической подготовки обучающихся в
конкретной образовательной области;
-выявление степени сформированности практических умений и навыков в
выбранном обучающимися виде деятельности;
-анализ полноты освоения образовательной программы (или ее раздела)
объединения;
-соотнесение прогнозируемых результатов образовательной программы и реальных
результатов учебного процесса.
Аттестация обучающихся строится на принципах:
-учета индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся;
-адекватности содержания и организации аттестации специфике творческой
деятельности обучающихся в конкретном творческом объединении и его
образовательной программе;
-свободы выбора педагогом методов и форм проведения и оценки результатов;
-обоснованности критериев оценки результатов.
Аттестация обучающихся по данной программе проводится в следующих формах:
Форма аттестации:
Промежуточная аттестация:
Тестирование по пройденному материалу после каждого раздела.
Выполнение практических работ и экспериментов.
Оценка активности на занятиях.
Итоговая аттестация:
Защита проектных работ.
Участие в итоговой викторине.
Оценочные материалы:
Для оценки знаний и умений обучающихся используются разнообразные
оценочные материалы:
Тесты: Тесты разработаны для проверки усвоения теоретического материала по
каждому разделу программы. Тесты содержат вопросы разного уровня
сложности: от простых вопросов на знание определений до заданий, требующих
применения полученных знаний.
Практические работы: Оценка проводиться по результатам выполнения
практических работ и экспериментов. Оцениваться: правильность выполнения
работы, аккуратность, соблюдение техники безопасности, умение анализировать
результаты и делать выводы.
Проектные работы: Оценка проектных работ включает в себя: актуальность
темы, соответствие поставленным целям, оригинальность идеи, качество
выполнения, презентацию работы и ответы на вопросы.
Викторины: Викторины проводятся для закрепления знаний и развития
интереса к предмету. Оценка проводиться по количеству правильных ответов и
активности участия.
Наблюдение за работой обучающихся: Преподаватель проводит наблюдение за
работой обучающихся на занятиях, оценивая их активность,
заинтересованность, умение работать в команде и самостоятельность.
Воспитательный потенциал:
Программа "Экология" обладает значительным воспитательным потенциалом, поскольку
способствует формированию у детей:
Нравственных качеств: ответственности, бережливости, сочувствия, уважения к
природе.
Эстетических чувств: умения видеть красоту и гармонию в окружающем мире.
Гражданской позиции: осознания своей роли в сохранении природы и готовности к
активным действиям в защиту окружающей среды.
Трудолюбия: участия в практической деятельности по охране природы (посадка
деревьев, уборка мусора и т.д.).
Цель воспитательной работы:
Формирование экологической культуры и ответственного отношения к окружающей среде
у детей младшего школьного возраста, развитие у них чувства сопричастности к природе
и желания участвовать в ее охране.
Задачи воспитательной работы:
Формирование ценностного отношения к природе: Воспитание любви и
уважения к живым существам, понимание ценности каждого элемента экосистемы.
Развитие экологического сознания: Формирование представлений о
взаимосвязях в природе, причинах экологических проблем и способах их решения.
Воспитание ответственности за свои действия: Осознание влияния человеческой
деятельности на окружающую среду и формирование готовности к экологически
ответственному поведению.
Развитие познавательного интереса к природе: Стимулирование
любознательности, наблюдательности и стремления к изучению окружающего
мира.
Формирование навыков практической природоохранной деятельности:
Обучение простым способам сохранения природы и участия в экологических
акциях.
Ожидаемые результаты:
К концу обучения дети:
Будут знать: основные экологические понятия, правила поведения в природе,
причины экологических проблем.
Будут понимать: взаимосвязи в природе, влияние человека на окружающую
среду, необходимость бережного отношения к природным ресурсам.
Будут уметь: наблюдать за природными явлениями, проводить простые
экологические исследования, участвовать в природоохранных акциях, соблюдать
правила поведения в природе.
Проявят: любовь и уважение к природе, ответственность за свои действия,
готовность к участию в природоохранной деятельности.
Сформируют: экологическую культуру и активную жизненную позицию в
вопросах охраны окружающей среды.
Формы проведения воспитательных мероприятий:
Программа использует разнообразные формы проведения воспитательных мероприятий,
чтобы сделать процесс обучения интересным и эффективным для детей:
Беседы и дискуссии: Обсуждение экологических проблем, анализ ситуаций,
обмен мнениями.
Игры и викторины: Закрепление знаний в игровой форме, развитие логического
мышления и командного духа.
Экскурсии и походы: Непосредственное знакомство с природой, наблюдение за
живыми организмами в естественной среде обитания.
Практические занятия и мастер-классы: Изготовление кормушек для птиц,
посадка растений, очистка территории от мусора.
Просмотр фильмов и презентаций: Визуальное представление информации,
расширение кругозора.
Творческие конкурсы и выставки: Развитие творческих способностей,
выражение своего отношения к природе через искусство.
Экологические акции и проекты: Участие в реальной природоохранной
деятельности, формирование чувства сопричастности к общему делу.
Методы воспитательного воздействия:
Для достижения поставленных целей используются следующие методы воспитательного
воздействия:
Личный пример педагога: Демонстрация экологически ответственного
поведения, увлеченность природой.
Поощрение и поддержка: Создание позитивной атмосферы, стимулирование
активности и инициативы детей.
Создание проблемных ситуаций: Стимулирование самостоятельного поиска
решений, развитие критического мышления.
Использование наглядности: Обеспечение доступности и понятности
информации, активизация восприятия.
Вовлечение родителей: Совместное участие в экологических мероприятиях,
создание единого воспитательного пространства.
Использование игровых технологий: Создание эмоционально привлекательной
среды, активизация познавательной деятельности.
Программа "Экология" стремится не только дать детям знания о природе, но и воспитать в
них настоящих защитников окружающей среды, готовых внести свой вклад в сохранение
нашей планеты для будущих поколений.
Важным аспектом воспитательной работы является создание атмосферы сотрудничества и
взаимопомощи в группе. Дети учатся работать в команде, делиться знаниями и опытом,
поддерживать друг друга в решении экологических задач. Это способствует развитию
коммуникативных навыков, формированию чувства ответственности за общее дело и
укреплению дружеских связей.
Особое внимание уделяется развитию у детей способности к наблюдению и анализу. Во
время экскурсий и практических занятий они учатся замечать детали, сравнивать объекты,
делать выводы и формулировать гипотезы. Это развивает их познавательные способности,
критическое мышление и умение самостоятельно добывать знания.
Программа также предусматривает использование проектной деятельности. Дети
самостоятельно или в группах выбирают интересующую их экологическую проблему,
изучают ее, разрабатывают план действий и реализуют его. Это позволяет им применить
полученные знания на практике, развить творческие способности и почувствовать себя
настоящими исследователями.
Важным элементом воспитательного процесса является формирование у детей чувства
гордости за свою малую родину. Они изучают природу своего края, знакомятся с
местными экологическими проблемами и участвуют в их решении. Это способствует
развитию патриотизма, любви к своей земле и желанию заботиться о ее благополучии.
Для достижения максимального воспитательного эффекта необходимо тесное
взаимодействие с родителями. Родители привлекаются к участию в экологических акциях,
экскурсиях и проектах. Проводятся родительские собрания и консультации, на которых
обсуждаются вопросы экологического воспитания детей в семье. Это позволяет создать
единое воспитательное пространство и обеспечить преемственность в формировании
экологической культуры ребенка.
Мониторинг освоения программы. Оценочные материалы.
Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей,
динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и
включающая: педагогические наблюдения, педагогическую диагностику,
связанную с оценкой педагогических действий с целью их дальнейшей
оптимизации:
-Входное тестирование (устный опрос, письменный опрос) - оценка исходного
уровня знаний перед началом образовательного процесса. Проводится с целью
определения уровня развития детей.
-Текущий контроль – оценка качества усвоения обучающимися учебного материала;
отслеживание активности обучающихся.
-Промежуточное тестирование – это оценка качества усвоения обучающимися
учебного материала по итогам учебного периода.
-Итоговое тестирование – оценка уровня достижений обучающихся по
завершении освоения дополнительной общеобразовательной программы .
Форма контроля:
Устный опрос: Проведение бесед и опросов для проверки понимания теоретического
материала.
Письменные работы: Проведение тестов.
Практические работы: Выполнение экспериментов и опытов.
Проектная деятельность: Создание и защита проектов.
Викторины и игры: Проведение викторин и игр для закрепления знаний и развития
интереса к предмету.
Самостоятельная работа: Выполнение самостоятельных заданий и упражнений.
Взаимооценка и самооценка: Предоставление обучающимся возможности оценивать свою
работу и работу своих товарищей.
Методическое обеспечение.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Экология» представляет из себя курс теоретического и практического материала,
необходимый для формирования и развития способностей обучающихся. Обучение
по программе выстроено с учетом возрастных особенностей младших школьников.
Используются
следующие
методы
обучения: объяснительноиллюстративные, практические, частично-поисковые, проблемные, игровые.
В воспитательном процессе используется убеждение, упражнение, стимулирование,
мотивация.
Для реализации Программы уместно использовать технологию индивидуализации
обучения, технологии группового, проблемного и дифференцированного обучения.
Реализация Программы проходит в совместной деятельности педагога и детей, а
также в самостоятельной деятельности детей. Образовательный процесс проходит
ненавязчиво, с использованием игровых обучающих ситуаций, при сочетании
подгрупповой и индивидуальной работы с детьми и использованием приемов
поддержки детской инициативы. Обеспечивается участие ребѐнка во всех
доступных ему видах коммуникативного взаимодействия.
В содержание занятий включена постоянная смена деятельности детей:
предусмотрена совместная работа с педагогами, самостоятельная деятельность,
разминка, логоритмика, корригирующая гимнастика, пальчиковые игры,
логические игры и задания, активные игры и игры малой подвижности, беседы,
работа в тетрадях, работа у доски, работа на компьютерах. Так же особое внимание
уделяется на совместные проекты и деятельность с родителям.
Организация деятельности обучающихся на занятиях основывается на следующих
принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность предметно-пространственной среды для различных
видов деятельности;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к обучающимся ;
- преемственность.
Усвоение содержания программы происходит посредством использования
различных приемов и форм обучения:
- создание ситуации выбора;
- создание
игровых
ситуаций
для
развертывания
спонтанной и самодеятельной игры;
- создание ситуаций контакта со сверстниками и взрослыми;
- создание ситуаций, побуждающих
к высказываниям
(возможность высказаться);
- использование ритуалов и традиций группы;
- обогащение сенсорного опыта.
- Условия реализации программы:
Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:
Наличие учебного кабинета, оборудованного для проведения занятий по
экологии.
Наличие необходимого оборудования и материалов для проведения
экспериментов и опытов (приборы, конструкторы, наборы для экспериментов,
расходные материалы).
Наличие методических материалов (учебные пособия, рабочие тетради,
дидактические материалы, презентации, видеоматериалы).
Квалифицированный преподаватель, имеющий опыт работы с детьми и знающий
основы экологии.
Соблюдение правил техники безопасности при проведении экспериментов.
Создание благоприятной психологической атмосферы на занятиях,
способствующей развитию познавательного интереса и творческих способностей
обучающихся.
Взаимодействие с родителями обучающихся для повышения эффективности
обучения.
Материально-технические условия:
Для реализации программы необходимы следующие материально-технические
условия:
Учебный кабинет:
Столы и стулья для обучающихся.
Стол для преподавателя.
Доска для записей
Учебный кабинет должен быть оснащен приборами, конструкторами, наборами
для экспериментов и расходными материалами. Необходимы методические
материалы, включая учебные пособия и презентации.
Учебно-методическое обеспечение.
Для реализации программы используются следующие учебно-методические материалы:
Методические рекомендации для преподавателей по проведению занятий.
Дидактические материалы (карточки с заданиями, схемы, таблицы, плакаты).
Инструкции к проведению экспериментов и опытов.
Видеоматериалы и презентации по экологии.
Интернет-ресурсы, содержащие информацию по экологии (сайты, образовательные
порталы).
Используемая литература и интернет-ресурсы:
Литература для педагога:
Алексеев С.В. Экология для младших школьников. – М.: Дрофа, 2000.
Бобылева Л.Д. Экологическое воспитание младших школьников. – М.: ВентанаГраф, 2003.
Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 1-4 классов. – М.: Просвещение.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М.:
Просвещение, 1999.
Сборник экологических игр и упражнений для детей. – М.: Айрис-пресс, 2005.
Литература для детей:
Бианки В.В. Лесная газета.
Сладков Н.И. Лесные сказки.
Пришвин М.М. Кладовая солнца.
Чарушин Е.И. Рассказы о животных.
Книги о природе для младшего школьного возраста (издания различных авторов).
Интернет-ресурсы:
Экологический портал
Сайт Министерства природных ресурсов и экологии РФ
Детский экологический портал
Сайт Всемирного фонда дикой природы (WWF)
[Экологические сайты и блоги, посвященные детскому образованию](поиск в
интернете)
Приложение 1
Таблица
индивидуального
программы (диагностическая карта)
ФИО обучающегося
Возраст (класс)
мониторинга
освоения
Показатели для мониторинга
Уровень на начало учебного
года
Уровень на конец
учебного года
Эмоциональная вовлеченность ребенка
в работу на занятии
Познавательный интерес к экологии
Сформированные понятия основных
экологических концепции и терминов.
Умение проводить простые
эксперименты и опыты
Умение выстраивать логические цепи
рассуждений
Готовность и способность вести
диалог со сверстниками и педагогом
Способность к самостоятельному
поиску методов решения практических
задач
Толерантное поведение.
По каждому критерию выставляются баллы от 1-3, которые суммируются и
определяют общий уровень освоения программы на начало года и конец года, в
зависимости от которого выстраивается индивидуальная траектория для ребенка
для наиболее успешного овладения.
Уровни освоения программы
1балл - ДОСТАТОЧНЫЙ – ребѐнок пассивен в работе. Не владеет
основными полученными знаниями.
2балла - СРЕДНИЙ – ребѐнку нравится выполнять задания.
Ребѐнок допускает ошибки в работе, но исправляет их с небольшой
помощью педагога.
3балла - ВЫСОКИЙ – ребѐнок активен при выполнении задания.
Самостоятелен при выполнении заданий.
Данные критерии являются основанием лишь для оценки индивидуального развития
ребенка. Продвижение в развитии каждого ребенка оценивается только относительно его
предшествующих результатов.