Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом художественного творчества детей»
Александро-Невского муниципального района Рязанской области
Программа согласована и рекомендована:
Педагогическим советом МБУ ДО «ДХТД»
От 06.06.2023г. Протокол № 07
Приказ №26/2 от 30.06.2023г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая Программа
«Самоцветы»
художественная направленность
Объем обучения:144
Срок реализации: - 1 год
Возрастная категория: 7- 10 лет
р.п. Александро-Невский
2023 г.
Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Самоцветы».
Пояснительная записка.
Программа «Самоцветы» относится к объединениям, реализующим
художественную направленность в МБУ ДО «ДХТД». Содержание данной Программы
направлено на освоение обучающимися одного из видов декоративно-прикладного
искусства- роспись по стеклу, формирующего художественный вкус, создающего
эстетически полноценную среду, определяющего творческий потенциал личности,
способствующего осмыслению и восприятию окружающей действительности через
народное творчество.
Программа дает возможность не только изучить основы различных современных
техник росписи по стеклу и керамике, но и применить их комплексно в предметном
дизайне по своему усмотрению.
В настоящее время появилось много новых художественных материалов, используемых
для росписи и обработки стекла, имитирующих такие техники работы со стеклом, как
«витраж», «Тиффани», «фьюзинг», «мозаика» и многие другие. Это дает возможность
использовать техники росписи и декорирования стекла в работе с детьми. Занятия
художественной обработкой и декорированием стекла позволяют познакомить
обучающихся с историей обработки этого необыкновенного материала, почувствовать
его красоту, погрузиться в атмосферу творчества, что содействует формированию
активной творческой личности, интегрированной в современное общество и нацеленной
на совершенствование этого общества.
Ручная роспись по стеклу витражными красками традиционно наносится на
самые разнообразные стеклянные изделия: сувенирные фигурки, подсвечники, все виды
посуды – вазы, тарелки, чашки и бокалы. Использование этого приема придает любому
изделию неповторимый облик и индивидуальность. Изделия с ручной росписью
способны стать великолепным подарком и украшением любого интерьера.
Программа знакомит с современными изобразительными средствами, приобщает к миру
дизайна, служит поддержкой при изучении изобразительного искусства и
художественного труда.
Программа «Самоцветы» является модифицированной, за основу взята
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Роспись по стеклу
и керамике», автор Е.С. Ковалева.
Программа предназначена для обучающихся в возрасте от 7- 10 лет, независимо
от уровня подготовки Набор в группу осуществляется без конкурсного отбора,
зачисляются все желающие в пределах возрастной категории.
Программа «Самоцветы» базового (подготовительного) уровня. Сроки
реализации рассчитаны на 1 год обучения (144 часов). Занятия проводятся со всем
составом объединения. Количество обучающихся в группе от 8 до 12 человек. Занятия
проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа. Продолжительность одного
занятия составляет 40 мин., с перерывом на перемену 10 мин. Форма обучения очная.
Особенностью организации образовательного процесса является систематическое
проведении массовых мероприятий, создании необходимых условий для совместной
деятельности обучающихся и родителей (законных представителей) в рамках
реализации программы.
А именно:
- тематические выставки;
- мастер-классы;
- акции.
Форма обучения – очная.
Для более эффективной реализации программы
предлагается использовать
различные формы занятий. Прежде всего, это занятия в группах и индивидуально.
Групповые
занятия декоративно-прикладным творчеством способствуют развитию
творческих способностей детей
младшего школьного
возраста,
формируют
эстетический вкус,
улучшают эмоциональное состояние детей.
В современных условиях социально-культурного развития общества главной
задачей образования становится воспитание растущего человека способного к
творческому саморазвитию, самореализации. Приобретая практические умения и навыки
в области декоративно-прикладного творчества, дети получают возможность
удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое
своими силами с раннего возраста. Участвуя в выставках, конкурсах разного уровня, дети
чувствуют свою значимость среди сверстников.
Задача индивидуального подхода – наиболее полное выявление персональных
способов развития возможностей ребенка, формирование его личности. Индивидуальный
подход помогает отстающему ребенку наиболее успешно усвоить материал и стимулирует
его творческие способности. Программой могут предусматриваться как аудиторные, так и
внеаудиторные (самостоятельная работа)с использованием дистанционных технологий,
которые проводятся индивидуально в случае карантина, долгосрочной болезни или иной
причины, по которой обучающийся не имеет возможности посещать групповые занятия.
Аудиторные занятия – занятия в пределах учебного класса, задания выполняются под
непосредственным руководством педагога.
Цель программы- научить обучающихся расписывать изделия из стекла и керамики
акриловыми красками, витражными красками, а также красками по стеклу и керамике;
развить творческие способности.
Задачи.
Обучающие:
1. Обучить рисованию с натуры растительных форм, предметов объемной формы; научить
стилизовать их.
2. Научить выполнять композиции по памяти и впечатлениям, используя теоретические
сведения, данные педагогом.
3. Познакомить с законами симметрии, ритма, цветовых отношений.
4. Обучить детей приемам работы росписи по стеклу и керамике, выполнять декоративные
композиции в материале.
Развивающие:
1. Развить у детей эстетическое восприятие действительности, художественный вкус и
бережное отношение к природе.
2. Развить творческие способности.
3. Развить зрительную память, пространственные представления, творческое
воображение.
Воспитывающие:
1. Воспитать у детей интерес и любовь к декоративно-прикладной работе и на этой основе
сформировать трудовые умения и навыки.
2. Развить интерес и любовь к изобразительному искусству.
3. Воспитать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Комплекс организационно - педагогических условий дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Самоцветы».
Учебный план.
№
Название раздела,
темы
Количество часов
Формы
аттестации/контроля
п/п
1
Всего
Теория
Практика
2
1
1
Беседа, наблюдение
Вводное занятие.
Знакомство с историей
росписи посуды из
стекла и керамики.
Инструменты и
материалы. Пробное
выполнение простых
вариантов росписи.
2
Контурная роспись по
стеклу.
26
8
18
Беседа, наблюдение
3
Многослойная техника
росписи по стеклу.
64
12
52
Беседа
4
Точечная роспись.
16
4
12
Наблюдение
5
Витражная роспись по
стеклу.
30
0
30
Наблюдение
6
Итоговое занятие.
Выставка.
6
0
6
Беседа, выставка
Всего:
144
26
119
Содержание программы.
1. Вводное занятие. Знакомство с историей росписи посуды из стекла и
керамики. Инструменты и материалы. Пробное выполнение простых
вариантов росписи.
Теория: Знакомство с группой и режимом занятий. Инструктаж по технике безопасности.
Художественная роспись по стеклу – витраж, как один из видов декоративно-прикладного
искусства. Презентация: «История возникновения и развития витража». Виды витража.
Инструменты и материалы (краски по стеклу, контурные составы, кисти для росписи,
палитра). Обработка стекла перед нанесением красок. Уход за инструментами. Эффекты
витража.
Практика: Тренировочные работы (нанесение контура, нанесение красок).
2. Контурная роспись по стеклу.
Теория: Знакомство с технологией работ контурной росписи. Разновидности контуров и
техника нанесения. Концентрация раствора для стекла. Правила переноса рисунка на
стекло. Красители и инструменты. Цветовой круг. Правила сочетания цветов. Основные
цвета: желтый, синий, красный. Производные цвета, хроматические и ахроматические
цвета. Холодные и теплые цвета. Гармония цветовых сочетаний. Психологическое
воздействие цвета на человека. Основные элементы композиции. Правила построения при
изображении фигуры животного, анатомические особенности, основные пропорции,
характерные особенности. Стилизация.
Практика: Тренировочные работы (контурная роспись по стеклу). Подготовка основы.
Рисование элементов природы: деревьев, цветов, кустарников с применением знаний
основ цветоведения (цветик-семицветик, изображение растительного мотива в теплой или
холодной гамме, контрастные осенние листья и т.д.). Изображение пейзажа в технике
контурной росписи по стеклу. Изображение животного в технике контурной росписи.
3. Многослойная техника росписи.
Теория: Знакомство с многослойной техникой росписи по стеклу. Инструменты и
материалы. Правила нанесения рисунка на стекло и работы с контуром. Изображение
героев мультфильмов и сказочных персонажей (работа с иллюстрациями, выбор
персонажа, выделение особенностей персонажа при переносе изображения на стекло).
Знакомство с жанром «портрет». Изучение пропорций в портрете.
Практика: Перенос рисунка на стекло, нанесение контурного состава. Роспись. Создание
портрета на стекле в многослойной технике. Иллюстрация к сказке. Натюрморт.
Выполнение картины на свободную тему.
4. Точечная роспись по стеклу.
Теория: Знакомство с точечной росписью по стеклу. Терминология. Инструменты и
приспособления для точечного витража. Правила нанесения. Приемы заключительной
обработки изделия. Орнамент. Виды орнамента. Стилизация растительных мотивов.
Практика: Перенос рисунка на стекло. Выполнение орнаментной композиции.
5. Витражная роспись по стеклу.
Практика: Роспись стеклянной кружки в графической манере. Роспись стекла в рамке
«Цветочные мотивы». Роспись вазы «Восточные узоры». Роспись тарелки «Цветущая
яблоня». Роспись тарелки «Хохлома».
6. Итоговое занятие. Выставка.
Практика: Просмотр работ за учебный год. Итоговый тест. Итоговая выставка
Предполагаемые результаты освоения программы.
Личностные:
- сформируют интерес и любовь к декоративно-прикладной работе, трудовые умения и
навыки;
- знать и пользоваться правилами техники безопасности при работе с инструментами и
материалами;
- знать о роли выразительных средств (форме, цвете, фактуре) в построении
декоративного произведения;
- правильно организовать свое рабочее место;
- доводить начатую работу до конца;
- работать в коллективе.
Метапредметные:
- знакомятся с законами симметрии, ритма, цветовых решений, применяют на практике;
- расширят кругозор, смогут воплощать творческие замыслы в декоративно-прикладной
работе;
- разовьют зрительную память, пространственные представления, творческое
воображение, творческие способности;
- знать о роли народных промыслов в современной жизни;
- знать гармонию цвета, гармоничные сочетаниях цветов.
Предметные :
- научатся рисовать с натуры растительные формы, предметы объемной формы,
стилизовать их;
- овладеют новыми изобразительными материалами – акриловыми красками, витражным
лаком и контурами по стеклу и керамике;
- выполнять композиции по памяти и впечатлениям, используя теоретические сведения;
- освоят техники: «точечная роспись», «Многослойный витраж», « Контурная роспись по
стеклу»;
- расписывать изделия из стекла и керамики; выполнять декоративные композиции в
материале.
Календарный учебный график.
№
Месяц
сентябрь
1
Форма
занятия
Количество
часов
Тема занятия
Форма
контроля
Рассказ,
презентация
1
Вводное занятие. Знакомство с
историей росписи посуды из
стекла и керамики.
Беседа
Тренировочные работы
(нанесение контура, нанесение
красок). Инструменты и
материалы.
Практические
занятия
1
Наблюдение
Рассказ,
иллюстрации
2
Контурная роспись по стеклу.
Технология росписи.
Инструменты и материалы.
Беседа
Рассказ,
практические
занятия
8
Основы цветоведения.
Изображение растительных
мотивов.
Беседа,
наблюдение
Рассказ,
иллюстрации
2
Основы композиции.
Беседа
Практические
занятия
8
Изображение пейзажа
Наблюдение
Рассказ,
практические
занятия
8
Изображение животного в
технике контурной росписи по
стеклу.
Беседа,
наблюдение
Практические
занятия
2
Многослойная техника.
Знакомство с многослойной
техникой росписи по стеклу.
Инструменты и материалы.
Беседа
Практические
2
Нанесение контура. Эффекты
Наблюдение
3
нояб октябрь
рь
2
март
4
февраль
январь
декабрь
занятия
росписи на стекле.
Рассказ,
практические
занятия
12
Изображение героев
мультфильмов и сказочных
персонажей
Беседа,
наблюдение
Рассказ,
практические
занятия
2
Портрет в многослойной
технике росписи по стеклу.
Беседа,
наблюдение
Рассказ,
практические
занятия
10
Портрет в многослойной
технике росписи по стеклу
Беседа,
наблюдение
Рассказ,
практические
занятия
6
Иллюстрация к сказке на стекле Беседа,
в рамке.
наблюдение
Рассказ,
практические
занятия
6
Иллюстрация к сказке на стекле Беседа,
в рамке
наблюдение
Натюрморт в многослойной
технике на стекле.
Рассказ,
практические
занятия
12
Беседа,
наблюдение
Рассказ,
практические
занятия
12
Выполнение картины на
свободную тему в
многослойной технике.
Беседа,
наблюдение
Рассказ,
практические
занятия
4
Точечная роспись по стеклу.
Инструменты и материалы.
Технология росписи.
Беседа,
наблюдение
Рассказ,
практические
занятия
12
Орнамент. Стилизация
растительных мотивов.
Беседа,
наблюдение
Практические
занятия
4
Витражная роспись по
стеклу. Роспись стеклянной
кружки в графической манере.
Наблюдение
апрель
5
Практические
занятия
2
Роспись стеклянной кружки в
графической манере.
Наблюдение
Практические
занятия
6
Роспись стекла в рамке
«Цветочные мотивы».
Наблюдение
Практические
занятия
6
Роспись вазы «Восточные
узоры».
Наблюдение
Практические
занятия
6
Роспись тарелки «Цветущая
яблоня».
Наблюдение
Практические
занятия
6
Роспись тарелки «Хохлома».
Наблюдение
Беседа
4
Итоговое занятие. Выставка.
Беседа,
выставка
ИТОГО
144
май
6
Условия реализации программы.
Помещение: кабинет, помещение для обработки изделий лаком.
Оборудование: шкафы для хранения изделий, стол для педагога, столы ученические,
стулья, умывальник.
Материалы и инструменты:
1. Лак яхтный Premia или паркетный.
2. Акриловые краски для росписи по стеклу и керамике, витражные краски, контуры для
стекла и керамики.
3. Изделия для росписи (деревянные, пластиковые, рамки со стеклом для фото,
керамические или стеклянные тарелки, блюдца, вазы, графины, бутылки, банки,
подсвечники).
4. Тонкие фломастеры для переноса эскиза на стекло или керамику.
5. Простые и цветные карандаши, ластики.
6. Кисти беличьи №1-2, №3-4, №5-6.
7. Акварель или гуашь для эскизов.
8. Папка для рисования или черчения формат А4.
9. Палитра (пластиковая одноразовая, например, крышка от майонеза и т.д.).
10. Скотч шириной 1-1,5 см для крепежа стекла (крепить скотч крест-накрест маленькими
кусочками, чтобы эскиз оставался неподвижным под стеклом), канцелярские ножницы.
11. Салфетки (ватные диски) для кистей и пальцев (кисть должна быть сухой перед
набором краски).
12. Непроливайки.
13. Жидкость для снятия лака с ацетоном.
14. Копировочная бумага. Информационные ресурсы: методическая литература,
проведение занятий с применением компьютера (для просмотра мастер-классов,
презентаций).
Язык реализации программы- русский.
Методическое обеспечение программы.
Для работы на занятиях используется компьютер, проектор для презентаций. В качестве
иллюстративного материала на некоторых занятиях используется фото и плакаты.
Материалы для практических занятий.
Методы обучения: Словесный – беседа, рассказ. Наглядный – показ готовых работ,
иллюстраций. Практический – выполнение практических заданий по темам программы
Для достижения цели, программа реализуется посредством современных
образовательных технологий:
- личностно-ориентированного обучения (развитие индивидуальных способностей
обучающихся на основе использования имеющегося у них жизненного опыта);
- групповые технологии (одновременная работа со всей группой – освоение нового
материала, организация выставки; работа по подгруппам);
- интерактивные технологии обучения (предполагает организацию и развитие
диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к
совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.
В ходе диалогового обучения обучающиеся учатся критически мыслить, решать сложные
проблемы, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения,
общаться с другими людьми);
- технология проектного обучения (позволяет научить обучающихся самостоятельно
мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных
областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов
решений, устанавливать следственные связи, оценивать полученные результаты и
выявлять способы совершенствования проектирования и изготовления изделий.
В процессе выполнения проекта происходит стремительное развитие ребенка, поскольку
проектная деятельность имеет ярко выраженный личностный мотив и стремление к
достижению поставленной цели);
- здоровьесберегающие технологии (учитываются при использовании всех
вышеперечисленных технологий).
Формы контроля и подведения итогов реализации программы: Текущий контроль
осуществляется для оценки сформированности практических умений обучающихся,
применяется метод экспертной оценки. Эксперт (педагог) оценивает творческую работу
по следующим критериям.
Критерии оценки творческой работы:
1. Владение материалом (кистью, цветом, карандашом, красками).
2. Знание основных законов композиции, названия красок.
3. Воображение.
4. Оригинальность исполнения.
5. Творческая активность.
Отслеживание итогов образовательного процесса производится следующим образом:
- анализ выполнения практических работ;
- участие в выставках и конкурсах на уровне учреждения, района и области.
Для учёта участия детей в выставках и конкурсах используется таблица ( см. Приложение)
Отслеживание результативности образовательного процесса производится следующим
образом:
- выявление и разбор ошибок в конце каждого занятия;
- опросы по теории – для выявления усвоения терминологии;
- выполнение практических работ;
- участие в выставках и конкурсах на уровне учреждения, города и области.
Для оценки сформированности практических умений обучающихся применяется метод
экспертной оценки. Оценка дается по пятибалльной системе, выводится
среднеарифметическая оценка по семи параметрам, и данные заносятся в таблицу
диагностика сформированности практических умений и навыков ( см. Приложение).
Готовые декоративные композиции и работы оцениваются по следующим показателям:
- декоративность, красочность, орнаментальность;
- стилизация, трансформация форм, пропорций, масштабов;
- плоскостность изображения;
- эмоциональное воздействие;
- цветовая гармония;
- условность, ассоциативность эмоционально-образного решения темы.
Подведение итогов реализации программы. В качестве форм подведения итогов по
программе используются итоговая выставка достижений учащихся;
Для учёта участия детей в выставках и конкурсах используется следующая таблица.
Результат
Название
Название
Конкурса, выставки работы
Дата
Ф.И. обучающегося
№
Диагностика сформированности практических умений и навыков.
Уровень
Технические умения и
навыки выполнения
росписи на ткани
Умение стилизовать
природную форму в
декоративную,
производить
создавать
Умение
художественный отбор
декоративную
композицию
Подбор красок в
соответствии с
замыслом рисунка
Владение
разнообразными
типами линий
Умение пользоваться
приспособлениями и
инструментами
Организация рабочего
места
Ф.И.О.
№
Список литературы.
1. «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной
деятельностью детей». В.Б. Косминская
Москва «Просвещение», 1981 г.
2. «Весёлые игры». Р. Гибсон
Москва «Росмен», 1997 г.
3. Воронина М., Все о декупаже. Техники и изделия - М: «Ниола- Пресс», М: 2007.
4.
Зайцева А.А. Декупаж–М.:Дрофа-Плюс, 2008.
5.
Зайцева А.А. Энциклопедия декупажа- М.:Эксмо,2010.
6.
Кристанини Дж. Пер. с итал.- М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2009.
7.
Мамутова Х.И. Декупаж из салфеток - М.: Эксмо, 2010
8.
Черутти П.Н. Декупаж: декоративная отделка предметов интерьера, посуды,
аксессуаров- М.: Издательство «Ниола-Пресс»2009.
9.
Юсель С. Декупаж: Самая полная энциклопедия. – М.: АСТ-ПРЕСС
КНИГА, 2010.
10.
История декупажа. http://prodecoupage.com/ http://ru.wikipedia.org/wiki/
11.
Википедия. Свободная энциклопедия «Коллаж и декупаж — новые
возможности искусства» с http://ru.wikipedia.org
12. Все о технике: иллюстрация/ пер. С. Д. Афанасьева; АРТ- РОДНИК, издание на
русском языке, 2002;
13. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования/В.П. Голованов. – М.:ВЛАДОС, 2004. – 239 с.
14. Ланцетти А.Г., Нестеренко М.Л. Изготовление художественного стекла.: М.:
Высшая школа., 1978. С. 257-270.
15. Г. М. Логвиненко. Декоративная композиция: учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений/ Г. М. Логвиненко.- М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004;
16. .Минухин Е., Возродим витражное искусство./ “Архитектура и строительство”.
1949 г. № 8. С.80.
17. Мошков В.М., Кузнецов О.И. Пластическая основа композиции (проблемы синтеза
искусств). СПб.: СПб университет, 1994. 80 с.
18. Рагин В.Ч., Искусство витража: от истоков к современности// Вирджиния Чифо
Рагин и Мэри Клеркин Хиггинс; [пер.: М. Бунеева]. – М.: Белый город, 2004. – 288
с.
19. Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство и методика его преподавания в
начальной школе: Учебное пособие для студентов пед. вузов. – М.: Издательский
центр «Академия», 1999.
20. Карл Сонхайм. Художественная мастерская: графика - СПб., Питер, 2015;
21. Вэнди Тейт. Рисуем цветы акварелью/ Пер. с англ. С Кормашовой- М.:
Издательство «Кристина- новый век», 2003;
22. Тищенко Г.В., Пронин А.Ф., Проектирование современных витражей и технология
их изготовления [Текст]: Учеб. Пособие/ Г.В. Тищенко, А.Ф. Пронин; М-во высш.
и средн. Спец. Образования УССР, Учеб.-метод. Кааб. По высш. образованию,
Харьк. Худож.-пром. Ин-т. Киев : УМКВО, 1989. – 115 с.
23. .Тоде Э., Стекольная живопись. Краткий очерк ее истории и техники развития/
“Зодчий”.,1908, №23. С. 204-208.
24. Дебора Форман. Художественная мастерская: живопись - СПб., Питер, 2015;
25. .Шмидт В.В. Очерк стеклянного производства в России. В сб. Обзор различных
отраслей мануфактурной промышленности в России, т. 1, СПб, 1863.-С. 393-428.
26. .Шорохов Е.В. Композиция. М.: Посвещение, 1986. С.110-193.
27. .Яглова Н. Т. Витраж // Русское декоративное искусство. Т.3. — М., 1965.
28. . Агостон Т. Теория цвета и его применение в искусстве и дизайне. М.: Мир, 1982.С. 168-173.
29. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного
проектирования: учебник для учащихся нач. проф. учеб. заведений. – 3 – е изд.,
стер. -М.: Издательский центр «Академия», 2008
30. Глазычев В. Уроки Шартра// Декоративное искусство СССР. 1981. № 4. -С. 12-13.
31. .Гулоян Ю. Декоративная обработка стекла и стеклоизделий. М.: Высшая школа.,
1989.-С. 52.
32. .Джейкобсон Р.А., Ваша первая мозаика [Текст]/ Р.А. Якобсен Ростов-на-Дону:
Феникс, 2006 – 223с.
33. Ланцетти А.Г., Нестеренко М.Л. Изготовление художественного стекла.: М.:
Высшая школа., 1978. С. 257-270.
34. Лясковская О. А. Французская готика XII—XIV веков: Архитектура. Скульптура.
Витраж. — М., Искусство, 1973. — 144 с.; 173 илл. (Из истории мирового
искусства)
35. Минухин Е., Возродим витражное искусство./ “Архитектура и строительство”.
1949 г. № 8. С.80.
36. .Мошков В.М., Кузнецов О.И. Пластическая основа композиции (проблемы синтеза
искусств). СПб.: СПб университет, 1994. 80 с.
37. .Новоселова О., Иванова Е., Художественное стекло и витраж/ сост.: О.
Новоселова, Е. Иванова. – М.:Металлургиздат, 2005 – 29см. Вып.1. – 2005. - 55с.
38. .Рагин В.Ч., Искусство витража: от истоков к современности// Вирджиния Чифо
Рагин и Мэри Клеркин Хиггинс; [пер.: М. Бунеева]. – М.: Белый город, 2004. – 288
с.
39. Ротенберг Е.И. Искусство готической эпохи., М. Искусство, 2001 -133 с
40. .Тищенко Г.В., Пронин А.Ф., Проектирование современных витражей и технология
их изготовления [Текст]: Учеб. Пособие/ Г.В. Тищенко, А.Ф. Пронин; М-во высш.
и средн. Спец. Образования УССР, Учеб.-метод. Кааб. По высш. образованию,
Харьк. Худож.-пром. Ин-т. Киев : УМКВО, 1989. – 115 с.
41. .Тоде Э., Стекольная живопись. Краткий очерк ее истории и техники развития/
“Зодчий”.,1908, №23. С. 204-208.
42. Джоан Хансен. Цветы в акварели. – Москва: АСТ, Астрель, 2004
43. . Художник. – Журнал Союза художников России
44. .Шмидт В.В. Очерк стеклянного производства в России. В сб. Обзор различных
отраслей мануфактурной промышленности в России, т. 1, СПб, 1863.-С. 393-428.
45. .Шорохов Е.В. Композиция. М.: Посвещение, 1986. С.110-193.
46. Эскиз.:Детский журнал об искусстве - Москва: Издательский дом «Веселые
картинки»
47. Юный художник. – Москва: Акционерное общество «Молодая гвардия»