2001f7f7f1848250eba8fd9b3fbd8bab

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Дом художественного
творчества детей" Александро-Невского муниципального района Рязанской области

Приказ № 26/2 от 30.06.2023 г.

Программа согласована и рекомендована
Педагогическим советом МБУ ДО «ДХТД»
От 06.06.2023 г. Протокол № 7

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Уют в доме»
художественная направленность
Трудоемкость:144
Срок освоения: - 1 год
Возраст обучающихся: 6— 12 лет

Разработчик программы
Макарова Галина Владимировна,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «ДХТД» Александро –Невского
Муниципального района Рязанской области.
Р.п. Александро-Невский

2023 г.
1

I. Пояснительная записка
Направленность:
Дополнительная общеразвивающая программа «Уют в доме» относится к художественной
направленности и предполагает общекультурный уровень освоения.
Новизна. Программа «Уют в доме» позволяет осваивать несколько смежных направлений
декоративно-прикладного искусства по принципу «от простого к сложному», что
предоставляет больше возможностей для творческой самореализации обучающихся. В
основе программы лежит приобщение детей к инновационным формам и видам
современного рукоделия, не отходя от истоков декоративно-прикладного искусства, что
позволяет создать условия для более успешного развития творческого потенциала каждого
ребенка.
Актуальность программы заключается в отражении тенденции к возрождению рукоделия,
поиску инновационных техник, внесению новых веяний и тенденций в традиционные виды
декоративно-прикладного искусства. Через приобщение детей к инновационным видам
рукоделия оказывается влияние на формирование художественного вкуса, открывающего
простор для последующего совершенствования и в других областях культуры.
Программа соответствует потребностям детей и их родителей, так как ориентирована на
разный уровень подготовленности обучающихся. Программа учитывает социальный заказ
общества и семьи на получение качественного образования и раннего профессионального
информирования детей, формирование креативного, логического, критического мышления,
развитие интеллектуальных способностей.
Также программа ориентирует обучающихся на формирование современных
профессиональных компетенций, определенных в соответствии с «Атласом новых
профессий»
Педагогическая целесообразность программы заключена в эффективной организации
образовательных, воспитательных и творческих процессов, основывающихся на единстве
формирования сознания, восприятия и поведения детей в условиях социума. В основе
реализации программы лежит активный процесс взаимодействия педагога и обучающихся: в
совместном общении выстраивается система жизненных отношений и ценностей в единстве
с деятельностью.
Занятия рукоделием способствуют развитию мелкой моторики, развитию
пространственного мышления, эстетического вкуса, воображения, фантазии, воспитанию
усидчивости, аккуратности, трудолюбия. При взаимодействии всех параметров программы
формируется благоприятная среда индивидуального развития детей, происходит
самообучение, саморазвитие и самореализация, формируется творчески активная личность.
Отличительной особенностью программы является применение педагогической
технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся
(проблемное обучение, игровые технологии), технологии поэтапного формирования
креативных видов рукоделия и создания оптимальных условий для развития личности
ребенка на основе национальных ценностей и традиций.
Программа позволяет вести обучение детей как младшего школьного возраста, так и
более старших детей, и включает в себя: базовые теоретические и практические основы
изготовления интерьерных игрушек, историю возникновения данных видов декоративноприкладного искусства, стили и техники современного дизайна. На данном этапе происходит
знакомство с новыми техниками декоративно-прикладного искусства, обучение основным
видам ручных швов, техник вязания, изготовление простых поделок игрушек, кукол на
основе шаблонов и готовых выкроек.
Цели и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

2

Цель: формирование у ребенка навыков обучения технологическим приемам изготовления
различных поделок декоративно-прикладного творчества, создание
необходимых условий
для самоопределения и самореализации личности ребенка.
Задачи программы:
Образовательные задачи:
-формирование и расширение знаний об истории возникновения и развития разных
техник рукоделия;
-изучение, формирование, развитие умений и навыков творческой деятельности и
применение их в повседневной жизни.
Развивающие задачи:
-развить креативное, критическое мышление и пространственное воображение;
-развивать самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления;
-создать условия для профессионального просвещения, самоопределения обучающихся.
Воспитательные задачи:
-воспитание основ культуры труда: трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения и
взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым
материалам;
-воспитать стремление к творческой деятельности;
-формирование коммуникативной компетенции в сотрудничестве (умении вести диалог,
координировать свои действия с взрослыми, сверстниками, сопереживать, быть добрыми и
чуткими);
-воспитывать отношение к рукоделию как к части общечеловеческой культуры, играющей
особую роль в развитии человека.
Планируемые результаты реализации образовательной программы:
Предметные результаты.По итогам обучения, обучающиеся будут знать:
-классические и народные направления прикладного искусства;
-основные термины и понятия;
-основы: шитья и вышивки, бисероплетения и аппликации на начальном уровне;
-основы композиции и цветоведения;
уметь:
-правильно и безопасно пользоваться необходимыми для работы инструментами и
материалами;
-владеть техниками: шитья, вышивки, бисероплетения и аппликации;
-моделировать графические схемы для выполнения поделки;
-создавать сюжетные композиции;
-анализировать свои работы и работы товарищей;
Личностные результаты.
-сформируется умение доводить начатое дело до конца;
-сформируется интерес к традициям народного творчества;
-разовьются внимание, память, мышление, пространственное воображение.
-развитие у детей познавательной активности;
-формирование коммуникативной компетентности сотрудничества;
Метапредметные результаты.
-самостоятельное определение цели своего обучения;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
-осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата;
Объем и срок реализации программы:
Программа «Уют в доме» реализуется в течение одного года обучения в объёме 144 учебных
часа.
Адресат программы:
Данная программа предназначена для обучения детей в возрасте от 6 до 12 лет.
Организационно-педагогические условия реализации программы:
3

Язык реализации программы:
В соответствии со ст.14 ФЗ-273 программа реализуется на государственном языке РФ (русский
язык).
Форма обучения: очная.
Режим занятий.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Между занятиями предусмотрен перерыв 10 минут.
Особенности реализации программы
Программа может быть реализована с использованием электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий.
Особенности организации образовательного процесса
Образовательный процесс в объединении «Уют в доме» направлен на развитие художественноэстетического развития в обучающихся, реализацию их интересов и творческих способностей.
Выбор методов обучения определяется с учётом возможностей обучающихся; возрастных и
психофизических особенностей, направления образовательной деятельности, возможностей
материально – технической базы; типа и формы учебных занятий.
Условия набора учащихся
В группы принимаются все желающие на основании заявления родителей (законных
представителей).
Условия формирования и количество детей в группе
Группы формируются разновозрастные по норме наполняемости 10-15 человек.
Формы организации занятий
Программой предусмотрены как аудиторные, так и внеаудиторные, в т.ч. самостоятельные,
занятия.
Формы проведения занятий
Основными формами проведения занятий являются практикумы, мастер-классы, беседы,
беседы с элементами игрового тренинга.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии:
-фронтальная: работа педагога со всеми обучающимися одновременно (беседа, показ,
объяснение);
-индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);
-групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное
задание);
-коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают
все вместе, не разделяя обязанностей).
Календарный учебный график программы Составляется ежегодно в соответствии с учебным
планом.
-Дата начала обучения - 01.09.2023
-Дата окончания обучения - 31.05.2024
-Количество учебных недель - 36
-Количество учебных дней – 72
-Количество учебных часов: всего – 144, из них: теоретических – 20 ч.; практических – 124 ч.
Материально-техническое обеспечение. Светлое, проветриваемое помещение, оснащенное
учебной мебелью и средствами обучения, необходимыми для организации занятий,
достаточными для выполнения требований к уровню
подготовки обучающихся.
Материалы и инструменты, необходимые для занятий:
1.
Картон цветной, цветная бумага разной текстуры, салфетки;
2.
Бросовый материал: фантики, пуговицы, фольга, перья;
3.
Клей ПВА, кисти для клея, ножницы, булавки;
4.
Ткань для вышивания: лен, лен с лавсаном (разных цветов), лоскуты для
мягкой игрушки – кусочки меха, шерстяной ткани, носки, синтепон;
5.
Нитки для вышивания на хлопчато-бумажной ткани: ирис, мулине, акрил;
4

Для вышивания на шерстяной ткани: шерстяные нитки и мулине;
Иголки с удлиненным ушком № 1, 2; швейные иголки №1, 3;
Наперсток, пяльцы деревянные диаметром 15-25 сантиметров;
Ножницы разных размеров: большие, средние и маленькие;
Миллиметровая и копировальная бумага, калька;
Сантиметровая лента и линейка; ленты атласные шириной 0.3; 0.5;
Бисер разных цветов и размеров;
13.Проволока № 3; леска № 0,25;
Кадровое обеспечение программы:
Программу реализует педагог дополнительного образования.

6.
7.
8.
9.
10.
11.

№
п/п

Учебный план программы .
Раздел. Тема
Количество часов

Формы аттестации.

Всего

Теория

Практика

1

Знакомство с техникой
вышивок.

2

2

-

Текущий контроль

2

Вышивка крестом.

5

1

4

3

Вышивка гладью.

5

1

4

4

Итоговые занятия.

2

-

2

Просмотр

Текущий контроль

Бисероплетение - 60 ч.
1

Знакомство с
техниками
бисероплетения.

2

2

-

2

Техника «плоского»
бисероплетения.

28

2

26

3

Техника
«параллельного»
бисероплетения.

28

2

26

4

Итоговые занятия.

2

-

2

Просмотр.

Мягкая игрушка - 60 ч.
1
История и виды мягкой
игрушки.

1

1

-

Текущий контроль

2

Знакомство с видами
швов и техниками
исполнения.

57

7

50

3

Итоговые занятия.

2

-

2

Просмотр.

1

1

-

Текущий контроль

Аппликация - 12 ч.
1
Знакомство с видами
аппликации.

5

2

Выполнение простых и
сложных аппликаций.

9

1

8

3

Итоговые занятия.

2

-

2

Итого:

144

20

124

Просмотр

Содержание учебного плана
Вышивка - 12 ч.
Раздел 1. Знакомство с техникой вышивок – 2 ч.
Теоретическая часть. Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ.
Знакомство детей с целями и задачами объединения, с правилами поведения на занятиях.
Знакомство с предметом. История вышивки и развитие этого направления в настоящее
время. Существующие техники и инструменты для вышивки. Основные термины и
понятия.
Практическая часть. Выполнение простых упражнений вышивки, с последующим
усложнением по мере освоения техники.
Раздел 2. Вышивка крестом – 5 ч.
Теоретическая часть. Инструктаж по ТБ. Знакомство с техникой вышивки крестиком.
Практическая часть. Выполнение образцов вышивки крестом.
Раздел 3. Вышивка гладью – 5 ч.
Теоретическая часть. Инструктаж по ТБ. Знакомство с техникой вышивки гладью.
Практическая часть. Выполнение образцов вышивки гладью.
Раздел 4. Итоговые занятия – 2ч.
Теоретическая часть. Инструктаж по ТБ. Знакомство с техникой и вариантами оформления
своих работ.
Практическая часть. Изготовление и оформление работ к выставкам и конкурсам.
Проведение просмотра, подведение итогов, поощрение лучших.
Бисероплетение - 60 ч.
Раздел 1. Знакомство с техникой бисероплетения – 2 ч.
Теоретическая часть. Инструктаж по ТБ. Знакомство с предметом. История создания
украшений из бисера и развитие этого направления в настоящее время. Существующие
техники и инструменты. Основные термины и понятия.
Практическая часть. Знакомство с техникой бисероплетения, достижение вязания
ровного края плетения, четким выполнением схемы. Выполнение практических работ по
бисероплетению.
Раздел 2.Техника «плоского» бисероплетения– 28 ч. Теоретическая часть. Инструктаж
по ТБ. Знакомство с техникой «плоского» бисероплетения.
Практическая часть. Выполнение простых упражнений. По мере успешного осваивания
данной техники плетение фигурок животных.
Раздел 3. Техника «параллельного» бисероплетения – 28 ч. Теоретическая часть.
Инструктаж по ТБ. Знакомство с техникой «параллельного» бисероплетения.
Практическая часть. Выполнение простых упражнений. По мере успешного осваивания
данной техники плетение фигурок животных, насекомых и цветов.
Раздел 4. Итоговое занятия –2 ч.
Теоретическая часть. Инструктаж по ТБ. Знакомство с техникой и вариантами оформления
своих работ.
Практическая часть. Изготовление и оформление работ к выставкам и конкурсам.
Проведение просмотра, подведение итогов, поощрение лучших.
Мягкая игрушка – 60 ч.
6

Раздел 1. История и виды мягкой игрушки – 1 ч.
Теоретическая часть. Инструктаж по ТБ. Знакомство с предметом. История создания
мягкой игрушки и развитие этого направления в настоящее время.
Виды мягкой игрушки, существующие техники и инструменты. Основные термины и понятия.
Практическая часть. Знакомство с техникой шитья игрушки вручную швом «назад иголку».
Раздел 2. Знакомство с видами швов и техникой исполнения – 5 ч.
Теоретическая часть. Инструктаж по ТБ. Знакомство с видами швов и техникой
исполнения.
Практическая часть. Раскрой, сметывание и пошив деталей игрушки по заготовленным
лекалам швом «через край».
Раздел 3. Итоговые занятия –2 ч.
Теоретическая часть. Инструктаж по ТБ. Варианты оформления работ.
Практическая часть. Изготовление и оформление работ к выставкам и конкурсам.
Проведение просмотра, подведение итогов, поощрение лучших.
Аппликация– 12 ч.
Раздел 1. Знакомство с видами аппликаций– 1 ч.
Теоретическая часть. Инструктаж по ТБ.
Знакомство с предметом. История создания аппликации и развитие этого направления в
настоящее время.
Виды аппликации, существующие техники и инструменты. Основные термины и понятия.
Практическая часть. Знакомство с видами аппликации. Подготовительная работа по
выбору сюжета и материала исполнения.
Раздел 2. Выполнение простых и сложных аппликаций – 9 ч.
Теоретическая часть. Инструктаж по ТБ. Знакомство с простой и сложной техникой
аппликации, с 2 способами крепления аппликации – петельным швом и клеевым. Выбор
материала и сюжета для выполнения работы. Составление композиции.
Практическая часть. Составление аппликаци на основе просмотра образцов и журналов
композиции из ткани, ниток, цветной бумаги, картона и т.д.
Раздел 3. Итоговые занятия –2 ч.
Теоретическая часть. Инструктаж по ТБ. Варианты оформления работ.
Практическая часть. Изготовление и оформление работ к выставкам и конкурсам.
Формы отслеживания образовательных результатов: наблюдение, конкурсы, выставки,
просмотр, открытые и итоговые занятия.
Формы фиксации образовательных результатов: грамоты, дипломы, протоколы диагностики,
фото, свидетельство (сертификаты).
Время проведения

Цель проведения

Формы контроля

Первичная (входная)
аттестация.
В начале учебного года (с
занесением результатов в
диагностической карте)

Определение уровня
способностей к
деятельности.

Текущий контроль.
В течение всего учебного

Определение степени усвоения
обучающимися учебного материала.

7

развития Беседа,
опрос,
проектной тестирование.

Педагогическое
наблюдение, устный

года.

Определение готовности детей к
восприятию нового материала.
Повышение ответственности и
заинтересованности в обучении.
Выявление детей, отстающих и
опережающих обучение. Подбор
наиболее эффективных методов и
средств обучения.

Промежуточная аттестация. Определение степени усвоения
По окончании изучения
обучающимися учебного материала.
темы или раздела (без
Определение результатов обучения.
занесения результатов в
Диагностика развития способностей к
диагностическую карту).
проектной деятельности.

Итоговая аттестация.
В конце учебного года или
курса обучения (с
занесением результатов в
диагностической карте)

опрос,
диагностические игры,
практическая работа.

Творческая работа,
опрос, открытое
занятие,
самостоятельная
работа,
защита
проектов,
презентация,
демонстрация
моделей,
диагностические игры,
тестирование

Определение изменения уровня
Защита проекта
развития детей, их творческих и
интеллектуальных способностей.
Диагностика развития способностей к
проектной деятельности.
Определение результатов обучения.
Ориентирование учащихся на
дальнейшее (в том числе
самостоятельное) обучение.
Получение сведений для
совершенствования образовательной
программы и методов обучения.
Выявление уровня сформированности
общей одаренности обучающихся.

8

Методические материалы
Методы обучения: словесные методы обучения, метод распознавания и определения признаков,
метод «Моделирование», метод «Эксперимент или опыты», наглядные методы обучения.
Педагогические технологии: технология группового обучения,технология коллективного
взаимообучения, технология блочно-модульного обучения, технология развивающего обучения,
технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, технология
игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, здоровьесберегающие технологии,
информационно-коммуникационные технологии.
Формы организации учебного занятия. В соответствии с содержанием учебного плана и
поставленным для данного занятия задачами (функциями) определяется вид занятия
(диагностическое занятие, вводное занятие, практическое занятие, выездное тематическое занятие
и т.д.) и выбирается форма организации образовательного процесса (коллективная, групповая,
парная, индивидуальная форма или одновременное их сочетание).
Воспитательная работа. Воспитание – это целенаправленное управление процессом становления
личности. Воспитательные задачи связаны с ориентацией обучающихся на критерии добра и зла,
постановка их в ситуации нравственного выбора и конкретизация нравственных норм в реальной
жизни. Педагог решает поставленные задачи в соответствии со спецификой возраста
обучающихся и взаимоотношений внутри учебной группы, учитывая при этом индивидуальные
особенности каждого обучающегося. Основным в воспитательной работе является содействие
саморазвитию личности, реализации творческого потенциала ребенка, обеспечение активной
социальной адаптации, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий
обучающихся по преодолению собственных проблем.
Воспитательная работа осуществляется как в процессе учебных занятий, так и в процессе
подготовки и участия детей в массовых мероприятиях. В течение всего года ведется работа по
формированию сознательного и добросовестного отношения к занятиям, привитию
организованности, трудолюбия и дисциплины. В работе с обучающимися применяется широкий
круг средств и методов воспитания:
-личный пример и педагогическое мастерство педагога;
-высокая организация учебного процесса;
-атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
-дружный коллектив;
-система морального стимулирования.
Воспитательная работа в рамках образовательного процесса осуществляется в соответствии с
планом воспитательной работы МБУ ДО «ДХТД» Александро-Невского района.
План воспитательной работы
№
Место
Название мероприятия
Сроки
Примечание
п/п
проведения
«День учителя»
1
29.09.2023 Кабинет
изготовление суенира
«День Мамы» изготовление
2
22.11.2023 Кабинет
сувенира
«Новый год» изготовление
13.123
Кабинет
игрушки на елку
15.12.2023
«Новогодняя игрушка»
4
20.12.2023 Кабинет
Мастеркласс
«День Святого Валентина»
5
07.02.2024 Кабинет
сувенир-листовка
6
«23 Февраля» сувенир папе
14.02.2024 Кабинет
«8 Марта» изготовление
7
21.02.2024 Кабинет
стенгазеты
9

«8 Марта»
Мастер-класс
«Пасха»
Мастер-класс
«9 мая» изготовление
стенгазеты
Выставка работ

8
9
11
12

План работы с родителями
№
Название мероприятия
п/п

02.03.2024

Кабинет

18.04.2024

Кабинет

02.05.2024

Кабинет

23.05.2024

Кабинет

1

Родительское собрание

сентябрь

Место
проведения
Кабинет

2

Выставка работ

декабрь

Кабинет

3

Мастер-класс «Новогодняя
игрушка»

20.12.2023

Кабинет

4

Мастер-класс «8 Марта»

02.03.2024

5

Мастер-класс «Пасха»

18.04.2024

Оформление стенгазеты
«9 Мая»

6

Сроки

02.05.2024

7

Выставка работ

23.05.2024

8

Индивидуальные
консультации

В течение
года

Примечание

Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет

Профориентационная работа.
Большое внимание в программе уделяется формированию современных профессиональных
компетенций, определенных в соответствии с «Атласом новых профессий 3.0», среди которых:
-системное мышление;
-управление проектами;
-мультиязычность и мультикультурность;
-работа в условиях неопределенности;
-экологическое мышление;
-межотраслевая коммуникация;
В процессе обучения по программе обучающиеся знакомятся с профессиями будущего, создают
личную молекулу профессионального успеха.
Календарный учебный график
№
п/п

Месяц
Число
Проведения
занятий

Форма
занятия

Тема занятия

1

Сентябрь
1-3 -неделя

Беседа
Учебное

Вышивка
10

Колл
ичест
во
часо
в
12

Место
проведения

Форм
а
контр
оля

Учебны Набл
й
ю-

2

Сентябрь
4-5 неделя

3

Октябрь
1-5 неделя

4

Ноябрь
1-5 неделя

5

Декабрь
1-5 неделя
Январь
1-2 неделя
Январь
3-5 неделя

6

занятие
Беседа
Учебное
занятие
Беседа
Практическое
занятие
Учебное
занятие

Бисероплетение

8

Бисероплетение

16

Бисероплетение

14

Практическое
занятие

Бисероплетение

22

Учебное
Занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

Мягкая игрушка

8

Мягкая игрушка

14

7

Февраль
1-5 неделя

8

Март
1-5 неделя

Учебное
занятие

Мягкая игрушка

16

9

Апрель
1-5 неделя

Практическое
занятие

Мягкая игрушка

16

10

Май
1-2 неделя

Мягкая игрушка

6

11

Май
3-5 неделя

Учебное
Занятие
Практическое
занятие
Учебное
Занятие
Практическое
занятие

Аппликация

12

кабинет
Учебны
й
кабинет
Учебны
й
кабинет
Учебны
й
кабинет
Учебны
й
кабинет

Набл
юдение
Практ
ич.
задан
ия
Учебны Практ
й
ич.
кабинет задан
ия
Учебны Практ
й
ич.
кабинет задан
ия
Учебны Практ
й
ич.
кабинет задан
ия
Учебны Практ
й
ич.
кабинет задан
ия
Учебны Практ
й
ич.
кабинет задан
ия
Учебны Практ
й
ич.
кабитет задан
ия

Литература:
1. Майко Диан Босек «Чудесные фигурки из ниток». Харьков, 2014
2. Багданова Т. Г., Корнилова Т. В. «Диагностика познавательной сферы ребёнка», М.: 1994.
11

дение
Набл
юдение
Набл
юдение

2. Волчек Н.М., Современная энциклопедия для девочек. Минск,
Современная литература, 1999.
3.Гусакова М.А., Аппликация. Издательство «Просвещение», 1990.
4. Калинич М. «Рукоделие для детей», Минск «Россия», 1997.
5. Кузьмин М., Максимова М. «Лоскутки», 1998.
6. Нагибина М.И. «Из простой бумаги, мастерим как маги», Ярославль, 2000.
7. Хелен Уолтер «Цветы из бумажных лент», Москва, 2008
8. К. Стародуб «Игрушки и поделки из природного материала», Ростов-на-Дону,2006
9.Мэри Оно, Рошин Оно «Оригами: фигурки животных из бумаги», Харьков,2013
Литература для детей:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Бисер/ Л. В. Базулина, И. В. Новикова;- Ярославль: Академия развития, 2007.
Мягкая игрушка/ Н. О. Чурзина. – М.: АСТ, 2007.
Подарки из батика/ Жолобчук А. Я. – М.: АСТ; 2006.
100 поделок из бумаги /Г. И. Долженко. – Ярославль: Академия развития, 2006.
Рукоделие: энциклопедия / Д. В. Нестерова. – М.: АСТ, 2007.
Цветы оригами для любимой мамы / авт.-сост. Л. В. Иванова. – М.: АСТ; Донецк: 2007.
Шитьё и вышивка: уроки детского творчества/ Д. Н. Волковский, И. А. Задоя и др. – СанктПетербург: Полигон, 1997.

Интернет-источники:
http://ozon.azurewebsites.net/
http://www.rucodelnica.ru/
http://www.silk-ribbon.ru/
http://detochki-doma.ru/applikatsii-iz-tkani/
http://www.vmdpni.ru/

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».