Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом художественного творчества детей»
Александро-Невского муниципального района Рязанской области
Программа согласована и рекомендована:
Педагогическим советом МБУ ДО «ДХТД»
От 06.06.2023г. Протокол № 07
Приказ №26/2 от 30.06.2023г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая Программа
«Цветные узоры» художественная роспись
художественная направленность
Объем обучения:144
Срок реализации: - 1 год
Возрастная категория: 7- 10 лет
р.п. Александро-Невский
2023 г.
Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Цветные узоры» художественной росписи.
Пояснительная записка.
В последнее время мы всё чаще обращаемся к народному искусству, к памятникам
декоративно-прикладного творчества, что связано в первую очередь с непреходящим
значением для современников этого живого родника. Истинные произведения искусства
со временем не теряют своей художественной ценности, и это подтверждают
сохранившиеся образцы народной живописи. Мы отдаём дань уважения нашим предкам,
создавшим эти изумительные произведения, напоенные спокойствием и простотой.
Художественные изделия радуют своей красотой, ведь вещи, созданные руками народного
мастера, вбирают в себя богатейшие традиции орнаментального искусства. К народному
орнаменту обращаются профессиональные художники и педагоги. Узор, как отражение
истории, поражает своей глубиной и отточенностью, поэтому необходимо изучать
народный орнамент, раскрывать секреты его прочтения, молодому поколению,
продолжателям прекрасных национальных традиций. Наиболее ярко русский узор
проявился в художественной росписи по дереву.
Программа росписи по дереву «Цветные узоры» обобщает многолетний опыт работы
педагога в данном направлении. Программа имеет художественную направленность.
Народное искусство глубоко традиционно и самобытно. Его образы, сюжеты, орнаменты,
технические приёмы и формы предметов возникли очень давно и сохранились до нашего
времени. Эта живая преемственность, когда новое поколение усваивает наследие
предыдущего, вбирая лишь понятное, вызывающее интерес, побуждающее к творчеству.
Для того, чтобы сохранить это наследие, доставшееся нам от старых мастеров, важно
копирование, повторение обучающимися как отдельных элементов, так и целых
композиций. Дети, работая над росписями соприкасаются с жизнью далёких предков,
традициями, укладом жизни, одновременно обращая внимание на быт, костюм, орудия
труда, предметы интерьера, убранства жилища, архитектуру, природные мотивы и т. д. В
настоящее время огромную роль в эстетическом воспитании детей играют произведения
народного искусства, они оказывают благотворное влияние на развитие фантазии,
образного мышления и активизацию процесса детского творчества. Родственность
мироощущения, отражает его в творчестве народных мастеров, поражают
декоративностью и красочностью создаваемых ими образов, радуют особым чувством
ритма, любовью к узорчатости орнамента.
Актуальность данной программы заключается в том, что развитие художественных
способностей детей происходит в творческой деятельности, основываясь на традициях
народного искусства; что открывает пути познания народного творчества, приобщает к
духовным традициям России. Происходит обучение «искусству через искусство»,
способствуя гармоничному развитию личности в целом.
Адресат программы: программа «Цветные узоры» рассчитана для работы с мальчиками
и девочками 7-10 лет. Медицинских противопоказаний нет.
Цель: формирование творчески мыслящей личности на основе постижения традиций
русской национальной росписи и умения реализовать на практике свои художественные
замыслы.
Задачи:
Обучающие:
• познакомить учащихся с традиционными видами росписи по дереву;
• научить техническим приёмам кистевой и графической росписи ;
• познакомить с основами цветоведения .
Развивающие:
• развивать и поддерживать интерес к народному и декоративно-прикладному искусству;
• способствовать развитию художественного вкуса;
• развивать творческие способности ;
• формировать интерес к творческому познанию и самовыражению.
Воспитательные:
• воспитывать уважение к культурному наследию своего народа;
• воспитывать интерес и любовь к традиционным выдам росписи, как виду
художественного творчества ;
• содействовать гармоничному развитию личности, совершенствованию её духовнонравственных качеств.
Организационно – педагогические условия реализации программы.
Условия набора и формирования групп: для обучения по программе принимаются дети от
7 до 10 лет, независимо от уровня подготовленности на основе заявления от родителей
(законных представителей ребёнка). Учащиеся успешно прошедшие обучение по
программе получают сертификат о завершении обучения. Количество детей в группе 1215человек.
Срок реализации программы: 1 год.
Объём программы- 144часа.
Формы и режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2часа. Занятия
проводятся в групповой форме.
Кадровое обеспечение программы: Программу реализует педагог дополнительного
образования, соответствующий необходимой квалификационной категории.
Методы организации занятия: Словесные, наглядные, практические. Словесные - рассказ,
беседа. Наглядные – иллюстрация образцов выполненных работ. Практические –
самостоятельные творческие работы, практическое занятие. Проверка результатов
обучения осуществляется посредством текущей, промежуточной и итоговой аттестации.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Личностные:
1.Знать и владеть комплексом здоровьесберегающих упражнений для снятия усталости и
самостоятельно применять их;
2. Знать и пользоваться правилами техники безопасности при работе с инструментами и
материалами;
3. Правильно организовать свое рабочее место;
4. Доводить начатую работу до конца;
5. Работать в коллективе.
Метапредметные:
1. Знать основы декоративно-прикладного искусства и народного творчества;
2. Иметь понятие о цветоведении, стилизации, композиции;
3. Уметь стилизовать различные растительные и животные формы;
4. Грамотно вписывать композицию в любую форму.
Предметные:
1. Знать и уметь применять приёмы кистевой и графической Городецкой и Мезенской
росписи;
2. Знать технологический процесс росписи (грунтовка, лакировка…);
3. Уметь готовить изделие к работе;
4. Создавать эскиз по Городецкой и Мезенской росписи ;
5. Выполнять последовательность в росписи ;
6.Работать в цвете.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Язык реализации программы:
Федерации - русскийязык.
государственный
язык
Российской
Форма обучения: Очная
Учебный план
№
п./п.
Наименование разделов, темы
1
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Вводное занятие
2
1
1
Общие сведения по
программе:
12
5
7
2.
Роспись по дереву, как вид
декоративно-прикладного
искусства
2
3
Графические и кистевые виды
росписи
2
1
1
4
Виды орнаментов
2
1
1
5
Законы композиции
2
1
1
6
Основы цветоведения
2
1
1
7
Подготовка деревянных
поверхностей
2
1
1
Народные росписи Русского
Севера
58
17
41
8
История и развитие
крестьянских росписей
2
2
9
Ознакомление с
художественными и
техническими приёмами
Мезенской росписи
2
1
Формы
промежуточной
аттестации и
контроля
Опрос,
учебное
тестирование
2
1
Опрос,
учебное
тестирование.
Анализ тв.
работ
10
Мезенские прописи
2
1
1
11
Узоры в прямой клетке
4
1
3
12
Простые элементы
4
1
3
13
Узоры в косой клетке
4
1
3
14
Ленточный орнамент
4
1
3
15
Роспись поставка
4
1
3
16
Уточки и лебеди
4
1
3
17
Роспись коробухи
4
1
3
18
Цветы и деревья
4
1
3
19
Роспись утицы
4
1
3
20
Олени и кони
4
1
3
21
Роспись доски
4
1
3
22
Роспись деревянной лопаточки
4
1
3
23
Роспись деревянной ложки
4
1
3
Народные росписи среднего
Поволжья
58
14
44
24
Ознакомление с
художественными и
техническими приёмами
Городецкой росписи.
Основные элементы росписи.
4
1
3
25
Украшение и рамки
4
1
3
26
Розан и ромашка
4
1
3
27
Листья и кустики
4
1
3
28
Основы композиции
4
1
3
29
Расписное панно
4
1
3
30
Купавка и бутон
4
1
3
Опрос,
учебное
тестирование.
Анализ тв.
работ
31
Роспись декоративного блюда
4
1
3
32
Городецкая роза
4
1
3
33
Солонка
4
1
3
34
Городецкий фазан
4
1
3
35
Птицы волшебного сада
4
1
3
36
Конь вороной
4
1
3
37
Роспись деревянного изделия в
городецкой технике
6
1
5
38
Изготовление сувениров к
празднику
6
1
5
Анализ тв.
работ
39
Подготовка к мероприятиям
6
5
Анализ тв.
работ
40
Итоговое занятие
2
1
1
Выставка
41
ИТОГО
144
39
104
Содержание программы
Вводное занятие
Теория
Инструктаж по ТБ. Цель и задачи. Режим обучения. Правила поведения и личной гигиены.
Практика
Знакомство с группой. Знакомство с материалами и инструментами. Практическая работа
по организации рабочего места. Анкетирование.
Общие сведения по программе.
Теория
Знакомство с графическими и кистевыми видами росписи. Виды орнаментов в
художественной росписи. Законы композиции. Основы цветоведения. Знакомство со
способами подготовки деревянных поверхностей.
Практика.
Нанесение орнаментов графическими и кистевыми видами росписи. Роспись по дереву,
как вид декоративно-прикладного искусства. Подготовка деревянных поверхностей.
Народные росписи Русского Севера.
Теория
История и развитие крестьянских росписей. Знакомство с приёмами Мезенской росписи.
Способы нанесения узоров в прямой клетке. Способы нанесения узоров в косой клетке.
Ленточный орнамент в художественной росписи, где встречается, как наносят мастера.
Знакомства с традиционными героями художественной росписи народов Русского Севера.
Особенности обработки изделий из дерева (подставка, коробухи, уточки, Лопатки, ложки,
доски).
Практика.
Работа над орнаментами Мезенской росписи. Работа над узорами в прямой клетке, в
косой клетке. Нанесение ленточного орнамента. Подготовка деревянных изделий.
Нанесение традиционных орнаментов на деревянные изделия.
Народные росписи среднего Поволжья.
Теория
Ознакомление с художественными и техническими приёмами Городецкой росписи.
Основные элементы росписи. Рамки в традиционной Городецкой росписи. Особенности
в написании розана, ромашки, листьев, веточек, купавки и бутона. Основы композиции
Городецкой росписи. Отличия в написании деревянных изделий городецкими мотивами.
Традиционные изображения животного мира в Городецкой росписи.
Практика.
Работа над основными элементами росписи. Роспись рамки в традиционной Городецкой
росписи. Написание розана, ромашки, листьев, веточек, купавки и бутона. Построение
традиционной композиции Городецкой росписи. Работа над изображением птиц, коня на
разных деревянных поверхностях.
Изготовление сувениров к празднику.
Теория
Повторение традиционных особенностей в написании орнаментов народные росписи
Русского Севера и народные росписи среднего Поволжья.
Практика.
Работа над изготовлением сувениров.
Подготовка к мероприятиям.
Практика.
Подготовка выставочных работ.
Итоговое занятие.
Теория
Написание тестовых работ.
Практика.
Выставка подготовленных работ.
Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программы «Цветные узоры».
Реализация
Дата начала
Дата
Всего
Количество
Режим
обучения по
окончания
учебных
учебных
занятий
программе
обучения по
недель
часов
программе
1 год
05.09.2023г
31.05.2023г
36
144
2 раза в
неделю по 2
часа.
Промежуточный и итоговый контроль/аттестация освоения учащимися
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы.
• Текущая диагностика и контроль – декабрь
• Итоговая диагностика и контроль – май-июнь
Формы проведения диагностики и контроля определены дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программой.
Методика оценки результативности реализации образовательной программы.
Проводится в конце учебного года как итоговая диагностика. Может проводиться в
несколько этапов с использованием различных методик в зависимости от параметров
результативности реализации образовательной программы. Каждый параметр оценивается
по следующим критериям:
Очень слабо
1
Критерии оценки уровня результативности
низкий уровень
высокий уровень
слабо
Удовлетворительно Хорошо
Очень хорошо
2
3
4
5
Параметры и характеристика уровней результативности реализации программы.
Параметры
Характеристика уровней результативности
результативности
низкий уровень
высокий уровень
реализации программы
результативности
результативности
Опыт освоения
Информация не освоена
Информация освоена
теоретической информации
полностью в соответствии с
(объём, прочность, глубина)
задачами программы
Опыт практической
Способы деятельности не
Способы деятельности
деятельности (степень
освоены
освоены полностью в
освоения способов
соответствии с задачами
деятельности: умения и
программы
навыки)
Опыт эмоциональноОтсутствует позитивный
Приобретён полноценный,
ценностных отношений
опыт эмоциональноразнообразный, адекватный
(вклад в формирование
ценностных отношений
содержанию программы
личностных качеств
(проявление элементов
опыт эмоциональнообучающегося)
агрессии, защитных
ценностных отношений,
реакций, негативное,
способствующий развитию
неадекватное поведение)
личностных качеств
обучающегося
Опыт творчества
Освоены элементы
Приобретён опыт
репродуктивной,
самостоятельной творческой
имитационной деятельности деятельности
(оригинальность,
индивидуальность,
качественная завершенность
результата)
Опыт общения
Общение отсутствовало
Приобретён опыт
(ребёнок закрыт для
взаимодействия и
общения)
сотрудничества в системах
«педагог-обучающийся» и
«обучающийсяобучающийся».
Доминируют субъектсубъектные отношения
Осознание ребёнком
Рефлексия отсутствует
актуальных достижений.
Фиксированный успех и
вера ребёнка в свои силы
(позитивная «Я-концепция»)
Мотивация и осознание
Мотивация и осознание
перспективы
перспективы отсутствуют
Актуальные достижения
ребёнком осознаны и
сформулированы
Стремление ребёнка к
дальнейшему
совершенствованию в
данной области (у ребёнка
активизированы
познавательные интересы и
потребности)
Общая оценка уровня результативности: 7-21 баллов - программа в целом освоена на
низком уровне; 28-35 баллов - программа в целом освоена на высоком уровне.
Карта оценки результативности реализации образовательной программы
Название программы: ______________________________________________________
Срок освоения программы:___________________________________________________
Фамилия, имя, отчество педагога:_____________________________________________
№ ФИ
п/ обучающегос
п я
Параметры результативности реализации программ
Опыт
Опыт
Опыт
Опыт
Опыт
Осозна
освоения
практичес эмоцион творчест общени я ние
теоретичес ко й
ально ва
ребёнк
ко й
деятельно ценност
ом
информаци ст и
ных
актуал
и (объём,
(степень
отношен
ьных
прочность, освоения ий
достиж
глубина)
способов
ений
Мотив
ация и
осозна
ние
перспе
ктив ы
Общая
оценка
уровня
результ
ативно
ст и
Режим работы в период школьных каникул.
Занятия проводятся по расписанию или утвержденному временному расписанию,
составленному на период каникул, в форме экскурсий, работы творческих групп, сборных
творческих групп, выездов и т.п. (указываются в соответствии со спецификой
программы).
Оценочно – методические материалы:
• наблюдение за детьми в процессе занятий;
• проведение контрольных срезов (начальный, промежуточный, контрольный) ;
• учебное тестирование ;
• анализ выполненных заданий;
• анализ тематических выставок;
• открытые занятия;
• обобщающие занятия.
Методические материалы:
• методическая разработка на тему «Красота Мезени в предметах быта»;
• методическая разработка на тему «Деревце и кустик в городецкой росписи»;
• методическая разработка на тему: «Цветочные узоры Полхов - Майданской росписи»;
• материалы творческой мастерской: «Символ года»;
• материалы творческой мастерской: «Весенние мотивы»;
• методическая разработка: «Веточка в Полхов - Майданской росписи.
Наглядные материалы:
• материалы об истории возникновения декоративно-прикладного искусства;
• эталонные изделия, фотографии изделий по каждому виду росписей по программе;
• образцы деревянных изделий по каждому виду росписей;
• каталоги различных выставок;
• фотографии детских работ;
• фотографии с выставок.
Дидактический раздаточный материал:
• карточки с элементами, по каждому виду росписей;
• специальная художественная литература (в соответствии со списком литературы для
учащихся).
План воспитательной работы объединения.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Название мероприятия
Сроки
«День учителя»29.09.2023
изготовление
открыток
«День Мамы» - изготовление 22.11.2023
сувенира
«Новый год» - изготовление 13.12сувениров
25.12.2023
«Новогодняя игрушка» -мастер-20.12.2023
класс
«День Святого Валентина»
07.02.2024
сувенир- поздравление
«23 Февраля»-сувенир папе
14.02.2024
«8 Марта»- изготовление
открыток
«8 Марта»мастер-класс
«Пасха»мастер-класс
«9 мая»- изготовление
подарков ветеранам
Выставка работ
21.02.2024
02.03.2024
18.04.2024
02.05.2024
23.05.2024
Место
Примечание
проведения
МБУ
ДО
«ДХТД»
МБУ
«ДХТД»
МБУ
«ДХТД»
МБУ
«ДХТД»
МБУ
«ДХТД»
МБУ
«ДХТД»
МБУ
«ДХТД»
МБУ
«ДХТД»
МБУ
«ДХТД»
МБУ
«ДХТД»
МБУ
«ДХТД»
ДО
ДО
ДО
ДО
ДО
ДО
ДО
ДО
ДО
ДО
Список литературы для использования педагогом.
1.Алексахин И.И. «Матрёшки». Методика преподавания росписи матрёшки Издательство
Москва 1998г.
2. Емельянова Т.И. «золотые травы России». —Горький, б/и, 1973.
3. Жеголева С.К. Русская народная живопись. Москва «Просвещение» 1984г.
4.Ломова В.А. Нравственно-эстетическое развитие детей на базе учреждения
дополнительного образования / Внешкольник- 1998г.-№6- С.16-18.
5. Лыкова И.А. Альбом для детского художественного творчества» Чудесные писанки»,
«Сказочный лубок» 2008г.
6. Некрасова М.А. Современное народное искусство Ленинград «Художники РСФСР»
1980г.
7. Русская лаковая миниатюра. Акционерное общество «Лакис», 1992г.
8. Соломенникова О.А. Ознакомление детей с народным искусством. Москва мозаикасинтез 2005г
Список литературы в адрес учащихся и родителей.
1. Вохринцева Светлана «Познавательные и обучающие книжечки-раскраски»
Издательство «Страна фантазий», Екатеринбург, 2002г.
--Народные промыслы
--Жостовская роспись
--Матрёшки
--Палех
--Гжель
--Хохлома
--Урало-сибирская роспись.
2. Городецкая роспись: Каталог изделий. Нижний Новгород: б/и. 1997г.
3.Государственный Русский музей «Русские прялки» Альманах выпуск7 СПб, 2001г.
4.Деревянная игрушка.—М. Околица,1998г.
5. Дорожин Ю.Г. « городецкая роспись» Рабочая тетрадь. Москва. Мозаика-синтез. 2001г.
6 Жостово: Альбом—М., б/и, 1996г.
7. Календари. Народные промыслы России.
8.Никандров Н.А. ценности, как основа целей воспитания. Педагогика—1998.
9.Семячкина А.С., птицы и кони. Альбом для раскрашивания.
10.Хохлома. —М.: Ладья, 1991г.
11.Чуянов С.А. Городецкие праздники. —Нижний Новгород: Арника, 1995г