Программа по укреплению здоровья.pdf

Приказ №12 от 07. 02. 2023 г.

ПРОГРАММА
деятельности дома художественного творчества
по сохранению и укреплению здоровья
обучающихся на 2023-2026 г. г.

р. п. Александро-Невский
2023 г.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование
Программы
Разработчик
Программы
Исполнители
Программы
Научнометодическая
основа
Кем принята
Программа

Программа деятельности учреждения по сохранению и укреплению здоровья
обучающихся на 2023-2026 г. г « Здоровье»
Администрация муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения « Дом художественного творчества детей»»
Педагогический коллектив.
Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №
273-ФЗ( принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2012 г.)
решением пед. совета ДХТД 03.02.2023г. Протокол № 05

Цели:
- создание единого пространства для формирования и воспитания гармонично
развитой личности, физического и психического комфорта в условиях школы.
- Формирование
творческой, стремящейся к сохранению физическог о,
Цели и задачи психического и нравственного здоровья личности обучающихся.
Программы
Задачи:
- Создание условий для обеспечения охраны здоровья обучающихся, их
полноценного физического развития и принятия здорового образа жизни.
- Привитие детям знаний, умений и навыков, необходимых для принятия
разумных решений по сохранению личного здоровья, а также сохранению и
улучшению безопасной и здоровой среды обитания.
- Формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у педагогов,
детей и родителей.
- Формирование отношения участников образовательного процесса к своему
здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни
- Сохранение и укрепление здоровья обучающихся
- Адаптация (средствами образования) детей с проблемами в развитии и
ограниченными возможностями здоровья и детей, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации
- Повышение уровня профилактической работы
- Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их
полноценного физического развития и принятия здорового образа жизни.
- Приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для принятия
разумных решений по сохранению личного здоровья, а также сохранению и
улучшению безопасной и здоровой среды обитания.
Ожидаемые
- Устойчивая мотивация к здоровому образу жизни у педагогов, детей и
результаты
родителей
- Формирование отношения участников образовательного процесса к своему
здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни
- Сохранение и укрепление здоровья обучающихся
- Адаптация детей с проблемами в развитии и ограниченными возможностями
здоровья и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
- Повышение качества профилактической работы
Срок действия 2023 – 2026 гг.
Программы

2

I. Пояснительная записка
Современное состояние общества, темпы его развития предъявляют высокие
требования к человеку и его здоровью. Исходя из этого, современн ые образовательные
учреждения должны не только давать обучающимся определенный объем знаний, умений
и навыков, но и формировать человека с высоким уровнем самосознания, мышления, т.е.
обеспечить каждому ребенку возможности для выявления и развития способностей,
талантов и изобретательности при должной охране и укреплении здоровья. Создание
благоприятной образовательной среды способствует укреплению здоровья детей.
Биологическая реакция организма обучающегося зависит как от его адаптационных
возможностей, так и от силы сочетаемого воздействия образовательной среды. Многие
параметры образовательной среды регламентированы санитарными нормами и правилами,
которые являются обязательными и подлежат выполнению в интересах сохранения
здоровья детей.
Программа

направлена

на

внедрение

здоровьесберегающих

технологий

и

валеологическое образование обучающихся.
II. Цели и задачи программы:
2.1. Цели:
2.1.1. Создание единого пространства для формирования и воспитания гармонично
развитой личности, физического и психического комфорта в условиях учреждения.
2.1.2. Формирование

творческой,

стремящейся к сохранению физического,

психического и нравственного здоровья личности обучающегося.
2.2. Задачи программы:
1. Создание условий для обеспечения охраны здоровья детей, их полноценного
физического развития и принятия здорового образа жизни.
2. Привитие детям знаний, умений и навыков, необходимых для принятия разумных
решений по сохранению личного здоровья, а также

сохранению и улучшению

безопасной и здоровой среды обитания
3. Формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у педагогов, детей
и родителей
4. Формирование

отношения

участников образовательного процесса к своему

здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни
5. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся
6. Адаптация (средствами

образования) детей

с проблемами

в

развитии

и

ограниченными возможностями здоровья и детей, оказавшихся в трудной
3

жизненной ситуации
7. Повышение уровня профилактической работы
Для этого необходимо:
1.

Разработать и внедрить
оптимизации

2.

педагогические рекомендации, программы

образовательного процесса на валеологической основе

Организовать

пропагандистскую

работу

по

вопросам

укрепления здоровья и формирования потребности в
3.

Создать

по

сохранения и

здоровом образе жизни

условия для социально-психологической защищенности детей и

подростков
4.

Внедрять современные методы мониторинга здоровья

5.

Проводить мониторинг качества организации учебно-воспитательного процесса

6.

Разработать

систему мер, уменьшающих риск возникновения заболеваний и

повреждений,

связанных

с

социальными

аспектами

жизни

учащихся

и

минимизирующих влияние стрессообразующих факторов образования
7.

Совершенствовать материально-техническое обеспечение

8.

Осуществлять просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья

9.

Популяризировать преимуществ здорового образа жизни, расширять кругозор
всех участников образовательного процесс

10. Обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических норм при организации
образовательного процесса, норм по охране труда и технике безопасности
11. Обеспечивать соблюдение здоровьесберегающего режима работы учреждения
12. Совершенствовать

нормативно-правовые

условия,

информационно

–

методическое обеспечение
13. Обеспечить оптимальный режим двигательной активности учащихся
14. Проводить

инструктивно-методическую

работу

со

всеми

участниками

образовательного процесса
15. Использовать

на уроках и во внеурочной деятельности здоровьесберегающие

технологии
16. Проводить профилактические мероприятия
17. Проводить, корректировать учебную нагрузку в соответствии с состоянием
здоровья

детей санитарно-просветительскую работу

18. Проводить оздоровительно-профилактическую работу
19. Решать оздоровительные задачи средствами физической культуры и спорта

4

III. Основные принципы Программы.
Программа основывается на следующих принципах:
 Принцип участия: привлечение детей и подростков к здоровому образу жизни.
 Принцип педагогической поддержки: вовлечение педагогов и родителей в
широкое движение по созданию здоровой образовательной среды.
IV. Основные мероприятия программы
4.1.

Совершенствование

нормативно-правовых

условий,

информационно

–

методического обеспечения в целях сохранение и укрепления здоровья учащихся
№
1

Мероприятия
Анализ состояния здоровья учащихся. Оформление
аналитических и статистических отчетов о состоянии
здоровья учащихся в школе.
Издание и анализ локальных и нормативных актов по
сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Создание в библиотеке учреждения подборки научно–
методической литературы по тематике ЗОЖ.

Сроки
Каждое
полугодие

Исполнители
Методист, педагог
организатор

ежегодно

Администрация

постоянно

Методист

4

Мониторинг выполнения Программы.

ежегодно

Администрация

5

Составление социологических карт по группам,
составление списков:
учащихся группы риска; проблемных семей;
многодетных семей; малообеспеченных семей;
неполных семей; детей с заболеваниями.
Составление индивидуальных учебных планов для
учащихся с ограниченными возможностями

Сентябрь

Методист, педагог
дополнительного
образования

Август,
сентябрь

Издание приказов:
о назначении лиц, ответственных за соблюдение правил
ТБ
Составление графика работы технического персонала

Сентябрь

Методист, педагог
дополнительного
образования
Директор

Сентябрь

Директор

Проверка состояния охраны труда в учреждении и
документации по ТБ
Разработка плана мероприятий по охране труда и ТБ в
учреждении
Оформление листков здоровья в журналах

По
графику
Сентябрь

Директор

Сентябрь

12

Изучение методических рекомендаций по проведению
занятий по физкультуре с учащимися, отнесенными по
состоянию здоровья к специальной медицинской группе

Август

Методист, педагог
дополнительного
образования
Администрация

13

Организация деятельности педагогического совета
учреждения по организации физкультурнооздоровительной работы с обучающимися

Постоянно Педагогический
совет

2
3

6

7

8
9
10
11

Администрация

5

4.2. Инструктивно-методическая и учебно-воспитательная работа
№

мероприятия
1. Вводный инструктаж по правилам ТБ, пожарной
безопасности и охране труда
2. Проведение месячников:
 пожарной безопасности;
 охраны труда
3. Создание библиотеки методической литературы по
проблеме здорового образа жизни
4. Обеспечение правил ТБ и пожарной безопасности во
время проведения мероприятий и на каникулах
5. Родительский лекторий «Роль семьи в формировании
здорового образа жизни детей»
6. Консультации для родителей по проблеме сбережения
здоровья детей

сроки
Сентябрь,
март
Ноябрь,
апрель, май

Исполнители
Администрация

Декабрь

Методист

Во время
каникул
Раз в четверть

Администрация

Постоянно

Администрация

Методист, педагог
организатор
Методист, педагог
организатор

4.3.Совершенствование материально-технического обеспечения и улучшение
санитарно-гигиенических условий
№

Мероприятия

Сроки

1. Приобретение сантехнического оборудо-вания,
люминесцентных и электрических ламп
2. Приобретение моющих и чистящих средств

В течение
года
Постоянно

3. Обеспечение медицинскими аптечками учебных
кабинетов
4. Обеспечение условий для инклюзивного
образования

Август,
сентябрь
Постоянно

Исполнители
Рабочий по комплексному
обслуживанию
Рабочий по комплексному
обслуживанию
Рабочий по комплексному
обслуживанию
Администрация

4.4. Санитарно-просветительская работа
№
п/п

Мероприятия

Сроки

2

Беседы о здоровье и практической гигиены
Дети младшего школьного возраста
Правильная посадка при письме и чтении (в школе и Сентябрь
дома). Правильная осанка
Правила уличного движения
Сентябрь

3

Как уберечь себя и других от несчастных случаев

4

Мытье рук, стрижка ногтей. Гигиенические навыки. Ноябрь
Особенности санитара класса
Болезни грязных рук
Ноябрь

1

5
6
7

Сентябрь

Гигиена тела. Умывание лица и шеи, мытье ног, уход за Декабрь
волосами, носовой платок
Гигиена полости рта
Январь

Ответственные

Педагог
организатор, педагог
Педагог
организатор, педагог
Педагог
организатор, педагог
Педагог
организатор, педагог
Педагог
организатор, педагог
Педагог
организатор, педагог
Педагог
организатор, педагог
6

8

«Здоровые зубы – здоровью любы»

9

Питание – основа жизни. 10 заповедей правильного Февраль
питания
Рост и развитие человека
Февраль

10
11
12
13
14
15

1
2
3

Январь

Здоровье и болезнь, гуманное отношение к физическим Февраль
недостаткам
Гигиена внешней среды. Уборка и проветривание Март
учебного кабинета
Уход за обувью и одеждой
Март
Утренняя зарядка, подвижные игры, их польза для Апрель
здоровья
Закаливание, правила купания
Май
Дети старшего школьного возраста
Правильная посадка при письме и чтении (в школе и Сентябрь
дома). Правильная осанка
Школьник должен быть чистым и опрятным. Болезни Октябрь
грязных рук.
Как сохранить хорошее зрение
Ноябрь

6

Безопасность поведения на дорогах. Как уберечь себя и Декабрь
других от несчастных случаев
Пагубное влияние алкоголя, никотина, наркотиков на Январь
организм
Гигиена питания. Питание – основа жизни
Февраль

7

Гигиена полости рта

Март

8

Укрепление здоровья. Подвижные игры на улице

Апрель

9

Гигиена внешней среды. Уборка и проветривание класса

Май

4
5

4.5. Оздоровительно-профилактическая работа
Мероприятия

№
п/п
1. Контроль соблюдения режима дня

Педагог
организатор, педагог
Педагог
организатор, педагог
Педагог
организатор, педагог
Педагог
организатор, педагог
Педагог
организатор, педагог
Педагог
организатор, педагог
Педагог
организатор, педагог
Педагог
организатор, педагог
Педагог
организатор, педагог
Педагог
организатор, педагог
Педагог
организатор, педагог
Педагог
организатор, педагог
Педагог
организатор, педагог
Педагог
организатор, педагог
Педагог
организатор, педагог
Педагог
организатор, педагог
Педагог
организатор, педагог

Сроки
Постоянно

2. Организация работы по пропаганде здорового образа
жизни (лекции, беседы, вечера)
3. Социальная поддержка детям, оказавшимся в трудной
жизненной ситуации

По отдельному
плану
Постоянно

4. Озеленение учебных кабинетов

Май-сентябрь

5. Месячник по уборке территории

Май

Ответственные
Педагог
организатор,
педагог
Администрация
Педагог
организатор,
педагог
Педагог
организатор,
педагог
Коллектив
7

6. Соблюдение санитарно-гигиенических норм на занятиях
7. Проведение подвижных перемен
8. Организация работы по оздоровлению педагогического
коллектива
9. Организация воспитательной работы по возрастам по
формированию навыков ЗОЖ:
-проведение классных часов, Дней здоровья;
- организация тематических выставок плакатов,
рисунков;
- проведение конкурсов сочинений;
- проведение массовых спортивных праздников;

Постоянно
Постоянно
Июнь-август
постоянно

организации
Педагог
Педагог
Директор
Педагог, педагог
организатор,
методист

V. Ожидаемые результаты Программы:
1.

Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного
физического развития и принятия здорового образа жизни.

2.

Приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для принятия разумных
решений по сохранению личного здоровья, а также сохранению и улучшению
безопасной и здоровой среды обитания.

3.

Устойчивая мотивация к здоровому образу жизни у педагогов, детей и родителей

4.

Формирование

отношения

участников образовательного процесса к своему

здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни
5.

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся

6.

Адаптация

детей с проблемами в развитии и ограниченными возможностями

здоровья и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
7.

Повышение уровня профилактической работы
VI. Координация и контроль реализации Программы
6.1. Контроль

за ходом реализации Программы осуществляет администрация

учреждения:
-анализирует ход выполнения плана действий по реализации Программы, вносит
предложения по его коррекции;
-осуществляет

организационное,

информационное

и

методическое

обеспечение

реализации Программы;
-координирует

взаимодействие

заинтересованных

общественных

организаций

по

развитию системы оздоровления детей и подростков;

8

Количественные критерии эффективности реализации Программы
( 1-10 баллов)
Соблюдение
гигиенических
требований
условий
обучения детей

Соблюдение
гигиенических
требований
режима
образовательног
о процесса
Соблюдение
гигиенических
требований
санитарного
состояния и
содержания
учреждения
Санитарнопросветительска
я работа

Результа
тивность

1.Контроль за соблюдением требований к помещениям и
оборудованию учреждения
2. Осуществлять контроль за соблюдением воздушно-теплового
режима в учреждении
3. Осуществлять контроль за соблюдением требований к
естественному и искусственному освещению в учреждении
4. Осуществлять контроль за соблюдением требований к
водоснабжению и канализации в учреждении
1.Контроль процесса адаптации детей первого года обучения
2.Контроль за соблюдением гигиенических требований к составлению
расписания учреждения

1. Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием учебных
кабинетов, мест общего пользования в период эпидемиологического
благополучия и карантина.
2.Контроль
за
выполнением
внутриучрежденческих
противоэпидемиологических мероприятий по профилактике гриппа и
ОРВИ.
1. Реализация программы гигиенического обучения и воспитания
детей, формирование норм и навыков здорового образа жизни
2. Проведение лекций и бесед, выпуск санбюллетеней по пропаганде
здорового образа жизни.
3. Проведение бесед с обслуживающим и техническим персоналом по
вопросам санитарного состояния учреждения
4. Проведение бесед с родителями по формированию гигиенических
навыков и ЗОЖ
5.Профилактика вредных привычек
6. Профилактика социально обусловленных заболеваний
%выполенеия:

9

Количественные критерии эффективности реализации Программы

Приложение №1
Результативнос
ть

( 1-10 баллов)
1. Оформление аналитических и статистических отчетов о состоянии здоровья
учащихся в учреждении.
2. Издание и анализ локальных и нормативных актов по сохранению и
укреплению здоровья обучающихся.
3. Создание в библиотеке учреждения подборки научно– методической
литературы по тематике ЗОЖ.
4. Составление социологических карт по группам
5. Составление индивидуальных учебных планов для учащихся с
ограниченными возможностями
6. Издание приказов:
о назначении лиц, ответственных за соблюдение правил ТБ
7. Составление графика работы технического персонала
8. Проверка состояния охраны труда в учреждении и документации по ТБ
9. Разработка плана мероприятий по охране труда и ТБ в учреждении
10. Пополнение в учреждении накопительной информации о состоянии
здоровья обучающихся
11. Составление плана работы по комплексной организации физического
воспитания учащихся
12. Составление график проведения спортивно-массовых мероприятий
13. Составление плана санитарно-просветительской работы
14. Проведение вводного инструктажа по правилам ТБ, пожарной
безопасности и охране труда
15. Проведение месячников
16. Обеспечение соблюдения правил ТБ и пожарной безопасности во время
проведения мероприятий и на каникулах
17. Проведение родительского лектория «Роль семьи в формировании
здорового образа жизни детей»
18. Консультации для родителей по проблеме сбережения здоровья детей
19. Индивидуальная работа с родителями. Консультирование, беседы,
посещение ребенка на дому, общение по телефону…
20. Организация оздоровительных режимных моментов в организации занятий
в первой половине дня (зарядка, физкультминутки)
21. Организация учебных занятий с исключением факторов, негативно
влияющих на здоровье учащихся (неподвижная поза на занятии, отсутствие
10

живых чувственных ощущений, преобладание словесно-информационного
принципа учебного процесса, отсутствие чувственно-эмоционального фона
на уроке)
22. Проведение общешкольных родительских собраний по актуализации
ценности здоровья
23. Проведение смотров учебных кабинетов на предмет соответствия
требованиям санитарно – гигиенических условий к кабинету
24. Обеспечение условий для предупреждения травматизма:
- организация досуга детей во время перемен;
- соблюдение ТБ при организации учебно – воспитательного процесса
25. Обеспечение готовности школьных помещений, системы отопления для
работы в зимний период
26. Проведение учебных эвакуационных мероприятий
27. Обеспечение соблюдение правил противопожарной безопасности в
учреждении
28. Совершенствование материально-технического обеспечения и улучшение
санитарно-гигиенических условий
29. Организация санитарно-просветительской работы. Реализация плана
санитарно-просветительской работы с обучающимися
30. Реализация плана санитарно-просветительской работы с обучающимися и с
работниками
31. Реализация плана санитарно-просветительской работы с родителями
32. Озеленение учебных кабинетов
33. Проведение месячник по уборке территории
34. Соблюдение санитарно-гигиенических норм на занятиях
35. Проведение подвижных перемен
36. Организация работы по оздоровлению педагогического коллектива
37. Разработка комплексов физических упражнений для детей, имеющих
отклонения в состоянии здоровья
38. Проведение профилактических мероприятий пропагандистского характера
39. Совместная деятельность родителей и учреждения

11

Приложение №2
Качественные критерии эффективности реализации Программы

Результативность

( 1-10 баллов)
1. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их
полноценного физического развития и принятия здорового образа жизни
Приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для принятия
2.
разумных решений по сохранению личного здоровья, а также сохранению
и улучшению безопасной и здоровой среды обитания
3. Устойчивая мотивация к здоровому образу жизни у педагогов, детей и
родителей
Формирование отношения участников образовательного процесса к
4.
своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах
жизни
5. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся
Адаптация детей с проблемами в развитии и ограниченными
возможностями здоровья и детей, оказавшихся в трудной жизненной
ситуации
7. Повышение качества профилактической работы
6.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».