Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом художественного творчества детей» Александро-Невского муниципального района Рязанской области Согласовано на педагогическом совете 24. 06. 2022 г. Протокол №7 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Лепка из соленого теста» Срок реализации - 1 год Возраст детей – 6-9 лет Модифицированная р. п. Александро-Невский 2022 г. Содержание программы «Лепка из соленого теста» 1. Титульный лист 2. Пояснительная записка - направленность программы - отличительные особенности программы / новизна - актуальность программы - педагогическая целесообразность - цель и задачи программы - адресат программы - объем и срок реализации программы - формы обучения - формы организации деятельности - режим занятий - ожидаемые результаты - особенности организации образовательного процесса - условия реализации программы - критерии и способы определения результативности - формы подведения итогов 3. Учебный план 4. Календарно - тематический учебный график 5. Содержание учебного плана 6. Методические материалы 7. Информационное обеспечение и цифровые технологии - список использованной литературы для учителя - список рекомендуемой литературы для детей - список рекомендуемой литературы для родителей - цифровые технологии. Комочек солёного тестаЛепить из него интересно! Комочек из теста мягкий, На ощупь приятный и гладкий. Лежит у меня на ладошке, Слепить из него могу кошку, Слонёнка слепить или мышку, Картинку, что видела в книжке Комочек помяла немножко, Слеплю ему ручки и ножки, Слеплю ему ушки и глазки, И вместе отправимся в сказку! И. Глебова 2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА -направленность программы Программа имеет художественную направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании личности. Являясь наиболее доступным для учащихся, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у учащихся художественного вкуса и творческих способностей. В настоящее время одним из направлений педагогики является развитие творческой личности. Сам процесс лепки способен доставить ребенку огромную радость и желание творить. В данной программе раскрываются творческие способности детей, развивается художественный вкус, фантазия, трудолюбие. Все этапы, представленные в программе, развивают способность работать руками под управлением сознания, совершенствуют мелкую моторику рук, точные движения пальцев, развивают глазомер. Такие занятия способствуют более успешной адаптации ребенка в обществе и интеграции в нем. Декоративно – прикладное искусство играет большую роль в художественном образовании детей. Лепка из солёного теста особенно доступна для восприятия ребенка. В основе образовательной программы «Лепка из соленого теста» лежит духовное наследие народа, сохранение и развитие художественных традиций. Через художественные образцы и предметный мир декоративно – прикладного искусства на занятиях объединения «Умелые руки» к детям приходит восприятие Родины, культуранорода, его традиций и обычаев. Процесс изготовления красивых и нужных изделий, умение их создавать своими руками имеют большое значение для восприятия у них здорового нравственного начала, уважение к своему труду и к людям труда. Лепка из соленого теста для детей это: • развитие мелкой моторики и нормализации тонуса рук; • совершенствование мелких движений пальчиков, что в свою очередь влияет на развитие речи и мышления; • развитие познавательных процессов; • расширение словарного запаса; • благотворное влияние на нервную систему в целом (работа с солёным тестом полезна детям со страхами, тревожностью, агрессией); • любимое и интересное занятие; • развитие творческих способностей; • получение новых знаний и расширение своего кругозора; • воспитание желания заниматься ручным трудом; • умение планировать свою работу и доводить начатое дело до конца; • формирование у детей навыков самостоятельной деятельности. - отличительные особенности программы / новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно - прикладного искусства, как целостного этнического, культурно-исторического и социальнопедагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программа построена на эстетическом воспитании школьников. Сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность. Образовательный процесс по данной программе строится по принципу «от простого к сложному». Основная задача педагога состоит в том, чтобы сделать занятия интересными. Важно создать ситуацию успеха, чтобы каждый ребенок имел желание выполнить задание. Необходимо создать творческую атмосферу в детском коллективе, чтобы работа в нем приносила удовольствие. С первых дней обучения в творческом объединении надо настраивать ребенка на результат, чтобы он мог гордиться своими достижениями. Таковы условия успешности в проведении занятий, организации учебно-воспитательного процесса в целом. Чтобы сохранить интерес детей к занятиям в течение всего курса обучения необходимо использовать различные типы занятий, как традиционные, так и нетрадиционные. В зависимости от поставленных задач, используются различные методы обучения. По виду: словесные, наглядные, практические, по характеру деятельности репродуктивный, воспитанников частично-поисковый, на занятии: поисковый, по объяснительно-иллюстративный, способу изложения материала - индуктивный, дедуктивный. Занятие включает в себя теоретическую и практическую часть. Для развития самостоятельности, творческой активности и самореализации учащихся помимо стандартных занятий по декоративно-прикладному творчеству целесообразно использование занятия-игры, занятия-викторины, занятия-экскурсии, занятия-выставки, творческих отчетов. На занятиях-выставках воспитанники получают возможность не только представлять свои поделки, но и побывать в роли гида, а также зрителя. Творческие отчёты включают в себя организацию авторских выставок детей. Использование нетрадиционных форм занятий необходимо для активизации познавательной деятельности учащихся с помощью поддержания и развития интереса ребёнка к декоративно-прикладному творчеству, а также создания условий для психологической разгрузки детей. Для развития коммуникативных качеств учащихся используются такие методы, как беседа, диалог, монолог. Творческой активности учащихся способствует разнообразие видов деятельности на занятии. Основное место на занятиях отводится практической части, которая включает в себя проработку эскизов изделий, лепку и роспись. На первых занятиях каждого раздела программы дети выполняют работы по образцу, чтобы «набить» руку, выработать умения и навыки. Затем, на последующих занятиях, особенно в творческих мастерских, поделки изготавливаются по их собственным эскизам. Это способствует развитию фантазии, творческого воображения, воспитанию творческого отношения к делу. Педагогу следует поощрять смелость учащихся в поисках новых форм и декоративных средств при создании художественного образа, проявление фантазии и творческого воображения в оформлении изделий. Выполнение самостоятельных заданий должно способствовать развитию познавательной активности детей, усиливать их эстетическое восприятие, развивать художественный вкус и творческие способности. Важную роль при объяснении нового материала играет показ образцов изделий. Педагогу необходимо научить учащихся правильно использовать их в своей работе. Важно объяснить детям, что не следует точно повторять образец в своей работе, что надо искать другие выразительные средства, творить самому, изменять и совершенствовать формы и декор изделий. В связи с тем, что обучение по данной программе осуществляется с детьми 6-9 лет, выполнение задания будет неравномерным по времени. В этом случае педагогу необходимо разнообразить формы работы с детьми. Помимо групповой формы организации занятия, необходимо использовать индивидуальную работу с детьми. Очень важен в организации воспитательного фона занятия пример для учащихся. Бывает очень полезным показ одной из работ детей в качестве примера, чтобы наглядно показать как надо правильно выполнить тот или иной этап работы над поделкой. Большое воспитательное значение имеет подведение итогов занятия. Необходимо предостеречь педагога от чрезмерно критических высказываний в адрес детей. Это может вызвать нежелание посещать творческое объединение, вселит неуверенность в учащихся. Оценка должна носить объективный, обоснованный характер и вместе с тем, содержать в себе авансирование успеха, чтобы вселить уверенность в ребенке. Наиболее эффективной формой оценки в творческом объединении является выставка. Коллективные просмотры работ способствуют формированию опыта детей по объективной оценке не только своих работ, но и работ товарищей, воспитывают способность радоваться не только своей, но и удаче всего коллектива. Очень важным этапом в художественно творческом развитии детей является работа в творческих мастерских. Каждая тема программы «Лепка из соленого теста» заканчивается данной формой проведения занятий. Работа в творческих мастерских включает в себя элементы работы над индивидуальным творческим проектом. В первую очередь – это создание эскизов изделия, образных и конструктивных, где ребята могут проявлять свою фантазию, выдумку, творческое воображение. Затем изготовление изделий по собственным эскизам. Завершающим этапом является самоанализ продуктов своей деятельности. В учебно-творческой деятельности очень важен настрой учащегося и педагога. Педагог в данном случае выступает как единомышленник, а не только как руководитель учебного процесса. Чтобы воспитанники поверили в собственные силы и творческий потенциал, необходимо использовать такие методы воздействия, как авансирование и ситуации успеха, поощрение, убеждение. Для развития самостоятельности, творческой активности и самореализации учащихся помимо стандартных занятий по декоративно-прикладному творчеству целесообразно использование занятия-игры, занятия-викторины, занятия-экскурсии, занятиявыставки, творческих отчетов. На занятиях-выставках воспитанники получают возможность не только представлять свои поделки, но и побывать в роли гида, а также зрителя. Творческие отчёты включают в себя организацию авторских выставок детей. Использование нетрадиционных форм занятий необходимо для активизации познавательной деятельности учащихся с помощью поддержания и развития интереса ребёнка к декоративно-прикладному творчеству, а также создания условий для психологической разгрузки детей. Для развития коммуникативных качеств учащихся используются такие методы, как беседа, диалог, монолог. Познавательный интерес стимулируется просмотром образцов изделий из бумаги, выполненных в различных техниках. Творческой активности учащихся способствует разнообразие видов деятельности на занятии. Применение элементов метода проектов в обучении побуждает воспитанников к самоактуализации, к самообучению, к развитию творческой активности, к самореализации в деятельности (не может не творить). В соответствии с этим образуется цепочка в непрерывности образования личности, основными этапами которого является этапы освоения репродуктивной, продуктивной и творческой (креативной) деятельности. В целях сохранения здоровья детей на занятиях, необходимо проводить не только физпаузы, но и беседы, акции, направленные на профилактику вредных привычек и заболеваний (алкоголь, курение, наркомания и т.д.). В качестве методов воспитания используются: объяснение, убеждение, пример, воспитывающие ситуации, создание ситуации успеха. К используемым методам стимулирования и мотивации следует отнести поощрение, одобрение, соревнование. На занятии важно создавать для учащихся комфортную психологическую обстановку. Создание ситуации успеха очень важно для преодоления страха участия в конкурсах, выставках и других мероприятиях. Удача часто приводит к существенным изменениям в психике ребёнка, меняется самооценка, укрепляется вера в себя, увеличивается работоспособность. Испытываемые учащимся вдохновение, радость открытия, самовыражение, чувство удовлетворения от преодоления трудностей и достигнутого результата способствуют его самостоятельному обращению к жанрам декоративно-прикладного творчества, формируют устойчивый интерес к нему. В целях сплочения коллектива, воспитания чувства коллективизма, психологической разгрузки, развития у детей организаторских способностей необходимо проводить массовые мероприятия, особенно в каникулярное время. Структура занятия. 1. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры). 2. Объяснение, показ приемов лепки. 3. Лепка детьми. 4. Физкультурная пауза. 5. Доработка изделия из дополнительного материала. 6. Рассматривание готовых работ. Организация учебного процесса. При организации игр - занятий, воспитателю необходимо помнить следующие правила: 1. Не мешать ребенку творить. 2. Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое. 3. Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности. 4. Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его. 5. Поддерживать инициативу детей. 6. Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка. Способы лепки. 1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе). 2. Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру. 3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки. 4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей. 5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу. 6. Приёмы лепки. Скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми движениями рук, надавливание шариков пальцем сверху, сглаживание, сплющивание, прищипывание. Тесто для лепки. Мука - 300г (2 чашки) Соль – 300г (1 чашка) Вода – 200мл. Способы приготовления теста Муку и соль тщательно перемешать. Затем добавить воду и тщательно вымешивают до однородного состояния. Тесто для лепки должно быть довольно крутым. Фигурки лепят и украшают. Нужно учитывать, что тесто более нежный материал и отдельные детали примазывать не надо, а просто место соединения смочить водой. Вылепленное изделие сушиться 1-2 дня на воздухе, можно досушить в духовке с открытой дверцей. Преимущества солёного теста. - можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег; -легко отмывается и не оставляет следов; - безопасно при попадании в рот, один раз попробовав тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот — невкусно! - можно сушить в духовке, а можно — просто на воздухе; - краска пристает любая, а возможности для росписи — практически неограниченные; - поверх краски хорошо еще покрывать лаком — сохранится на века. -актуальность программы Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности в объединении лепка из соленого теста. Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в художественную творческую деятельность эффективно позволяет решать проблемы укрепления их физического и психического здоровья, преодоление комплекса неполноценности, улучшения психоэмоционального состояния и развития Занятия в объединение «Лепка из соленого теста» рассматриваются, как одно из средств развития личности обучающихся, эстетического восприятия действительности и дают педагогу конкретный материал, помогающий творчески работать с детьми. Основой для успешной деятельности объединения является чёткое программирование учебного процесса, направленное на решение задач, развитие общей культуры личности ребенка, адаптация его к жизни в современном обществе. Пластилин, глина, хлебный мякиш, тесто – из всего этого, подключив свою фантазию и немного поработав пальцами, ребёнок может создать «скульптуру». Занимаясь лепкой, ребёнок познает реальную действительность, ведь «скульптура» трёхмерна, как и окружающий нас мир. В отличие от аппликации и рисования, которые создают только иллюзию трёхмерного изображения на плоской поверхности листа, лепка учит ребёнка ориентированию в пространстве, даёт начальные понятия о геометрии окружающего мира. Занимаясь лепкой, ребёнок развивает мелкую моторику рук, что, как известно, способствует развитию речи. Физические условия при работе способствуют, развитию мускулатуры кистей рук. Глазомера, согласованности движений обеих рук, восприятию привычки последовательного выполнения работы, накопления знаний о свойствах материала и приёмах передачи формы объёма. - педагогическая целесообразность. В основе образовательной программы «Лепка из соленого теста» лежит духовное наследие народа, сохранение и развитие художественных традиций. Занятия в объединении «Лепка из соленого теста» рассматриваются, как одно из средств развития личности обучающихся, эстетического восприятия деятельности и дают педагогу конкретный материал, помогающих творчески работать с детьми. Тематика занятий строится с учётом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения учащимися содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Цель педагога - подарить детям радость творчества, познакомить с историей лепки из теста, показать примеры изготовления народных игрушек и поделок из соленого теста. - цели и задачи программы цель: воспитание творческой активности личности, проявляющий интерес к техническому и художественному творчеству, и желание трудиться, воспитывать интерес к изготовлению различных поделок. задачи: Обучающие: - дать начальные сведения о видах народного и декоративно - прикладного искусства; - познакомить с приемами лепки; - обучить правилам техники безопасности труда и правильной организации рабочего места; - познакомить детей с видами и свойствами материалов, применяемых для лепки, инструментами и приспособлениями; - научить самостоятельно, работать с тестом, придавать определенную форму; - ознакомление со способами деятельности – лепка игрушки, предметов-заменителей, барельеф, скульптура; - овладение основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей создание образов; - формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания. Воспитательные: - воспитание трудолюбия, бережливости, усидчивости, аккуратности, самостоятельности в работе; - подготовка к сознательному выбору своего места в жизни, помощь в самоопределении и выборе профессии; - воспитание ответственности при выполнении работ; - соблюдение правил соблюдение правил техники безопасности; - понимание необходимости качественного выполнения образа; конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторики, глазомера. Развивающие: - развитие фантазии; - выявление и развитие индивидуальных способностей и наклонностей обучающихся, творческого подхода к работе; - повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей в результате своих работ; - активизация имеющегося опыта на основе полученных знаний об окружающем мире, на кружке, применив их на практике ежедневно с усложнениями; - формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения; - развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций; - развитие способности к личному самоопределению и самореализации в дальнейшей жизни. - адресат программы. Программа разработана для дошкольников, учащихся начальной школы. Наполняемость группы от 10 до 15 человек. Возраст детей от 6 до 9 лет. Форма подбора детей в группы свободная, состав группы – постоянный. Форма работы – объединение детей по интересам, по воз расту, по объему полученных знаний. Образовательный процесс осуществляется с использованием здоровье сберегающих технологий. - объем и сроки реализации программы. Учебный план составлен из расчета 4-х часовой учебной нагрузки в неделю (144 учебных часа в году). Характер программы – дополняющая школьные знания и расширяющая их. Уровень образованности – программа рассчитана на 1 год обучения. - форма обучения - очная - формы организации деятельности В программе обучение осуществляется в следующих формах: - индивидуальная, - групповая, - коллективная. Допускается также сочетание форм обучения. Коллективная форма работы – направлена на выработку таких важных умений, как: 1) самостоятельно изучать заданную литературу; 2) мыслить творчески, анализировать и делать выводы; 3) излагать свои мысли, знания полностью и без искажений (научить другого); 4) слушать, получать информацию (вникать в суть дела, ставить вопросы); 5) обладать хорошими знаниями; 6) коллективно трудиться: навыки организационно-управленческой деятельности, самоконтроля и самооценки [Золотова, 1989, с. 34-35]. Групповая форма работы - сновным признаком групповых учебных занятий является общий фронт. Второй отличительный признак — одинаковый для всех учащихся учебный маршрут освоения учебной программы. Это следствие организации занятий общим фронтом. Разновидностью групповых учебных занятий является урок. Понятие «групповые учебные занятия» обозначает не работу учащихся в малых группах, а охватывает деятельность учителя со всем классом (то есть групповым субъектом) как одним учеником, неважно при этом, делится ли класс на подгруппы или нет. Учителю приходится иметь дело именно с группой как совокупным учеником. Главенствует отношение «учитель — группа». Индивиду форма работы - это система целенаправленного психолого-педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение воспитанника с максимальным учетом особенностей его личности. Индивидуальный подход в образовательной деятельности дает возможность: - охватить повседневным вниманием и целенаправленным взаимодействием каждого ребенка; - всесторонне изучать и знать индивидуальные особенности каждого ребенка и педагогически целесообразно использовать эти знания в образовательном процессе; - педагогически грамотно выбирать формы, методы, средства и приемы взаимодействия с детьми с учетом обстановки, индивидуальных особенностей и целей его подготовки и развития (воспитания, перевоспитания); - умело создавать обстановку, педагогические эффективности обучения и воспитания детей; - ситуации для обеспечения своевременно корректировать взаимоотношения воспитатель - воспитанник, целенаправленно добиваться успеха в работе с ним. Фронтальная – работа педагога со всеми учащимися одновременно (беседа, показ, объяснение и т.п.) Используется: словесные методы обучения, работа с учебником и книгой, методы практической работы, метод игры, метод наблюдения, проведение занятий с использованием средств искусства. - режим занятий. Занятия организовываются 2 раза в неделю по 2 академических часа с 10 минутным перерывом. - особенности организации образовательного процесса Прием обучающихся осуществляется в образовательной организации. условия формирования группы: разновозрастное. - условия реализации программы соответствии с локальными актами Кабинет для занятия и рабочее место для учащегося должен соответствовать нормам САНПИН. - ожидаемые результаты. В течение первого полугодия: дети освоят технику с тестом, знакомятся с материалами, инструментами и приспособлениями, используемыми для лепки. К концу первого полугодия дети знают рецепты приготовления соленого теста, теоретические основы цветоведения и светотени, умеют лепить по представлению отдельные предметы. В конце первого полугодия проводится выставка творческих работ детей. В результате работы кружка дети освоили следующие приёмы лепки: скатывание прямыми движениями; скатывание круговыми движениями; расплющивание; соединение в виде кольца; защипывание края формы; лепка из нескольких частей; пропорции; оттягивание части от основной формы; сглаживание поверхности формы; присоединение части; прижимание; примазывание; вдавливание для получения полой формы; использование стеки. Закрепили знания и умения, полученные за первое полугодие, усовершенствовались навыки в технике лепки. Кроме того: дети освоили для себя технику росписи своих изделий. В учебно-воспитательном процессе использовались различные формы промежуточного и итогового контроля знаний: блиц-опросы, выставки работ учащихся. В течение второго полугодия: дети освоились с более сложной техникой лепки соленого теста с полу объемными и объемными деталями. Научились не стандартному мышлению. В процессе работы отслеживались результаты с использованием следующих форм и методов: анализ выполнения практических работ (поэтапно и в целом); в конце года отчетная выставка работ декоративно-прикладного отдела, выполненная воспитанниками. Усвоение обучающимися программного материала, отслеживаются в ходе проведения следующих форм контролей: предварительного: проводится анкетирование обучающихся в начале обучения по программе. текущего: в конце каждой темы планируется итоговое – творческое занятие, на котором дети показывают полученные знания, умения по заданной теме. Дети оценивают свои работы, работы товарищей, объясняют, чем понравилась та или иная работа. Результаты работы видят родители, получая сувениры и подарки от детей. В конце темы, полугодия и года устраиваются мини-выставки в объединении. Главное – дети получают моральное удовлетворение оттого, что их творчество и профессиональные умения ценятся другими, повышается их самооценка, осознание своей значимости. итогового: представление выставке, беседы с детьми, родителями и т. п. творческой работы, участие в отчетной Показателями качества воспитательной работы в объединении являются следующие критерии: уровень воспитанности обучающихся; микроклимат в детском объединении; взаимодействие с родителями. Также объективными показателями влияния организованного педагогического процесса на личность обучающихся будут качественные личностные изменения. Эти критерии исследуются методами анкетирования, опроса, педагогического наблюдения, беседы с родителями. А также самооценка себя ребенком, педагогические и психологические тесты. Динамику развития творческих способностей можно также проследить через педагогическую диагностику изучающую уровень воспитанности обучающихся. В рамках этой методики можно проанализировать следующие показатели: Мотивацию к образовательной деятельности Отношения в коллективе Уровень творческой активности Организаторские способности обучающихся Сформированность культурно-гигиенических навыков и др. программе предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией . Концу года учащиеся должны знать и уметь. Знать: - Правила безопасности труда при работе с ручными колющими и режущими инструментами, стеками, кистями, ножницами; - Названия материалов, инструментов, приспособлений; - Основы цветоведения; - Название и назначение различных материалов; - Знание рациональных приемов лепки; - Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены. Уметь: - Организовывать свое рабочее место, подбирать материалы по фактуре, цвету; - Правильно пользоваться инструментами; - Экономично расходовать материалы; - Технологически точно выполнять соединения детали с помощью стеков, воды; - Правильно выполнять технологические операции; - Составлять технологическую последовательность изготовления игрушки и поделок из теста; - Самостоятельно пользоваться справочной литературой. - Оформить готовое изделие, выполнить окончательную обработку готового изделия; - Анализировать свои работы и работы своих друзей. Для каждого ребёнка, конкретным показателем его успехов является возрастающий уровень его авторских работ, легко оцениваемый и визуально и педагогом. Скорость выполнения заданий и четкость ориентировки при выборе способов для успешного их выполнения. Участие в коллективных работах и мероприятиях. Оригинальность предлагаемых художественных решений. Окрепшая моторика рук. - особенности организации образовательного процесса Прием обучающихся осуществляется в соответствии с локальными актами образовательной организации. условия формирования группы: разновозрастное - условия реализации программы Кабинет, сцена для занятия и рабочее место для учащегося должен соответствовать нормам САНПИН. Наглядные пособия, таблицы, схемы, чертежи, имеются специальные подборки методического и иллюстративного материала, художественные изобразительные материалы. Мука, соль «Экстра», вода, чашка для замешивания теста, пластилин, доска для пластилина, стеки разной конфигурации, скалка, гуашь, акриловые краски, кисти, баночка для воды, рамка А4, цветной картон, цветная бумага, клей ПВА, формы и трафареты изделий и многое другое. - критерии и способы определения результативности Основными формами подведения оценки качества образования по программе является текущий контроль, проведение оценки качества образования учащихся, в соответствии с локальным актом - положением, устанавливающим порядок и формы проведения, систему оценки, оформление и анализ результатов промежуточной и итоговой оценки качества образования учащихся в соответствии с требованиями дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Оценка качества образования проводится с целью установления: - соответствия результатов освоения программы заявленным задачам и планируемым результатам обучения; - соответствия организации образовательного процесса по реализации программы установленным требованиям к порядку и условиям реализации программ. Отслеживание результативности осуществляется в форме собеседования, тестирования, наблюдения. - формы подведения итогов Оценка качества образования учащихся проводится в виде выставочный просмотр два раза в год за первое полугодие и в конце учебного года, а так же тестирование по пройденному материалу за год. 3. Учебный план N п\п 1 2 3 Содержание и вид работы Количество часов теоретических практически х 2 2 21 47 24 48 47 97 «Тили-тили тесто» «Полу объёмные фигуры». «Объёмные фигуры». ИТОГО: всего 4 68 72 144 4. Колендарно - тематический учебный график. № п/п 1. Разделы программы Кол-во часов Теоре тичес кие занят ия Прак тичес кие занят ия 1 1 2 1 1 2 Форма занятия Место проведе ние Форма контроля Сентябрь Рассказ Класс Опрос Всего «Тили-тили тесто» Водное занятие: необходимый материал. Правила безопасности. Приготовление теста. Обучение разнообразным приемам лепки. 2. Предполага емый месяц Рассказ Класс Самостоятельная работа Выставоч ный просмотр «Полуобъёмные фигуры». «Забавные рожицы» - замешивание теста, зарисовка эскиза с любого носителя. 1 1 2 Рас сказ беседа Самостоятельная работа Класс Опрос - лепка и сушка поделок 1 1 2 Класс опрос - роспись поделок гуашью Подведение итогов, выставочный просмотр «Космос» - замешивание теста, зарисовка эскиза с журнала, фото, книг 1 1 2 Рас сказ беседа Самостоятельная работа Рас сказ беседа Самостоятельная работа Класс опрос Рас сказ беседа Самостоятельная работа Класс опрос просмотр Рассказ беседа Самостоятельная работа Класс опрос 4 Рассказ беседа Самостоятельная работа Класс 1 2 Рассказ беседа Самостоятельная работа Класс Опрос Выставоч ный просмотр опрос 1 5 6 Рассказ беседа Самостоятельная работа Класс опрос 1 5 6 Рассказ беседа Самостоятельная работа Класс Опрос выставоч ный просмотр 1 1 2 - лепка и сушка поделок 1 3 4 - роспись поделок гуашью Подведение итогов, выставочный просмотр 1 3 «Аквариум» - замешивание теста, зарисовка эскиза с журнала. 1 - лепка и сушка поделок - роспись поделок гуашью сушка и выставочный просмотр поделки Октябрь Ноябрь 3. «Дары леса» «Боровик», «Лисички», панно «Грибное лукошко» - замешивание теста, зарисовка эскиза с фотографии, по памяти или со слайда цветными карандашами. - лепка грибов и сушка их составление композиции «Грибное лукошко» 1 1 2 Рассказ беседа Самостоятельная работа Класс опрос 1 5 6 Рассказ беседа Самостоятельная работа Класс опрос - роспись изделий гуашью, сушка Подведение итогов, выставочный просмотр «Хлеб всему голова» - замешивание теста, зарисовка эскиза по памяти хлебобулочных изделий. - Лепка учащегося по желанию, сушка поделок 2 4 6 беседа Самостоятельная работа Класс Выставоч ный просмотр 1 1 2 Рассказ беседа Самостоятельная работа Класс опрос 1 3 4 Класс опрос - роспись поделок красками Подведение итогов, выставочный просмотр 1 3 4 Рассказ беседа Самостоятельная работа беседа Самостоятельная работа Класс Выставоч ный просмотр «Цветы лета» лепка деталей цветов и их соединение (Роза, ромашка, лист) - замешивание теста, зарисовка эскиза с любого носителя информации на выбор детей 1 1 2 Рассказ беседа Самостоятельная раб ота Класс опрос - лепка и сушка поделок отсюда 2 4 6 Класс опрос - роспись поделок гуашью Подведение итогов, выставочный просмотр 2 4 6 Рассказ беседа Самостоятельная работа Рассказ беседа Самостоятельная работа Класс Опрос выставоч ный просмотр 1 1 2 Рассказ беседа Самостоятельная работа Класс опрос 2 6 8 Класс опрос - роспись поделок гуашью и акриловыми красками. Подведение итогов, выставочный просмотр «Забавные домашние питомцы» Курочка - замешивание теста, зарисовка эскиза с макета - лепка и сушка изделия 1 5 6 Рассказ беседа Самостоятельная работа беседа Самостоятельная работа Класс Выставоч ный просмотр 1 1 2 Рассказ беседа Самостоятельная работа Класс опрос 1 3 4 Класс опрос - роспись изделий гуашью сушка 1 1 2 Рассказ беседа Самостоятельная работа Рассказ беседа Самостоятельная работа Класс опрос выставоч ный просмотр «Объёмные фигуры» «Мой любимый огород» - замешивание теста, зарисовка эскиза с видео материала - изготовление основы, лепка и сушка поделок Ноябрь Декабрь Декабрь Январь Январь Февраль Февраль Март Уточка - замешивание теста, зарисовка эскиза с картинки - лепка и сушка изделия 1 1 2 Рассказ беседа Самостоятельная работа Класс опрос 1 3 4 Класс опрос - роспись изделий гуашью сушка и выставочный просмотр поделки. 1 1 2 беседа Самостоятельная работа Рассказ беседа Самостоятельная работа Класс Котик-коток - замешивание теста, зарисовка эскиза с фотографии - лепка и сушка изделия 1 1 2 Рассказ беседа Самостоятельная работа Класс опрос выставоч ный просмотр опрос 1 3 4 Класс опрос - роспись изделий гуашью сушка и выставочный просмотр поделки. 1 1 2 беседа Самостоятельная работа Рассказ беседа Самостоятельная работа Класс опрос выставоч ный просмотр «Веселый зоопарк» Слоненок - замешивание теста, зарисовка эскиза с любого носителя информации на выбор детей - лепка и сушка поделок 1 1 2 Рассказ беседа Самостоятельная работа Класс опрос 2 4 6 Класс опрос - роспись поделок гуашью 1 3 4 беседа Самостоятельная работа Рассказ беседа Самостоятельная работа Класс опрос выставоч ный просмотр Жираф - замешивание теста, зарисовка эскиза с любого носителя - лепка и сушка поделок 1 1 2 Рассказ беседа Самостоятельная работа Класс 2 4 6 Класс - роспись поделок гуашью 1 3 4 беседа Самостоятельная работа беседа Самостоятельная работа Черепаха - замешивание теста, зарисовка эскиза с игрушки - лепка и сушка поделок 1 1 2 Рассказ беседа Самостоятельная работа 1 3 4 - роспись поделок гуашью и его оформление Подведение итогов, выставочный просмотр за год. Итого: 1 1 2 беседа Самостоятельная работа Рассказ беседа Самостоятельная работа 47 97 144 Апрель Май Класс опрос выставоч ный просмотр Класс Выстав очный зал Итоговый выставоч ный просмотр 5. Содержание учебного плана. Тема: «Тили-тили тесто» (4 часов) Теория: ознакомление учащихся с программой. Безопасность труда и правила личной гигиены. История развития лепки из солёного теста инструменты, оборудование. Учащиеся осваивают такие способы как: прибавление к первоначально взятому объёму небольших кусочков теста, его уплотнение, заглаживание, плетение. Наносить на изделие рисунки из ненужного материала (пробки, ручки). Набор материалов и инструментов. Рецепт солёного теста. Познакомить детей с тестом и его свойствами; - научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; - формировать у них интерес к работе с тестом; - развивать мелкую моторику. Практика: подготовка солёного теста. Скрепление деталей между собой. Хранение теста. Цветное тесто. Порядок работы. Организация рабочего места. Обучить разнообразным приемам действий с пластичными материалами: разминание, от ощипывание, сплющивание и «шлепанье», а так же прибавление к первоначальному взятому объёму небольших кусочков теста. Итоговая выставка по данной теме. Тема: «Полу объёмные фигуры» ( 68 часов) Теория: культура труда. Правила безопасности во время работы. Теория по теме «Полу объёмные фигуры». Просмотр видео материала по теме. Обсуждение, выставочный просмотр и анализ будущих работ. Практика: замешивание теста. Лепка по теме «Полу объёмные фигуры». Сушка изделий, роспись поделок. Выставочный просмотр проделанной работы. Тема: «Объёмные фигуры» ( 72 часов) Теория: культура труда. Правила безопасности во время работы. Теория по теме «Полу объёмные фигуры». Просмотр видео материала по теме. Обсуждение, выставочный просмотр и анализ выполненных работ. Практика: замешивание теста. Лепка по теме «Полу объёмные фигуры». Сушка изделий, роспись поделок. Выставочный просмотр проделанной работы. 5. Методические материалы Техника безопасности для детей и подростков при работе с колющими, режущими инструментами и приспособлениями (иглами, ножом, ножницами, стеками, зубочистками и др.) 1.Общие требования безопасности 1.1. К работе с колющими, режущими инструментами и приспособлениями допускаются подростки, изучившие правила по технике безопасности и правила пользования электроустановками. 1.2. На занятиях выполнять только порученную педагогом работу. 1.3. Перед началом работы необходимо убедиться в исправности инструментов и приспособлений. Обо всех неисправностях необходимо сообщать педагогу и не приступать к работе до устранения этих нарушений. 1.4. Замену инструментов и приспособлений производит педагог. 1.5. Во время работы оборудования не допускается его чистка, смазка и ремонт. 1.6. Хранить ручной инструмент в сумках или специальных ящиках, где отведено место каждому инструменту. 2.Требования безопасности перед началом работы 2.1. До начала работы прослушать инструктаж педагога по технике безопасности. 2.2. Подготовить рабочее место, инструменты, приспособления. Постоянно держать их в исправном состоянии. 2.3. Привести в порядок рабочую одежду: застегнуть пуговицы, надеть косынку, фартук. 2.4. Проверить достаточность освещения на рабочем месте. 3.Техника безопасности во время работы 3.1. Содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения рабочего места посторонними предметами, которые не используются в. работе в данное время. 3.2. Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других. 3.3. Передавать колющие и режущие предметы ручкой от себя, располагать их на столе острым концом от себя. 3.4. При работе с циркулем не оставлять циркуль в раскрытом виде, не держать циркуль вверх концами. 3.5. Ножи, сверла и шило направлять острием от себя. 3.7. Не стараться резать заготовку с одного раза. 3.10. Игла шила должна хорошо держаться в ручке.. 3.15. Соблюдать порядок на рабочем месте. 3.16. При работе с иглой пользоваться наперстком. 3.17. При шитье не пользоваться ржавой или кривой иглой. 3.18. Не вкалывать иголки и булавки в одежду или случайные предметы, нельзя брать иглу в рот. 3.19. Хранить иголки и булавки нужно в игольнице. 3.20. Сломанную иглу следует отдать педагогу кружка, 3.21. Нельзя брать иглы, нитки, пуговицы в рот. 3.22. Нельзя перекусывать нитку зубами. 3.23. Руки во время шитья держать на весу, сидеть прямо и не подносить близко к глазам работу. 3.24. Ножницы во время работы находятся справа кольцами к себе. 3.25. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты. 3.26. Лезвия ножниц должны быть остро наточенными. 3.27. Передавать ножницы нужно кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями. 3.28. Нельзя резать на ходу. 3.29. При работе с ножницами необходимо следить за направлением резания и пальцами левой руки, которые поддерживают материал. 4.Требования безопасности при аварийных ситуациях 4.1. Если произошел несчастный случай или работающий почувствовал недомогание, то следует прекратить работу, сохранить обстановку место происшествия, если это не угрожает окружающим, сообщить педагогу о случившемся. 4.2. При прекращении подачи электроэнергии сообщить педагогу, который должен отключить электрооборудование из сети (розетки) и покинуть помещение. 4.3. При затоплении помещения водой, при возникновении пожара сообщить педагогу и покинуть помещение. Техника безопасности для детей и подростков при работе с жидкими веществами (лаками, красками, растворителями, клеем) 1.Общие требования безопасности 1.1. На занятиях выполнять только порученную педагогом работу. 1.2. Перед началом работы необходимо убедиться в исправности емкостей, в которых находятся краски или клей. 1.3. Обо всех неисправности; (утечках) необходимо сообщат! педагогу и не приступать к работе до устранения этих нарушений. 1.4. Хранить лаки, краски, растворители, клей в плотно закрытой таре, предохранять от влаги действия тепла, прямых солнечны лучей. 1.5. При работе и по окончании работы необходимо проветривать помещение. 2.Требования безопасности перед началом работы 2.1. До начала работы прослушать инструктаж педагога по технике безопасности. 2.2. Подготовить рабочее место, инструменты, приспособления. Постоянно держать их в исправном состоянии. 2.3. Привести в порядок рабочую одежду: надеть косынку, фартук. 2.4. Проверить достаточность освещения на рабочем месте. 3.Техника безопасности во время работы 3.1. Содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения рабочего места посторонними предметами, которые не используются в работе в данное время. 3.2. При работе с красками, клеем использовать индивидуальные средства защиты кожных покровов. 3.3. При работе с клеем стол закрывать клеенкой. 3.4. Банку с клеем (краской) необходимо ставить прямо перед собой в стороне от материалов и инструментов. 3.5. Избегать попадания клея в глаза, в рот, на слизистые носа. 3.6. При попадании клея в глаза промыть их водой. 3.7. При работе с клеем для рук использовать влажную тряпку, 3.8. Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других. 3.9. Использовать жидкие вещества по назначению. 3.10. По окончании клей закрыть, вымыть кисть для клея (краски), вымыть посуду (или выбросить), проветрить помещение. Наглядные пособия, таблицы, схемы, чертежи, имеются специальные подборки методического и иллюстративного материала, художественные изобразительные материалы, а также их самостоятельной творческой деятельности. дидактический материал (образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися, рисунки, открытки и эскизы, инструкционные карты, специальная и дополнительную литература, фотографии детских работ разработка отдельных тематических занятий. Оценочные материалы Приложение 1 Вводное тестирование I год обучения Тест: На определение творческого потенциала учащихся: Инструкция: Нанесите на лист несколько клякс. Дорисуйте кляксы до узнаваемых образцов. Будет хорошо, если удастся объединить образцы в единую картинку. Обработка результатов: Высокий уровень - 3б - кляксы дорисованы и объединены в единую картину; Средний уровень - 2б – нарисованы более 2 клякс; Низкий уровень - 1б – дорисована 1 клякса. Тест: «Что мы знаем»: Цель: Получить информацию для определения результативности процесса обучения учащихся. Обработка результатов: За каждый правильный ответ на вопрос – 1 балл. 9б – высокий уровень; 6б – средний уровень; 3б – низкий уровень. Инструкция: Вам предлагается ответить на вопросы. Вопросы: Тесты по лепке из соленого теста по пройденному материалу в конце учебного года. 1. Выберите правильный состав теста для лепки: а) мука, вода, сахар; б) мука, вода, соль; в) мука, вода, яйцо. 2. Выберите правильную последовательность изготовления поделки из соленого теста: а) приготовление теста, лепка игрушки, сушка, раскрашивание, лакирование; б) приготовление теста, лепка игрушки, раскрашивание, лакирование; в) лепка из теста, раскрашивание, сушка, лакирование. 3. Какие инструменты используют при изготовлении поделки: а) стерка, линейка, кисточка, фломастеры; б) вилка, ложка, нож, кнопки; в) стеки, ножницы, трубочки, стержни. 4. Какие игрушки можно сделать из шарика: а) колобок, ягодка, рожица; б) змейка, гусеничка, бабочка; в) рыбка, зайчик, птичка. 5. Какие краски используют при раскрашивании поделок из соленого теста: а) акварель; б) гуашь; в) масляные краски. Приложение 3 Тест: «Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности» Л.В.Байбородова Цель: Выявление мотивов учащихся в деятельности. Инструкция: учащимся предлагается определить, что в какой степени привлекает их в сомнительной деятельности. Для ответа используется шкала: 3 – привлекает очень сильно; 2 – привлекает в значительной степени; 1 – привлекает слабо; 0 – не привлекает совсем. Вопросы: 1. Интересное дело 2. Общение 3. Помощь товарищам 4. Возможность помочь 5. Творчество 6. Приобретение новых знаний 7. Возможность руководить другими 8. Участие в делах коллектива 9. Заслужить уважение товарищей 10. Сделать доброе дело 11. Выделиться среди других 12. Выбрать у себя определенные черты характера. Приложение 4 Цель: Выявление уровня знаний, умений и навыков по лепке из соленого теста. Инструкция: При проведении итогового контроля за полугодие или год педагог проводит контрольный срез, используя при этом такие методы, как наблюдение и анализ. Данные заносятся в таблицу: №/п ФИО ребенка Организация Рабочего места Соблюдение техники безопасности Навыки работы с инструментами Качество и аккуратность изделия Самостоятельность при выполнении задания Творческое отношение к делу Обработка результатов: Критерии контрольных срезов по ДПТ: I. 1. (балл) – не умеет организовывать; 2. организация слабая; 3. видит ошибки, может исправить; 4. четкая организация. II. Соблюдение Т/Б: 1. (балл) – нельзя допускать к самостоятельной работе; 2. знания не прочные, необходимо напоминать; 3. знания не прочные, контролирует сам; 4. соблюдает постоянно, самоконтроль. III. Навыки работы с инструментами и материалами: 1. (балл) – не владеет, необходим контроль; 2. делает ошибки, нужна помощь; 3. допускает ошибки, оправляется сам; 4. имеет хороший навык работы. IV. V. Организация рабочего места: Качество и аккуратность изделия: 1. (балл) – не соответствует изделие образцу; 2. серьезные недочеты, требует корректировки; 3. мелкие недочеты, легко устранить; 4. работа выполнена правильно. Самостоятельность: 1. (балл) – не справляется с заданием, требует помощи; 2. часто обращается за помощью; 3. работает самостоятельно, иногда обращается за помощью; 4. уверенно выполняет задание. VI. Творческое проектирование: 1. (балл) – работает по образцу, обращается за советом; 2. работает по образцу; 3. в ходе работы вносит творческие идеи; 4. творчески работает и оказывает помощь другим. 24 – 19 б – высокий уровень ЗУН 18 – 12 б – средний уровень ЗУН 11 – 6 б – низкий уровень ЗУН Приложение 5 Диагностика обученности, развития и воспитанности Цель: Выявление уровня познавательного интереса к творческой деятельности, развитие любознательности ЗУНов и развития творческой активности. Инструкция: При проведении итоговой диагностики (за полугодие и год) педагог проводит диагностирование воспитанников, при этом используя такие методы как наблюдение, собеседование и анализ. Данные заносятся в таблицу, при этом педагог ориентируется на критерии показателей. Критерии показателей уровня обученности воспитанников Уровни Показатели Познавательныйинтерес, развитие любознательности Качество специальных ЗУН Эмоционально-художественная настроенность Стремление к достижению успехов в конкурсах Творческая активность во всех видах деятельности Совершенствования (1) Четко выраженные потребности. Стремление изучить глубоко предмет как будущую профессию. Допрофес-сиональная подготовка. Распознают и оценивают свои эмоции и эмоции других людей по мимике, жестам, речи, интонации. Проявляет произвольную активность в выражении эмоций. Высокий уровень включенности в художественный образ. Не насыщаемая потребность в восприятии или исполнении произведений искусства. Участие в конкурсах, значительные результаты на уровне города, области, России. Вносит предложения по развитию деятельности объединения. Легко, быстро увлекается творческим делом. Обладает оригинальностью мышления, способностью рождения новых идей. Освоения (2) Интерес на уровне увлечения. Поддерживается самостоятельно. Ведущие мотивы: Познавательный. Общения. Добиться высоких результатов. Овладение специальными знаниями, умениями и навыками. Распознает свои эмоции и эмоции других людей. Есть устойчивая потребность в восприятии или исполнении произведения искусства. Значительные результаты на уровне района и города. Есть положительный эмоциональный отклик на успехи свои и коллектива. Проявляет инициативу не всегда. Может придумать интересные идеи, но часто не может оценить их и выполнить. Начальный (3) Интерес иногда поддерживается самостоятельно. Мотивация неустойчивая, связанная с результативной стороной процесса. Владение основами специальных знаний. Замечает разные эмоциональные состояния. Пытается выразить свое состояние, не проникая в художественный образ. Есть потребность воспринимать или исполнять произведения искусства, но не всегда. Активное участие в делах отдела, учреждения. Инициативу проявляет редко. Испытывает потребность в получении новых знаний, в открытии для себя новых способов деятельности. Добросовестно выполняет поручения, задания. Проблемы решить способен, но при помощи педагога. Подготовительный (4) Неосознанный интерес, навязанный извне или на уровне любознательности. Мотив случайный кратковременный. Знакомство с образовательной областью. Подавленный, напряженный. Бедные и маловыразительные мимика, жесты, речь, голос. Не может четко выразить свое эмоциональное состояние. Нет устойчивой потребности воспринимать или исполнять произведения искусства. Пассивное участие в делах объединения. Интереса к творчеству не проявляет. Инициативу не проявляет. Не испытывает радости от открытия. Отказывается от поручений и заданий. Результаты педагогической диагностики творческого объединения «Лепки из соленого теста» ФИО Показатели Познавательный интерес, развитие любознательности Качествоспециальных ЗУН Эмоционально-художественная настроенность Стремление к достижению успехов в конкурсах Творческая активность во всех видах деятельности от 1 до 5 б. от 1 до 5 б. от 1 до 5 б. от 1 до 5 б. от 1 до 5 б. Обработка результатов: Совершенствования и освоения – высокий уровень – от 20 до 25 б. Начальный – средний уровень – от 15 до 19 б. Подготовительный – низкий уровень – от 5 до 14 б. Приложение 6 Диагностическая карта «Оценка уровня воспитанности обучающихся» Цель: Выявление уровня воспитанности обучающихся. Инструкция: При проведении итоговой диагностики воспитанности, основным методом является – метод наблюдения. Свои пометки педагог заносит в диагностическую карту. №п/п Фамилия, имя воспитанника Качества личности Общий балл Трудолюбие, терпение Добросовестность, умение доводить начатое дело до конца Аккуратность Ответственность, сознательность, дисциплинированность Коммуникабельность, активность Честность Доброжелательность При подведении итогов используется шкала: Баллы Критерииоценки К-во баллов Уровни К-во воспитанников 4 балла Качество проявляется 22-28 Высокий уровень 3 балла Качество больше проявляется, чем не проявляется 15-21 Средний уровень 2 балла Качество не проявляется 14 Низкий уровень Выводы: Использование лечебных игр на уроках кружка. Когда ребенок заболевает, это становится общей бедой. Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми силами стараемся помочь. Водим детей к врачу, достаем более эффективные лекарства, стараемся создать покой. Однако есть ряд моментов, которые ускользают от нашего внимания. Важную роль играют психофизиологические особенности детского организма. Психоэмоциональное состояние играет положительную роль в выздоровлении. Негативный эмоциональный фон мешает выздоровлению. Другая особенность организма ребенка – постоянный рост органов. Ограничение движения влияет на нарушение осанки, ослабления функций дыхания, кровообращения. Снижение естественной двигательной активности ведет к уменьшению потока раздражений, возникающих во время движения и воспринимающимися нервными окончаниями кожи, мышц, суставов, зрительными и слуховыми анализаторами, идущих к коре больших полушарий мозга. В результате этого могут развиться расстройства центральной нервной системы и внутренних органов: понижается эмоциональный тонус, ослабляется нервно-мышечный аппарат, слабее работают сердечно- сосудистая и дыхательные системы. А значит, ослабляется организм в целом, что ведет к более частым заболеваниям. Именно снижение двигательной активности и происходит, когда ребенок приходит в школу. Необходимость сидеть за партой в течение 40 минут на протяжении недели приводит к двигательной активности. Учителя нарушению эмоционального фона, нарушению проводят разминки и « физминутки» на уроках. Однако психика ребенка устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения. Именно поэтому мы стараемся сделать так, чтобы весь урок проходил непринужденно, а тон был бодрым и дружелюбным, создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка. В урок мы включаем зарядки-релаксации, физические минутки, упражнения на развитие дыхания, мелкой моторики и многое другое. Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, танцы, заинтересованность чем – либо новым, необычным. Хорошо при проведении ставить цель: запомнить слова, сколько раз произнесено определенных звуков. Суда входят и лечебные игры, при использовании которых мы не только лечим детей, но и способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости. Игры, следующие друг за другом и требующие длительной сосредоточенности или направленные на развитие только одного навыка, утомляют ребенка. Игры нужно чередовать и сочетать. Например: игры при нарушении обмена веществ чередовать с играми, формирующими правильное носовое дыхание. Комплекс № 1 I. Ходьба на месте с высоким подниманием бедра и энергичными движениями рук. Выполнить 10–15 сек. II. И.п. – стойка ноги врозь. 1–2 – подняться на носки, руки вверх, потянуться; 3–4 – и.п. Выполнить 4–5 раз. III. И.п. – стойка ноги врозь, руки к плечам. 1–4 – круговые движения руками вперед; 5–8 – то же назад. Выполнить 2–3 раза. IV. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон вправо; 2 – и.п.; 3 – наклон влево; 4 – и.п. Выполнить 6–8 раз. V. И.п. – о.с., руки на пояс. 1 – прыжок ноги врозь; 2 – прыжок ноги вместе. Выполнить 5–7 раз. Комплекс № 2 I. «Вырастем великанами». И.п. – стойка, руки на пояс. 1 – подняться на носки, руки вверх – в стороны – вдох; 2 – и.п. – выдох. Выполнить 5–6 раз. II. «Пружинка». И.п. – о.с. 1 – присесть, руки на колени – выдох; 2 – и.п. – вдох. Повторить 4–5 раз. III. «Насос». И.п. – о.с. 1 – наклон вправо, правая рука вниз по бедру, левая вверх – выдох; 2 – и.п.; 3–4 – то же в другую сторону. Выполнить 6–8 раз. IV. «Тут и там». И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. 1 – поворот вправо, хлопок руками («тут») – выдох; 2 – и.п. – вдох; 3 – поворот влево, хлопок руками («там») – выдох; 4 – и.п. – вдох. Выполнить 4–6 раз. V. «Попрыгунчик воробей». И.п. – стойка, руки на пояс. 1–2 – прыжки на левой ноге; 3–4 – прыжки на правой ноге. Выполнить 6–8 раз. Ходьба на месте. Организованное возвращение в класс. Физкультурные минуты во время уроков – это кратковременный активный отдых, направленный на улучшение работоспособности учащихся средствами физической культуры. Использование кратковременных физических упражнений способствует снижению утомления, повышению умственной работоспособности учащихся, а также активизации работы мышц, несущих статическую нагрузку. Физкультминутка не должна ни утомлять, ни возбуждать детей: она должна содержать упражнения для туловища, ног, рук, шеи, выполняемых сидя за партой или стоя. В комплексы физкультурных минут в начальных классах следует включать 2–3 простых и удобных для выполнения в классе упражнения. Подобранные для этой цели упражнения должны включать двигательные действия, отличающиеся по своей структуре от положения тела и движений, выполняемых при учебной работе, что должно усилить двигательную активность организма и вовлечь в работу группу мышц, несущих статическую нагрузку. Продолжительность выполнения комплекса упражнений не должна превышать 1–2 минуты. Смену комплексов упражнений для физкультурных минут следует проводить не реже одного раза в две недели. Для младших школьников наиболее целесообразно их проведение между 15-й и 20-й минутами урока. Физкультминутки проводятся в классе под руководством учителя или физорга класса. Наиболее целесообразно проводить их, когда у учащихся появляются первые признаки утомления: снижается умственная активность, нарушается внимание. Время начала физкультминутки определяет учитель, проводящий урок. Упражнения выполняются сидя и стоя. Амплитуда движений должна быть небольшой, чтобы школьники не мешали друг другу. Комплексы упражнений рекомендуется подбирать в зависимости от содержания учебной нагрузки на данном уроке. В него включаются простые, доступные упражнения, не требующие сложной координации движений. В качестве примера можно предложить несколько комплексов упражнений в виде сюжетных игр для учащихся начальных классов. «Солнышко» Дети строятся в колонну по одному между рядами. Учитель произносит: «Ребята, солнышко к нам заглянуло!». Упражнение 1. Солнышко круглое. И.п. – о.с. 1–2 – руки в стороны; 3–4 – руки вперед, изображая руками круг, похожий на солнышко. Повторить 4–5 раз. Упражнение 2. Солнышко греет землю, травка и цветы тянутся к солнцу. И.п. – о.с. 1 – руки к плечам, подняться на носки 2 – руки вверх, потянуться к солнцу; 3 – руки к плечам; 4 – и.п. Повторить 4–5 раз. Упражнение 3. Солнышко греет сильно, у грибов в лесу выросли большие шляпки. И.п. – стойка ноги врозь. 1 – руки в стороны; 2 – руки согнуты над головой, пальцы соединены (изображают шляпку гриба); 3 – руки в стороны; 4 – и.п. Повторить 4–5 раз. Упражнение 4. Вечером солнышко село – дети присели, утром солнышко встало – дети встали. Приседания. Выполнить 5–6 раз. «Капитан» Дети строятся в колонну по одному между рядами. Учитель произносит: «Ребята! Мы с вами отправимся на корабль». Упражнение 1. На корабле нас встречает капитан. И.п. – о.с. 1 – руки в стороны; 2–3 – капитан отдает честь: дети поочередно сгибают правую и левую руку; 4 – и.п. Повторить 8–10 раз. Упражнение 2. Капитан стоит у штурвала и вращает его, дети изображают руками вращение штурвала. Выполнить 10–12 раз. Упражнение 2. Капитан танцует «яблочко». И.п. – о.с., руки за спину. 1 – присесть; 2 – встать, левую ногу на пятку; 3 – присесть; 4 – встать, правую ногу на пятку. Повторить 6–8 раз. «Туристы» Дети встают в колонну по одному между рядами. Учитель произносит: «Ребята! Сейчас мы отправимся в поход». Упражнение 1. Надели рюкзак на спину, руки согнули в локтях; начинаем поход. Ходьба на месте 10–12 сек. Упражнение 2. Туристы проходят по бревну через ручей. И.п. – о.с. 1–2 – два приставных шага влево; 3–4 – обратно; 5–6 – два приставных шага вправо; 7–8 – и.п. Повторить 5–6 раз. Упражнение 3. Туристы поднимаются вверх на скалу. И.п. – ноги врозь, руки к плечам. 1–2 – руки вверх; 3–4 – и.п. Повторить 5–6 раз. Упражнение 4. У туристов привал, дети садятся за парты и вновь встают. Повторить 5–6 раз. При проведении физкультурной минуты с учащимися младших классов используются также речитативы, сопровождающие выполнение упражнений. Например: Отдых наш – физкультминутка. Занимай свои места! Шаг на месте: левой, правой! Раз-два, раз-два! Прямо спину все держите и под ноги Не смотрите – раз-два, раз-два! Руки в стороны возьмите – раз-два! Друг на друга посмотрите – раз-два, раз-два! Опустите руки вниз и за парту все – садись! Рекомендуемый комплекс упражнений физкультурных минуток приведён в приложение 4 к СанПиН 2.4.2.2821-10. Физкультурные паузы, как правило, практикуются во время выполнения домашних заданий в группах продленного дня и дома через 45–60 минут учебной работы. В отличие от физкультминутки, физкультурная пауза продолжается 10–12 минут и включает 6–8 упражнений небольшой интенсивности. Проводить ее рекомендуется ежедневно на пике утомления. Кроме гимнастических упражнений в физкультурную паузу включают подвижные игры, спортивные развлечения, прогулки. Физкультурные паузы могут проводиться, в зависимости от обстоятельств, в зале, на площадке, в домашних условиях самостоятельно небольшими группами или индивидуально. Во время физкультурных пауз учащиеся, как правило, выполняют домашние задания по физической культуре. Физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах проводятся в качестве активного отдыха с целью снижения утомления, возникшего в результате учебной деятельности. Этот вид активного отдыха проводится на большой перемене. В практике работы школ они получили разные названия: «Подвижные перемены», «Динамическая пауза», «Олимпийский урок», «Активные перемены», «Час здоровья» и т.д. Ежедневные упражнения и игры на больших переменах положительно влияют на насыщенность учебного дня и значительно восполняют общий объем двигательной активности, предупреждают неорганизованность и суету, так как они: – включаются в педагогически руководимую двигательную деятельность непринужденных условиях получают оптимальный объем физической нагрузки; и в – совершенствуют освоенные на уроке физической культуры двигательные умения и навыки; – повышают уровень общей физической подготовленности. При наличии соответствующих условий и эффективной организации такие перемены можно проводить со всем контингентом учащихся начальной школы на пришкольных спортивных площадках, оборудованных нестандартным оборудованием, а также в близлежащих скверах, парках, на стадионах. В ненастную погоду занятия проводятся в залах, коридорах и клас- сных комнатах, что должно быть обусловлено графиком. Для этого необходимо соответственно оборудовать рекреации, спортивные залы, пришкольные площадки, составить расписание. Наиболее организованно получается, если заранее для каждой параллели классов составляется план на неделю или учебную четверть, который вывешивают в местах занятий. Важно определить методику проведения физических упражнений на переменах. Первое условие правильности методической линии – не дублировать методику урока. Здесь не должно быть заорганизованности, принуждения к обязательному выполнению определенных упражнений и игр. Наоборот, всемерно поощрять инициативу и желание самостоятельно подбирать средства, принимать решения. Поэтому каждое занятие должно строиться по такому плану, который обеспечивал бы постепенное вхождение в работу, удержание функций организма на уровне малой и средней интенсивности и постепенный выход из работы. Для успешного проведения физических упражнений и игр необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Для учащихся младших классов игры подбираются наиболее простые или ранее известные, средней и малой интенсивности, где допускается перемена состава, быстро появляются результаты. Наиболее доступными и интересными для детей младшего школьного возраста являются игры: «Мы – веселые ребята», «К своим флажкам», «У ребят порядок строгий», «Караси и щука», «Охотники и утки», «Волк во рву», «Через кочки и пенечки», «День и ночь», «Альпинисты», «Зайцы в огороде», «Вызов номеров», «Подвижная цель» и другие. Полезны и упражнения игрового характера со скакалками, мячами, упражнения в равновесии, лазанье, а также прыжки. Кроме того, можно включать упражнения, связанные с повторением учебного материала по физической культуре (общеразвивающие и гимнастические упражнения, прыжки через скакалку), а также упражнения из других разделов программы по физической культуре. Чтобы не вызывать значительного утомления школьников, не следует планировать задания, при выполнении которых учащиеся получают интенсивную и длительную физическую нагрузку. Оптимальной считается физическая нагрузка, при которой частота сердечных сокращений у учащихся находится в пределах 120–140 ударов в минуту. Занятия упражнениями и играми прекращают за 3–5 минут до звонка на урок. В конце активных перемен необходимо включать упражнения на восстановление дыхания и подготовку организма школьников к последующей учебной деятельности. Для этого, например, можно использовать спокойную ходьбу в течение 1–2 минут, комплекс упражнений на восстановление дыхания или игры на внимание. Общее руководство проведением физкультурно-оздоровительных занятий на больших переменах и контроль осуществляют директор школы и его заместители. Организуют подвижные перемены дежурные учителя и класс при участии физкультурного актива учащихся, общественных инструкторов по спорту. Намечая различные варианты организации подвижных перемен, учителя физической культуры планируют, как лучше использовать актив учащихся, кому и что поручить, распределяя их по местам проведения различных видов игр и упражнений. Во время подвижных перемен необходимо принять все меры по предупреждению травматизма, обеспечить условия безопасности учащихся. Исходя из условий школы и материальных возможностей, можно рассмотреть вопрос об удлинении перемен до 45 минут («час здоровья»), установке теннисных столов в коридорах и холлах, расширении и техническом оснащении пришкольных спортивных площадок и школьного стадиона, организации шефства старшеклассников над учащимися младших классов в организации и проведении подвижных игр на переменах. В свою очередь, это является еще одним из аспектов деятельности школьного самоуправления, физкультурного актива под руководством учителя физической культуры. Болезни дыхательной системы. При заболеваниях верхних дыхательных путей необходимо восстановить носовое дыхание. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, рефлекторно помогает регуляции мозгового кровообращения. Король ветров. Цель: Тренировка навыка правильного носового дыхания, укрепление мышц лица. Материалы: Вертушка или шарик, бумажная лента. -Собрались как-то ветры с разных концов света и решили выбрать самого сильного. Устроили соревнование: какой ветер дует сильнее всех. Затем дети дуют на вертушку или шарик. Выбирается ученик, который дул правильнее, дольше и сильнее всех. Его называют Король ветров. Важно правильно дуть: воздух вдыхается через нос и резко выдыхается через рот. Бульканье. Цель: Восстановление носового дыхания, формирование ритмичного выдоха и его углубление. Материалы: Стакан с водой, трубочка. Дуть в стакан через соломинку - глубоко вдыхая через нос и глубокий длинный выдох через трубочку, чтобы получился долгий булькающий звук. Шарик лопнул. Цель: Восстановление носового дыхания, формирование углубленного дыхания, правильного смыкания губ, ритмирования. Нужно надуть шарик - руки около рта( держим воображаемый шарик), глубоко вдыхаем воздух носом и со звуком «ф-ф-ф» выдуваем его в шар. По мере наполнения шарика воздухом руки расходятся в разные стороны. Далее хлопок - шарик лопнул и воздух из него выходит – звук «ш-ш-ш». Кто самый громкий? Цель: Тренировка носового дыхания, смыкания губ. Выпрямить спину, губы сомкнуть, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыт) и произносить(выдыхать) «м-м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре. Потом наоборот. В результате чего получается длинный скандированный выдох. Упражнения для мышц плечевого пояса. Поднимание и опускание плеч. При поднимании – вдох через нос, при опускании – выдох через рот. Поднимание и опускание плеч поочередно. При поднимании – вдох через нос, при опускании – выдох через рот. Вращение плеч спереди назад и обратно. При поднимании – вдох через нос, при опускании – выдох через рот. Разнообразные движения руками: в стороны, вверх, вращение, плавательные движения. При развертывании грудной клетки- вдох, при опадании – выдох. Упражнения для мышц шеи. Стоя или сидя, спина и шея прямые. Повороты головы в стороны. При повороте вдох носом, при возврате в исходное положение – выдох ртом. Наклонить голову вперед-вниз (выдох носом), поднять в исходное положение и откинуть назад (вдох ртом), вернуться в исходное положение (выдох ртом). Повороты головы, вращения, поднимание и опускание и др. Гимнастика мимико-артикуляторных мышц. Сморщивание всего лица и растягивание его в длину с раскрытием рта. Поднимание и опускание бровей. Попеременное закрывание и открывание левого и правого глаза. Одновременное поднимание обоих углов рта. Поочередное поднимание левой и правой щеки. Вдох носом, выдох ртом. Упражнения на стимуляцию движений нижней челюсти. Откидывание челюсти вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку. Открывание рта с поворотами головы вправо-влево. Выдвигание нижней челюсти вперед при закрытом рте. Имитация жевания. Круговые движения челюстью. Гимнастика мышц зева и глотки. 1. Позевывание, широко открывая рот, сильно втягивая воздух. Но без заметного выдоха. 2. Покашливание с высунутым языком. 3. Дыхание через рот при зажатом носе. Все эти упражнения, а также многие другие не занимают много времени на уроках, но приносят большую пользу детям. Помните, что любая нагрузка гораздо полезнее ее отсутствия. Если вам не удается соблюдать режим занятий, то просто почаще играйте с детьми. Это самая лучшая форма выражения заботы и любви. Гимнастика для глаз. Если мозг подвергается напряжению, глаза тоже напрягаются. В результате зрение ухудшается. Чтобы вернуть зрение в норму, необходимо снять напряжение. Зажмурить глаза и удерживать 2-3 секунды. Расслабить глаза. Потереть ладошки друг о друга и приложить к глазам, немного надавить. Посмотреть на окно в классе, на дверь, на потолок, на пол одними глазами. Повторить 3-4 раза. Используя такие игры на уроках, мы расслабляемся, отдыхаем от заданий и тем самым помогаем детям переключать внимание и готовиться к следующей нагрузке – выполнение новых заданий и упражнений. 7. Информационное обеспечение. Список литературы для педагога 1. Кискальт Изольда «Соленое тесто». Увлекательное моделирование. 2. Г. Величкина, Т. Шпикалова Искусство – детям «Дымковская игрушка» 3. Н.Б. Халезова «Народная пластика и декоративная лепка в дутском саду». 4. Л.В. Пантелеева «Музей и дети». 5. Автор – составитель С. Липунова «Волшебная глина». 6. Неретина Л. В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. М. Гуманист. Изд. центр ВЛАДОС, 2004 7. Поделки исувениры из соленого теста. Ткани, бумаги и природных материалов. Москва. Мой мир. 2006. 8. Симоненко В. Д. Технология. Программа начального и основного общего образования. - М.: Вентана-Граф, 2008. 9. М.О. Синеглазова «Удивительное соленое тесто», М. 2010. 10. Лыкова И.А. «Лепим, фантазируем, играем», М., 2004. 11. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Занятия в изостудии. Карапуз-дидактика, М., 2009. 12. Силаева К., Михайлова И. «Солёное тесто», М., изд. «Эксмо», 2004. 13. Журнал «Дошкольное Воспитание» 2011г. №6 14. Журнал « Старший воспитатель» 2011№ 10,№11 15. Журнал «Старший воспитатель» 2013№ 4 16. Морозова О.А. «Волшебный пластилин» Москва Мозаика – Синтез. Литература для детей 1. Агибина М. И., В. С. Горичева. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия и Ко», 1998 г. 2. Изольда Кискальт «Соленое тесто» М., «АСТ-Пресс». 3. Журнал «Ксюща». Для любителей рукоделия. - №1-10 2010, 4. Журнал «Ксюша». Умелые ручки. - №1-10 2011. 5. Литвиненко В. М. Игрушки из ничего. – СПб.: Издательство «Кристалл». 2000 6. Лыкова И.А. Лепим с мамой. 7. Романовская А.Л., Е.М.Чезлов. «Поделки из соленого теста» М., «АСТ-Пресс». 8. Силаева К. В. Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки. - М.: Изд. Эксмо. 9. Поделки и сувениры из солёного теста, ткани, бумаги и природных материалов / 2006 Пер. с пол.- М.: Мой мир. 2006 10. Хананова И. Соленое тесто. Москва. 2007. Цифровые технологии 1. https://yandex.ru/video/preview/802223983802178906 2. https://yandex.ru/video/preview/11621612879987558206 3. https://yandex.ru/video/preview/7483638030642780478 4. https://yandex.ru/video/preview/18254077857514463390 5. https://yandex.ru/video/preview/6339709049341517689 6. https://yandex.ru/video/preview/9156029909062022344 7. https://yandex.ru/video/preview/13728164948145089530 8. https://yandex.ru/video/preview/4302247852805527713 9. https://yandex.ru/video/preview/18008631728666925103