самоделкин 22-23

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дом художественного творчества детей»
Александро - Невского муниципального района Рязанской области

Согласован на
педагогическом совете 24. 06. 2022 г.
Протокол № 7

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Самоделкин»
срок реализации -1 год
возраст детей - 6 -9 лет
Модифицированная

р. п. Александро - Невский
2022 г.

1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное
техническое моделирование» (с элементами художественного конструирования) разработана
на основе типовых программ Журавлевой А.И. «Техническое творчество младших
школьников» и «Начальное техническое моделирование с элементами художественного
конструирования» с учетом возрастных особенностей детей.
Программа является модифицированной, разработана в соответствии с Федеральным
законом об образовании в Российской Федерации и с Примерными требованиями к
содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей .
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное
техническое моделирование»

имеет техническую направленность и является одним из

вариантов дополнительного образования , дающим начальные технические знания и понятия,
необходимые для занятий техническим творчеством, способствует развитию творческих
способностей детей младшего школьного возраста в области техники и художественного
конструирования.
На занятиях в объединении обучающиеся занимаются изготовлением различных
моделей из бумаги, бросового материала, клея ПВА. При этом учатся читать и чертить схемы
и чертежи моделей, самостоятельно конструировать и моделировать задуманные ими фигуры.
Актуальность данной программы в том, что объединение технического моделирования
является наиболее удачной формой приобщения обучающихся к техническому творчеству, так
как в условиях школы дети не могут удовлетворить в полной мере свои интересы в
техническом творчестве. Занятия в данном объединении дают возможность обучающимся
познакомиться с различными видами техники, приобрести начальные умения и навыки
постройки моделей. Настоящая программа разработана для занятий начальным техническим
моделированием детей младшего школьного возраста. Искусство работы с бумагой, картоном
и другим несложным поделочным материалом, целью которых является создание условий
развития личности через занятия в техническом объединении, и в настоящее время не
потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий бумага остается
инструментом творчества, который доступен каждому, а применение разнообразного
поделочного материала (спичечные коробки, пластмассовые трубочки, баночки, прищепки и
др.) способствует развитию воображения и созидательного творчества.
В основу программы положено развитие творческих способностей детей через
включение игровых технологий на занятиях по техническому творчеству, что заметно
отличает ее от других. Основное направление работы объединения – привлечение
обучающихся к изготовлению технических игрушек и вовлечение их в активные технические

игры, конкурсы, соревнования, с целью формирования у них увлеченности трудом, интереса к
технике и развитие элементов творчества.
На занятиях ребята не только узнают о свойствах и приемах обработки различных
материалов, но и учатся использовать различный инструмент, изготавливать из картона,
бумаги, пенопласта, бросовых материалов различные технические конструкции и модели. В
программе предусмотрена реализация метода творческого проектирования, где дети
самостоятельно выполняют творческие работы по различным темам, что способствует
развитию творческого логического мышления. В программе рассматриваются различные
методики выполнения изделий из бумаги, картона и другого разнообразного поделочного
материала (проволока,баночки, коробочки,

прищепки,

кнопки,

магниты)

с

использованием самых разнообразных техник (оригами, конструирование, мозаика,
аппликация, техническое моделирование). Она предлагает развитие ребенка в самых
различных направлениях: конструкторское мышление, образное и пространственное
мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично
развитой личностью.
Педагогическая целесообразность
Конструирование из бумаги, картона, бросового материала, клея ПВА– одно из
направлений моделирования. Магия превращения плоского листа в объемную конструкцию не
оставляют равнодушным не только детей, но и взрослых.
Доступность материала, применение простого канцелярского инструмента (на ранних
стадиях), не сложные и сложные приемы работы с бумагой дают возможность привить этот
вид моделизма у обучающихся.
Конструирование из бумаги, вырезание из потолочной плитки, прорезной рельеф,
изготовление поделок из строительного материала способствует развитию фантазии у
ребенка, моторики рук, внимательности и усидчивости.
Уникальность бумажного моделирования и другого вспомогательного материала
заключается в том, что, начиная с элементарных моделей, которые делаются за несколько
минут, с приобретением навыков и умений можно изготовить модели высокой степени
сложности. Овладевая навыками моделирования, обучающиеся видят объект не просто на
плоскости, а объемную конструкцию (модель), что позволяет более полно оценить этот
объект.
У младших школьников кисть руки еще не окрепла, координация движений
несовершенна. Чтобы рука ребенка была уверенной, твердой, чтобы мог свободно владеть
простейшими инструментами (ножницами, линейкой, циркулем и т.д.), нужна тренировка-

планомерная система упражнений. Навыки, приобретенные в этом возрасте, долго
сохраняются, поэтому важно, чтобы они были правильными.
Выбор методов зависит от возрастных особенностей детей и ориентирован на
активизацию и развитие познавательных процессов. У обучающихся уже возникли и получили
первоначальное развитие все основные виды деятельности: трудовая, познавательная и
игровая. Игровая деятельность оказывает сильное влияние на формирование и развитие
умственных, физических, эмоциональных и волевых сторон и качеств личности ребенка.
Игры,

конкурсы,

выставки

неразрывно

связаны

с

развитием

активности,

самостоятельности, познавательной деятельности и творческих возможностей детей. Введение
элементов игры в процессе подготовки обучающихся к конструкторско – технической
деятельности содействует тому, что дети сами начинают стремиться преодолевать такие
задачи, которые без игры решаются значительно труднее. Возрастной особенностью
обучающихся является и то, что они активно включаются в такую практическую деятельность,
где можно быстро получить результат и увидеть пользу своего труда.
Адрессат программы.

Программа разработана для учащихся начальной школы.
Отличительные особенности. Данная программа отличается от типовых программ, на
основе которой она разработана следующим:
Программа «Начальное техническое
моделирование»

Типовые программы
«Техническое творчество младших
школьников»
«Начальное техническое моделирование с
элементами художественного
конструирования»
Изменён возрастной диапазон обучающихся
6-9 лет
7-12 лет
Сформулирована цель образовательной программы
Создание условий для развития у детей Не сформулирована.
младшего школьного возраста способностей
к техническому творчеству.
Внесены изменения в задачи образовательной программы
Сформулированы для первого года обучения. Сформулированы общие задачи кружка.
Содержание образовательной программы дополнено новыми темами
История
развития
Выпиливание,
выжигание.
технического моделирования.
Художественное оформление поделок из
древесины.
- Конструирование из геометрических фигур. - Работа с набором готовых деталей типа
«Конструктор».
- Аппликация.
- Оригами.
Критерии оценки знаний, умений, навыков обучающихся

Разработаны.

Не разработаны.

Цели и задачи
Цель образовательной программы: создание условий для развития у детей
младшего школьного возраста способностей к техническому творчеству.
Задачи:
Обучающие:

познакомить с историей развития технического моделирования;

познакомить с разными элементарными свойствами бумаги, картона,
древесины и их использованием в техническом моделировании;

познакомить с инструментами, применяемыми при изготовлении
технических изделий и конструировании объемных макетов;

дать понятие о контуре, силуэте технического объекта, первоначальное
понятие о разметках и способах разметки;

обучить техническим приемам работы с разными материалами: способы
применения шаблонов, способы объединения деталей из бумаги, картона и фанеры;

познакомить с правилами сборки макетов и моделей из готовых наборов
деталей;

учить ориентироваться в технике чтения элементарных схем и чертежей;

научить самостоятельно выполнять модели и конструкции из разных
материалов; - познакомить с приемами декоративно-художественного оформления
моделей; - познакомить с элементами художественного конструирования.
РАЗВИВАЮЩИЕ



Развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;



Формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием
художественного образа;



Развивать аналитическое мышление и самоанализ;



Развивать конструкторские способности, техническое мышление, творческий подход к
работе;



Предоставлять возможность выражать свои творческие замыслы в практической
деятельности;



Развивать навык нахождения применения выполненного изделия в
деятельности;
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
 Воспитывать аккуратность, трудолюбие, уважение к товарищам.
 Умение работать в команде.
 Вовлечение детей в соревнования и игровую деятельность.
 Воспитание творческой активности.
 Обучать правилам поведения и общения со сверстниками, со старшими.

игровой

 Прививать положительное отношение к труду.
 Формировать любовь к родному городу, к Отечеству (через учебновоспитательные мероприятия.
 Воспитывать уважение к труду и людям труда.
Адресат программы. Образовательная программа дополнительного образования детей
«Начальное техническое моделирование» предназначена для обучения детей в возрасте от 6 до 9
лет. Обучающиеся набираются по желанию. Число обучающихся в объединениях 10- 15 человек.
Программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста. В возрасте 6-9
лет ребенок наиболее сенситивен в плане интеллектуального развития. Костная система
младшего школьника ещё находится в стадии формирования. Процесс окостенения кисти и
пальцев в младшем школьном возрасте также ещё не заканчивается полностью, поэтому
мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны. Программа
предлагает такую последовательность занятий, при которой действия рук постепенно
«дисциплинируются», все, более подчиняясь интеллекту. На начальных этапах ребенок учится
вырезать размеченные детали, чтобы тут же решить с их помощью несложную логическую
задачу. Позже ему нужно будет уже самостоятельно определить, какие из предложенных
деталей понадобятся для работы, и вырезать только их. В дальнейшем разметку предстоит
осуществлять самостоятельно.
Сроки реализации.
Программа рассчитана на реализацию в течение 1 года.
Формы и режим занятий
Программа обучения ориентирована на обучение детей младшего школьного возраста.
Объем программы - 144 часа в год. Режим занятий – 2 раза в неделю по 2 академических часа
с 10 минутным перерывом.
Основная форма реализации программы: групповые занятия. Также используются
при

реализации

программы:

коллективная творческая деятельность, выставки,

конкурсы, игры, соревнования.
Методы организации занятий: беседа, рассказ педагога, показ педагога, игра,
викторина, кроссворд.
Обучение по данной программе происходит преимущественно в виде практических
занятий, на которых обучающиеся изготавливают модели технических объектов, выполняют
творческие работы, аппликации.
В рамках программы используются различные методики выполнения изделий из
бумаги, картона и другого поделочного материала. Применяются разнообразные техники
изготовления поделок: оригами, конструирование, мозаика, аппликация.
Методы отслеживания результатов: педагогический мониторинг.
Типы занятий: комплексное, занятия беседы, самостоятельная работа
Предполагаемые результаты обучения:
Предметные:


познакомятся с историей развития технического моделирования;


будут знать виды и свойства бумаги и картона;

познакомятся с разными инструментами, научатся применять их на
практике;

освоят технические приемы работы с бумагой и картоном;

овладеют различными видами соединения деталей из бумаги и картона;

познакомятся со схемами и чертежами моделей;

научатся работать ножницами, линейкой, циркулем;

будут самостоятельно выполнять простые фигуры в технике оригами,
модели и конструкции из бумаги и картона.
Познавательные:
знать историю создания современной техники, виды техники;
 знать названия и назначение часто встречающихся технических объектов,
названия ручных инструментов и различных материалов, их свойств;
Регулятивные:
 уметь готовит рабочее место и выполнять практическую работу по
предложенному плану с опорой на модели;
 доводить начатую работу до конца;
 Коммуникативные:
1. уметь слушать и слышать собеседника, высказывать и обосновывать своё мнение.
Личностные результаты:
1. уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
2.сознательно проявлять целеустремлённость, усердие, организованность, творческое
отношение при выполнении трудоёмкой самостоятельной практической работы.
3. обучающиеся должны получить первоначальные знания о осовременной технике и
истории её создания.
Ожидаемые результаты.
Обучающиеся должны знать: технику работы с материалами, виды и свойства
материалов.
Обучающиеся должны уметь: пользоваться инструментами и приспособлениями
самостоятельно,

самостоятельно

организовывать

рабочее

место,

соблюдать

технику

безопасности, выполнять индивидуальные задания, качественно выполнять работу, читать и
создавать схемы и инструкции, самостоятельно выполнять желаемые изделия, работать с
литературой, искать нужную информацию самостоятельно. Защищать свои работы,
производить расчет затрат, рассчитывать себестоимость изделий.
У обучающихся будут развиты: предметно- практические навыки технического
моделирования и конструирования, творческие способности, память, глазомер, фантазия,
наблюдательность, интерес к техническому творчеству, художественный вкус через приемы

оформления моделей, интерес к технике, к конструированию и моделированию, навыки
работы с инструментами.
Результативность обучения по программе определяется в виде наблюдения педагога за
выполнением практического задания .
Входной контроль осуществляется в начале учебного года в виде наблюдения педагога
за простейшей практической работой обучающегося.
Текущий контроль осуществляется в середине учебного года в виде наблюдения
педагога за выполнением практического задания.
Итоговый контроль проводится в конце учебного год в виде самостоятельного
изготовления фигуры, модели, конструкции, тестирования.
Формы оценки качества знаний – устные опросы, наблюдения педагога за выполнением
практического задания.
Формы подведения итогов реализации программы. Итоги обучения по данной
программе проводятся в форме конкурсов, выставок, мастер-классов.
ОБЩИЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема
Вводное занятие.
История развития технического
моделирования.
Инструменты и материалы.
Конструирование из
геометрических фигур.
Аппликация.

Количество часов
1-ый год обучения
Теоретические Практические
занятия
занятия
2
1
1
1

7

2

20

2

20

Оригами.

2

26

Техническое моделирование.

2

38

2

16

2

-

16

128

Элементы художественного
конструирования.
Итоговое занятие.
Всего:

129

144
Первый год обучения

Тема
I. Вводное занятие.
1. Инструктаж по охране труда и противопожарной
безопасности.
II. История развития технического моделирования.
1. История развития технического моделирования.

Теоретически Практические Всего
е занятия
занятия
2
2
2

-

2

1
1

1
-

2
1

2. Выполнение складной коробочки. Практическое
занятие.
III. Инструменты и материалы.
1. Инструменты, применяемые в техническом
моделировании при изготовлении изделий и макетов.
2. Выполнение работ из бумаги. Практические
занятия.
IV. Конструирование из геометрических фигур.
1. Простейшие геометрические фигуры.
2. Складывание, вырезание геометрических фигур,
изготовление поделок. Практические занятия.
V. Аппликация.
1. Виды аппликации.
2. Изготовление работ по трафаретам. Изготовление
работ в разных техниках. Выполнение одноцветных и
многоцветных аппликаций. Практические занятия.
VI. Оригами.
1. История оригами. Азбука оригами. Условные
обозначения.
2. Выполнение творческих работ. Практические
занятия.
VII. Техническое моделирование.
1. Бумажные и картонные модели.
2. Способы соединения деталей. Художественное
оформление. Изготовление моделей. Практические
занятия.
VIII. Элементы художественного конструирования.
1. Элементарные понятия о художественном
оформлении поделок.
2. Изготовление и оформление простых моделей.
Практические занятия.
IX. Итоговое занятие.
Всего

-

1

1

1

7

8

1

1

2

-

6

6

2
2

20
-

22
2

-

20

20

2
2

20
-

22
2

-

20

20

2
2

26
-

28
20

-

26

26

2
2

38
-

40

-

36

36

2

16

18

2

-

2

-

16

16

2

-

2
144

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводное занятие, 2 часа.
Вводная беседа, 2 часа.
Инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности. Санитарногигиенические нормы. Кружок «Начальное техническое моделирование»: задачи и
возможности.
Цель: Познакомить с правилами техники безопасности, основными санитарногигиеническими нормами, с работой кружка.
История развития технического моделирования, 2 часа.
Теоретические занятия, 1 час.
Беседа, рассказ. История развития технического моделирования.
техническое моделирование: задачи и возможности.

Начальное

Цель: Создать устойчивую мотивацию к занятию начальным техническим
моделированием, познакомить с историей развития моделирования.
Практические занятия, 1 час.
Выполнение складной коробочки.
Текущий контроль: Отгадывание
тематических загадок.
Инструменты и материалы, 8 часов.
Теоретические занятия, 3 часа.
Беседа, рассказ. Инструменты и материалы. Инструменты, применяемые в
техническом моделировании при изготовлении изделий и макетов. Бумага. Как родилась
бумага, экскурс в историю. Элементарные свойства бумаги. Картон. Виды картона. Способы
обработки картона. Многофункциональность картона. Организация рабочего места.
Цель: Познакомить с основными инструментами и материалами для работы.
Познакомить с элементарными свойствами бумаги. Познакомить с видами картона, способами
его обработки.
Практические занятия, 5 часов.
Наблюдение за физическими и механическими свойствами бумаги. Выполнение
простейшей работы из бумаги. Изготовление игрушек с изгибом бумаги по оси симметрии.
Конструирование из геометрических фигур, 22 часа.
Теоретические занятия, 2 часа.
Беседа, рассказ: Простейшие геометрические фигуры: треугольник, овал, квадрат,
прямоугольник, круг, ромб. Способы складывания геометрических фигур из листа бумаги.
Вырезание геометрических фигур из простого листа бумаги и по трафарету.
Цель: закрепить названия о геометрических фигурах, научить сравнивать, правильно
комбинировать фигуры, классифицируя их по форме, размеру, цвету.
Практические занятия, 20 часов.
Игра на геометрические фигуры. Самостоятельное конструирование простых
предметов (фигур) из геометрических форм. Тематическое конструирование из
геометрических фигур: автомобиль, грузовик, ракета и другое.
Текущий контроль: Выставка детских работ. Отгадывание тематических загадок.
Аппликация, 22 часа.
Теоретические занятия, 2 часа.
Беседа, рассказ: Виды аппликации – по тематике, по форме, по объёму, по цвету, по
материалу. Виды аппликации по тематике: предметная, сюжетная, декоративная. Виды
аппликации по форме: объемная, плоская. Виды аппликации по объёму: однослойные,
многослойные. Виды аппликации по цвету: одноцветная, многоцветная. Виды аппликации по
материалу: аппликация из бумаги, ткани, природного материала. Технические приемы
выполнения аппликации: работа по трафарету, симметричное вырезание, работа в технике
«мозаика». Материалы, используемые в аппликации. Способы рационального использования
материала при изготовлении аппликации.
Цель: Познакомить с разными видами аппликации, техническими приемами
выполнения аппликации, научить построению многопредметных композиций.
Практические занятия, 20 часов.
Выполнение работ по трафаретам. Выполнение работ в технике «симметричное
вырезание»: «Веселая гусеница», «Веселый хоровод» и «Волшебные бабочки».
Изготовление работ в технике «мозаика» с использованием геометрических фигур:
«Яхта в море», «Мой дом». Изготовление одноцветных и многоцветных аппликаций.
Изготовление многослойной аппликации «Мальчик и девочка». Изготовление аппликаций с
применением разных способов скрепления деталей.

Текущий контроль: Выставка детских работ. Оценка работ детьми. Игра «Подумай и
наклей» (логическая аппликация).
Оригами, 28 часов.
Теоретические занятия, 2 часа.
Рассказ, демонстрация иллюстраций, показ образцов: История появления оригами.
Азбука оригами, виды и приемы складывания. Условные обозначения и базовые формы.
Пошаговые инструкции по сборке оригами. Оригами с элементами аппликации.
Цель: Познакомить с историей появления оригами, условными обозначениями,
пошаговыми инструкциями. Формировать интерес к искусству оригами. Развивать
пространственное воображение, творческие способности, память, внимательность и
аккуратность.
Практические занятия, 26 часов.
Самостоятельное выполнение простых творческих работ, например: «Воздушный
змей», «Золотые рыбки», «Тюльпан», «Шлем рыцаря», «Лис», «Собака», «Щенок»,
«Лягушка». Упражнения на разминку пальцев.
Текущий контроль: Выполнение несложных самостоятельных работ. Выставка детских
работ. Оценка работ детьми.
Техническое моделирование и конструирование, 40 часов.
Теоретические занятия, 2 часа.
Рассказ с демонстрацией моделей. Бумажные и картонные модели. Способы
соединения деталей технических поделок из бумаги и картона. Подвижные и неподвижные
соединения. Художественное оформление изделий.
Цель: Научить выполнять полу-плоскостные композиции и объемные модели из бумаги
и картона. Развивать интерес к техническому моделированию.
Практические занятия, 38 часов.
Изготовление моделей транспорта: автомобили, пароходы, ракеты, лодки.
Изготовление моделей технических объектов: светофоры, мебель.
Текущий контроль: Выставка детских работ. Викторина.
Элементы художественного конструирования, 18 часов.
Теоретические занятия, 2 часа.
Беседа, рассказ: Элементарные понятия о художественном оформлении поделок.
Форма, цвет, пропорциональность – характерные показатели художественного и технического
конструирования. Художественное оформление простых изделий.
Цель: Познакомить с элементарными понятиями о художественном оформлении
поделок, формой, цветом, пропорциональностью, художественным оформлением простых
изделий.
Практические занятия, 16 часов.
Изготовление и оформление простых моделей с учётом элементарных понятий о
художественном оформлении.
Текущий контроль: Выставка детских работ. Оценка работ детьми.
Итоговое занятие, 2 часа.
Подведение итогов, награждение участников выставок.

Календарный учебный график .
№ Месяц,
число,

Форма
занятий

Кол
-во

Тема занятия

Место
проведен

Форма контроля

1

2

3

время
проведен
ия
занятий
Сентябрь
1 неделя
Сентябр
ь
1
неделя
Сентябр
ь
2
неделя

часо
в

беседа

2

беседа

2

Беседа
2
Практичес
кое занятие

4

Сентябр Беседа
ь
2 .Учебное
неделя
занятие

5

Практичес 2
кое занятие

1
0

Сентябр
ь
3
неделя
Сентябр
ь
3
неделя
Сентябр
ь
4
неделя
Сентябр
ь
4
неделя
Октябрь
1 неделя

1
1

Октябрь
1 неделя

Практичес 2
кое занятие

1
2

Октябрь
2 неделя

Практичес 2
кое занятие

1
3

Октябрь
2 неделя

Практичес 2
кое занятие

1
4

Октябрь
3 неделя

Практичес 2
кое занятие

1
5

Октябрь
3 неделя

Практичес 2
кое занятие

6

7

8
9

2

Практичес 2
кое занятие
Практичес 2
кое занятие
Беседа.
2
Учебное
занятие
Практичес 2
кое занятие

ия

Вводное
занятие.

Учебны
й
кабинет
Инструктаж
Учебны
по
технике й
безопасности
кабинет
История
Учебны
развития
й
технического
кабинет
моделировани
я
Инструменты Учебны
в техническом й
моделировани кабинет
и
Выполнение
Учебны
работ
из й
бумаги
кабинет
Выполнение
Учебны
работ
из й
бумаги
кабинет
Выполнение
Учебны
работ
из й
бумаги
кабинет
Простейшие
Учебны
геометрическ й
ие фигуры
кабинет
Складывание Учебны
геометрическ й
их фигур
кабинет
Складывание Учебны
геометрическ й
их фигур
кабинет
Вырезание
Учебны
геометрическ й
их фигур
кабинет
Вырезание
Учебны
геометрическ й
их фигур
кабинет
Изготовление Учебны
поделок
й
кабинет
Изготовление Учебны
поделок
й
кабинет

наблюдение
наблюдение
наблюдение

наблюдение

Наблюдение
Практич.
задания
Наблюдение
Практич.
задания
Наблюдение
Практич.
задания
наблюдение
Наблюдениепрак
тич.
задания
Наблюдение
Практич.
задания
Наблюдение
Практич.
задания
Наблюдение
Практич.
задания
Наблюдение
Практич.задания
Наблюдение
Практич.
задания

1
6

Октябрь
4 неделя

Практичес 2
кое занятие

1
7

Октябрь
4 неделя

Практичес 2
кое занятие

1
8

Ноябрь
1 неделя

Практичес 2
кое занятие

1
9

Ноябрь
1 неделя

Практичес 2
кое занятие

2
0

Ноябрь
2 неделя

2
1

Ноябрь
2 неделя

2
2

Ноябрь
3 неделя

Беседа.
2
Учебное
занятие
Беседа.
2
Учебное
занятие
Практичес 2
кое занятие

2
3

Ноябрь
3 неделя

Беседа.
Учебное
занятие

2
4

Ноябрь
4 неделя

Практичес 2
кое занятие

2
5

Ноябрь
4 неделя

2
6

Декабрь
1 неделя

Беседа.
2
Учебное
занятие
Практичес 2
кое занятие

2
7

Декабрь
1 неделя

Практичес 2
кое занятие

2
8

Декабрь
2 неделя

Практичес 2
кое занятие

2
9

Декабрь
2 неделя

Практичес 2
кое занятие

3
0

Декабрь
3 неделя

Практичес 2
кое занятие

3
1

Декабрь
3 неделя

Беседа.
Учебное
занятие

2

2

Изготовление
поделок

Учебны
й
кабинет
Изготовление Учебны
поделок
й
кабинет
Изготовление Учебны
поделок
й
кабинет
Изготовление Учебны
поделок
й
кабинет
Виды
Учебны
аппликации
й
кабинет
Изготовление Учебны
работ
по й
трафаретам
кабинет
Изготовление Учебны
работ
по й
трафаретам
кабинет
Изготовления Учебны
работ
в й
разных
кабинет
техниках
Изготовление Учебны
работ
в й
разных
кабинет
техниках
Выполнение
Учебны
одноцветных
й
аппликаций
кабинет
Выполнение
Учебны
одноцветных
й
аппликаций
кабинет
Выполнение
Учебны
многоцветных й
аппликаций
кабинет
Выполнение
Учебны
многоцветных й
аппликаций
кабинет
Выполнение
Учебны
многоцветных й
аппликаций
кабинет
Выполнение
Учебны
многоцветных й
аппликаций
кабинет
История
Учебны
оригами.
й
Условные
кабинет

Наблюдение
Практич.
задания
Наблюдение
Практич.
задания
Наблюдение
Практич.
задания
Наблюдение
Практич.
задания
наблюдение
наблюдение

Наблюдение
Практич.
задания
наблюдение

Наблюдение
Практич.
задания
наблюдение
Наблюдение
Практич.
задания
Наблюдение
Практич.
задания
Наблюдения
Практич.
задания
Наблюдение
Практич.
задания
Наблюдение
Практич.
задания
наблюдение

3
2

Декабрь
4 неделя

Практичес 2
кое занятие

3
3

Декабрь
4 неделя

Практичес 2
кое занятие

3
4

Январь
2 неделя

Практичес 2
кое занятие

3
5

Январь
2 неделя

Практичес 2
кое занятие

3
6

Январь
3 неделя

Практичес 2
кое занятие

3
7

Январь
3 неделя

Практичес 2
кое занятие

3
8

Январь
4 неделя

Практичес 2
кое занятие

3
9

Январь
4 неделя

Практичес 2
кое занятие

4
0

Февраль
1 неделя

Практичес 2
кое занятие

4
1

Февраль
1 неделя

Практичес 2
кое занятие

4
2

Февраль
2 неделя

Практичес 2
кое занятие

4
3

Февраль
2 неделя

Практичес 2
кое занятие

4
4

Февраль
3 неделя

Практичес 2
кое занятие

4
5

Февраль
3 неделя

4
6

Февраль
4 неделя

4
7

Февраль
4 неделя

Беседа.
2
Учебное
занятие
Беседа.
2
Учебное
занятие
Практичес 2
кое занятие

обозначения
Выполнение
Учебны
творческих
й
работ
кабинет
Выполнение
Учебны
творческих
й
работ
кабинет
Выполнение
Учебны
творческих
й
работ
кабинет
Выполнение
Учебны
творческих
й
работ
кабинет
Выполнение
Учебны
творческих
й
работ
кабинет
Выполнение
Учебны
творческих
й
работ
кабинет
Выполнение
Учебны
творческих
й
работ
кабинет
Выполнение
Учебны
творческих
й
работ
кабинет
Выполнение
Учебны
творческих
й
работ
кабинет
Выполнение
Учебны
творческих
й
работ
кабинет
Выполнение
Учебны
творческих
й
работ
кабинет
Выполнение
Учебны
творческих
й
работ
кабинет
Выполнение
Учебны
творческих
й
работ
кабинет
Бумажные и Учебны
картонные
й
модели
кабинет
Способы
Учебны
соединения
й
деталей
кабинет
Способы
Учебны
соединения
й
деталей
кабинет

Наблюдение
Практич.
задания
Наблюдение
Практич.
задания
Наблюдение
Практич.
задания
Наблюдение
Практич.
задания
Наблюдение
Практич.
задания
Наблюдения
Практич.
задания
Наблюдения
Практич.
задания
Наблюдения
Практич.
задания
Наблюдения
Практич.
задания
Наблюдение
Практич.
задания
Наблюдения
Практич.
задания
Наблюдение
Практич.
задания
Наблюдение
Практич.
задания
наблюдение

наблюдение
Наблюдение
Практич.
задания

4
8

Март 1 Беседа.
неделя
Учебное
занятие

4
9

Март 1 Практичес 2
неделя
кое занятие

5
0

Март 2 Практичес 2
неделя
кое занятие

Художественн
ое
оформление
модели
Художественн
ое
оформление
модели
Изготовление
моделей

5
1

Март 2 Практичес 2
неделя
кое занятие

Изготовление
моделей

5
2

Март 3 Практичес 2
неделя
кое занятие

Изготовление
моделей

5
3

Март 3 Практичес 2
неделя
кое занятие

Изготовление
моделей

5
4

Март 4 Практичес 2
неделя
кое занятие

Изготовление
моделей

5
5

Март 4 Практичес 2
неделя
кое занятие

Изготовление
моделей

5
6

Апрель
1 неделя

Практичес 2
кое занятие

Изготовление
моделей

5
7

Апрель
1 неделя

Практичес 2
кое занятие

Изготовление
моделей

5
8

Апрель
2 неделя

Практичес 2
кое занятие

Изготовление
моделей

5
9

Апрель
2 неделя

Практичес 2
кое занятие

Изготовление
моделей

6
0

Апрель
3 неделя

Практичес 2
кое занятие

Изготовление
моделей

6
1

Апрель
3 неделя

Практичес 2
кое занятие

Изготовление
моделей

6
2

Апрель
4 неделя

Практичес 2
кое занятие

Изготовление
моделей

6
3

Апрель
4 неделя

Практичес 2
кое занятие

Изготовление
моделей

Учебны
й
кабинет

наблюдение

Учебны
й
кабинет

Наблюдение
Практич.
задания

Учебны
й
кабинет
Учебны
й
кабинет
Учебны
й
кабинет
Учебны
й
кабинет
Учебны
й
кабинет
Учебны
й
кабинет
Учебны
й
кабинет
Учебны
й
кабинет
Учебны
й
кабинет
Учебны
й
кабинет
Учебны
й
кабинет
Учебны
й
кабинет
Учебны
й
кабинет
Учебны
й
кабинет

Наблюдение
Практич.
задания
Наблюдение
Практич.
задания
Наблюдение
Практич.
задания
Наблюдение
Практич.
задания
Наблюдение
Практич.
задания
Наблюдение
Практич.
задания
Наблюдение
Практич.
задания
Наблюдение
Практич.
задания
Наблюдение
Практич.
задания
Наблюдение
Практич.
задания
Наблюдение
Практич.
задания
Наблюдение
Практич.
задания
Наблюдение
Практич.
задания
Наблюдение
Практич.
задания

6
4

Май
1 Практичес 2
неделя
кое занятие

Изготовление
моделей

6
5

Май
1 Беседа.
неделя
Учебное
занятие

2

6
6

Май
2 Беседа.
неделя
Учебное
6
занятие

2

6
7

Май
2 Практичес 2
неделя
кое занятие

6
8

Май
3 Практичес 2
неделя
кое занятие

6
9

Май
3 Практичес 2
неделя
кое занятие

7
0

Май
4 Практичес 2
неделя
кое занятие

7
1

май
4 Практичес 2
неделя
кое занятие

7
2

Июнь 1 Учебное
неделя
занятие

Элементы
художественн
ого
конструирова
ния
Изготовление
и оформление
простых
моделей
Изготовление
и оформление
простых
моделей
Изготовление
и оформление
простых
моделей
Изготовление
и оформление
простых
моделей
Изготовление
и оформление
простых
моделей
изготовление
и оформление
простых
моделей
Итоговое
занятие

2

Учебны
й
кабинет
Учебны
й
кабинет

Наблюдение
Практич.
задания
наблюдение

Учебны
й
кабинет

наблюдение

Учебны
й
кабинет

Наблюдение
Практич.
задания

Учебны
й
кабинет

Наблюдение
Практич.
задания

Учебны
й
кабинет

Наблюдение
Практич.
задания

Учебны
й
кабинет

Наблюдение
Практич.
задания

Учебны
й
кабинет

Наблюдение
Практич.
задания

Учебны
й
кабинет

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Результативность обучения по программе определяется в виде наблюдения педагога
за выполнением практического задания .
Критериями оценки знаний обучающихся являются:



знание истории развития технического моделирования;
знание видов и свойств бумаги и картона;


умение применять разные инструменты на практике;

владение техническими приемами при работе с бумагой и картоном;

знание видов соединения деталей из бумаги и картона;

владение приемами работы со схемами и чертежами моделей;

самостоятельное выполнение простых фигур в технике оригами,
моделей и конструкций из бумаги и картона;

умение работать аккуратно, рационально использовать материалы,
бережно относиться к инструментам и оборудованию.
Условия оценки знаний обучающихся :
Критерий

Условия оценки

Удовлетворительно
Знание истории Имеет минимальные
развития
знания по истории.
технического
моделирования
Знание видов и Минимальные знания.
свойств бумаги
и картона
Умение
применять
разные
инструменты на
практике.
Владение
техническими
приёмами при
работе с
бумагой и
картоном.
Знание видов
соединения
деталей из
бумаги и
картона.
Владение
приёмами
работы со
схемами и
чертежами.
Выполнение
простых фигур
в техники
оригами.

Хорошо
Имеет частичные
знания по истории
технического
моделирования.
Частичные
представления о
свойствах бумаги и
картона.
Применяет
инструменты
с
помощью педагога.

Отлично
Знает историю развития
технического
моделирования.

Имеет минимальные
знания.

Частично
владеет
приёмами при работе
с бумагой и картоном.

Отлично владеет
техническими приёмами.

Имеет минимальные
знания.

Частично знает виды Отлично
владеет
соединений деталей из знаниями соединения
бумаги и картона.
деталей.

Не умеет применять
инструменты на
практике.

Отлично знает свойство
бумаги и картона.

Отлично владеет
инструментами.

Минимальные знания. Частично
владеет
приёмами работы со
схемами и чертежами.

Отлично ориентируется в
схемах и чертежах.

Затрудняется
в
выполнении фигур
самостоятельно.

Самостоятельно
выполняет простые
фигуры в технике
оригами.

Выполняет фигуры с
минимальной
помощью педагога.

Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения
занятий. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации, практические задания

для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых
открытий, выставки детского творчества. Разнообразные занятия дают возможность детям
проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и
духовному развитию личности. При организации работы необходимо постараться соединить
игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных,
практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, внутрикружковые соревнования, тематические вопросы также помогают при творческой работе.
На занятиях дети знакомятся с технологическим процессом создания изделий из
бумаги. Особое внимание следует уделять развитию у детей способности слушать,
рассказывать, смотреть. На занятиях необходимо предлагать вопросы, задания,
активизирующие творческую активность ребенка.
Этот год обучения знакомит с историей возникновения бумаги. На примере
практической работы детям даются знания о свойствах бумаги.
Необходимо организовать занятия так, чтобы дети могли свободно общаться,
чувствовать себя комфортно и уверенно.
Выставки творческих работ являются отчетом о достигнутых результатах. С помощью
проведения выставок можно корректировать работу всей программы. Конкурсы, викторины,
соревнования помогают детям в игровой форме закрепить, отработать, показать свои знания, а
педагогу правильно построить и скорректировать свою работу в дальнейшем.
Условия реализации программы (техническое и методическое обеспечение).
Для реализации программы необходимы:
Инструменты: карандаши, линейки, ножницы, ластики, циркули.
Материалы: цветная и белая бумага, белый и цветной картон, ватман, калька,
копировальная бумага, фольга, клей ПВА, фломастеры, цветные карандаши, акварель.
Наглядные пособия:
 демонстрационные работы;
 схемы (базовые формы оригами, геометрические фигуры, трафареты для
изготовления моделей, шаблоны фигур);
 тематические загадки, пословицы, поговорки, кроссворды, задания, конкурсы,
викторины;
 иллюстрационный материал к тематическим занятиям; - работы обучающихся.

Литература:

Журавлёва А.И. Техническое творчество младших школьников. // Программы
для внешкольных учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ.
Техническое творчество учащихся. Подготовительные занятия с младшими школьниками.
Спортивно-техническое моделирование. Декоративно-прикладное искусство и дизайн. – М.:
Просвещение. 1995. – с. 36-45.

Журавлёва А.И. Начальное техническое моделирование с элементами
художественного конструирования. // Программы для внешкольных учреждений
дополнительного образования и общеобразовательных школ. Техническое творчество
учащихся. Подготовительные занятия с младшими школьниками. Спортивно-техническое
моделирование. Декоративно-прикладное искусство и дизайн. – М.: Просвещение. 1995. – с.
28-35.

Российская Федерация. Федеральный закон об образовании в Российской
Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012. Ростов-на-Дону: Легион, 2013. – 208 с.

Примерные требования к программам дополнительного образования детей
(Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной
защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844).


Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного
образования детей (внешкольные учреждения) (Утверждены постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003 г. № 27).

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам. Утвержден Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Режим доступа:
http://www.rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html

Демин А.М. Программа кружка «НТМ» Для детей с 7 лет. – Арзамас / pandia.ru
Энциклопедия
знаний.
[Электронный
ресурс]:
[сайт]
–
Режим
доступа:
http://www.pandia.ru/text/78/002/42270.php
Литература для детей и родителей:

Оригами – от простого к сложному. – СПб.: Дельта, 1999. – 320 с.

Долисенко Г.И. Фигурки и игрушки из бумаги и оригами. – М.:
Академия развития, 2011. – 128 с.

Петракова Подарки своими руками. Готовимся к празднику. – М.:
Эксмо, 2009. –
128 с.


Ерофеева Л.Г. Оригами первые шаги. – М.: Академия развития, 2009. –

192 с.

Лыкова И. А. Аппликация из бумаги. – М.: ООО Карапуз Дидактик,
2007. – 20 с.

Дубровская Н.В. Аппликация из гофрированной бумаги. – М.: ДетствоПресс, 2009. – 64 с.

Шахова Н.В. Художественная аппликация и узоры из бумаги. – М.:
БАО-Пресс,
2006. – 50 с.

Шилкова Е. Аппликация. – М.: РИПОЛ Классик, 2011. – 264 с.

Подарки для друзей: Поделки из природных материалов своими руками.
– Смоленск: Русич, 2002. – 656 с.

Конышева Н.М. Наш рукотворный мир. – М.: LINKA-PRESS, 1997. – 160
с.
Текущий контроль Оценочные материалы по текущему контролю результатов
обучения детей

№

Показатели

1.

Организацио Уровень
нные навыки Умения
концен
трировать своё
внимание

2.

Критерии

Графический Уровень
навык
развития

Степень выраженности
Высокий уровень: Ребенок
собранный. Точно выполняет
игровые задания.
Средний уровень: Ребенок может
быть собранным и внимательным,
но
часто
отвлекается.
При
выполнении задания допускает
небольшие ошибки.
Низкий уровень:
У ребенка рассеянное внимание.
Редко справляется с выполнением
здания самостоятельно.
Высокий уровень:

Метод
Кол-во
диагностик
баллов
и
10

Наблюдение.
тесты

5

3

10

Наблюдение.

мелкой
моторики рук

У ребенка хорошо развита мелкая
моторика рук. Линии четкие
ровные. Уверенно и самостоятельно
выполняет задания.
5
Средний уровень
У ребенка есть трудности в
выполнении заданий.
3
Низкий уровень:
Графический
навык
развит
слабо.
Неспособность работать
самостоятельно.
3. Практически Соответствие Высокий уровень:
е навыки и
практических Ребенок овладел практически всеми
10
умения
знаний
умениями и навыками,
предусмотре программным предусмотренными программой.
нные
требованиям Средний уровень:
5
программой
У ребенка есть трудности в
выполнении заданий самостоятельно.
Низкий уровень:
3
Ребенок путает последовательность
выполнения
задания.
Редко
справляется с выполнением задания
самостоятельно.
4. Теоретическ Соответствие Высокий уровень:
10
ие знания
теоретических Обучающийся усвоил теорию
знаний
изготовления изделий, знает способы
программным изготовления модели.
требованиям Средний уровень:
5
Обучающийся недостаточно
хорошо усвоил
последовательность изготовления
моделей. Низкий уровень:
3
Путается в последовательности
изготовления
моделей и
способах изготовления.
5. Владение
ОсмысленВысокий уровень:
10
специальной ность и
Термины употребляются осознано, в
терминологи правильность полном соответствии с содержанием.
ей
использования Средний уровень:
специальной Ребенок с трудом воспринимает
5
терминологии термины на слух, иногда путает их.
Низкий уровень:
Путается
в
терминологии, 3
избегает употребления
терминов.
6. Владение
Высокий уровень:
10
специальным
В полной мере владеет всеми
оборудовани
изученным оснащением
ем
и
5
Средний уровень:
оснащением
Владеет более 1\2 объема умений.
3
Низкий уровень:
Владеет менее 1\2 объема умений

тесты

Контрольны
е задания в
игровой
форме.

контрольный
опрос.

опрос.

Контрольное
задание.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Для

реализации

рабочей

программы

«Начальное

техническое

моделирование»

целесообразно использовать следующие методические принципы:
-личностно-ориентированный подход учитывает особенности обучающихся и учит их
свободно и творчески мыслить;
-коммуникативная направленность обучения даёт обучающимся возможность общаться в
процессе работы группы;
-деятельностный характер обучения позволяет каждому научиться работать как
индивидуально, так и в коллективе;
-поэтапность обучения предполагает изучение курса по принципу "от простого к
сложному", выводит обучающихся к свободному владению материалом;
-принцип автономии учит самостоятельности и позволяет наиболее эффективно
решать поставленные перед ними задачи.
Данная программа обеспечивает связи с предметами таких областей, как информатика,
физика, черчение,ИЗО, технология.
Методы изучении:
а) объяснительно-иллюстративный,
б) репродуктивный,
в) проблемное изложение изучаемого материала,
г) частично-поисковый.
Литература:

Журавлёва А.И. Техническое творчество младших школьников. // Программы
для внешкольных учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ.
Техническое творчество учащихся. Подготовительные занятия с младшими школьниками.
Спортивно-техническое моделирование. Декоративно-прикладное искусство и дизайн. – М.:
Просвещение. 1995. – с. 36-45.

Журавлёва А.И. Начальное техническое моделирование с элементами
художественного конструирования. // Программы для внешкольных учреждений
дополнительного образования и общеобразовательных школ. Техническое творчество
учащихся. Подготовительные занятия с младшими школьниками. Спортивно-техническое
моделирование. Декоративно-прикладное искусство и дизайн. – М.: Просвещение. 1995. – с.
28-35.

Российская Федерация. Федеральный закон об образовании в Российской
Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012. Ростов-на-Дону: Легион, 2013. – 208 с.

Примерные требования к программам дополнительного образования детей
(Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной
защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844).

Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного
образования детей (внешкольные учреждения) (Утверждены постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003 г. № 27).

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам. Утвержден Приказ Министерства

образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Режим доступа:
http://www.rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html

Демин А.М. Программа кружка «НТМ» Для детей с 7 лет. – Арзамас / pandia.ru
Энциклопедия
знаний.
[Электронный
ресурс]:
[сайт]
–
Режим
доступа:
http://www.pandia.ru/text/78/002/42270.php
Литература для детей и родителей:

Оригами – от простого к сложному. – СПб.: Дельта, 1999. – 320 с.

Долисенко Г.И. Фигурки и игрушки из бумаги и оригами. – М.:
Академия развития, 2011. – 128 с.

Петракова Подарки своими руками. Готовимся к празднику. – М.:
Эксмо, 2009. –
128 с.


Ерофеева Л.Г. Оригами первые шаги. – М.: Академия развития, 2009. –

192 с.

Лыкова И. А. Аппликация из бумаги. – М.: ООО Карапуз Дидактик,
2007. – 20 с.

Дубровская Н.В. Аппликация из гофрированной бумаги. – М.: ДетствоПресс, 2009. – 64 с.

Шахова Н.В. Художественная аппликация и узоры из бумаги. – М.:
БАО-Пресс,
2006. – 50 с.

Шилкова Е. Аппликация. – М.: РИПОЛ Классик, 2011. – 264 с.

Подарки для друзей: Поделки из природных материалов своими руками.
– Смоленск: Русич, 2002. – 656 с.

Конышева Н.М. Наш рукотворный мир. – М.: LINKA-PRESS, 1997. – 160
с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».