I. СВЕДЕНИЯ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом художественного творчества детей» р.п. Александро-Невский является образовательным учреждением дополнительного образования и основано на собственности его учредителя. Учредителем Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом художественного творчества детей» является муниципальное образование Александро-Невский муниципальный район Рязанской области. Функции и полномочия учредителя Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом художественного творчества детей» в соответствии с федеральными законами, Постановлением Администрации Александро-Невского муниципального района Рязанской области осуществляет Управление образования и молодежной политики и Администрация Александро-Невского муниципального района. Собственником имущества Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом художественного творчества детей» является Муниципальное образование Александро-Невский муниципальный район Рязанской области. Тип МБУ ДО «ДХТД» – образовательная организация Юридический адрес: 391240, Рязанская область, Александро-Невский р-он, р.п.Александро-Невский, пер.Школьный, д. 1. Место расположения: 391240, Рязанская область, Александро-Невский р-он, р.п.Александро-Невский, пер.Школьный, д. 1. Директор МБУ ДО «ДХТД»: Вековищева Ольга Игоревна. Лицензия – 61Л01 № 09-1396, ОТ «03» ноября 2015г. Свидетельство об аккредитации ГА 006112 от «21» июня 2012г. МБУ ДО «ДХТД» руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением «Об образовательном учреждении дополнительного образования детей», другими федеральными и областными нормативными правовыми актами, нормативными правовыми актами муниципального образования Александро-Невский муниципальный район Рязанской области, приказами Учредителя и Уставом. МБУ ДО «ДХТД» создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных федеральными законами, законами Рязанской области, нормативными правовыми актами Муниципального образования Александро-Невский муниципальный район Рязанской области в сфере образования. МБУ ДО «ДХТД» организует работу с детьми в течение всего учебного года. В каникулярное время учащиеся посещают занятия в МБУ ДО «ДХТД» в соответствии с расписанием. МБУ ДО «ДХТД» организует и проводит массовые мероприятия, создает необходимые условия для совместного труда, отдыха детей, родителей (законных представителей). II. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ. Дополнительное образование детей рассматривается как открытая социальнопедагогическая и государственно-общественная система, развитие которой предусматривает реализацию конкретных мер в организационном, кадровом, программнометодическом и информационном аспектах. На сегодняшний день МБУ ДО «ДХТД» - это многопрофильное учреждение дополнительного образования детей, центр культурно – досуговой работы, который предоставляет детям возможность для разностороннего развития, укрепления здоровья и самоопределения. МБУ ДО «ДХТД» является неотъемлемой частью образовательной системы Александро-Невского муниципального района, обогащает содержание основного образования, усиливая социально- педагогическую функцию и обеспечивая условия для творческого развития детей. МБУ ДО «ДХТД» - одно из учреждений, которое является составляющей частью образовательного пространства для детей. Особенностью или уникальностью в МБУ ДО «ДХТД» является процесс обучения. Он носит более неформальный характер, чем в школе, и поэтому ближе к природным основаниям развития детей, когда акцент ставится не на информационном способе обучения, а на общении, на передаче опыта от старшего к младшему. Вследствие большего значения непосредственного, неформального общения с педагогом, более сильное, чем в школе, имеет личностное влияние педагога на воспитанника. Отсутствие обязательного образовательного стандарта даёт возможность педагогу дифференцированно ставить акцент на результативной стороне учебного процесса, следовать природе познавательного развития ребёнка. На основании договоров с муниципальными образовательными учреждениями района «О совместной деятельности по организации детских объединений дополнительного образования» предоставляются дополнительные образовательные услуги в отдаленных местах района. Все образовательные услуги направлены на: · формирование у воспитанников современной научной картины мира; · воспитание трудолюбия, любви к окружающей природе; · формирование человека и гражданина, нацеленного на совершенствование и преобразование общества; · интеграцию личности в систему мировой и национальной культуры; · решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе; · воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, уважения к культурным традициям и особенностям других народов в условиях многонационального государства; · создание основы для осознанного ответственного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ; · формирование у воспитанников потребности к самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию и т.д. Расписание занятий, которое составляется в целях установления наиболее благоприятного режима труда и отдыха воспитанников, соответствует их возрастным особенностям, установленным санитарно-гигиеническим нормам и в соответствии с организационно-техническими возможностями учреждения. III. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБУ ДО «ДХТД» Образовательная программа - это средство развития познавательной мотивации, способностей ребенка, приобщение его к культуре. Педагогический коллектив МБУ ДО «ДХТД» определяет настоящую образовательную программу как стратегический документ, являющийся составной частью региональной и муниципальной образовательной системы, основой которой является личностно-ориентированная педагогика, принципы взаимодействия интеграции с образовательными учреждениями Александро-Невского муниципального района. Вся работа педагогического коллектива основана на принципе добровольного участия в деятельности детских объединений, в различных мероприятиях. Она направлена на развитие познавательного интереса детей к избранному виду. В условиях, когда расширяются возможности для реализации запросов личности, складываются два типа ориентации в сфере потребления: использование достижений в области бытовой культуры, техники, организации и использование достижений в области духовной культуры. Целями деятельности, для которых создано МБУ ДО «ДХТД», являются: развитие мотивации личности к познанию и творчеству. Деятельность МБУ ДО «ДХТД» направлена на: - обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 5 до 18 лет; - формирование общей культуры; - организацию содержательного досуга. Исходя из выше изложенного, МБУ ДО «ДХТД», ставит перед собой следующие задачи: - создание адаптированных программ, позволяющих получать навыки и умения воспитанникам, в разнообразных направлениях; - повышение качества образовательного процесса путём внедрения новых педагогических технологий; - вовлечение учащихся школы в активную творческую и концертную деятельность, позволяющую выявить скрытый потенциал ребёнка; - создание воспитывающей среды, возможности для самореализации и саморазвития личности; - создание системы патриотического воспитания в рамках образования; дополнительного - индивидуальный подход в сочетании с социальной направленностью деятельности, позволяющий каждому найти своё место в жизни, быть конкурентоспособным на рынке труда. УЧЕБНЫЙ ПЛАН МБУ ДО «ДХТД», РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЙ УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС. Учебный план МБУ ДО «ДХТД» на учебный год разработан на основе Закона Российской Федерации «Об образовании»; Типового положения «Об образовательном учреждении дополнительного образования детей , Устава МБУ ДО «ДХТД» и образовательных программ МБУ ДО «ДХТД». Учебный план строится в соответствии с главными задачами и принципами: · всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства; · многообразие видов дополнительных образовательных программ, удовлетворяющих разнообразные интересы детей; · развитие мотивации личности к познанию и творчеству; · свободный выбор детьми дополнительных образовательных программ в соответствии со способностями, склонностями и интересами детей; · создания условий для развития творческих способностей и формирования навыков и умений, необходимых для развития гармонически развитой личности. Для выполнения вышеперечисленных задач и принципов, учитывая запросы родителей и индивидуальные запросы учащихся, учебный план направлен на реализацию дополнительных образовательных программ по следующим направленностям: - художественная; - естественнонаучная; - физкультурно-спортивная; - туристско-краеведческая; - социально гуманитарная; -техническая. Каждое направление предполагает участие детей в возрасте от 5 до 18 лет в детских объединениях одной тематической направленности или комплексным, интегрированным программам, рассчитанными на 1, 2 года обучения. Занятия проводятся по группам и индивидуально. Художественная направленность предполагает развитие музыкальных, артистических, художественных способностей, формирование умений публичных выступлений и создание живописных произведений, формирование умения понимать произведения искусства, получать удовлетворение от творчества. Она представлена следующими детскими объединениями: - «Волшебная кисточка»; - «Цветные узоры»; - «Самоцветы»; - «Уют дома»; - «Русский детский фольклор»; - «Палитра голосов»; - «Лепка из соленого теста»; - «Бусинка» бисероплетение; - «Живой песок»; - «Театральный сундучок»; - «Волшебный мир танца». Естественнонаучная направленность предполагает формирование устойчивого ответственного отношения воспитанников к окружающей природной среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания, бережного отношения к природе родного края через воспитание доброты и милосердия в процессе общения с ней; приобщение детей к здоровому образу жизни. Представляет собой систему развития детей средствами математических вычислений, специальных упражнений по синхронизации полушарий мозга, развитию восприятия, внимания, мышления, памяти, речи. Способствует совершенствованию вычислительных навыков с помощью абакуса. Абакус дает конкретное и наглядное представление о числе, его составе, о смысле сложения и вычитания. Она представлена детскими объединениями: - «Экология и мы»; - «Занимательная физика»; -«Компьютерная графика»; - «Ментальная арифметика». Физкультурно-спортивное направление своими основными задачами ставит пропаганду здорового образа жизни, сохранение здоровья, формирование физической культуры воспитанников. Она представлена объединениями: - «Здрава»; - «Шахматы». Туристско-краеведческая направленность ориентировано на краеведение, пропаганду здорового образа жизни, сохранение здоровья развитие практических представлений о спортивном туризме. направлена на организацию деятельности учащихся по изучению родного края, Предполагает не только получение знаний, но и воспитание духовно-нравственной культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет учащимся внести реальный вклад в сбережение природы своей местности. Данная направленность включает объединения: - «Поиск». Основной целью социально-гуманитарной направленности в рамках дополнительного образования детей, - это формирование готовности к самореализации детей в системе социальных отношений. Программы, в данной направленности, ориентированы на: - расширение системы представлений и знаний в области гуманитарных наук; - развитие социальной одаренности и социальной компетентности как способности к жизнедеятельности в обществе на основе присвоенных ценностей, знания норм, прав и обязанностей, умений эффективно взаимодействовать с окружающими и быстро адекватно адаптироваться в изменяющемся мире; Она представлена объединением «Почемучка». Техническая направленность ориентирована на развитие интереса учащихся к конструкторской деятельности. Способствует развитию технических способностей, формированию логического мышления, умения анализировать и конструировать. Направленность представлена объединением «Самоделкин». Особенности учебного плана МБУ ДО «ДХТД» Режим занятий обусловлен спецификой дополнительного образования: занятия проводятся во второй половине дня после окончания занятий в общеобразовательной школе. Количественный состав детских объединений предусмотрен образовательными программами не более 15 человек. Специфика некоторых детских объединений предусматривает количественный состав от 1 до 8 человек- это «Палитра голосов». Формы занятий детских объединений самые разные: лекция, беседа, игра, диспут, экскурсия, коллективное творческое дело и др. Отчетные и итоговые занятия проводятся в форме зачета, тематического тестирования, собеседования, концерта, открытого занятия с подведением итогов за год, курс. Для отслеживания результатов деятельности учащихся в объединениях дополнительного образования проводятся мониторинг, тестирование, собеседование и т.д. Хорошим показателем работы является участие детского объединения в мероприятиях, конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, конференциях, выставках, фестивалях и т.д. Списки используемой литературы, методических пособий, познавательной литературы для учащихся, материально-техническое оснащение занятий прописываются педагогом в каждой образовательной программе индивидуально. I V. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В МБУ ДО «ДХТД» Условия организации образовательного процесса в МБУ ДО «ДХТД» регулируют следующие документы: · Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014г.) · Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей; · Санитарно – эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей; ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 4 июля 2014 г. N 41 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2.4.4.3172-14 "САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ, СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ" · Устав МБУ ДО «ДХТД». Благодаря многообразию, разнонаправленности, вариативности предлагаемых дополнительных образовательных программ, дети выбирают то, что близко их природе, отвечает их потребностям и удовлетворяет их многообразные интересы. Деятельность детей осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам. МБУ ДО «ДХТД» работает в режиме 6-дневной недели согласно штатному расписанию педагогов. Расписание занятий объединений утверждается директором по предоставлению педагога дополнительного образования, с учетом пожеланий родителей, возрастных особенностей детей и установленных санитарно – гигиенических норм. Занятия длятся 2 академических часа, после каждых 45 минут занятия спланирован перерыв 10 минут, после каждых 30 минут занятий (дошкольный возраст) спланирован перерыв 10 минут. Прием детей в детские объединения осуществляется на добровольном желании детей, на основании заявления родителей (их законных представителей). При приеме детей в детские объединения администрация обязана ознакомить детей и их родителей (законных представителей) с Уставом учреждения и лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. Ребенок выбирает творческое объединение по интересам и может заниматься одновременно в одном или нескольких творческих объединениях. В течение года ребенок имеет право перейти из одного творческого объединения в другое по его желанию. Формы итоговой и промежуточной аттестации обучающихся: итоговые занятия, отчетные концерты, выставки, соревнования, тестирование. Образовательный процесс осуществляет преподавательский состав в количества 8 человек. Сведения о сотрудниках Дома художественного творчества детей. № 1 2 3 4 Фамилия, Имя, Отчество Вековищева Ольга Игоревна Макарова Галина Владимиров на Чугреева Любовь Владимиров на Бирюкова Марина Александров на Кв. катя I кв.кат. I кв.кат. Наименованиие объедин. Вокал Ментальная арифметика Уют в доме Самоделкин ИЗО I кв.кат. Бисероплетение Самоцветы I кв.кат.. Художественная роспись 5 Ермакова Виктория Владимиров на I кв.кат. Фольклор Лепка из сол. теста, Экология Живой песок 6 Бирюков Анатолий Владимиров ич I кв.кат. Поиск Шахматы Прохождение курсов повышения квалификации № диплома 2018г Высшее ВВС 1404599 Пед. 2017 Высшее ДВС 0029389 2017 Ср. спец. УТ 399136 Пед. 2018 Высшее ВСГ 2930070 Пед. 2018 Ср.проф. 62 БО-0001029 Пед. 2018 Высшее ВСТ 1067859 Костромина Ольга Сергеевна - Здрава - 8 Родина Мария Вячеславовн а - Компьютерная графика - 9 Демехина Ирина Михайловна - Почемучка Волшебный мир танца - 7 № Направление деятельности 1. Организационноисполнительская 3. Досуговая деятельность 4. Организационно исполнительская 5. Обзорный контроль Комплектование учебных групп Педагогический совет 6. 1 Бакалавр 1068050757846 Реализация 1. 09. Директор План работы 2.09 Директор Протокол Бирюкова М.А. 5.09 Бирюкова М.А. Справка Приказ 14.09 Директор 1630.09 Директор Демехина И.М. Планы, графики, приказы. Приказ, списки в алф. книге Приказ, протокол Комплектование 27.09 при учебных групп. Соблюдение безопасных условий учебновоспитательного процесса. ОКТЯБРЬ Анализ работы в 2021- 14.10 Педагогический 2022 учебном году. совет Цели, задачи, план работы на новый 2022Совещание директоре Высшее № 89553 Календарный план работы МБУ ДО «ДХТД» на 2022-2023 учебный год. Содержание Сроки Ответственные деятельности СЕНТЯБРЬ Внесение коррективов в план работы на учебный год Соблюдение безопасных условий учебновоспитательного процесса. Дистанционный праздник "День открытых дверей" Оформление документации 2. Ср. проф. 1162240087862 Переподг. МичГАУ 682404665803 Директор Директор Бирюкова М.А. Протокол 1. 2 Обзорный контроль Совещание при директоре Персональный контроль 1. Хозяйственная деятельность 2 Персональный контроль 3. Пед. совет 4 5. 4 Директор Бирюкова М.А. Приказ Анализ Директор Бирюкова М.А Ермакова В.В. Директор Бирюкова М.А. Акты на списание Директор Бирюкова М.А Протокол Директор Все педагоги Приказ Справка Приказ Справка Выставка работ 26.12 обучающихся- отчет за 1 полугодие Обзорный контроль Проведение оценки 27.12 Директор Приказ качества образования Бирюкова М.А Протокол у обучающихся за 1 полугодие ЯНВАРЬ – ФЕВРАЛЬ Директор Приказ Праздник 16.01 Ермакова В.В. Справка «Новогодние Бирюкова М.А Сценарий святки» Досуговая деятельность 3 Директор Бирюкова М.А. Приказ, Протокол, справка Досуговая деятельность 1 2 2023г. Утверждение инструкций по ОТ и ТБ. НОЯБРЬ Соблюдение правил техники безопасности в объединениях. 01.11 Анализ документации объединений. Посещение занятия 9.11 Бирюковой М.А.«Бусинка» ДЕКАБРЬ Проведение 14.12 инвентаризации списывания ценностей Посещение занятия Родиной М.В. «Компьютерная 19.12 графика» Цель:Анализ документации Анализ качества образования по доп. 21.12 программам Досуговая деятельность Соревнования спортивного объединения «Здрава» Своевременность и Обзорный грамотность контроль оформления по ТБ и ПБ документации Предупреждение Производственное несчастных случаев, совещание соблюдение правил 27.01 Директор, Костромина О.С. 16.0120.01 Директор 20.02 Бирюкова М.А. Приказ Положение Справка Приказ, справка. Журналы инструктажа Справка 6 Персональный контрол 1 Досуговая деятельность 2 Производственное совещание 3. Пед. совет 1 Персональный контроль 2. Совещание при директоре 3 Сравнительнообобщающий контроль 4 Досуговая деятельность 1 Пед. совет техники безопасности Посещение занятия 22.02 Директор Бирюковой А.В. Бирюкова М.А. «Шахматы» МАРТ Внутриучрежденческий конкурс декоративно 13.03 Директор прикладного искусства Бирюкова «Красота своими М.А. руками» Все педагоги Утверждение графика итоговой аттестации Подготовка к творческому отчету Приказ Протокол Справка 20.03 Директор Приказ График 27.03 Бирюкова М.А. Приказ Протокол АПРЕЛЬ Посещение урока Ермаковой В.В. 21.04 «Фольклор» О готовности к проведению итоговой аттестации обучающихся. Составление графика отпусков на 2022-2023 учебный год Проведение оценки качества образования у обучающихся. Тестирование, срезовые работы, итоговые занятия. Творческий отчёт в рамках праздника Выставка работ учащихся ДХТД МАЙ Итоги образовательной деятельности Отчёт и анализ учебновоспитательного процесса в объединениях и по направленностям Приказ Справка 25.04 Директор Бирюкова М.А. Приказ Справка Директор Протокол Директор, Бирюкова М.А. Педагоги Утверждённая документация итоговой аттестации. Протоколы. 26.04 27.04 15.05 Директор Бирюкова М.А. Все педагоги Директор Бирюкова М.А. Сценарий Справка Протокол 2 Досуговая деятельность Спортивные состязания объединения «Здрава» 17.05 Директор Костромина О.С. Бирюкова М.А Приказ, Сценарий Справка