f03e735674b5e69bb34f538b0a6ea96e

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Дом
художественного творчества детей" Александро-Невского муниципального района
Рязанской области

Утвердить программу
приказом № 18 от 15.04.2025г.

Протокол педагогического совета № 6
От 15.04.2025г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Экология»
Естественнонаучная направленность

Трудоемкость:144
Срок освоения: - 1 год
Возраст обучающихся: 7 —9 лет

Р. п. Александро-Невский
2025 г.

Пояснительная записка.
Роль и место данной программы в образовательной программе ОО
Программа «Экология» естественнонаучной направленности.
Направлена на освоение методов научного познания мира, формирование и развитие
научного мировоззрения и мышления, исследовательских способностей обучающихся; их
профессиональную ориентацию, на освоение компетенций, востребованных в научных
отраслях, экономике страны и региона.
Адресат программы
Программа предназначена для детей в возрасте 7-9 лет, проявляющих интерес к экологии
и окружающему миру, желающих расширить свои знания и развить навыки
исследовательской деятельности. Она будет полезна как для детей, уже имеющих базовые
знания по экологии, так и для тех, кто только начинает с ней знакомиться. Программа не
требует предварительной подготовки и рассчитана на широкий круг обучающихся.
Условия набора: принимаются все желающие. Программа ориентирована на детей,
проявляющих интерес к природе, а также на тех, кто нуждается в дополнительном
образовании в области экологии.
Условия формирования групп: одновозрастные.
Отличительная особенность ДОП: Программа «Экология» ориентирована на детей, не
имеющих ограничений по здоровью, позволяющих им участвовать в активной
деятельности и проводить эксперименты. При необходимости, программа может быть
адаптирована для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и индивидуальных
особенностей ребенка.
Объем и срок освоения ДОП: Общий объем программы составляет 144 часа. Занятия
проводятся в течение учебного года, с учетом учебного плана и расписания
образовательной организации. Продолжительность одного занятия 2 академических часа.
Форма обучения: очная.
Формы организации занятий: Фронтальная - организация работы со всеми
обучающимися одновременно. Групповая-организация работы с подгруппой
обучающихся, деятельность которых объединяется общей целью. В процессе совместной
деятельности они обретают навыки работы в коллективе. Данная форма организации
обучения является приоритетной.
Индивидуальная форма работы присутствует в ситуациях оказания помощи
обучающемуся в случае его затруднения при выполнении заданий.
Преобладающее большинство занятий имеет структуру комбинированного занятия.
Формы подведения итогов: выставки, фестивали, конкурсы, зачеты, защита творческих
работ, опрос, собеседование, тестирование.
Цель программы:
Формирование у обучающихся основ экологической культуры, бережного отношения к
природе и ответственного поведения в окружающей среде.
Задачи программы:
Обучающие:
-Познакомить с основными экологическими понятиями и законами.
-Сформировать представление о взаимосвязях в природе и роли человека в ней.
-Научить наблюдать за природными явлениями, проводить простые опыты и
эксперименты.
-Расширить знания о растительном и животном мире родного края.
Развивающие:
-Развивать познавательный интерес к изучению природы.
-Развивать наблюдательность, логическое мышление, творческие способности.
-Формировать умение анализировать информацию, делать выводы и обобщения.
-Развивать навыки работы в группе, умение сотрудничать и общаться.

Воспитательные:
-Воспитывать бережное отношение к природе и окружающей среде.
-Формировать экологическую культуру и ответственное поведение.
-Воспитывать чувство любви к родному краю и гордости за его природное богатство.
-Формировать активную жизненную позицию в вопросах охраны окружающей среды.
Содержание программы.
Учебный план.

№
п/п
1

Название раздела,
темы
Введение в экологию.
Что такое экология?

2

Живая и неживая
природа. Взаимосвязь
в природе.

18

6

12

Экскурсия, наблюдение, опыт,
игра .
Промежуточная аттестация.

3

Растения вокруг
нас. Разнообразие
растительного
мира.
Животные вокруг нас.
Разнообразие
животного мира.

24

6

18

Экскурсия, гербарий, опыт,
творческая работа.
Промежуточная аттестация.

24

6

18

Экологические
проблемы и охрана
природы.
Экология моего
дома.

30

8

22

18

4

16

Экскурсия, наблюдение, игра,
творческая работа.
Промежуточная аттестация.
Беседа, игра, проект,
практическая работа.
Промежуточная аттестация.
Наблюдение.
Промежуточная аттестация.

Экологический
праздник. Итоговое
занятие.
Всего

24

-

24

144

32

112

4

5

6

7

Количество часов
Формы аттестации/
контроля
Всего Теория Практика
6
2
Беседа, игра, викторина.
4
Промежуточная
аттестация.

Викторины, конкурс,
творческое выступление.
Итоговая аттестация.

Содержание учебного плана:
Раздел 1. Введение в экологию. Что такое экология? (6 часов)






Знакомство с понятием "экология". Что изучает экология.
Основные компоненты окружающей среды: воздух, вода, почва, растения,
животные.
Правила поведения в природе.
Экологические знаки.
Промежуточная аттестация.

Раздел 2. Живая и неживая природа. Взаимосвязь в природе. (18 часов)








Живая и неживая природа: отличия и взаимосвязь.
Солнце, воздух, вода – основа жизни на Земле.
Круговорот воды в природе.
Цепи питания. Кто кого ест?
Экологические системы: лес, луг, водоем.
Практическая работа: наблюдение за погодой, изучение свойств воды и почвы.
Промежуточная аттестация.

Раздел 3. Растения вокруг нас. Разнообразие растительного мира. (24 часа)









Разнообразие растительного мира: деревья, кустарники, травы.
Строение растения: корень, стебель, лист, цветок, плод.
Значение растений в природе и жизни человека.
Лекарственные растения.
Растения Красной книги.
Практическая работа: создание гербария, посадка растений, уход за комнатными
растениями.
Творческая работа: рисование растений, изготовление поделок из природного
материала.
Промежуточная аттестация.

Раздел 4. Животные вокруг нас. Разнообразие животного мира. (24 часа)









Разнообразие животного мира: насекомые, рыбы, птицы, звери.
Среда обитания животных.
Питание животных.
Животные Красной книги.
Домашние животные и их роль в жизни человека.
Практическая работа: наблюдение за животными, изготовление кормушек для
птиц.
Творческая работа: рисование животных, изготовление масок животных.
Промежуточная аттестация.

Раздел 5. Экологические проблемы и охрана природы. (30 часов)










Загрязнение воздуха, воды и почвы. Причины и последствия.
Мусор и его переработка.
Охрана растений и животных.
Красная книга.
Заповедники и национальные парки.
Экологические акции и мероприятия.
Практическая работа: уборка территории, посадка деревьев, участие в
экологических акциях.
Проектная деятельность: разработка и реализация экологического проекта.
Промежуточная аттестация.

Раздел 6. Экология моего дома. (18 часов)



Экономия воды и электроэнергии.
Раздельный сбор мусора.







Экологически чистые продукты.
Комнатные растения и их роль в очистке воздуха.
Практическая работа: проведение опытов по экономии воды и электроэнергии,
сортировка мусора.
Проектная деятельность: разработка и реализация проекта по улучшению
экологической обстановки в доме.
Промежуточная аттестация.

Раздел 7. Итоговое занятие. Экологический праздник. (24 часа)








Повторение и закрепление изученного материала.
Викторина на экологическую тематику.
Конкурс рисунков и поделок из природного материала.
Творческое выступление: песни, стихи, сценки на экологическую тему.
Награждение победителей и участников.
Подведение итогов работы за год.
Итоговая аттестация.

Планируемые результаты:
Личностные результаты:
-мотивация к занятиям по программе «экология»;
-познавательный интерес к экологическим явлениям
-ценностное отношение к экологии как способу развития интеллектуальных
способностей;
-готовность целенаправленно использовать экологические знания, умения и навыки
в учебной деятельности и в повседневной жизни; - расширение
общеобразовательного кругозора.
Предметные результаты:
- знать основные экологические понятия и термины.
- описывать различные природные экосистемы и их обитателей.
- осознавать влияние человеческой деятельности на окружающую среду и предлагать пути
решения экологических проблем.
- участвовать в практических мероприятиях по охране природы и осознавать свою
ответственность за сохранение окружающей среды.
-знать правила техники безопасности при проведении экспериментов;
-уметь проводить простые эксперименты и опыты;
-уметь анализировать результаты экспериментов и делать выводы;
Метапредметные результаты:
-умение определять цель практической деятельности с помощью педагога;
-умение контролировать процесс и результаты работы;
-умение действовать по заданным правилам;
-умение работать с иллюстрациями, картинками, схемами;
-умение выстраивать логические цепи рассуждений;
-умение взаимодействовать с педагогом, сверстниками в познавательной деятельности;
-умение адекватно реагировать на оценку педагога, сверстников;
-умение вносит коррективы в свою деятельность на основе замечаний
педагога;
Условия реализации дополнительной общеразвивающей программы :

язык реализации программы: в соответствии со ст.14 ФЗ-273 образовательная
деятельность осуществляется на русском языке.

п/
п

Календарный учебный график
Дата начала
Дата
Груп Год
пы
окончания
обучени обучения
по
обучения по
я
программе
программе

Всего
учебны
х
недель

Количест Режим
во
занятий
учебных
часов

1

1

36

144

№

1

4.09.2025

30.05.2026

2 раза в неделю
по 2 часа

Формы аттестации
Аттестация обучающихся представляет собой оценку качества усвоения
содержания конкретной образовательной программы дополнительного образования
детей и рассматривается педагогическим коллективом как неотъемлемая часть
образовательного процесса, позволяющая всем его участникам оценить реальную
результативность их совместной творческой деятельности.
Цель аттестации – выявление соответствия уровня полученных обучающимися
знаний, умений и навыков прогнозируемым результатам образовательной
программы.
Задачи аттестации:
-определение уровня теоретической и физической подготовки обучающихся в
конкретной образовательной области;
-выявление степени сформированности практических умений и навыков в
выбранном обучающимися виде деятельности;
-анализ полноты освоения образовательной программы (или ее раздела)
объединения;
-соотнесение прогнозируемых результатов образовательной программы и реальных
результатов учебного процесса.
Аттестация обучающихся строится на принципах:
-учета индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся;
-адекватности содержания и организации аттестации специфике творческой
деятельности обучающихся в конкретном творческом объединении и его
образовательной программе;
-свободы выбора педагогом методов и форм проведения и оценки результатов;
-обоснованности критериев оценки результатов.
Аттестация обучающихся по данной программе проводится в следующих формах:
Форма аттестации:
Промежуточная аттестация:
Тестирование по пройденному материалу после каждого раздела.
Выполнение практических работ и экспериментов.
Оценка активности на занятиях.
Итоговая аттестация:
Защита проектных работ.
Участие в итоговой викторине.

Оценочные материалы:
Для оценки знаний и умений обучающихся используются разнообразные
оценочные материалы:
Тесты: Тесты разработаны для проверки усвоения теоретического материала по
каждому разделу программы. Тесты содержат вопросы разного уровня
сложности: от простых вопросов на знание определений до заданий, требующих
применения полученных знаний.
Практические работы: Оценка проводиться по результатам выполнения
практических работ и экспериментов. Оцениваться: правильность выполнения
работы, аккуратность, соблюдение техники безопасности, умение анализировать
результаты и делать выводы.
Проектные работы: Оценка проектных работ включает в себя: актуальность
темы, соответствие поставленным целям, оригинальность идеи, качество
выполнения, презентацию работы и ответы на вопросы.
Викторины: Викторины проводятся для закрепления знаний и развития
интереса к предмету. Оценка проводиться по количеству правильных ответов и
активности участия.
Наблюдение за работой обучающихся: Преподаватель проводит наблюдение за
работой обучающихся на занятиях, оценивая их активность,
заинтересованность, умение работать в команде и самостоятельность.
Воспитательный потенциал:
Программа "Экология" обладает значительным воспитательным потенциалом, поскольку
способствует формированию у детей:





Нравственных качеств: ответственности, бережливости, сочувствия, уважения к
природе.
Эстетических чувств: умения видеть красоту и гармонию в окружающем мире.
Гражданской позиции: осознания своей роли в сохранении природы и готовности к
активным действиям в защиту окружающей среды.
Трудолюбия: участия в практической деятельности по охране природы (посадка
деревьев, уборка мусора и т.д.).

Цель воспитательной работы:
Формирование экологической культуры и ответственного отношения к окружающей среде
у детей младшего школьного возраста, развитие у них чувства сопричастности к природе
и желания участвовать в ее охране.
Задачи воспитательной работы:




Формирование ценностного отношения к природе: Воспитание любви и
уважения к живым существам, понимание ценности каждого элемента экосистемы.
Развитие экологического сознания: Формирование представлений о
взаимосвязях в природе, причинах экологических проблем и способах их решения.
Воспитание ответственности за свои действия: Осознание влияния человеческой
деятельности на окружающую среду и формирование готовности к экологически
ответственному поведению.





Развитие познавательного интереса к природе: Стимулирование
любознательности, наблюдательности и стремления к изучению окружающего
мира.
Формирование навыков практической природоохранной деятельности:
Обучение простым способам сохранения природы и участия в экологических
акциях.

Ожидаемые результаты:
К концу обучения дети:







Будут знать: основные экологические понятия, правила поведения в природе,
причины экологических проблем.
Будут понимать: взаимосвязи в природе, влияние человека на окружающую
среду, необходимость бережного отношения к природным ресурсам.
Будут уметь: наблюдать за природными явлениями, проводить простые
экологические исследования, участвовать в природоохранных акциях, соблюдать
правила поведения в природе.
Проявят: любовь и уважение к природе, ответственность за свои действия,
готовность к участию в природоохранной деятельности.
Сформируют: экологическую культуру и активную жизненную позицию в
вопросах охраны окружающей среды.

Формы проведения воспитательных мероприятий:
Программа использует разнообразные формы проведения воспитательных мероприятий,
чтобы сделать процесс обучения интересным и эффективным для детей:








Беседы и дискуссии: Обсуждение экологических проблем, анализ ситуаций,
обмен мнениями.
Игры и викторины: Закрепление знаний в игровой форме, развитие логического
мышления и командного духа.
Экскурсии и походы: Непосредственное знакомство с природой, наблюдение за
живыми организмами в естественной среде обитания.
Практические занятия и мастер-классы: Изготовление кормушек для птиц,
посадка растений, очистка территории от мусора.
Просмотр фильмов и презентаций: Визуальное представление информации,
расширение кругозора.
Творческие конкурсы и выставки: Развитие творческих способностей,
выражение своего отношения к природе через искусство.
Экологические акции и проекты: Участие в реальной природоохранной
деятельности, формирование чувства сопричастности к общему делу.

Методы воспитательного воздействия:
Для достижения поставленных целей используются следующие методы воспитательного
воздействия:



Личный пример педагога: Демонстрация экологически ответственного
поведения, увлеченность природой.
Поощрение и поддержка: Создание позитивной атмосферы, стимулирование
активности и инициативы детей.






Создание проблемных ситуаций: Стимулирование самостоятельного поиска
решений, развитие критического мышления.
Использование наглядности: Обеспечение доступности и понятности
информации, активизация восприятия.
Вовлечение родителей: Совместное участие в экологических мероприятиях,
создание единого воспитательного пространства.
Использование игровых технологий: Создание эмоционально привлекательной
среды, активизация познавательной деятельности.

Программа "Экология" стремится не только дать детям знания о природе, но и воспитать в
них настоящих защитников окружающей среды, готовых внести свой вклад в сохранение
нашей планеты для будущих поколений.
Важным аспектом воспитательной работы является создание атмосферы сотрудничества и
взаимопомощи в группе. Дети учатся работать в команде, делиться знаниями и опытом,
поддерживать друг друга в решении экологических задач. Это способствует развитию
коммуникативных навыков, формированию чувства ответственности за общее дело и
укреплению дружеских связей.
Особое внимание уделяется развитию у детей способности к наблюдению и анализу. Во
время экскурсий и практических занятий они учатся замечать детали, сравнивать объекты,
делать выводы и формулировать гипотезы. Это развивает их познавательные способности,
критическое мышление и умение самостоятельно добывать знания.
Программа также предусматривает использование проектной деятельности. Дети
самостоятельно или в группах выбирают интересующую их экологическую проблему,
изучают ее, разрабатывают план действий и реализуют его. Это позволяет им применить
полученные знания на практике, развить творческие способности и почувствовать себя
настоящими исследователями.
Важным элементом воспитательного процесса является формирование у детей чувства
гордости за свою малую родину. Они изучают природу своего края, знакомятся с
местными экологическими проблемами и участвуют в их решении. Это способствует
развитию патриотизма, любви к своей земле и желанию заботиться о ее благополучии.
Для достижения максимального воспитательного эффекта необходимо тесное
взаимодействие с родителями. Родители привлекаются к участию в экологических акциях,
экскурсиях и проектах. Проводятся родительские собрания и консультации, на которых
обсуждаются вопросы экологического воспитания детей в семье. Это позволяет создать
единое воспитательное пространство и обеспечить преемственность в формировании
экологической культуры ребенка.
Мониторинг освоения программы. Оценочные материалы.
Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей,
динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и
включающая: педагогические наблюдения, педагогическую диагностику,
связанную с оценкой педагогических действий с целью их дальнейшей
оптимизации:
-Входное тестирование (устный опрос, письменный опрос) - оценка исходного
уровня знаний перед началом образовательного процесса. Проводится с целью
определения уровня развития детей.

-Текущий контроль – оценка качества усвоения обучающимися учебного материала;
отслеживание активности обучающихся.
-Промежуточное тестирование – это оценка качества усвоения обучающимися
учебного материала по итогам учебного периода.
-Итоговое тестирование – оценка уровня достижений обучающихся по
завершении освоения дополнительной общеобразовательной программы .
Форма контроля:
Устный опрос: Проведение бесед и опросов для проверки понимания теоретического
материала.
Письменные работы: Проведение тестов.
Практические работы: Выполнение экспериментов и опытов.
Проектная деятельность: Создание и защита проектов.
Викторины и игры: Проведение викторин и игр для закрепления знаний и развития
интереса к предмету.
Самостоятельная работа: Выполнение самостоятельных заданий и упражнений.
Взаимооценка и самооценка: Предоставление обучающимся возможности оценивать свою
работу и работу своих товарищей.
Методическое обеспечение.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Экология» представляет из себя курс теоретического и практического материала,
необходимый для формирования и развития способностей обучающихся. Обучение
по программе выстроено с учетом возрастных особенностей младших школьников.
Используются
следующие
методы
обучения: объяснительноиллюстративные, практические, частично-поисковые, проблемные, игровые.
В воспитательном процессе используется убеждение, упражнение, стимулирование,
мотивация.
Для реализации Программы уместно использовать технологию индивидуализации
обучения, технологии группового, проблемного и дифференцированного обучения.
Реализация Программы проходит в совместной деятельности педагога и детей, а
также в самостоятельной деятельности детей. Образовательный процесс проходит
ненавязчиво, с использованием игровых обучающих ситуаций, при сочетании
подгрупповой и индивидуальной работы с детьми и использованием приемов
поддержки детской инициативы. Обеспечивается участие ребѐнка во всех
доступных ему видах коммуникативного взаимодействия.
В содержание занятий включена постоянная смена деятельности детей:
предусмотрена совместная работа с педагогами, самостоятельная деятельность,
разминка, логоритмика, корригирующая гимнастика, пальчиковые игры,
логические игры и задания, активные игры и игры малой подвижности, беседы,
работа в тетрадях, работа у доски, работа на компьютерах. Так же особое внимание
уделяется на совместные проекты и деятельность с родителям.
Организация деятельности обучающихся на занятиях основывается на следующих
принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность предметно-пространственной среды для различных

видов деятельности;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к обучающимся ;
- преемственность.
Усвоение содержания программы происходит посредством использования
различных приемов и форм обучения:
- создание ситуации выбора;
- создание
игровых
ситуаций
для
развертывания
спонтанной и самодеятельной игры;
- создание ситуаций контакта со сверстниками и взрослыми;
- создание ситуаций, побуждающих
к высказываниям
(возможность высказаться);
- использование ритуалов и традиций группы;
- обогащение сенсорного опыта.
- Условия реализации программы:
Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:
Наличие учебного кабинета, оборудованного для проведения занятий по
экологии.
Наличие необходимого оборудования и материалов для проведения
экспериментов и опытов (приборы, конструкторы, наборы для экспериментов,
расходные материалы).
Наличие методических материалов (учебные пособия, рабочие тетради,
дидактические материалы, презентации, видеоматериалы).
Квалифицированный преподаватель, имеющий опыт работы с детьми и знающий
основы экологии.
Соблюдение правил техники безопасности при проведении экспериментов.
Создание благоприятной психологической атмосферы на занятиях,
способствующей развитию познавательного интереса и творческих способностей
обучающихся.
Взаимодействие с родителями обучающихся для повышения эффективности
обучения.
Материально-технические условия:
Для реализации программы необходимы следующие материально-технические
условия:
Учебный кабинет:
Столы и стулья для обучающихся.
Стол для преподавателя.
Доска для записей
Учебный кабинет должен быть оснащен приборами, конструкторами, наборами
для экспериментов и расходными материалами. Необходимы методические
материалы, включая учебные пособия и презентации.
Учебно-методическое обеспечение.
Для реализации программы используются следующие учебно-методические материалы:
Методические рекомендации для преподавателей по проведению занятий.
Дидактические материалы (карточки с заданиями, схемы, таблицы, плакаты).

Инструкции к проведению экспериментов и опытов.
Видеоматериалы и презентации по экологии.
Интернет-ресурсы, содержащие информацию по экологии (сайты, образовательные
порталы).
Используемая литература и интернет-ресурсы:
Литература для педагога:






Алексеев С.В. Экология для младших школьников. – М.: Дрофа, 2000.
Бобылева Л.Д. Экологическое воспитание младших школьников. – М.: ВентанаГраф, 2003.
Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 1-4 классов. – М.: Просвещение.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М.:
Просвещение, 1999.
Сборник экологических игр и упражнений для детей. – М.: Айрис-пресс, 2005.

Литература для детей:






Бианки В.В. Лесная газета.
Сладков Н.И. Лесные сказки.
Пришвин М.М. Кладовая солнца.
Чарушин Е.И. Рассказы о животных.
Книги о природе для младшего школьного возраста (издания различных авторов).

Интернет-ресурсы:






Экологический портал
Сайт Министерства природных ресурсов и экологии РФ
Детский экологический портал
Сайт Всемирного фонда дикой природы (WWF)
[Экологические сайты и блоги, посвященные детскому образованию](поиск в
интернете)

Приложение 1
Таблица

индивидуального

программы (диагностическая карта)

ФИО обучающегося
Возраст (класс)

мониторинга

освоения

Показатели для мониторинга

Уровень на начало учебного
года

Уровень на конец
учебного года

Эмоциональная вовлеченность ребенка
в работу на занятии
Познавательный интерес к экологии

Сформированные понятия основных
экологических концепции и терминов.
Умение проводить простые
эксперименты и опыты

Умение выстраивать логические цепи
рассуждений

Готовность и способность вести
диалог со сверстниками и педагогом

Способность к самостоятельному
поиску методов решения практических
задач
Толерантное поведение.

По каждому критерию выставляются баллы от 1-3, которые суммируются и
определяют общий уровень освоения программы на начало года и конец года, в
зависимости от которого выстраивается индивидуальная траектория для ребенка
для наиболее успешного овладения.
Уровни освоения программы
1балл - ДОСТАТОЧНЫЙ – ребѐнок пассивен в работе. Не владеет
основными полученными знаниями.
2балла - СРЕДНИЙ – ребѐнку нравится выполнять задания.
Ребѐнок допускает ошибки в работе, но исправляет их с небольшой

помощью педагога.
3балла - ВЫСОКИЙ – ребѐнок активен при выполнении задания.
Самостоятелен при выполнении заданий.
Данные критерии являются основанием лишь для оценки индивидуального развития
ребенка. Продвижение в развитии каждого ребенка оценивается только относительно его
предшествующих результатов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».